Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Васильева О. Е.
доцент кафедры экономики и маркетинга Курганского государственного университета

Имидж в системе стратегии экономического развития региона
В статье рассматриваются вопросы имиджа как элемента системы инструментального обеспечения стратегии социально-экономического развития региона. Актуальность данной проблематики обусловлена обострением конкуренции между отдельными регионами за доступ к рассредоточенным и централизованным политическим, финансовым, инвестиционным, социальным ресурсам. В этих условиях растет значимость имиждевой составляющей стратегии развития региона как эффективного инструмента регионального позиционирования и обеспечения конкурентных преимуществ
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, имидж региона, продвижение позитивного имиджа региона, целевые группы интересов, уникальность и узнаваемость территории, региональный бренд, персонификация региона

Основные приоритеты Стратегии социально-экономического развития Курганской области на период 2008–2020 гг. направлены на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности в увязке с уровнем Уральского федерального округа. Данный округ является наиболее естественным для согласования интересов территориального и отраслевого развития, а также целей, задач, приоритетов и сценариев развития общенационального и регионального уровней [1]. Одним из эффективных приоритетных стратегических инструментов, направленных на усиление конкурентных преимуществ территории, является формирование и укрепление его положительного имиджа.
В настоящее время в России наряду с целым рядом социально-экономических проблем на передний план выходят вопросы, связанные с трансформацией территориально-политического устройства и региональной политикой.
Регионы наделены новыми полномочиями и стали относительно самостоятельными участниками социально-политических процессов. Кроме того, именно властные структуры регионов, в отличие от федеральных государственных органов, работают непосредственно с местным населением и бизнес – сообществом, а также во многих случаях исполняют президентские и правительственные задачи по национальным проектам. В этом контексте имидж региона:
– представляет собой необходимый компонент информационно-политического пространства и эффективный инструмент решения проблем взаимодействия Центра и регионов;
– затрагивает вопросы общественной консолидации и государственной интеграции;
– играет существенную роль в повышении инвестиционной привлекательности территории, а значит, и уровня ее социально-экономического развития;
– согласует и координирует интересы и деятельность региональных и государственных органов власти в сферах политики, экономики, культуры, религии, межнациональных отношений.
Таким образом, создание и продвижение позитивного имиджа территории – актуальная и перспективная задача, эффективное решение которой обеспечивает региональную и государственную информационную безопасность, развитие региональных сообществ, общественную консолидацию, государственную интеграцию.
Имидж региона – это целенаправленно создаваемый образ, направленный на позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в информационно-коммуникативном пространстве и формируемый на основе значимых политических, экономических, социокультурных событий, которые происходят в этом регионе [2].
Имидж региона одновременно фиксирует уже сложившееся в массовом сознании представление о той или иной территории и одновременно является инструментом для формирования этого представления с позиции целевых групп интересов. Поэтому региональный имидж целесообразно представить как совокупность двух основных блоков – общероссийский имидж региона и внутренний имидж для населения области. Можно выделить три основные целевые аудитории, на приоритеты и реакцию которых необходимо ориентироваться при управлении имиджем региона.
Во-первых, это центральное правительство и финансовая элита страны. Их ключевые стратегические интересы в контексте регионального имиджмейкерства можно выразить двумя аспектами:
– справедливость, под которой подразумевается пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов страны имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния;
– эффективность, трактуемая как рациональное использование производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.
В качестве основных методов воздействия на эти целевые аудитории могут рассматриваться такие инструменты формирования и управления имиджем региона как:
– выражение формальной и реальной лояльности федеральному центру;
– обеспечение и поддержание идентичности государственного и регионального политического имиджа и/или имиджа лидера региона;
– исполнение демократических процедур;
– осуществление политического транзита.
Во-вторых, инвесторы – это «местные» и «соседские» бизнес – сообщества. Они заинтересованы в долгосрочной стабильности власти в регионе распространения своих экономических интересов, с одной стороны, и готовности регионального правительства к экономическому сотрудничеству и партнерству с ними, с другой.
Ориентируя имиджевую стратегию на данную целевую группу, целесообразно акцентировать внимание на следующих направлениях:
1. Использование таких факторов уникальности и узнаваемости территории за ее пределами, как:
– региональный бренд в виде товара или услуги, характеризующей регион;
– исторические события, произошедшие на территории, имеющие знаковый характер;
– уникальные климатические и природные условия, определяющие образ региона.
2. Использование следующего набора инструментов по продвижению выбранных региональных особенностей:
– осуществление на территории региона крупного проекта – экономического, культурного, политического, промышленного;
– проведение выставок;
– реализация целевых туристических программ;
– визиты официальных делегаций региона в зарубежные государства с целью его презентации;
– приглашение представителей других государств на территорию региона в рамках проведения фестивалей культуры;
– установление партнерских отношений между муниципалитетами региона и зарубежными городами.
В-третьих, собственно население региона. Ключевым приоритетом данной целевой аудитории является комфортность проживания на территории региона, которую можно интерпретировать как собственное финансовое, социальное, культурное, религиозное благополучие. Основными имиджевыми мероприятиями, воздействующими на эту группу, должны стать реальные действия, направленные на:
– повышение уровня жизни населения региона;
– увеличение «человеческого капитала»;
– формирование среднего класса;
– проведение эффективной территориальной политики, целью которой является сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований региона.
Обращаясь к мировому опыту по формированию благоприятного внешнего имиджа региона, для закрепления в общественном сознании образа Курганской области можно рекомендовать следующий набор инструментов (по приоритетности):
1. Учет социально-экономического положения региона, опирающегося на устоявшуюся традицию региональной идентичности.
В качестве основы имиджа Курганской области может быть использовано ее социально-экономическое положение, а именно:
– Курганская область входит в состав территории концентрации полюсов роста (полюсов развития) российской экономики – Уральского федерального округа;
– область является ближайшим соседом официальных «региональных столиц» – городов Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени;
– уникальное географическое положение Курганской области – в центре России, на границе Европы и Азии.
Все это позволяет использовать силу имиджа соседних территорий (Свердловская область – «Опорный край державы», Челябинская область – новый региональный брэнд Аркаим, Тюменская область – нефтяной и газовый край) для усиления имиджа Курганской области по принципу «стен зáмка». В данном контексте необходимо ограничить или полностью отказаться от представления Курганской области как «Зауралья» во внешнем имидже территории. Необходимо отчетливо делать акцент на принадлежность к Уралу.
Кроме того, Курганская область – территория, через которую исторически проходили торговые маршруты, связывающие Россию и государства Средней Азии. Сегодня область по-прежнему остается важнейшим транспортным узлом, соединяющим автомобильные и железнодорожные магистрали общероссийского и международного значения на евразийском континенте. Сохранение и усиление этого статуса может быть использовано для иного, чем раньше, позиционирования Курганской области: вместо «транзитного терминала» – как «ворота в Азию», а в долгосрочной перспективе — как «евроазиатский город».
В этой связи необходимо использовать выбор нашего ближайшего соседа — Свердловской области, в качестве площадки для проведения в 2009 г. на ее территории саммита Шанхайской организации сотрудничества. Курганская область должна принять активное участие в его работе.
2. Использование природно-климатических особенностей Курганской области, которые необходимо усилить и транслировать.
На наш взгляд, в настоящее время односторонне используется рекреационный потенциал территории: озера Медвежье, Горькое, Сосновая Роща и другие курорты позиционируются как оздоровительные центры. Даже существующая сеть «Курортов Зауралья» потенциально открывает широкие возможности для создания центров экстремального туризма, проведения охотничьих туров и других форм активного и инициативного отдыха. Это позволит расширить и увеличить потенциальные целевые сегменты потребителей природно-климатических свойств территории Курганской области.
3. Наличие историко-культурных традиций Курганской области, тщательно сохраняемых и тиражируемых.
В качестве «якорей» этой имиджевой составляющей могут рассматриваться следующие объекты и события.
Исторические памятники, такие как Чимеевский храм, Далматовский мужской монастырь, Храм Александра Невского — основа формирования представления территории как сакрального места, места проявления воли бога. На общем фоне возврата и обращения народа к истокам своей духовности такой подход может стать эффективным инструментом создания образа уникальности территории. Кроме того, этот аспект имиджа хорошо коммерциализируется: разработка и реализация программ по развитию этих уникальных объектов путем создания музеев, гостиниц, туристических программ и т. д. обеспечит приток дополнительных доходов в местные бюджеты.
Существенную роль в формировании имиджа региона играет образ его города – центра. Статус Кургана парадоксален, хотя исторически объясним: это – «большой малый город». По своим демографическим, социально-структурным и финансово-экономическим параметрам Курган – большой современный город. Но в социально – и культурно-психологическом плане, по своей ментальности, Курган – типичный малый город. Такой образ не может не придавать «провинциальности» всей территории. Для изменения имиджа региона как «периферии», «провинции» в имидж одной из столиц Урала может быть использован ряд элементов культурного пространства. Это театральная, художественная и музыкальная среда (Шадринский и Курганский драматические театры, Театр кукол «Гулливер», сильнейший брэнд Германа Травникова, целая плеяда певцов и музыкантов Курганской областной филармонии, персоналии интеллигенции области). В данном случае необходимо использовать силу их имиджа для продвижения региона, используя их социально-психологические и культурные установки для предопределения позиций основных, влияющих на информационную ситуацию и инвестиционный климат инстанций: власти, бизнеса, культурного и творческого сообщества Курганской области и за ее пределами.
Необходимо, чтобы культура вошла в сферу реализации далеко идущих амбиций и власти, и бизнеса, поскольку творческая интеллигенция во многом определяет информационный резонанс и гуманитарную привлекательность региона. Инициатором позитивного сдвига может выступить власть, осознавшая стратегический потенциал культурной компоненты для развития Курганской области и опирающаяся на независимую экспертизу проектов. Одновременно необходимо всячески поддерживать развитие независимых общественных институций в сфере культуры. Обнадеживающим примером является деятельность Фонда поддержки филармонической деятельности Курганской области.
4. Персонификация Курганской области через знаковые фигуры.
В рамках данной компоненты имиджа представляется целесообразным и эффективным использование известности людей, родившихся, проживающих и связавших свою жизнь с Курганской областью для усиления ее положительного имиджа. Работа должна осуществляться в двух направлениях. Во-первых, это использование прямых ассоциаций «Имярек – Курганская область», как это успешно реализовывалось и реализуется в настоящее время. Однако в данном случае персоналия «делится» своей популярностью и известностью с территорией. Поэтому наиболее перспективным представляется второе направление – формирование своеобразной мифологии (в культурологическом смысле) Курганской области как «территории успешных людей», «территории успеха», «территории возможностей».


Литература
1 Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года (проект). – Правительство Курганской области. Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН (СОПС). – Курган – Москва, 2008.
2 Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006.
3 Имидж регионов. Кто и как это делает // Publicity. – 2008. – № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия