Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Гибадуллин Р. Х.
глава администрации Центрального района г. Челябинска,
профессор Южно-Уральского государственного университета,
кандидат экономических наук


Культура организаций предпринимательского типа в системе общей экономической культуры
В статье изложена проблема культуры организаций предпринимательского типа в системе общей экономической культуры. В ней рассматриваются понятие экономической культуры, классификация форм экономической культуры и ее особенности. Представлена взаимосвязь экономической культуры и культуры организации, проведен сравнительный анализ российской и американской деловой культуры
Ключевые слова: экономическая культура, культура организации, корпорация, предприниматель, субъект хозяйствования

Экономическая культура — это исторически определенный уровень развития средств производства и способностей человека, выраженная в формах цивилизованного поведения и эффективной деятельности. На уровне предприятия это «мягкий» фактор производства в отличии от жестких, связанных с климатом, землей, оборудованием. Значимость этого фактора в объеме производства зарубежные специалисты оценивают в 25–30%.
Данным видом культуры должны обладать все хозяйствующие субъекты. Она характеризует меру цивилизованности экономических отношений. Этот уровень может быть высоким, средним или низким. При высоких значениях экономической культуры лучшими являются и результаты хозяйственной деятельности. Низкий уровень экономической культуры снижает эти результаты.
В табл. 1 приведена классификация форм экономической культуры. По воспроизводственному признаку это культура производства, обмена, распределения и потребления; по территориальному: региональная и национальная; по функциональному: корпоративная культура и культура предпринимательской деятельности; по ценностному: материальная, духовная и деятельностная.
Признаки классификации могут быть связаны с объектами и субъектами носителями экономической культуры.
Базовой особенностью национальной экономической культуры в России является ее враждебность и пугающая неопределенность. Государственное законодательство и проводимая финансовая и фискальная политика во все времена оценивались как нелогичные и противоречащие предпринимательским интересам факторы. К особенностям последних лет относится высокая скорость изменений во внешней среде.
Многовековой опыт выживания сформулировал особенности восприятия мира и системы ценностей. Это особая ценность своего внутреннего мира в противовес внешней среде, свод неписаных правил, создание негосударственных структур и склонность к миграции [4].
Таблица 1
Классификация форм экономической культуры
По данным проведенного опроса, успешно работающих предпринимателей, уровень внешней среды составил 30–40% по сравнению с максимальной величиной в 100%. Это объясняется несовершенством налоговой системы, несоблюдением законов, невыполнением обязательств федеральными и муниципальными органами управления, несовершенством бюджета и денежного обращения, коррумпированностью органов управления, криминальной рыночной средой.
О содержании понятия «экономическая культура» дает представление рис. 1. Культура предприятия бывает двух видов: корпоративной и предпринимательской, в соответствии с которой определяются ценности, нормы и правила поведения работников.
Рис. 1. Содержание понятия «экономическая культура»
Некоторые зарубежные специалисты дают основные характеристики корпоративной и предпринимательской культуры [1]. Они подразделяются по «процессу принятия решения» и «установкам, методам руководства», что представлено в табл. 2.
Таблица 2
Основные характеристики корпоративной и предпринимательской культуры
Крупный инвестор может скрывать свои реальные цели как во время переговоров об осуществлении инвестиций, так и в дальнейшем. Мелкий предприниматель с желанием реализовать свои идеи ни от кого не скрывает своих целей.
Процесс принятия решений внешними инвесторами, при поиске объекта для инвестиций или при внедрении нововведений на предприятии, осуществляется на основе научных моделей, формальных методов анализа и строго определенных процедур. В противоположность такому методу предприниматели сами знают, что следует делать и как будут идти дела.
Все необходимые формальные процедуры используются корпорациями в среднесрочном планировании и при составлении бюджетов на каждый год. В то же время предприниматель привык ориентироваться в большей степени на свою интуицию. Именно интуиция позволяет ему быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, новые осложнения или возможности.
Внешние инвесторы хотят обезопасить себя на случай невыполнения предпринимателями своих обязательств. Нередко они представляют свой заем или покупают привилегированные акции на условиях их обращения в обычные, что дает возможность получить контрольный пакет акций и сменить, в случае необходимости, руководство предприятия. Выбор такой санкции не случаен, поскольку предприниматель стремится сохранить контроль над своим предприятием.
Мир корпораций смотрит на управляющих как на нечто, чему легко найти замену: если какой-то руководитель или вся команда плохо справляются то на их место всегда найдутся другие. Для предпринимателя — предприятие одно целое, где его самоотдача не знает границ.
В табл. 2 проводится сравнение некоторых установок и методов руководства. Так, желание кредиторов осуществлять постоянный контроль за компаниями, которым они ссужают свой капитал, противопоставляется желанию предпринимателя-основателя сохранить свободу. Одним из важных различий корпоративной и индивидуально-предпринимательской культуры является оценка крупными корпорациями целесообразности инвестиций, рассмотрение различных альтернатив вложения средств, в то время как предприниматель, как правило, «зациклен» на стремлении воплотить свои идеи и не склонен анализировать иные альтернативы.
Внешние инвесторы рассматривают мелкое предприятие, в которое они вкладывают средства, как временный объект капиталовложений. Срок проекта обычно определяется в 4–7 лет. Однако предприниматели связывают с предприятием всю свою жизнь.
Внешний инвестор относится к капиталовложениям в мелкое предприятие лишь как к части своего портфеля инвестиций. Для него важно, чтобы эти инвестиции вписывались в общую финансовую стратегию корпорации. Предприниматель же не может так хладнокровно относиться к своему бизнесу, поскольку он несет ответственность за своих работников.
В центре внимания крупных корпораций находятся финансы и имущество предприятия, а от персонала требуются лишь определенные технические и управленческие навыки, позволяющие проводить анализ финансового состояния и распоряжение имуществом. Эти функции обезличиваются и существуют независимо от конкретных исполнителей. Деятельность же предпринимателя в высшей степени персонализирована: он управляет конкретными живыми людьми.
В культуре предпринимательской деятельности особую значимость имеет ее мотивационный аспект. То же самое можно указать и относительно корпоративной культуры, основные типы которой перечислены на рис. 2. Они отличаются принципами и ценностями, определяющими деловой успех.
Рис. 2. Основные типы корпоративной культуры
1. Феодальная культура корпорации основана на подчеркивании разницы между высшим руководством и остальными ее работниками. В организациях такого типа отсутствует юридическая защита прав работников-акционеров. Предоставление им доли собственности является своеобразным средством платежа.
2. Инвесторская культура корпорации основана на том, что ее руководство провозглашает философию «рискового» вознаграждения, напрямую связанного с экономическими результатами деятельности. Однако, как и в предыдущем случае, инвесторская активность работников ограничена.
3. Корпоративная культура участия построена на активном вовлечении наемного персонала в управлении через их участие в собственности. Акционерные права работников при этом отождествляются с их служебными обязанностями. Все это способствует росту информированности и ответственности за деловой успех.
4. Акционерная корпоративная культура признает работников-акционеров в качестве крупного коллективного собственника. Это означает наличие права и способно­стей последнего существенно влиять на выбор управленческих решений, что предполагает возможность иметь своих представителей в совете директоров.
5. Предпринимательская культура корпорации главный упор делает на ответственность работников-акционеров за конечные результаты деятельности. Сама культура при этом рассматривается как часть общего процесса превращения корпорации в самую конкурентоспособную и привлекательную для инвесторов. Это позволяет формировать деловой менталитет работников и обеспечить реализацию стратегий роста.
Организационная культура позволяет представить корпорацию в виде «живого организма с определенным лицом». Она хорошо воспринимается работниками и способствует деловому успеху.
Представление корпорации как живого организма сложилось вскоре после второй мировой войны. При этом ее главными целями, как и любого другого организма, являются выживание и рост. Как живой организм, корпорация имеет свой разум, роль которого принадлежит ее руководству. Дубровский В.Ж. по этому поводу высказывается следующим образом: «Предвидение и выбор являются категориями, характеризующими основные свойства разума. Предвидение сводится к построению бихевиористической модели системы, которая может обогащаться опытом, т.е. обучаться» [2]. Кроме того, руководство предпринимает те шаги, которые обладают свойством сохранять существование корпорации.
Корпорация способна создавать институты, противостоящие рыночной неопределенности для снижения трансакционных издержек. «Цель корпорации при этом реализуется в стратегиях и во влиянии на процессы производства институтов, что позволяет усиливать контроль над рынком» [2].
Экономическая природа любой корпорации заключается в объединении юридических лиц в организацию с целью достижения синергетического эффекта интеграционного взаимодействия. Корпоративная культура предпринимательского типа при этом служит защитой интересов всех участников интеграционного процесса путем увеличения их возможностей добиваться своих целей все более и более эффективно. Это сложная по структуре крупная организация, выходящая нередко за рамки национальной экономики. Она представима в виде соперничающего с рынком механизма координации, способного провоцировать изменения институтов, если это требует внешняя или внутренняя среда.
С позиций экономики — корпорация представляет особую форму организации предпринимательской деятельности. В России она способна существенно повлиять на результаты рыночных реформ за счет привнесения особой культуры, ориентированной на деловой успех. Последний измеряется синергетическим эффектом уходящей в прошлое цепи событий, среди которых были многочисленные случаи хороших решений различных технических и организационных задач.
Форме предпринимательской деятельности посвящена диссертационная работа Емельяновой Р.В. По мнению этого автора, успешная организация предпринимательского типа зависит от непрерывных изменений: «Предприниматель, как руководитель организации, должен планировать адекватные, с точки зрения изменений рынка, механизмы изменений организации. Такие механизмы ориентируют российские организации не только на повышение уровня финансово-экономических показателей деятельности, но и приближают их к выходу на новый, качественный уровень устойчивого развития. Это, в свою очередь, требует разработки и внедрения новых, перспективных идей в управленческой науке, к которым принадлежит организационная культура» [3].
Этим автором предлагается два вида механизмов управления организационной культуры: целостно-ориентированной и процессно-ориентированной. Первый отражает фрагментарный (стихийный, слабо управляемый), а второй — целенаправленный характер ее формирования.
Нами в табл. 3 предлагаются другие классификационные признаки формирования механизмов управления культурой организации предпринимательского типа. В ней раскрыта сущность процесса саморазвития организации, фазы ее развития, отношения собственности, эволюция развития, отношение к интеграционным процессам.
Таблица 3
Классификация механизмов управления культурой организаций предпринимательского типа
Кроме организационной культуры следует различать деловую культуру (рис. 3). В совокупности они определяют культуру организации (корпорации).
Психологической основой деловой культуры является система ценностей. С этих позиций интерес представляет «поле» кросс-культурного делового взаимодействия, которое характеризуется несколькими двухполюсными шкалами. По мнению П.Н. Шихирева их девять [6]:
1) индивидуализм — коллективизм. Эта шкала наиболее признаваема в мире. Она измеряет в данной культуре степень зависимости индивида от группы;
2) ориентация на людей — ориентация на дело;
3) демократизм — авторитаризм. Эта шкала измеряет тип отношений власти и подчинения;
4) полиактивность — моноактивность. Эта шкала весьма показательна для определения способа, каким в данной культуре принято организовывать свою деятельность;
5) высокое контекстуальное давление — низкое давление. Речь идет о принятой в данной культуре степени «оглядки» на социальные нормы, традиции и т.д.;
6) эмоциональность — рациональность;
7) выигрыш/проигрыш — выигрыш/выигрыш. Последняя позиция более ценится в цивилизованном мире: «Плохой мир лучше доброй ссоры»;
8) отношение к прибыли как норме-средству — отношение к прибыли как к норме-цели. Эта шкала определяет статус прибыли в глазах общественного мнения и личную мотивацию предпринимателя;
9) диалогичность — монологичность. Речь идет об умении выслушивать собеседника и выдерживать порядок
высказываний. Для одних культур (например, латиноамериканской) типичной чертой является привычка перебивать собеседника, а для других — ожидать пока собеседник закончит свое высказывание.
Рис. 3. Взаимосвязь экономической культуры и культуры организации (корпорации)
На рис. 4 представлены сравнительные профили двух деловых культур, построенные на основании этих девяти шкал. Эти профили российской и американской деловой культуры существенно отличаются друг от друга.
Именно от таких расхождений деловых культур в мире ежедневно срывается огромное количество сделок. Это связано с тем, что участники сделок пытаются заставить партнеров принять чужое видение мира, чужие «правила игры», навязать свои нормы поведения. Нередко они весьма отличаются друг от друга по степени культуроцентризма. Как правило, те из них, кто более образован в вопросах кросс-культурной оценки доверия в бизнесе, легче преодолевает барьеры предубежденности. Речь идет о следующих качествах, которые необходимы для эффективного взаимодействия.
1. Готовность учиться новой культуре, что проявляется в количестве задаваемых вопросов о причинах того или иного непонятного явления, в искреннем доброжелательном любопытстве, стремлении выучить распространенный иностранный язык для элементарной коммуникации в быту.
2. Терпимость к иному и необычному, что проявляется в осторожности суждений и оценок по поводу незнакомых ситуаций, форм и правил поведения; в отказе от спонтанных, резко отрицательных высказываний, тем более насмешек и иронии.
3. Чувствительность к иным обычаям, готовность с ними считаться, отказ от демонстрации преимуществ своих обычаев.
4. Уважение к истории чужой страны, ее выдающимся деятелям, ее достижениям, как бы малы с точки зрения истории всемирной или собственной страны они не были.
5. Самоконтроль в конфликтных ситуациях и условиях стресса, способность сдержать «импульс возмездия».
6. Готовность признать свои ошибки в нарушении формальных или неформальных норм поведения с соответствующими извинениями.
7. Открытость и искренность в выражении своего недоумения или замешательства в трудных и неопределенных ситуациях.
8. Вежливая, но непреклонная твердость и последовательность в отстаивании своих основных моральных принципов.
С позиций рассматриваемого вопроса интерес представляет культура организации международных бизнес-коммуникаций. Под коммуникациями понимается процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника сообщения к получателю с целью изменения знаний, установок или поведения. Это процесс передачи информации, оказывающей различное влияние на объект в зависимости от ее содержания.
Международные коммуникации обычно связаны с маркетингом и предпринимательской деятельностью. В их основе лежит реклама и техническая коммерческая документация, установление связей и контактов посредством деловых встреч и переговоров, участия в ярмарках, международных салонах. Структура таких «бизнес-коммуникаций» представлена на рис. 5.
Рис. 5. Структура международных бизнес-коммуникаций
Одним из факторов, влияющих на эффективность бизнес-коммуникаций, является время. Это как внутренние факторы предпринимательской деятельности (структуры и функции управления, организационная культура, технология преобразования ресурсов, экономический и энергетический потенциал), так и внешние факторы (поставщики, потребители, конкуренты, состояние экономики, национальная культура, политическая обстановка в стране, законы и государственные) [5].
Предпринимательской деятельностью на международном уровне занимаются международные и транснациональные компании, отличительные их особенности представлены на рис. 6.
Рис. 6. Отличительные особенности деятельности международных (а) и транснациональных (б) компаний: х, x1, x2, у — товары
Товар х, представленный на рис. 5-а, разработан международной компанией для внутреннего рынка страны А, а товары х1 и х2 — это тот же товар х, адаптированный к требованиям рынков стран Б и В. Таким образом, международная компания проводит индивидуализированный маркетинг на различных сегментах международного рынка. Транснациональная же компания осуществляет стандартизированный маркетинг. Она продает один и тот же товар у в странах А, Б и В. Для этого она выполняет следующие условия:
а) стандартизацию своей предпринимательской деятельности в масштабах всего мира или ряда стран;
б) рассредоточение своих подразделений по разным странам;
в) базирует свою стратегию на утверждении, что нужды потребителей в разных странах имеют между собой больше сходств, чем различий.
Кроме стандартизации отличительной чертой компании является их адаптация к внешней среде. Компании при этом следует подразделять на транснациональные, международные и локальные (национальные). Матрица «стандартизации — адаптации» согласно рис. 7 имеет следующий вид.
Рис. 7. Матрица «стандартизации — адаптации»:
1, 2, 3 — компании, соответственно: транснациональные, международные и локальные (национальные)
Для международных компаний могут быть выделены два вида конкурентов. Во-первых, это локальные конкуренты (местные фирмы, действующие на рынке данной страны) и, во-вторых, транснациональные компании, действующие во всем мире. Первые имеют высокую степень адаптации, а вторые — высокую степень стандартизации.
Для успешного осуществления предпринимательской деятельности в условиях разных культур необходимо учитывать ряд особенностей — коммуникативных взаимодействий на международном рынке товаров и услуг. Следует различать императивы: что является специфичным для усвоения иностранцем (эксклюзивы); что находится в пределах так называемой «серой зоны», когда иностранцу простительна его неинформированность. Необходимо развивать в себе инстинктивную способность так общаться с иностранцами, чтобы действия были естественными и приемлемыми для всех.
В мировой практике существуют определенные подходы в использовании культурных способностей деловых партнеров. Так при проникновении на новый международный рынок можно использовать алгоритм, состоящий из пяти шагов:
1. Формирование схемы возможных барьеров, объясняющих какие традиции, табу и другие факторы повлияют на вывод товара на рынок.
2. Сортировка барьеров на те, которые можно устранить или изменить, и на те, с которыми придется сосуществовать. Устранение таких барьеров может осуществляться разными способами. Скажем, лидеры фермерских ассоциаций могут способствовать внедрению новых минеральных удобрений, даже если они противоречат методам, унаследованным от предков.
3. Разработка и апробирование вашего предложения в реальном культурном окружении. Значительную роль при этом могут сыграть местные советники, которые должны оказать помощь в принятии обоснованных решений по процедуре апробирования и его параметрам. Здесь важно подчеркнуть, что отказ от указанной проверки при соприкосновении с новой культурой может привести к необоснованному риску и к неудаче выхода фирмы на международный рынок.
4. Поиск местных гарантов для нового предложения. Известно, что новинки воспринимаются с большой готовностью, если позитивные местные результаты будут обоснованы документально. Для этого могут быть использованы разные методы:
• осуществление референтных заказов на ограниченное количество товаров по минимальным импортным ценам;
• осуществление бесплатной пробной поставки для того, чтобы завоевать доверие местного рынка.
5. Процесс планирования долгосрочных маркетинговых коммуникаций, где экспортер должен учесть возможность мобилизации лучших местных специалистов. При этом основные концепции должны быть сформулированы еще у себя на родине. Вместе с тем, полный коммуникативный процесс следует перепроверить с точки зрения местной культуры и, в первую очередь, необходимо проверить следующее:
а) каковы особенности целевой группы потребителей, ее образование, привычки к чтению или просмотру телепередач; уровень технических знаний, традиций, табу и т.п.;
б) как нужно сформулировать рекламное обращение, чтобы оно было интересным, приемлемым и желательным для местного населения;
в) какие имеются средства массовой информации и каналы распределения, кто должен быть носителем рекламного обращения, чтобы добиться максимальной доброжелательности и доверия со стороны потребителя.
Значительное место культуре организации международных коммуникаций необходимо отводить при формировании совместных предприятий. В этом случае важным является учет организационной культуры фирм, вступающих в совместное взаимодействие для решения общих производственно-коммерческих целей. Важно также учитывать при рассмотрении адаптации культуры в международных бизнес-коммуникациях различия в постановке проблем и принятии управленческих решений, так как это является отражением соответствующих ценностей и норм поведения.


Литература
1. Дзлиев М.И., Патрубач Н.И. Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Курс лекций. — М.: МГСУ, 1996. — 185 с.
2. Дубровский В.Ж. Исследование адаптационных моделей поведения промышленных предприятий в условиях переходной экономики. — Екатеринбург: УрГЭУ, 1990. — 207 с.
3. Емельянова Р.В. Управление культурой организации предпринимательского типа. Автореф. дис. канд. экон. наук. — Тамбов: ТГУ им. Державина, 2004. — 22 с.
4. Иванов М., Шустерман Д. Организационное развитие как подход к управлению и консультированию // Консультант директора. — 1998. — № 7. — С. 26–33.
5. Томилов В.В. Культура предпринимательства: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
6. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. — М.: Новости, 2000. — 200 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия