Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Стальная В. А.
ст. преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента Камской государственной инженерно-экономической академии (г. Набережные Челны)

Экономика «впечатлений»: особенности становления и проблемы развития отечественной индустрии развлечений
В статье рассмотрены вопросы развития отечественной индустрии развлечений. В частности, проведен анализ показателей, характеризующих состояние российского рынка развлечений. Рассмотрены особенности становления и развития отечественной сферы развлечений. Описаны ключевые сегменты, представляющие современную развлекательную индустрию. Представлены основные тенденции, сопровождающие развитие индустрии развлечений в России и за рубежом
Ключевые слова: индустрия развлечений, рыночные тенденции, сегмент рынка развлечений, объект развлекательной инфраструктуры

Развлечения – одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Необходимость в развлечении появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей. Удовлетворенность качеством и доступностью развлечений является для человека индикатором его социального положения, а для общества – показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы. Практика создания специальных условий для организации процессов развлечений привела к появлению достаточно мощной индустрии, которая в ее современном виде сложилась к концу XX в. [1].
Начало третьего тысячелетия характеризуется интенсивным развитием мирового рынка индустрии развлечений. Бизнес, основанный на организации и проведении развлечений, приносит огромные прибыли и аккумулирует миллиарды долларов. Доходы мировой индустрии развлечений в 2007 г. эксперты аналитической компании PricewaterhouseCoopers (PwC) оценили в 1,3 трлн долл. В 2010 г., по их прогнозу, потребители потратят на развлечения уже 1,8 трлн долл (ежегодный прирост в 7,3% [2] ):
Таблица 1
Ключевые характеристики мирового рынка развлечений, 2007 г.
Тенденциозный характер процессов развития мирового рынка развлечений присущ и отечественной сфере развлечений. Однако развитие развлекательного рынка России сопряжено с определенными проблемами как экономического, так и социального плана. Данная статья нацелена на выявление основных тенденция развития и проблем становления отечественной индустрии развлечений.
Развлечения – относительно новое для России направление культурной деятельности. В советский период истории досуговая деятельность входила компонентой в отрасль культурно-просветительной деятельности. Основной формой были клубная и парковая деятельность. Начавшийся с конца 1990-х годов подъем российской экономики привел к росту доходов и появлению у населения свободных средств и, как следствие, к росту потребности в рода развлечениях. В результате возникла и стала интенсивно развиваться новая отрасль – индустрия развлечений.
К настоящему времени сформировались основные сегменты отечественной индустрии развлечений и рынок набирает обороты. Согласно девятому ежегодному обзору PricewaterhouseCoopers «Global Entertainment and Media Outlook», Российский рынок индустрии развлечений считается самым динамичным среди регионов Восточной Европы, Среднего Востока и Африки. В 2007 г., рынок развлечений и СМИ, как и в предыдущие годы, продемонстрировал самые высокие темпы роста в Европе – 12,2%. При этом прогнозируемый средний годовой показатель роста на 2008-2012 г. составляет 11,4%.
Эксперты ИК «ФИНАМ» оценили российский рынок развлечений в 2007 г. в 20 млрд долл. В 2012 г. эта цифра может достигнуть 45,2 млрд долл.[2]
Рис. 1. Динамика показателей объема рынка индустрии развлечений и СМИ
По имеющимся оценкам в России почти 37 млн. потенциальных потребителей продуктов индустрии развлечений. Хотя в России тратят на досуг не так много средств, но рост расходов населения на посещение развлекательных мероприятий сопоставим с затратами россиян на некоторые предметы потребления.
Однако потенциал потребления услуг индустрии развлечений далеко не исчерпан. Для многих россиян развлечения продолжают оставаться «роскошью». Так, например, в западных странах на посещение развлекательного комплекса со стандартным набором услуг или кинотеатра тратится от 100 долл., что вполне может себе позволить представитель среднего класса и выше. В России же, где так называемый средний класс – лишь небольшая верхняя прослойка общества, сосредоточенная в крупных мегаполисах, а прожиточный минимум в целом по стране во II квартале 2008 г. составил 4005 руб., посещение современных развлекательных комплексов по карману далеко не всем.
Очевидный дисбаланс в развитии сферы развлечений подтверждается и соответствующей статистикой. Согласно данным Института комплексных социальных исследований РАН, только 50,9% россиян пользуются услугами современной индустрии развлечений. Из них 7,9% посещают игорные заведения и тратят там 0,5% от всех своих расходов; 9,7% – отдают предпочтение домашнему досугу; 39,4% посвящают свободное время различного рода хобби или встречам с друзьями. И целых 32,3% считают недостаточными свои возможности для полноценного отдыха:
Рис. 2. Пользователи услугами индустрии развлечений (%)
Тем не менее, российская рынок развлечений остается одним из самых быстрорастущих рынков мира. Уже сейчас объем инвестиций в индустрию развлечений прогрессирует даже увереннее, чем в сферу торговли, лидировавшую по темпам роста вплоть до последнего времени. Так, например, в Москве, доля инвестиций в данную отрасль составляет уже 7% всех инвестиций в город за год. Для сравнения: доля инвестиций в банковскую сферу – 9%, в промышленность – 8% [3].
Высокая динамика роста рынка связана, с одной стороны, с бурным развитием крупных торговых центров, а с другой — с потребностями населения в цивилизованном современном досуге. По прогнозам специалистов, наиболее высокими темпами рынок развлечений будет расти в регионах. [4]
Индустрия развлечений – явление многопрофильное и охватывает многие направления деятельности – частичное присутствие развлекательного компонента наблюдается во многих сферах, что усложняет выделение предметной области исследования в четкую группу. Так, при анализе индустрии развлечений США исследователи не проводят границ между предприятиями, занятым непосредственным развлечением людей и рынком СМИ в силу глубокой интеграции данных направлений.
Среди наиболее крупных и четко оформленных сегментов отечественной индустрии развлечений можно выделить следующие:
1. Сегмент кинопоказа. Основные игроки рынка: «КАРО-Фильм», «Киномакс», «Формула Кино», «Синема-Парк», «Кронверк синема».
2. Сегмент игровых развлечений, основанных на использовании автоматов и симуляторов. Основные предприятия: Star Galaxy, Game Zona, Crazy Park, Igromax.
3. Игорный бизнес: Ritzio Entertainment Group, «Джекпот», Storm International, «РиО».
4. Боулинг: «Планета Боулинг», «Космик», «Боулинг Сити».
5. Тематические парки: «Диво-Остров», «Атрилэнд», парк «Адмирал Врунгель».
6. Развлечения в сети Интернет.
7. Видеоигры. Почти половину рынка занимают четыре российские производителя – Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online, которые в 2007 г. объявили об объединении в холдинг Astrum Online Entertainment.
По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), Интернет будет оставаться самым быстрорастущим сегментом российской индустрии развлечений в ближайшие 5 лет (до 2011 г.), прибавляя в среднем по 20% ежегодно. Сегменты игорного бизнеса и звукозаписи будут падать в среднем на 22,2% и 7,7% в год соответственно. Однако в целом по рынку развлечений наблюдаются положительные тенденции.
Таблица 2
Ключевые характеристики рынка индустрии развлечений России, 2007 г.
На рынке российских предприятий, занятых непосредственным развлечением людей, представлены как заведения с очень широким спектром услуг для разных групп посетителей, так и узкоспециализированные центры, предлагающие единственную услугу либо небольшое число услуг, ориентированных на определенную аудиторию, это специализированные развлекательные центры, многофункциональные развлекательные комплексы, а так же развлекательные площадки в торговых центрах.
Рынок участников индустрии развлечений четко сегментирован: есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах, но нет игрока, который занимал бы больше 1% рынка в целом [5].
На рынке развлечений практически нет сетевых операторов, в том числе иностранных, кроме, пожалуй, игорного бизнеса и сети развлекательных комплексов «Стар Гэлакси» в составе торгово-развлекательных центров (например, «Крокус-Сити», «Твой дом», XL).
Среди значимых общемировых тенденций, преобразивших и отечественную индустрию развлечений можно выделить следующие:
I. Глобализация и укрупнение объектов индустрии развлечений. Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений – от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий.
II. Интеграция развлечений и других направлений деятельности. Отечественный рынок развлечений продолжает расти не только путем освоения новых сугубо развлекательных форм, но и путем проникновения развлекательного компонента в другие направления деятельности, ранее не связанные с развлечениями. Среди таких «симбиотических» направлений можно выделить следующие:
1. Интеграция развлечений и торговли, характеризующаяся повсеместным открытием торгово-развлекательных центров и молов. Развлечения здесь играют вспомогательную функцию и направлены на то, чтобы сделать шоппинг как можно более приятным и впечатляющим. По наблюдениям экспертов, с открытием развлекательной зоны посещаемость всего ТЦ увеличивается не менее чем на 20%. Поэтому, доходность профессионально спланированного торгово-развлекательного центра на 30–35% выше, чем обычного.
2. Объединение развлечения и учебы, а точнее – обучение через развлечение. Данное направление считается одним из самых прибыльных. Такой союз свидетельствует о том, что люди предпочитают не просто развлекаться, но и получать новую познавательную информацию.
3. Сочетание спорта и развлечений. В последние несколько лет самые различные виды спорта стали использовать как развлечение. Особенно ярко данная тенденция прослеживается в торгово-развлекательных центрах [6].
4. Сочетание индустрии здоровья и красоты с развлечениями. В последние годы некоторые направления, ранее использовавшиеся исключительно в оздоровительных целях, стали позиционировать себя как развлекательные. Такое «перепозиционирование» испытали услуги массажа, услуги саун и бань. Кроме того, если рассматривать некоторые направления современной индустрии здоровья и красоты (спа-салоны, косметические кабинеты, солярии), то их восприятие, особенно в среде высокодоходного сегмента в большей степени носит развлекательный характер.
III. Виртуализация индустрии развлечений. Появление цифровых мультимедийных данных знаменует собой новую эру индустрии развлечений. Быстрое развитие технологий скоростного подключения и увеличение производительности ПК сыграло роль своего рода сигнала для поставщиков услуг к появлению новых возможностей для развлечений. Сюда можно отнести новое поколение развлекательных настольных и мобильных компьютеров со встроенными возможностями воспроизведения высококачественного звука и изображения, благодаря которым пользователи приобрели новый опыт развлечений, недоступный ранее.
В целом, можно утверждать, что отечественный рынок развлечений практически сформирован. Однако почти все сегменты еще не достигли пика своего развития, либо осваивают пока не занятые ниши. Ориентировочные сравнения сети предприятий индустрии развлечений в России, странах Европы и США свидетельствуют, что даже по количественным показателям отставание России весьма значительно – развлекательных центров, мотелей, кемпингов, гостиниц, прокатных пунктов музеев, парков, и т.д. в России в десятки раз меньше. На начальной стадии находятся такие объекты отдыха и развлечений, как клубы здоровья, гольф-клубы, тематические парки, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки… Во много раз меньше число аквапарков, бассейнов, кортов и центров горнолыжного спорта. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга. Сегодня для семейного отдыха предлагаются другие, упрощенные формы развлекательных центров. К тому же, по обороту российский рынок развлечений соответствует уровню небольшой европейской страны. Тем не менее, индустрия развлечений начинает набирать обороты благодаря росту покупательной способности населения и накопленному менеджерами опыту в управлении объектами развлекательной инфраструктуры.


Литература
1. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: учебник. – М.: Советский спорт, 2003. – 416 с.
2. Сценарии и прогнозы. Интернет – лидер всемирной индустрии развлечений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finam.ru/analysis/forecasts0082E/default.asp, свободный. – Загл. с экрана.
3. Шевченко А. Доходное место: Большая игра // Ведомости. – 2004. – №110 (28 июня).
4. Белых А. Кино, вино и домино // Бизнес-журнал. – 2007. – №3. – С.13.
5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.biggame.ru/index.php?option=content&task=view&id=70&Itemid=2, свободный. – Загл. с экрана.
6. Набухотный А. Retailtainment – ключ к успеху торгового центра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mall-expo.com/ru/public/?p=12, свободный. – Загл. с экрана.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия