| | Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Каретин С. С. ст. преподаватель кафедры экономики и права Невского института экспертологии, управления и дизайна (Санкт- Петербург)
| |
| | В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования и реализации кластерной политики в регионе. Ее успех зависит от множества факторов и условий, центральное место здесь принадлежит научным принципам управления и стремлению к динамичному развитию региона | Ключевые слова: управление, экономическая политика, экономическое развитие, кластер, конкуренция | Процесс экономической агломерации взаимосвязанных предприятий на некоторой территории известен со времен ремесленного производства. Начиная с последней четверти XX века, он получил новый импульс в виде развития кластеров как важного фактора экономического роста регионов. Во всем мире экономисты все чаще признают тот факт, что регионы, на территории которых появляются кластеры, становятся лидерами экономического роста. Такие регионы-лидеры определяют не только региональную конкурентоспособность, но и конкурентоспособность национальной экономики. Растущее количество исследований в данной области свидетельствует о том, что географическая близость соответствующих экономических сфер деятельности способствует более высокому уровню использования капитала и инноваций. Кластеры, расположенные в непосредственной близости от конечных потребителей, поставщиков, исследовательских лабораторий, учебных заведений, формируют важные факторы развития региональной экономики.
Существует несколько подходов к пониманию того, что представляет собой кластер. Мы исходим из того, что кластер есть сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, и ведущих совместную работу [*].
Считаем необходимым, наравне с кластерами национального уровня экономики, выделять и региональные кластеры. Региональный кластер – это совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных на одной территории и формирующих основу местной среды за счет производства конечной продукции, знаний и технологий. Такие кластеры обычно объединяют не только крупные, но и малые, а также средние предприятия. Основу их успеха составляет синергетический эффект географической близости друг к другу и потребителям. Участниками такого кластера являются:
• фирмы, которые специализируются на профильной, как правило, конкурентоспособной, деятельности;
• фирмы-поставщики сырья, материалов, товаров или услуг для профильных предприятий;
• предприятия, которые обеспечивают доступ к объектам транспортной, энергетической, информационной, инженерной и иной инфраструктуры;
• некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты;
• научно-исследовательские и образовательные организации;
• организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес – инкубаторы, особые экономические зоны, технопарки, венчурные фонды, центры трансфера знаний и др.) [*].
Анализ российского и особенно зарубежного опыта указывает на положительное воздействие кластеров на экономику региона, что предопределяет возникновение так называемой кластерной инициативы. Под этой инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и рост регионального кластера с вовлечением в него все большего числа участников. Инициативы состоят из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности [*]. Кластерные инициативы представляют собой новый, проектно ориентированный подход для стимулирования развития кластеров и являются специфическим инструментом кластерной политики не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Исходя из сказанного, требуется определить, что представляет собой кластерная политика. Под кластерной политикой будем понимать совокупность плановых мероприятия, проводимых региональными органами исполнительной и законодательной власти, по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Они включают в себя инвестиционные, финансовые механизмы, информационную поддержку и меры нормативно-правового обеспечения [*]. Целями кластерной политики являются повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации региональной экономики.
В последнее десятилетие в политике экономического развития зарубежных стран возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу. Кластерная политика широко распространена, как в виде четко определенной программы, так и в виде других, не только экономических, но и политических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства. С появлением этих инициатив возрос интерес и к факторам, которые влияют на успех реализации кластерной политики. При разработке стратегий развития внимательно изучается опыт и оценивается возможность его адаптации к конкретным регионам. Кластерная политика рассматривается обычно в рамках жизненного цикла или стадий разработки – от начального замысла до оценки выполнения. Возможно выделение следующих этапов жизненного цикла:
• Анализ экономики региона с целью выбора и определения цели кластеров и методологии, используемой для идентификации и отбора целевых кластеров;
• Анализ существующей нормативно-правовой базы с точки зрения перспектив создания кластеров;
• Разработка кластерно-ориентированной политики, включая механизм корректировки экономической политики;
• Реализация кластерной политики в виде программы мероприятий по поддержке развития базовых предприятий, образующих в регионе кластеры;
• Мониторинг и оценка реализации кластерной политики и развития кластеров в регионе.
Среди некоторых западных аналитиков распространено мнение о том, что кластерной политики как таковой не существует (по крайней мере, в виде четко определенного набора правовых и экономических инструментов как, например, инвестиционная политика) [*]. Кластерные стратегии и программы используют меняющийся набор различных подходов и инструментов и обычно содержат никогда не повторяющиеся сочетания аналитических приемов и политических методов, часто заимствованных из других областей экономической политики. В этой связи важно понять, каким образом кластерная политика вбирает в себя ключевые аспекты из других областей, таких, как промышленная, инновационная и технологическая политика, политика регионального развития и т. д.
Кластерная политика может заимствовать из экономической политики прием фокусирования на отдельных секторах экономики и территориях специфических для них мероприятий, т. е. прием технологической направленности. Из политики территориального развития кластерная политика черпает осознание того, что экономический рост зависит от взаимодействия бизнеса, научных и образовательных институтов и более широкого бизнес-окружения (рынок труда и инфраструктура), т.е. принцип сетевой направленности. И, наконец, из политики поддержки малого и среднего бизнеса кластерная политика заимствует понимание важности развития малого бизнеса, т. е. аспекты, связанные со спецификой таких предприятий. Принимая во внимание совмещение роли технологического развития, отношений взаимосвязанных экономических секторов и роста частного бизнеса, можно сделать вывод о том, что конкурентные преимущества кластеров базируются на комбинации этих различных областей экономической политики.
Центральным элементом кластерной политики является укрепление и развитие сетевой структуры (в большей степени, чем отдельных компаний), а также практическое использование базовых факторов, влияющих на конкурентоспособность этих сетей (таких, как доступность определенных компетенций, технологий и финансов). Таким образом, кластерная политика осуществляется через сеть, в которой поддержка хозяйствующих субъектов распределена между различными общественными и частными агентами. Характер и направленность этой поддержки определяется региональными и федеральными органами власти в рамках общих стратегических целей.
Если рассматривать содержательную часть кластерной политики, можно отметить, что анализ действующих региональных кластеров является первой стадией разработки кластерной политики. Кластерный анализ занимает место между двумя формами экономического анализа. С одной стороны, кластерный анализ не фокусируется на системных проблемах мезоэкономического уровня, где взаимосвязь между изменениями в региональной экономике в целом и деятельностью отдельных хозяйствующих субъектов не всегда полностью ясна. С другой стороны, кластерный анализ не направлен на изучение отдельных компаний (если это не ключевые фирмы). Компании не рассматриваются как отдельные единицы, взаимодействующие с недифференцированным экономическим окружением; они помещаются в контекст рынков поставщиков и потребителей, часто как часть производственной цепочки, которая не ограничивается одной отраслью. Кластерная политика, базирующаяся на преимуществах кластерного анализа, не является традиционной отраслевой политикой, так как инструменты кластерного анализа определяют кластеры не только в рамках отраслей.
Таким образом, кластерный анализ проводится в два этапа. На первом этапе региональная экономика изучается на предмет существования работающих или потенциальных кластеров. На втором этапе осуществляется детальное обследование выявленных кластеров, для которых затем будет разрабатываться политика их поддержки. Рассматривая региональную экономику через призму различных местных производств и инновационных систем, региональные власти точнее могут определить меры равномерного воздействия и поддержки своих кластеров.
Для идентификации региональных кластеров часто используется двухступенчатый анализ. На первой ступени проводится «внутренний» анализ экономики: оценка сильных и слабых сторон, проблем и возможностей для всей региональной экономики (SWOT-анализ). Для определения важности кластера для экономики региона используется набор количественных характеристик, включающих численность занятых в кластере, а также ее динамика за исследуемый период времени, доля экспорта кластера в экономике региона и темп возникновения новых компаний. На второй ступени осуществляется «внешний» анализ. Суть его заключается в том, что путем сравнительного анализа определяется межрегиональная и национальная (а в некоторых случаях и международная) значимость кластера. Этот тип анализа имеет ряд преимуществ, таких, как акцентирование роли некоммерческих образований, например, научно-исследовательских организаций, в экономике региона.
Наиболее эффективный анализ включает набор качественных методов (в частности, экспертную оценку кластеров) в сочетании с набором количественных методов. Индикаторы, применяемые для анализа, должны отражать не только внутреннюю мощность кластера по отношению к остальной экономике региона, но также его положение на внешних рынках. Таким образом, качественный анализ очень важен для идентификации потенциальных и возникающих кластеров, когда появляющиеся новые области компетенций невозможно измерить как экономическую деятельность. Такой анализ также важен для оценки будущего рынка и технологических трендов, которые могут повлиять не только на региональное, но и на национальное, и международное положение кластера.
Существует целый набор методов идентификации и анализа региональных кластеров, начиная от простых, позволяющих определять уровни специализации (коэффициенты локализации), до технологии межотраслевых балансов. Ниже, в таблице, представлены шесть основных аналитических методов исследования региональных кластеров и дана их оценка посредством выявления преимуществ и недостатков каждого из указанных методов. | | Таблица Характеристика методов кластерного анализа | | Достижение цели в области развития кластеров возможно только при проведении комплексной технологической модернизации реального сектора экономики региона. Применительно к Санкт-Петербургу она возможна только при учете интересов всех участвующих хозяйствующих субъектов. Речь идет о таких направлениях, как:
• увеличение доли инновационного сектора и внедрение технологических инноваций на предприятиях, образующих кластеры;
• развитие предпринимательской деятельности в области крупного, среднего и малого бизнеса и взаимное сотрудничество в целях внедрения инноваций, что ведет к расширению действующих и созданию новых кластеров;
• усиление связей и взаимозависимости предприятий промышленности и научно-исследовательских и образовательных центров и школ;
• совершенствование территориального размещения промышленных предприятий.
В заключение рассмотрения процесса формирования и реализации кластерной политики в регионе укажем, что это – сложная задача, разработка и реализация которой должна носить научный характер. Ее успех зависит от множества факторов и условий, и центральное место здесь принадлежит научным принципам управления и стремлению к динамичному развитию региона. | |
|