| | Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009 | | ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И ПЕРЕХОД К НОВОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ | | Белоусов А. В. докторант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье анализируется опыт реализации промышленной политики в ряде индустриальных стран. Систематизированы меры по реализации структурных преобразований в промышленности, как часть заявленной правительством антикризисной политики развития | Ключевые слова: политика развития, экономическая политика, промышленная политика, структурная политика, концепция модернизации промышленности, государственная поддержка | В стратегии социально-экономического развития России до 2020 г. предложен переход от инерционной энерго-сырьевой модели развития к модели радикально-интенсивного типа, позволяющей использовать преимущества глобализации и сохранить необходимые экономические ресурсы, чтобы противостоять рискам и вызовам.
В условиях современного кризиса важнейшей составляющей процесса модернизации России является совершенствование государственной промышленной политики. Использование данного института позволяет государству осуществлять не только управление рыночной средой, отдельными отраслями, предприятиями, но и решать проблемы структурных преобразований, инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.
Российский союз промышленников и предпринимателей еще в 2003 г. разработал «Основы промышленной политики Российской Федерации», в 2004 г. — «Концепцию основ государственной промышленной политики». Государственную промышленную политику России на региональном уровне реализуют субъекты РФ. Институциональное поле сопровождения промышленной политики, наряду с государственными учреждениями, формируют около 40 региональных законодательных инициатив, в которых приводится понятие промышленной политики, определяется ее содержательная суть, механизмы реализации.
Анализ содержания этих документов позволяет сделать следующие выводы:
1. Промышленная политика определяется в них как комплекс административных и финансово-экономических мер, направленных на обеспечение нового качества экономического роста страны за счет повышения инновационной активности, эффективности и конкурентоспособности производства с целью расширения доли отечественных компаний на внутреннем и мировом рынках в интересах повышения благосостояния населения.
Представляется, что такая общая формулировка больше подходит к определению экономической политики государства в целом.
2. Пока еще законодательно не оформленные концептуальные основы промышленной политики государства ориентируют на развитие постоянно действующих диалоговых отношений государства и бизнеса.
Можно поэтому констатировать, что единства мнений по данному вопросу пока не достигнуто, что свидетельствует о необходимости уточнения как понятийного аппарата , так и механизма реализации промышленной политики.
Отметим, что в России имеются серьезные достижения в рамках исследований по данной проблеме. Такие разработки выполнялись сотрудниками Института экономики РАН, ЦЭМИ РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и другими организациями. Они доказывают, что государственное регулирование промышленного развития должно представлять собой комплекс мер по закреплению необходимых структурных изменений, основу которых составляет установление обязательных правил и соответствующих механизмов, обеспечивающих их соблюдение хозяйствующими субъектами.
Анализ многообразия моделей промышленной политики позволяет выделить два основных типа. Западноевропейский тип делает основной упор на структурную политику и предполагает постепенное улучшение, корректировку существующей структуры путем поощрения перспективных отраслей и сворачивания убыточных. Этот тип промышленной политики обязан своим существованием высокодиверсифицированному характеру экономической структуры крупных западноевропейских государств. Другой тип промышленной политики — японский — направлен на концентрированную поддержку высокотехнологичных отраслей, его можно назвать «технологическим». В основе этого типа лежит идея, что в современных условиях рост зависит в первую очередь от освоения научно-технических достижений (инноваций).
Промышленная политика стала активно применяться в ряде стран в послевоенный период в ходе восстановления народного хозяйства. Например, в Германии и Японии отличительными чертами послевоенного восстановления были: прямое регулирование базовых отраслей государством; восстановление инфраструктуры исключительно за счет государственных средств; внебюджетные государственные фонды поддержки базовых отраслей; государственная поддержка развития банковского сектора и фондового рынка; государственные закупки высокотехнологичных товаров. Активное антимонопольное регулирование в Японии явилось наиболее характерной особенностью политики послевоенного восстановления экономики. Оно проводилось в наиболее жестких формах — принудительном роспуске и дроблении военно-промышленных монополий; на финансовом же рынке осуществлялась прямо противоположная политика поощрения крупных частных банков.
Результативными примерами промышленной политики стали план Р. Барра во Франции и программа «Солнечный свет» в Японии. Они были направлены на быструю структурную и научно-техническую перестройку экономики в условиях топливно-энергетического кризиса первой половины 70-х гг. прошлого столетия. Этот кризис обозначил переход стран с развитой рыночной экономикой в новый режим функционирования, характеризующийся высокими ценами на сырье и топливо. Благодаря плану Р. Барра, Франции удалось в течение пяти-шести лет добиться самообеспечения энергией за счет развития угольной промышленности и особенно атомной энергетики. Программа «Солнечный свет» носила еще более радикальный характер: она была направлена на коренное снижение энергоемкости продукции, принципиальное повышение ее качества и научно-технического уровня в целях увеличения международной конкурентоспособности японских товаров. Успешная реализация этой программы позволила Японии выйти на второе место в мире по объему ВВП.
Промышленной политике (в форме поддержки крупных компаний, стимулирования экспорта и жесткой протекционистской защиты внутреннего рынка) обязаны своими успехами и большинство «новых индустриальных стран». Например, в Южной Корее покровительством государства пользуются крупные производственные и научно-технические комплексы — «чоболы», в которых сосредоточены все стадии разработки, производства и экспорта продукта.
Практически все страны мира применяют типовой набор инструментов промышленной политики для решения важных для национальной экономики проблем в разных отраслях и секторах. Используемые налогово-тарифные инструменты (льготные режимы налогообложения, тарифная политика, таможенная политика, амортизационная политика и т.д.) не требуют непосредственного финансирования, но на определенный период времени снижают возможные доходы государства. Вторая группа инструментов требует прямого государственного финансирования из бюджета (субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, прямые государственные инвестиции и т.д.). Третья группа инструментов охватывает мероприятия поддержки смежных с приоритетными отраслями направлений деятельности (образование, НИОКР, создание производственно-транспортной инфраструктуры). К четвертой группе относят инструменты институционального характера: введение или отмену барьеров для входа или выхода с рынка; антимонопольное законодательство; барьеры для осуществления процессов интеграции; протекционистскую политику в отношении отечественных производителей и т.д.
Промышленная политика является неотъемлемой частью экономической политики. Промышленная политика — это совокупность долгосрочных мер государства, направленных на рост производства, разработку и освоение научно-технических достижений, улучшение отраслевой структуры и развитие экспорта готовой продукции.
Часто отождествляют промышленную и структурную политику. На наш взгляд, структурная политика — часть промышленной политики, которая связана с изменением соотношений между отраслями, свертыванием старых и поощрением формирования новых отраслей.
Главной целью промышленной политики в России должна быть структурная модернизация. Нынешняя структура экономики не отвечает современным требованиям. В ней преобладают отрасли добывающей промышленности и первичной обработки при недостаточном развитии конечных производств, особенно высокотехнологичных и наукоемких. Такая структура — результат высокой ресурсоемкости производства, требующего большого количества сырья, материалов и энергии для выпуска конечной продукции. В то же время сложная и многоотраслевая структура народного хозяйства нашей страны не допускает концентрации усилий только на новейших наукоемких производствах и требует сохранения диверсифицированности (отраслевого разнообразия) народнохозяйственного комплекса. Поэтому промышленная политика в России по целям и методам ближе к западноевропейской, чем японской модели.
В Концепции промышленной политики России выделяются три группы отраслей.
1. Орасли топливно-сырьевого комплекса (нефтегазовая, лесная, металлургическая отрасли и энергетика). Особенность этих отраслей — относительная устойчивость в нынешних трудных условиях и способность поставлять продукцию на внешний рынок. Они могут развиваться на основе самофинансирования с привлечением иностранных инвестиций, без существенных государственных капиталовложений. Задача государства в отношении этих отраслей — создание благоприятных макроэкономических и юридических условий и институтов.
2. Отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт. К ним относятся авиа-космическая, атомная, отрасли ВПК, отчасти энергетическое машиностроение, станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Эти отрасли нуждаются в инвестиционных кредитах, государственных гарантиях для частных инвесторов, госзаказах, политической и экономической поддержке по продвижению продукции на внешние рынки.
3. Отрасли, способные полностью удовлетворить внутренний спрос. Это автомобильная, легкая, пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение. Концепция промышленной политики предусматривает поощрение внутреннего спроса на продукцию этих отраслей путем развития лизинга, выдачи населению кредита для покупки товаров длительного пользования, организации современного маркетинга, использования импортных пошлин и других защитных мер.
Важную роль в государственной поддержке отраслей, особенно второй группы, занимают виды финансирования. Новым инструментом финансирования производства является бюджет развития. Это защищенная часть бюджета, которая образуется за счет иностранных кредитов и части доходов от продажи государственных ценных бумаг.
В долгосрочной перспективе бюджет развития может стать чрезвычайно важным каналом распределения государственных средств на инвестиционные цели. В отличие от обычных бюджетных расходов, направляемых на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, средства из бюджета развития предназначены для наиболее значимых инвестиционных целей. К ним относятся: прямые государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу; кредитование экспортных операций; капитальные вложения, связанные с санацией предприятий; покрытие обязательств по выданным государственным гарантиям.
Обратим внимание на использование средств бюджета развития для государственных гарантий по капиталовложениям. Инвестиции в производство до сих пор малопривлекательны для частного капитала, но государственная гарантия на компенсацию из бюджета части (до 40%) израсходованных средств повысит инвестиционную активность банков и предприятий. Эксперты рассчитывают, что за счет собственных средств предприятия должны будут финансировать 70% всех капитальных вложений.
Современные позитивные тенденции в динамике промышленного производства в России связаны почти исключительно с ростом средних и малых предприятий. Современные наукоемкие производства часто сосредоточиваются именно на небольших или средних фирмах.
Промышленная политика достигает успеха не тогда, когда государство пытается подменить рынок, а тогда, когда оно опирается на сигналы рынка. Только при этом условии возможно получить поддержку со стороны хозяйствующих субъектов («политика стабилизации ожиданий»), успешно стимулировать структурные изменения и подготовить экономическую и социальную инфраструктуру для намеченных инноваций. При проведении промышленной политики используют прямые государственные инвестиции, субсидии, налоговые и другие финансовые рычаги. Важное место в инструментарии промышленной политики занимают: поддержание конкурентной среды, стимулирующее повышение эффективности производства и инновационную активность компаний; формирование широких организационно-экономических сетей, обеспечивающих создание, освоение и распространение новых продуктов, технологий. Такие сети получили название «национальные системы инноваций». По определению С. Фридмана, национальные системы инновации — это сеть институтов общественного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых инициирует, изменяет и распространяет новые технологии.
Последовательная реализация промышленной политики позволит через 5—10 лет сформировать в России особый тип современного государства — «государство развития». Это сравнительно новый термин. Он означает такое государство, в котором действуют сильные внутренние механизмы экономического роста на основе интенсивного использования ресурсов и освоения новейших научно-технических достижений.
Ведущие приоритеты промышленного развития — модернизация экономики на основе передовых технологий; промышленный экспорт; наукоемкие и высокотехнологичные производства, сохранение и развитие научного потенциала; укрепление национальной промышленной инфраструктуры, основные системы жизнеобеспечения и безопасности.
В рамках политики поддержки внутреннего производства безусловный приоритет должен быть отдан жилищному строительству и обрабатывающим отраслям, обслуживающим потребительский комплекс: легкой, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, а также отраслям машиностроительного производства, связанным с выпуском товаров длительного пользования.
Основные инструменты реализации структурной перестройки в промышленности следующие.
1. Государственная инвестиционная политика, нацеленная на выработку эффективных механизмов мобилизации средств национальных и иностранных инвесторов и реализацию приоритетов структурных изменений.
2. Федеральные целевые программы комплексного характера, направленные на решение крупных социально-экономических задач в соответствии с приоритетами.
3. Регулирование условий внешнеэкономической деятельности, включая разработку подробной, эшелонированной во времени программы внешнеторгового регулирования, с одной стороны, максимально отвечающей задачам защиты отечественных товаропроизводителей в ближайшие 5—7 лет, а с другой стороны, удовлетворяющей требованиям ГАТТ/ВТО (для стран с переходной экономикой).
4. Обновление основных фондов во всех отраслях народного хозяйства.
5. Приобретение отечественными машиностроительными предприятиями патентов и лицензий на производство современных видов оборудования и технологических линий, приобретение различных ноу-хау.
6. Разработка механизмов ускоренного выбытия устаревших неэффективных фондов во всех отраслях промышленности, проведение амортизационной политики, предполагающей накопление амортизационных отчислений на специальных счетах и их строгое целевое использование.
7. Разработка при поддержке государства проектов строительства в различных регионах страны автосборочных предприятии на основе импортных комплектующих с заменой их в дальнейшем комплектующими отечественного производства. Разработка аналогичных проектов по созданию сборочных производств в области электроники, теле-, радио- и электротехники.
К возможным видам государственной поддержки приоритетных направлений могут быть отнесены:
• финансирование федеральных целевых программ;
• поддержание спроса на конкретные виды продукции в рамках системы закупок товаров и услуг для государственных нужд на основе перспективного планирования, а также воссоздание системы потребительского кредита;
• предоставление федеральной и муниципальной собственности в лизинг и аренду на льготных условиях;
• государственные гарантии инвесторам в различных формах;
• льготы по таможенным тарифам;
• содействие созданию финансово-промышленных групп и других форм интеграции банковского и промышленного капитала;
• развитие технопарков и поддержание высокотехнологичных производств;
• стимулирование вывоза продукции высокой степени обработки;
• тарифное регулирование (экономически обоснованное повышение ставок ввозных таможенных пошлин на ряд готовых изделий и их снижение на сырье, расходные материалы, комплектующие и запасные части);
• нетарифное регулирование (введение квот на ввоз в Россию некоторых видов машин и оборудования с учетом уровня насыщенности внутреннего рынка отечественной продукции);
• введение процедур, которые бы ограничивали импорт оборудования в тех случаях, когда аналогичное оборудование может быть произведено внутри страны, в том числе в рамках конверсии;
• действие порядка обязательного согласования с соответствующими министерствами и ведомствами закупок импортной техники, осуществляемых российскими предприятиями и организациями с использованием господдержки (прямое финансирование, льготное кредитование, использование государственных гарантий под кредиты и т. д.);
• льготирование импорта отсутствующего в России оборудования, как для производства потребительских товаров, так и для инвестиционного комплекса;
• жесткое ограничение вывоза из страны, включая реэкспорт, сырьевых ресурсов, используемых при производстве продукции легкой и пищевой промышленности;
• восстановление государственного регулирования экспорта деловой древесины и товарной целлюлозы.
В соответствии с выбранными приоритетами могут быть сформированы три группы объектов промышленной политики.
К первой группе следует отнести высокотехнологичную и наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке, платежеспособный спрос на которую на внутреннем рынке временно сократился в силу общего экономическою кризиса. Речь здесь идет в первую очередь о производстве вооружений и военной техники. Основной формой поддержки этой группы будут меры по стимулированию их экспортных поставок.
Вторую группу объектов протекционистской политики составят производства с относительно большим числом рабочих мест на единицу стоимости основных фондов, подверженных максимальному спаду производства: легкая, текстильная и пищевая отрасли промышленности. Основная форма их поддержки — защита внутреннего рынка.
Третий перечень объектов протекционистской политики — продуктовые группы с долей импорта на рынке более 50%. Разработка пакета мер по каждой такой продуктовой группе должна быть индивидуальной в зависимости от результатов анализа причин неконкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
Составляющей промышленной политики должна быть поддержка отечественных производителей независимо от их участия во внешнеэкономической деятельности: государственные закупки, льготные кредиты, ограничение на экспорт отдельных видов сырья и т. п. Формирование пакета мер по этому направлению должно стать предметом широкой дискуссии и осуществляться на основании всех заинтересованных министерств, ведомств, предприятий, организаций и т. д.
Промышленная политика будет эффективной только в случае, когда разрабатываемые и реализуемые в ее рамках меры будут носить комплексный взаимодополняющий характер, а при оценке их возможных, объективно неоднозначных последствий будет исключен ведомственный подход. Это предполагает наличие единого координирующего межведомственного органа.
Опыт работы компаний «Газпром» и государственной лесопромышленной компании «Рослеспром» показал высокую эффективность по сравнению с другими отраслевыми структурами. Они имеют возможность гибко реагировать на смену приоритетов в финансовой, промышленной, технической политике и другие происходящие изменения соответственно способны оперативно, без длительных согласований с директивными органами изменять структуру и концентрировать силы на решении самых актуальных проблем отрасли. Немаловажным фактором, свидетельствующим о пользе органов управления такого типа, является то, что их существование в значительной мере зависит от состояния данной отрасли. Это заставляет их быть более инициативными, максимально полезными, как отрасли в целом, так и конкретным предприятиям, более эффективно использовать все возможности на федеральном и региональном уровнях для создания необходимых условий развития производства.
В СССР многие отрасли развивались в основном в целях создания новых систем оружия и военной техники. Производство гражданской продукции было вторичным. В результате мы оказались вне рынка промышленной гражданской продукции технического и потребительского назначения.
Решение проблемы конкурентоспособности продукции гражданского назначения (электронной, радиотехнической, судо- и авиа- строительной промышленности, машиностроения для пищевой, текстильной и легкой отраслей, промышленности средств связи) заключается в выводе производства из сферы оборонных отраслей промышленности. В этом случае конверсионные программы будут более востребованными, тогда как в настоящее время они направлены не на создание перспективных технологий и производственных структур, а на сохранение существующих. В системе ОПК должно остаться лишь производство боеприпасов, вооружения и специальных систем, имеющих исключительно военное назначение. Основная же масса средств военной техники может разрабатываться и изготавливаться гражданскими предприятиями по госзаказу.
Инвестирование играет ключевую роль в фундаментальных экономических процессах, протекающих как на уровне всей экономики, так и на уровне отраслей и отдельных предприятий. От качественных и количественных характеристик инвестиций зависят производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом развития экономики.
Инвестиции являются также основой развития материальной базы благосостояния государства. Качественная модернизация российской промышленности за счет активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей является важнейшим условием обеспечения стабильного функционирования и развития экономики в целом.
Высокотехнологичные отрасли промышленности могут выполнять важную роль по выводу народного хозяйства из кризиса. Задача промышленности — обеспечить высокую эффективность функционирования высокотехнологичного производства. Помочь промышленности в решении этих задач может только жесткая государственная политика, которая способна: обеспечить государственную поддержку реформирования высокотехнологичных отраслей промышленности; установить режим наибольшего благоприятствования для предприятий отрасли; ввести правительственные гарантии коммерческим банкам, осуществляющим инвестиции в предприятия высокотехнологичных отраслей; законодательно обеспечить государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях промышленности; адресные налоговые преференции.
Главное, в чем сегодня остро нуждается промышленный комплекс — это эффективное государственное управление, адресная государственная поддержка программ развития.
Научно обоснованная государственная инвестиционная политика является важнейшим фактором экономического роста, ускорения научно-технического прогресса, укрепления благосостояния российского общества.
Основными направлениями инвестиционной политики являются:
— улучшение инвестиционного климата в государстве;
— повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
— совершенствование деятельности инвестиционных институтов;
— концентрация имеющихся ресурсов в целях их трансформации в инвестиции.
Национальная промышленная политика должна быть направлена на поддержку государством приоритетных отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию; совершенствование механизма отбора инвестиций для финансирования федеральных целевых программ. Базой формирования обоснованных решений по управлению инвестиционными процессами являются макроэкономические условия национальной экономики.
Условием создания предпосылок для укрепления экономических основ страны является разработка перспективных теоретических положений и научно обоснованных методик инвестиционной политики государства и инвестиционной стратегии промышленных компаний, формирование нового инвестиционного климата.
К настоящему времени стала очевидной необходимость разработки научно обоснованной программы развития высокотехнологичных отраслей промышленности на основе эффективного использования их собственно инвестиционного потенциала. |
| |
|
|