Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Логинов К. В.
доцент кафедры экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Процессное управление как проблема развития отечественных промышленных предприятий
Автор рассматривает современное состояние и задачи развития нефтегазового и химического комплекса. Охарактеризованы основные прогнозные документы развития комплекса до 2020 года. Делается вывод о разумности применения процессного принципа управления в комплексе. Сформулированы некоторые предложения, направленные на обеспечение устойчивого характера развития комплекса и обеспечения конкурентоспособности и качества конечного продукта
Ключевые слова: нефть, газ, нефтегазовый комплекс, стратегия развития, менеджмент, процессное управление

Необходимость внедрения современных методологий в области экономики и менеджмента, в том числе и процессного управления, во многом определяется стратегическими целями хозяйствующих субъектов, разрабатываемых ими с учетом планов социально-экономического развития страны.
Наиболее известными стратегическими планами и прогнозами долгосрочного развития России являются разработанный авторским коллективом Института народнохозяйственного прогнозирования (под руководст­вом академика РАН В. Ивантера) «Сценарный подъем российской экономики в 1998–2005 годах»; разработанный в 2007г. «Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007–2030 гг. (по вариантам)»; предложенная Коллективом фонда «Центр стратегических разработок» (под руководством Г.О. Грефа) «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года». Указанные разработки служат основой для регулярно формируемых правительственных программ социально-экономиче­ского развития Российской Федерации. Сегодня одной их наиболее активно обсуждаемых является готовящаяся «Стратегия развития России до 2020 года».
Прогноз динамики основных макроэкономических показателей до 2020 г. приведены на рис. 1 [3].
Рис. 1 Макроэкономические результаты развития России на перспективу до 2020 г.

Нефтегазовый и химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности, что обусловило его выбор в качестве объекта настоящего исследования. По данным Минпромэнерго РФ удельный вес нефтяного комплекса в объеме ВВП России в 2005 г. составил 21,8%. Потребителями продукции нефтегазового и химического комплекса являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, оборонный и топливно-энергетический комплексы, а также сфера услуг, торговля, наука, культура и образование.
В связи с падением объемов производства в других отраслях экономики, роль нефтегазового и химического комплекса еще более возросла. Этому в значительной степени способствовали как богатые природные топливно-энергетические ресурсы страны — на территории России сосредоточено 1/3 мировых запасов природного газа, 1/10 нефти — так и созданный за многие годы уникальный производственный потенциал. Прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 44 млрд тонн, газа — 127 трлн куб.м. [3]
Фактические и прогнозные объемы выработки продукции в нефтегазовом и химическом комплексе РФ (его основной, топливной составляющей) представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Фактическая выработка продукции ТЭК России за 2005–2006 гг., млн т [1]
Таблица 2
Прогноз выработки продукции ТЭК России на период до 2015 г., млн т [1]

Для обеспечения перспективного внутреннего спроса на нефтепродукты и их экспорта необходимо технологическое развитие нефтеперерабатывающей отрасли, прежде всего, на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Сегодня приоритетом становится повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива, безусловное удовлетворение нужд обороны страны.
Основное направление развития нефтепереработки — модернизация и коренная реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.
Реконструкция и модернизация НПЗ предусматривает опережающее развитие технологических комплексов по углубленной переработке нефти и повышению качест­ва продукции. В первую очередь — это каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбрекинг, производство битумов и др. Необходимо внедрение со­временных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородсодержащих высокооктановых добавок. Необходимо ликвидировать отставание в производстве со­временных моторных масел, для чего предусматривается развивать производства высокоиндексных базовых масел, эффективных присадок и их пакетов к маслам различного назначения.
Рис. 2. Переработка нефти 1990–2020 годы (прогноз), млн т. [3]

В целях приближения производства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах допустимо развитие сертифицированных малых НПЗ с полным циклом переработки нефти.
Целевой задачей отрасли является также обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, сжиженными нефтяными газами, ароматическими углеводородами, мономерами, сырьем для сажи и др.) предприятий нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье даже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010 г. составит (против уровня 2002 г.) 2,0–2,5 раза.
Значительное повышение качества нефтепродуктов и их доведение до экологически обоснованных стандартов — одно из важнейших условий выведения нефтеперерабатывающей отрасли на современный технический уровень, который обеспечит потребности России качественными моторными топливами, смазочными маслами, специальными жидкостями, сырьем для нефтехимии и другими нефтепродуктами. Требования к качеству производимых нефтепродуктов и сроки их производства сегодня закрепляются законодательно. В рамках исполнения Федерального Закона РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 15.12.2002 принято Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Повышение требований к качеству нефтепродуктов и модернизация предприятий нефтепереработки обеспечат улучшение экологической обстановки, снижение удельных энергетических затрат в процессах производства продукции. Только прекращение производства дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2% и рост потребления малосернистого дизельного топлива в России снизят суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива более чем в два раза.
По результатам изучения стратегий (планов) промышленного развития РФ и рассматриваемой отрасли промышленности можно сформулировать вывод, что ожидаемый рост значений макроэкономических показателей во многом основывается на необходимости повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов.
Приоритетными направлениями научно-технического прогресса (НТП) в нефтепереработке являются:
• разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, а также новых видов высокооктановых кислородосодержащих добавок к бензинам и технологий их производства;
• повышение качества дизельных топлив и авиационных керосинов на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации;
• получение малосернистого котельного топлива и малосернистого сырья для деструктивной переработки;
• разработка технологии и модульного оборудования для переработки тяжелых нефтяных остатков за счет термического воздействия до 430о С без водорода;
• технологии производства кокса игольчатой структуры и гидрогенизационные технологии для производства базовых компонентов масел, освоение процессов изокрекинга и изодепарафинизации.
Формируемые участниками рынка инновационные программы должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений НТП в отрасли.
Достижение намечаемых параметров развития нефтеперерабатывающей промышленности потребует соответствующего роста инвестиций, основными источниками которых будут, в основном, собственные средства вертикально-интегрированных компаний.
Ретроспективный анализ и прогнозные оценки развития отечественной нефтепереработки показаны на рис 2.
В 1990-е гг. в нефтепереработке произошло серьезное уменьшение объемов производства. В перспективе ожидается рост объемов переработки нефти. Так, к 2010 г. он может достичь 190–200 млн т/год и к 2020 г. — 190–215 млн т/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75% в 2010 г. и до 80–85% к 2020 г. Объем производства моторных топлив (автомобильного бензина, дизельного топлива, авиационного керосина) может увеличиться до 100–110 млн т в 2010 г. и до 115–135 млн т в 2020 г. Выход светлых нефтепродуктов увеличится с 54% в 2002 г. до 66–68% в 2020 г.
Перспективу и механизмы развития нефтехимических предприятий необходимо рассматривать в стратегическом контексте развития всего топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Согласно принятой «Энергетической стратегии России на период до 2020г.» [3] основными факторами, которые будут определять развитие всего топливно-энергетического комплекса в первой четверти XXI века, являются:
• динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
• масштабы реализации ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
• состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международное энергетическое пространство;
• устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;
• формирование благоприятного инвестиционного климата, с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;
• создание экономических стимулов для гармонизации отношений энергетики и природы;
• масштабы использования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода к энергетике будущего.
Предлагаема Правительством система реализации «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» [3] исходит из следующих принципов:
• адаптивное и взаимосвязанное осуществление двух процессов — воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики, и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;
• создание механизма мониторинга Энергетической стратегии, использующего индикаторы результативности государственной энергетической политики, и позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных индикаторов;
• выделение на каждом этапе реализации Энергетической стратегии набора важнейших ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их достижении.
Таким образом, необходимо осуществление постоянной и эффективной двусторонней координации между самой Энергетической стратегией и реальным процессом развития энергетики.
Система реализации Энергетической стратегии предусматривает:
• формирование Плана первоочередных действий по реализации Энергетической стратегии;
• разработку системы индикаторов результативности государственной энергетической политики;
• корректировку направленности и содержания Федеральной целевой программы «Энергетическая эффективная экономика», рассматриваемой в качестве одного из важнейших инструментов реализации Энергетической стратегии;
• формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Энергетической стратегии с использованием Государственного информационного ресурса;
• ввод в действие системы мониторинга Энергетической стратегии, включая, механизм регулярного моделирования и оценки перспективного (индикативного) топливно-энергетического баланса на федеральном и региональном уровнях.
Под системой мониторинга Стратегии понимается система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в ТЭК, реализацией государственной долгосрочной энергетической политики, получение оперативной информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений.
Обязательным должно стать ежегодное представление в Правительство Российской Федерации специального доклада «О ходе реализации Энергетической стратегии на период до 2020 г.». Предусмотрена доработка Энергетической стратегии на предстоящий 20-летний период с формированием основных ориентиров на более долгосрочную перспективу.
Анализ предлагаемой разработчиками системы реализации «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» показывает, что в ее механизме заложены основные принципы процессного управления, включающие непосредственную нацеленность процессов на решение задач, цикличность процессов управления и обеспечение их постоянного совершенствования.
На необходимость применения процессного управления прямо указано и в международных стандартах менеджмента качества ИСО серии 9000:2000, где декларируется, что «желаемый результат достигается более эффективно, если деятельностью и связанными с ней ресурсами управлять как процессами» [2].
Предприятия нефтегазового и химического комплекса, включенные экономически, организационно и технологически в ТЭК России, в планах и методах своего развития должны руководствуются общеотраслевыми методиками и стандартами управления.
Ставящиеся перед предприятиями отрасли задачи переориентации на инновационный путь развития, радикальной модернизации технологической базы, максимально эффективно могут быть решены при согласованном использовании современного инструментария процессного управления.
Выдвинутое в рамках процессного подхода положение о возможности организации управления предприятием через менеджмент его бизнес-процессов, непосредственно ориентированных на удовлетворение потребителя, ставит вопрос о необходимости разработки подходов к формированию соответствующей системы показателей. Предлагаемые сегодня методики их формирования, например, т.н. «Система сбалансированных показателей» (CCП) («Balanced ScoreCard» (BSC)) отличаются универсальностью. Применение универсальных моделей при отсутствии общеотраслевых подходов и большой свободе исследователей может привести к несогласованности системы показателей со стратегическими приоритетами хозяйствующего субъекта.
Решение проблемы формирования системы показателей, ориентированной на достижении стратегических целей хозяйствующего субъекта, видится в построении такой системы на принципах теории устойчивого развития применительно к конкретным условиям отрасли. В работах исследователей, например, в [4] встречаются следующие структурные составляющие понятия общеэкономической устойчивости предприятия:
— социально-психологическая устойчивость, т.е. зависимость от человеческого фактора и связанных с ним управленческих решений;
— организационно-структурная устойчивость как способность противостоять возмущениям внешней среды и сохранять управляемость;
— финансовая устойчивость;
— устойчивость в виде способности технической подсистемы работать в безотказном режиме с заданным диапазоном параметров;
— технологическая устойчивость как способность сохранять заданные параметры под воздействием возмущений по качеству сырья и т.п.;
— экологическая устойчивость как способность сохранения заданных параметров взаимодействия с окружающей природной средой;
— информационная устойчивость;
— коммерческая устойчивость, предполагающая организацию взаимодействия с потребителями и поставщиками по выбору вариантов оптимизации товародвижения, формированию спроса, стимулированию сбыта и регулированию поставок материально-технических ресурсов заданного качества.
С нашей точки зрения, существенное влияние на устойчивость отечественных нефтехимических предприятий оказывают следующие виды внутренней устойчивости:
— финансовая устойчивость;
— воспроизводственная устойчивость;
— социальная устойчивость;
— информационная устойчивость;
— экологическая устойчивость.
Взаимосвязь дестабилизирующих факторов нефтехимического предприятия с данными видами устойчивости представлена на рис. 3.
Финансовая устойчивость отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя активами, способно реализовывать поставленные задачи.
Воспроизводственная устойчивость обеспечивает стабильность процесса производства и реализации продукции, а также его расширение и обновление.
Устойчивость социальной среды имеет большое значение для обеспечения стабильности работы предприятия, а также для его развития. Обеспечение высокого уровня социальной устойчивости является особенно важной задачей на нефтехимических предприятиях, как правило, являющихся градообразующими.
Информационная устойчивость выступает необходимым условием хозяйственной и финансовой устойчивости предприятия, обеспечивая адекватную информационно-аналитическую базу принятия управленческих решений.
Обеспечение экологической устойчивости является необходимым условием функционирования предприятий, потенциально опасных для окружающей среды. К числу таких предприятий, безусловно, относятся нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы.
Рис. 3. Взаимосвязь дестабилизирующих факторов нефтехимического предприятия и видов устойчивости

В комплексной проблеме оценки устойчивости промышленного предприятия особое место занимает проблема определения границ каждого из видов устойчивости. Например, недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия, избыточная будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Различают внутренние и внешние факторы финансовой устойчивости предприятия.
Внутренние факторы финансовой устойчивости предприятия:
— отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;
— структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в платежеспособном спросе;
— размер собственного капитала;
— величина и структура издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;
— состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.
Внешние факторы финансовой устойчивости предприятия:
— экономические условия хозяйствования;
— господствующая в обществе техника и технология;
— платежеспособный спрос потребителей;
— экономическая и финансовая политика правительства РФ;
— законодательные акты контроля деятельности предприятий;
— система ценностей в обществе и др.
Для финансовой устойчивости предприятия имеют значение уровень, динамика и колебания платежного спроса на его продукцию (услуги), так как платежеспособный спрос предопределяет стабильность получения выручки. В свою очередь, платежеспособный спрос зависит от состояния экономики, уровня доходов потребителей, цены на продукцию предприятия.
Существенно влияет на финансовую устойчивость и фаза экономического цикла, в котором находится экономика страны. В период кризиса происходит отставание темпов реализации продукции от темпов ее производ­ства. Уменьшаются инвестиции в товарные запасы, что еще больше сокращает сбыт. Снижаются в целом доходы субъектов экономической деятельности, сокращаются масштабы прибыли. Все это ведет к снижению активно­сти предприятий, их платежеспособности, поэтому период кризиса характеризуется массовыми банкротствами.
Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса, приводит не только к росту неплатежей, но и к обострению конкурентной борьбы. Острота конкурентной борьбы также представляет собой фактор финансовой устойчивости предприятия.
Макроэкономическими факторами финансовой устойчивости служат налоговая и кредитная политика, степень развитости финансового рынка, страхового дела и системы внешнеэкономических связей. Экономическая и финансовая стабильность предприятий зависят от общей политической стабильности.
Как уже сказано выше, при оценке показателей производственно-коммерческой и материальной устойчивости хозяйствующих субъектов предлагается использовать термин «воспроизводственная устойчивость». Под воспроизводственной устойчивостью мы понимаем способность предприятия эффективно производить и реализовывать конечную продукцию, воспроизводить собственные основные средства, эффективно управлять ими. Это отвечает задаче обеспечения инновационного пути развития отрасли.
При определении воспроизводственной устойчивости целесообразно оценивать не только рост или падение темпов производства и реализации продукции, но и показатели, характеризующие динамику и тенденции движения материальных активов предприятия (материальная устойчивость).
По результатам проведенного анализа могут быть сформированы следующие выводы:
• процессное управление как проблема развития отечественных промышленных предприятий видится в обоснованности применения данной методологии в качестве инструмента повышения эффективности реализации их стратегических целей;
• решение задачи создания системы показателей, характеризующих достижение целей, может быть осуществлено путем ее формирования на принципах теории устойчивого развития. Представление внутренней устойчивости нефтехимического предприятия как совокупности ее видов: финансовой, воспроизводственной, социальной, информационной, экологической, позволяет выделить соответствующие приоритетные бизнес-процессы и определить влияющие на них ключевые показатели. Создаваемая таким образом система показателей может быть применена для целей совершенствования процессов управления группами предприятий отрасли;
• Совокупность показателей, характеризующих предлагаемые виды устойчивости, может быть также принята в качестве базового инструмента процессного управления.


Литература
1. Приказ Минпромэнерго России от 14 марта 2008 г. № 119 «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г.»
2. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / Колл. авт. под общей ред. Герасимовой Г. Е. — М.: ООО «НТК «Трек», 2006. — 168 с.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28 августа 2003 года «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года».
4. Салтыков В.В. Управление устойчивостью промышленного предприятия. Автореферат дисс. канд. экон. наук. — М., 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия