Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Имилова Г. Ф.
соискатель Башкирского государственного университета

Роль государственного контроля в ослаблении воздействия теневой экономики на экологию регионов
В статье затронута тема разрушающей деятельности теневого сектора экономики, ее влияния на социальную деятельность и экологию регионов. Выявлена взаимосвязь экологии и современных экономических процессов, объяснена роль государственного воздействия на укрепление более созидательных связей. Подчеркнуты основные недостатки описанной системы и даны теоретически эффективные решения по их устранению, которые могли бы найти свое практическое применение
Ключевые слова: рыночная экономика, теневой сектор экономики, экономическое правонарушение, эколого-этическая норма, экологическая обстановка, экологическое преступление, корректирующий эффект, контрольная деятельность, государственный надзор

Происходящие в России процессы укрепления государственности актуализировали роль контроля во всех сферах государственной деятельности. Основные факторы, вызывающие необходимость развития государственного контроля, более чем очевидны: это динамичность изменений экономических процессов, развитие производства, международных связей, а вследствие этого необходимость соответствия высоким международным требованиям и стандартам. В связи с этим контроль как функция управления государственными процессами становится предпосылкой «корректирующего эффекта». Уполномоченные государственные структуры, выявляя недостатки определенной системы общественных отношений, в процессе контрольной деятельности применяют комплекс мер, способствующий устранению зафиксированных недостатков данной системы.
Как известно из курса менеджмента, любая управленческая деятельность не исключает функции контроля. Управление современными рыночными процессами не является исключением. Признавая факт отсутствия «совершенной» рыночной экономики, стоит упомянуть о таком социально -экономическом процессе, как деятельность теневого сектора экономики.
На сегодняшний день отсутствует точное определение самого термина «теневая экономика», тем более, методологических и функциональных ее основ. В связи с этим обсуждаются лишь относительные масштабы, экономические параметры и условия существования этого процесса. Говоря о теневой экономике как о субъекте, влияющем на естественные экономические, а также социальные отношения, стоит заметить ее гибкое приспособление к любым условиям рыночного хозяйства, т.е. теневая экономика носит глобальный характер. Ее существенное влияние на развитие страны заставляет не только изучить и проанализировать историю, причины и факторы ее существования, но и выработать более стабильную и в то же время гибкую модель борьбы с ней, с учетом социально-экономических, политических и правовых аспектов развития страны. Российский рынок, как и любая экономическая система, является синтезом легальной, открыто и прозрачно существующей, и нелегальной, теневой экономической деятельности. Часто последняя ассоциируется с криминальными способами получения доходов, т.е. с экономическими правонарушениями и преступлениями, а также с организованной преступностью, коррупцией и лоббированием тех или иных решений, принимаемых государственными органами власти.
Масштабность и проникновение теневой деятельности в государственные структуры, а это очевидный факт, создает угрозу как российской государственности, так и национальной безопасности страны. Значительная потеря финансовых возможностей реальной экономики страны (недобор налогов и несправедливое распределение налогового бремени) сказывается на «карманах» честных потребителей услуг и товаров.
Достаточно проблематично обобщить и свести воедино многообразие схем проникновения теневой экономики в различные сферы хозяйственной жизни общества. В условиях постоянно меняющегося законодательства различные модели перевода ресурсов в теневой оборот быстро теряют свою актуальность.
Деятельность промышленных предприятий на территории какого-либо государства законодательно оформляется соответствующими органами исполнительной власти. Предоставляя лицензии на реализацию деятельности этих предприятий, государство рассчитывает на полноценную отдачу всех обусловленных сторонами договорных отношений. Уклонения от уплаты налогов посягают на стабильность финансовой системы государства. Помимо махинаций с кредитами, субсидиями и сокрытия прибыли, предприятия преступают еще и эколого-этические нормы, предусмотренные как самим предприятием, так и государственным регулированием.
Штрафы и санкции за нанесение вреда и ущерба экологическому состоянию окружающей среды, предусмотренные договором, заранее обсуждаются обеими сторонами. Одной из проблем государства в этом плане является укрытие реальных объемов выбросов в окружающую среду руководителями и ответственными работниками предприятий. Так называемые экологические издержки скрываются, фальсифицируются при проверках исполнительных органов. Здесь государство теряет колоссальные деньги за счет потери штрафных санкций за повышенные показатели объемов выбросов и ущерба окружающей среды предприятиями, не соблюдающими экологическую этику.
Теневая экономика расширяет свои масштабы за счет отсутствия открытой обратной связи между бизнесом и государственными структурами, что ведет к кризисным ситуациям в общественной жизни. Если бы все экологические издержки учитывались и оплачивались, они бы были включены в себестоимость выпускаемой продукции, что ведет бизнес к потере преимуществ на рынке, а это далеко не положительная для предпринимателей тактика продажи. В связи с этим предприятия намеренно скрывают свои экологические издержки, которые напрямую разрушают все естественные системы. Загрязняя окружающую среду, предприятия уменьшают ресурсы системы жизнеобеспечения. А для воссоздания их обществу требуется также и финансовая поддержка со стороны власти. Таким образом, государство дополнительно сокращает свои средства и ресурсы, которые поглощаются теневой деятельностью предприятий. Помимо предприятий, скрывающих свои экологические издержки ради выгодной продажи продукции, значительный урон окружающей среде причиняет и такой вид незаконной производственной деятельности, как контрабанда природных ресурсов страны.
Экологическая обстановка, сложившаяся в пределах территорий республик, краев, областей и автономных округов, и особенности проблем окружающей среды в каждом из субъектов Российской Федерации определяются, с одной стороны, спецификой местных природно-климатических условий, а с другой, – характером и масштабами воздействия промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду.
Башкортостан располагает хорошими природно-климатическим условиями, разнообразием растительного и животного мира, его недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. Однако современная цивилизация осуществляет невиданное давление на природу. Остро встают проблемы по сохранению земли и воздуха, лесов и водоемов, животного мира.
Башкортостан является регионом с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Наличие в республике самого крупного в России комплекса химических и нефтехимических производств, горнодобывающих и машиностроительных предприятий, построенных без учета нагрузки на окружающую среду, привело к возникновению серьезных экологических проблем. В конце 80-х гг. Башкортостан входил в пятерку регионов России, лидирующих по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и в десятку – по сбросам загрязненных стоков [1, С. 12]. И в настоящее время на территории Приволжского федерального округа республика продолжает вносить значительный вклад в загрязнение окружающей среды (см. рис. 1, 2) [2].
Рис. 1. «Вклад» субъектов ПФО в загрязнение атмосферного воздуха
Рис. 2. «Вклад» субъектов ПФО по объему сброса загрязненных сточных вод в водные объекты
Основными экологическими проблемами республики являются:
а) загрязнение водных объектов;
б) загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов вредных веществ от промышленных предприятий и автотранспорта;
в) всевозрастающее количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных;
г) загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.
За последние годы правительство республики приняло ряд мер по улучшению ситуации в области охраны окружающей среды. Однако, несмотря на достигнутые успехи, в целом экологическая обстановка в республике остается довольно сложной. Влияние теневой экономики на экологическую ситуацию в регионе можно оценивать качественно и количественно. Главная особенность – криминализация, повышение доли экономических и связанных с ними экологических преступлений (рис. 3). Следует отметить, что процент экологических преступлений от общего количества преступлений в Российской Федерации, по данным статистики, растет год от года:
− 1999 г. – 0,29 %;
− 2000 г. – 0,41 %;
− 2002 г. – 0,5 %;
− 2003 г. – 0,82 %;
− 2004 г. – 1,2 % [3].
Рис. 3. Последствия теневой деятельности
Ежегодно Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан совместно с органами прокуратуры и Министерства внутренних дел проводится ряд операций, направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды и незаконного расхищения природных ресурсов республики. Оценить реальное воздействие теневой экономической деятельности практически невозможно – ведь сама ее суть состоит в том, что она не регистрируется, не включается в отчеты, предоставляемые хозяйственными субъектами государственным органам [4, С. 4].
О величине экологического ущерба, наносимого теневой деятельностью, мы можем судить по показателям осуществления государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды (см. табл. 1) [5].
Таблица 1
Результаты контрольно-инспекционной деятельности
в Республике Башкортостан, 2004-2006 гг.
Указанный ущерб обусловлен снижением, вследствие загрязнения природной среды, почвенного плодородия, продуктивности сельскохозяйственных земель, соответствующих доходов, падением продуктивности и доходов в лесном хозяйстве. Кроме того, происходит загрязнение водоемов, используемых в производственных целях и для питьевого водоснабжения, а также снижается рыбохозяйственная ценность водоемов и, наконец, наносится вред видовому разнообразию растительного и животного мира [6, С. 151]. Величина экологического ущерба отражает только результаты комплексных проверок и операций, проведенных специалистами Управления Росприроднадзора и Минприроды Республики Башкортостан. Более ясную картину того, насколько серьезный экологический ущерб наносится экологической среде, можно получить лишь с помощью эффективного государственного контроля, в частности, при увеличении числа проверок (см. рис. 4).
Рис. 4. Динамика экологического ущерба за 2004-2006 гг., в тыс. руб.
Таким образом, мы наблюдаем относительно высокую долю теневой экономики в использовании природных ресурсов республики Башкортостан и как следствие – отрицательное воздействие на экологию региона.
Практически все государственные ведомства (на федеральном и региональном уровнях) в той или иной степени вынуждены соприкасаться с проблемами теневой экономики. Борьба с ее проявлениями в области обеспечения экологической безопасности ведется контрольно-надзорными органами в области природопользования и охраны окружающей природной среды совместно с органами МВД и прокуратуры. Нельзя не согласиться с тем, что лишь совместная эффективная деятельность данных органов способна пресечь и ограничить теневую деятельность, оказывающую негативное влияние на состояние экологии как республики, так и в целом, Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор за использованием природных ресурсов и государственный экологический контроль – важнейшая задача обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды в интересах социально-экономического развития страны. Государственный экологический контроль представляет собой важнейший вид государственной административно-управленческой деятельности. Его задачи – обеспечение и выполнение всеми субъектами государства, уровнями местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, гражданами, иностранными юридическими и иными лицами экологических требований и нормативов качества окружающей среды.
Содержание экологического контроля составляют: мониторинг; система мероприятий, направленных на соблюдение природоохранных законов, актов, выполнение технических и технологических условий природопользования; система нормативных требований, регламентирующих воздействие как на экосистемы, так и на качества самой экосистемы; принятие мер по предупреждению и реализации экологической ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде и человеку.
Функция надзора – установление экологических нарушений, соблюдения природоохранного законодательства, норм, правил.
С начала 90-х годов институт контроля и надзора Российской Федерации накопил определенный опыт решения задач обеспечения экологической безопасности в условиях переходной экономики, наработаны технологические решения контрольно-надзорной деятельности, сформированы представления об основных проблемах государственного контроля в данной сфере и способах их решения. Однако институт государственного контроля в новых условиях современного развития экономики нуждается в дальнейшем совершенствовании своей структуры, организации контрольно-надзорной деятельности, применения новых методик и технологий контроля, новых информационно-аналитических технологий, мониторинга состояния поднадзорных и контролируемых объектов и т. д.
Первым шагом в этом направлении может стать решение следующих проблем, с которыми сегодня сталкивается государственный контроль:
• организационная структура органов контроля на территориальном уровне не адекватна природно-ресурсному потенциалу и его видовому представительству;
• органы контроля на федеральном уровне (по федеральным округам) фактически являются передаточным информационным звеном от территории к центру;
• отсутствует нормативное правовое, технологическое и методическое обеспечение надзорных функций, отвечающих стоящим перед органами контроля задачам;
• отсутствует четкое разделение полномочий по направлениям государственной экологической деятельности как вида превентивного контроля между Росприроднадзором и Ростехнадзором;
• не разработана структура и объем информационного обеспечения надзорных полномочий в сфере охраны окружающей среды;
• отсутствует четкое распределение подконтрольных и поднадзорных объектов природопользования между федеральными органами исполнительной власти, а также между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.
Для обеспечения экологической безопасности в контрольно-надзорной деятельности необходимо в ближайшее время произвести следующие институциональные преобразования:
 разработать нормативно-правовое, методическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности;
 своевременно и в полном объеме обеспечить финансирование и материально-техническую поддержку контрольных мероприятий;
 расширить административную практику;
 придать консультативно-информационной работе инспекторов наступательный характер;
 включить в контрольно-надзорную деятельность более широкий круг субъектов контроля – федерального, республиканского (регионального) и муниципального уровней;
 задействовать неформальные институты, СМИ и общественные институты в контрольно-надзорной деятельности и др.
Осуществляя контроль (надзор) в порученных областях обеспечения экологической безопасности государства, общества, организаций (юридических лиц), граждан (физических лиц), государственные контрольные (надзорные) органы должны осуществлять свою деятельность строго в рамках данных им полномочий. Чтобы исключить злоупотребления в ходе контрольной деятельности, некоторые контролируемые объекты в Российской Федерации законодательно защищены. Так, например, действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). Должностные лица органов государственного контроля (надзора) в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю или совершении противоправных действий несут установленную законодательством ответственность.
Таким образом, государственный контроль (надзор) является важным организационно-экономическим механизмом управления и обеспечения положительной экологической ситуации в Российской Федерации. Он позволяет выявить недостатки в деле обеспечения безопасности и существующие конкретные угрозы, определить возможные пути парирования угроз и наказать виновных, побудить ответственных лиц принять меры по повышению безопасности, снижению экологических рисков.


Литература
1. Шаретдинов Э.Ф. Экология Республики Башкортостан: Учеб. пособ. – Уфа: БАГСУ, 2006. – 170 с.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году» // www.ecoindustry.ru
3. Савиченок И.А. Проблемы возбуждения уголовных дел по экологическим преступлениям //Сибирский юридический вестник. – 2004. – № 3. http://law.isu.ru/ru/science/vestnik/20043/savichenko.html
4. Методические подходы к исследованию проблем теневой экономики / А.И. Татаркин, А.А. Куклин, Г.А. Агарков, Г.П. Быстрай и др. Препринт. – Екатеринбург: Институт экономики Уро РАН, 2002. – 31 с.
5. www.bashnadzor.ru – официальный сайт Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан.
6. Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, А. Эндерс, К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия