Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Балажи О. П.
ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского института гуманитарного образования

Экономические составляющие современного западноевропейского федерализма

Важнейшей составляющей современной экономической политики в Европейском Союзе (ЕС) являются политика сближения уровней социально-экономического развития между странами и регионами ЕС
Политика ЕС в области регионального развития направлена на содействие экономическому росту и созданию рабочих мест в регионах и городах стран ЕС. При этом предполагается достижение следующих целей:
— сближение стран по уровню социально-экономического развития (на реализацию этой цели в 2007–2013 гг. выделяется более 80% из общего бюджета в размере 307,6 млрд евро) (в 2000–2006 — 135,9 млрд евро, что составляло 69,7% размера структурного фонда в 2000–2006 гг.);
— повышение конкурентоспособности регионов и уровня занятости (16% бюджета), поддержка человеческих ресурсов: повышение квалификации, активную политику в сфере рынка труда, социальная политика; на реализацию этой цели выделялось 24,5 млрд евро или 12,3% структурного фонда в 2000–2006 гг. европейское территориальное сотрудничество (2,5% бюджета);
— защита индустриальных, рыболовных, сельских регионов и частей городов с особыми проблемами; на реализацию этой цели в 2000–2006 гг. приходилось 22,5 млрд евро или 11,5% структурного фонда.
Для включения государства в программу сближения, оно должно иметь уровень ВВП меньше 75% среднего ВВП по ЕС [*].
Важнейшими структурными институтами реализации региональной политики ЕС являются международные фонды и программы.
Фонды ЕС созданы для выполнения трех задач: поощрение развития отсталых регионов; поддержка экономических и социальных преобразований в регионах, испытывающих структурные затруднения; содействие адаптации и модернизации стратегий и систем образования, обучения и занятости.
Эти фонды финансируют любые инвестиции, стимулирующие рост, начиная от инвестиций в инфраструктуру и включая инвестиции в образование и обучение, поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Хотя приоритеты программ в их широком понимании определяются совместно с Комиссией Европейского Союза, выбор практических мер и конкретных проектов является исключительной компетенцией стран-членов ЕС и их регионов.
Рис. 1
В настоящее время в Европейском Союзе существуют два вида фондов: муниципальные фонды развития и структурные фонды ЕС.
1. Муниципальные фонды развития выступают в качестве субнационального (территориального) кредитного института. Муниципальные фонды развития часто обеспечивают финансовую и административную дисциплину в деятельности территориальных органов управления в процессе децентрализации. Создание ими системы мониторинга и оценки является условием для получения доступа к структурным фондам ЕС.
Основная цель муниципальных фондов развития заключается в поддержке экономического развития на муниципальном уровне в контексте децентрализации и усиления потенциала планирования и финансового управления на местном уровне государственного управления. Обычно эти фонды создаются первоначально из государственного бюджета, а также за счет займов, при этом часто такое финансирование сочетается с технической помощью. В качестве посредников эти фонды обычно предоставляют кредиты территориальным органам управления через коммерческие банки, стремясь вовлечь коммерческие банки в этот финансовый сектор
2. Структурный фонд ЕС складывается из четырех источников финансирования:
• Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), главная задача которого состоит в том, чтобы содействовать экономическому и социальному равновесию внутри Европейского Союза на основе уменьшения дисбаланса среди регионов или социальных групп. ЕФРР финансирует, прежде всего, производственные инвестиции, развитие инфраструктуры и малых и средних предприятий (МСП).
• Европейский социальный фонд (ЕСФ). Это главный финансовый инструмент, позволяющий ЕС выполнять стратегические задачи своей политики занятости. ЕСФ финансирует меры по повышению занятости (образовательные системы, профессиональное обучение и содействие в наборе кадров).
• Европейское сельскохозяйственное управление и Фонд гарантий, которые содействуют структурной реформе сельскохозяйственного сектора и развитию сельских регионов.
• Финансовый инструмент Управления рыбного хозяйства — специальный фонд, созданный для структурного реформирования сектора рыбного хозяйства.

Деятельность фондов дала свои позитивные результаты на рынке труда, в транспортной системе, в развитии малого и среднего бизнеса, развитии человеческих ресурсов, образовании.
Рассмотрим подробнее результаты политики сближения в каждой из названных выше секторов экономики (см. табл.1).
Рынок труда в станах, где проводилась эта программа, позитивно отреагировал на внедрение этой программы — около 570000 новых рабочих мест, из которых 160000 — в новых государствах, вошедшие в ЕС. Главный двигатель роста — инвестиции, как в физический, так и в человеческий капитал. Благодаря увеличению занятости ожидается прирост ВВП на 40–50%, создание 2 млн дополнительных рабочих мест к 2015 г., а к 2020 — 2,5 млн, около трети из них появится в Польше [*].
Эффективная транспортная система — ключевой фактор, лежащий в основе региональной конкурентоспособности и роста. Большая часть транспортной инфраструктуры приходится на автострады или другие виды дорог на период 2000–2006 гг. (47% от общей суммы расходов на транспорт), значительные суммы также вкладываются в развитие железных дорог (31%). Более того, эти суммы увеличиваются с каждым годом.
Результатом таких инвестиций, по данным стратегической оценки транспорта, проведенной в 2006 г., стала довольно густая плотность автострад в Испании и Португалии, протяженность которых увеличились на 47,8% за два года и почти на 200% за период 1995–2004 гг. Кроме этих двух государств, а также Кипра и Словении, государства, входящие в программу сближения имеют меньшую плотность автострад, чем в среднем в ЕС. Инвестиции в аэропорты также улучшили доступность особенно удаленных районов.
Таблица 1
Регионы, включенные в программу сближения
Источник: Eurostat, 2005
В ряде программ всегда подчеркивалась устойчивость развития. В 2000-2006 гг. в Ирландии, например, Фонд финансировал Дублинскую трамвайную систему, в Афинах — метро, которое помогло уменьшить транспортные заторы и загрязнение окружающей среды, было построено 8 новых станций и пущено в эксплуатацию 17 новых поездов.
В Балеаре Фонд софинансировал железнодорожное сообщение между Пальма-Инка и Манакор, а также в Бильбао была построена вторая линия метро.
Переход от финансирования строительства дорог на финансирование железных дорог в данный период подкрепляется стратегической ролью транспорта, изменением структуры инвестиций в пользу железнодорожного транспорта в сравнении с автострадами.
В новых государствах-членах ЕС, с другой стороны, есть меньшая необходимость в расширении железнодорожных сетей, а большая в модернизации уже существующих линий с целью увеличения скоростей.
Поддержка транспортных сетей будет продолжаться. Это связано с территориальным объединением Европейского Союза, так как инвестиции могут быть не только из того района/государства, в котором проводится улучшение транспортных сетей.
Политика сближения предоставляет поддержку малому и среднему бизнесу. Spanish Community Support Framework предоставляет финансовую поддержку, обучение управленческим и организаторским навыкам 227000 предприятиям МСБ (около 28%). В семи регионах Испании около 95000 предприятий МСБ получили поддержку благодаря политике сближения. Помощь была направлена на расширение производства, на помощь при выходе на международный рынок. Благодаря программе « Steiermark», Австрийский фонд подсчитал, что 75% всех бизнес-проектов были осуществлены МСБ. Это больше, чем ожидалось. В Великобритании более 250000 предприятий МСБ были поддержаны в разных регионах, 16000 из них получили прямую помощь.
В период 2000–2006 гг. в рамках политики сближения было выделено около 69 млрд евро (через Европейский Социальный Фонд (European Social Fund) что составило 1/3 бюджета Структурного Фонда (Structural Fund) для того, чтобы развивать человеческие ресурсы, тем самым, увеличивая занятость. Вклад политики сближения в государственные затраты на рынок занятости различаются в каждом государстве-члене ЕС (от около 2% в Дании и до 15% в Италии).
За период 2000–06 гг. Европейский Социальный Фонд определил пять сфер вмешательства: 1) улучшение входа на рынок труда женщин (6%); 2) адаптивность (22%); 3) обучение на протяжении жизни (23%); 4) равные возможности и социальное включение (18%); 5) активная политика в сфере рынка труда (30%).
Главный вклад политики сближения в области занятости и социальной политики — поддержка людей. Такие инвестиции влекут за собой ряд положительных эффектов в экономике и социальном развитии: увеличение продуктивности: как считается — дополнительный год обучения в средней школе или эквивалентное этому обучение сразу же увеличивает общую продуктивность на 5%, а в долгосрочном периоде еще на 5% [*]; уменьшение уровня безработицы: улучшение навыков малообученных работников, у которых намного больший уровень безработицы, общее количество безработных может сократиться; увеличение занятости женщин и людей с ограниченными возможностями: увеличение количества женщин в работе — ключевой фактор в росте ВВП на душу населения в первых 15-ти странах ЕС; увеличение участия в университетском образовании и образовании на протяжении жизни: университетское образование необходимо, те люди, которые закончили высшие учебные заведения, в среднем зарабатывают больше на 50%, чем те, кто получили только среднее образование. Также обнаружена сильная связь между зарплатами и обучением на работе, данные показывают, что год обучения увеличивает зарплату на 5% [*].
Поддержка предоставляется людям с ограниченными возможностями на рынке труда для того, чтобы помочь им в поисках работы. Предпринимаемые меры соединяют в себе «интеграционное направление», которое адаптировано к специфическим требованиям таких людей (такие, как социальные навыки, обучение языку, если они мигранты и помощь в организации своего предприятия).
Политика сближения также способствует связям между образованием и бизнесом. Программа поддерживала реформы образования в ряде государств (такие, как адаптация учебного плана к нуждам рынка труда или повышение квалификации учителей), она помогла развитию новых форм обучения и предоставляла поддержку образованию на протяжении жизни. Это также увеличило активность людей в образовании и построении карьеры.
В Португалии, например, политика сближения софинансировала обучение и образование взрослых в курортных местах. Насчитывается около 10000 участников, большинство из которых были безработными, многие длительное время, средний возраст составлял 25–44 лет при наличии только обязательного образования. Большинство из них были женщины.
Согласно исследованиям те, кто завершил программу, смогли найти работу, несмотря на неблагоприятные тенденции на рынке труда. Четверть из них сказали, что для них было бы трудно или невозможно получить работу без обучения. В дополнение, около 29% продолжили свое обучение в учебных заведениях, 12% сказали, что намереваются это сделать в течение следующих двух лет, что даст им возможность получить квалификацию, которая поможет им улучшить их позицию на рынке труда [*].
Политика сближения также помогла развить государственные службы занятости, социальной защиты и образования.
Важную роль в политике сближения занимает адаптация обучения и систем образования к новым требованиям рынка труда и нуждам общества. Например, в Бельгии, партнерство между университетами и образовательными учреждениями было организовано для развития новых образовательных методов и стимулирования образования на протяжении жизни путем расширения доступа к обучению через дистанционное обучение.
Таким образом, политика сближения в Европейском Союзе положительно отразилась на экономике как отдельных регионов, так и всего Союза. Программы, предпринимаемые для выравнивания регионов, показали увеличение количества рабочих мест, улучшение транспортных сетей, повышение качества социальной защиты населения.
Политика сближения остается стратегическим направлением региональной политики Евросоюза.
Таким образом, проведенные сравнительные исследования особенности западноевропейского федерализма [*] позволяют сделать вывод, что, структурные фонды ЕС могут оказаться важной моделью для России, поскольку они, во-первых, ориентированы на рост, конкуренцию и структурные изменения, во-вторых, частично финансируются национальным правительством на основе определенных критериев, в-третьих, используют элементы децентрализации в своей работе.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия