Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Шушарина Я. А.
аспирант Северо-Западной академии государственной службы (г. Санкт-Петербург)

Вопросы размещения объектов топливно-энергетического комплекса: роль государственно-корпоративного сотрудничества

Повышение функциональной эффективности механизмов размещения объектов топливно-энергетиче­ского комплекса (ТЭК) является одним из приоритетных направлений деятельности органов законодательной и исполнительной власти России всех уровней, так как от деятельности ТЭК зависят основные показатели социально-экономического развития страны. В этой связи перспективно государственно-корпоративное сотрудничество — совместные усилия государства и корпоративных структур по поводу повышения эффективности управления ТЭК.
Это, прежде всего, важнейшие стратегические ориентиры: энергетическая безопасность; энергетическая эффективность экономики; экономическая (бюджетная) эффективность энергетики; экологическая безопасность. Кроме того, это основные компоненты государственной энергетической политики: недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних топливно-энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная и внешняя энергетическая политика; социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе. Для достижения стратегических ориентиров и проведения государственной энергетической политики практически используются важнейшие механизмы государственного регулирования в сфере ТЭК: меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК); введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение; стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах. [7]
Если говорить о вытекающих из стратегических установок главных векторах перспективного развития отраслей ТЭК, то это прежде всего: изменение структуры и масштабов производства; создание конкурентной рыночной среды; переход на путь инновационного развития; интеграция в мировую энергетическую систему.
Что касается размещения объектов топливно-энергетического комплекса, то в данном случае подготовлена и утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики. Согласно этому документу, до 2020 г. установленная мощность атомных и угольных станций вырастет более чем в два раза, гидростанций — более чем на 45%, а газовой генерации — более чем на 40%. В связи с этим планируется существенный рост капиталовложений в энергетику, который на сегодняшний день оценивается в 21 трлн рублей — инвестиции пойдут как на развитие генерации, так и сетей нефтепродуктопроводного транспорта. В соответствии с Энергетической стратегией все большая роль отводится восточным регионам страны как новой крупной базе развития нефтегазового комплекса. С учетом этого подготовлена и утверждена Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. В результате реализации Программы должны быть не только сформированы новые центры газодобычи — Сахалинский, Якутский, Иркутский, Красноярский, — но и резко увеличено производство нефтехимической и газо-химической продукции (суммарно к 2030 г. более чем 13 млн т). Все это должно создать условия для динамичного социально-экономического развития и качественного повышения уровня жизни населения этого крупнейшего региона. Энергетическая стратегия России предусматривает создание Восточно-Сибирского направления экспорта нефти, которое бы обеспечило формирование в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В соответствии с этим в декабре 2005 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о реализации проекта по строитель­ству трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), который в настоящее время осуществляется. Необходимо также отметить произведенное расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС) до мощности 74 млн т. нефти в год, а также ратифицированное межправительственное соглашение по проекту нефтепровода «Бургас Александруполис» мощностью 35 млн тис возможностью расширения до 50 млн тонн. Все это будет способствовать как развитию экспортного потенциала отрасли, так и снижению рисков, связанных с транзитом нефти по территории других стран. За последнее время был осуществлен, а также находится в стадии реализации ряд крупных инфраструктурных проектов в газовой отрасли:
— выход на проектную мощность газопровода «Голубой поток» (16 млрд куб. м.) позволил России поставлять газ в центральную часть Турции, а также открыл перспективу увеличения поставок газа в южную часть Европы;
— строительство газопровода «Ямал Европа» проектной производительностью 33 млрд куб.м. в год обеспечит рост поставок российского газа на европейский рынок и диверсификацию маршрутов экспорта российского газа;
— начало реализации газопровода «Северный поток» мощностью 27,5 млрд куб. м. на первом этапе и 55,0 млрд куб. м. при полном развитии позволит удовлетворить растущий спрос на газ на традиционных для России рынках Центральной Европы и обеспечит выход российского газа на новый рынок Великобритании;
— проект строительства газопровода «Южный поток» мощностью около 30 млрд куб. м., по которому газ из России будет экспортироваться в страны юга Европы, что может стать существенным вкладом в повышение безопасности энергоснабжения стран региона и в укрепление их сотрудничества в области энергетики (недавно подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве при сооружении соответствующих участков газопровода с Болгарией, Сербией и Венгрией);
— проект строительства Прикаспийского газопровода, реализация которого (с учетом реконструкции и модернизации системы газопроводов «Средняя Азия — Центр» на территории Узбекистана и Казахстана) позволит создать в регионе газотранспортные мощности в объеме около 100 млрд куб. м. в год. Последовательно реализуется программа газификации российских регионов.
Государственный концерн «Газпром» — крупнейшая газовая компания в мире. В мае 2006 г. капитализация концерна впервые превысила $300 млрд, что помогло «Газпрому» попасть в тройку самых дорогих компаний мира, Российская газовая монополия «Газпром» превзошла по рыночной капитализации такие компании как China Mobile и General Electric и теперь занимает третью строчку в рейтинге самых дорогих публичных корпораций мира. Капитализация «Газпрома» растет от высоких цен на энергоносители на мировом рынке. Компания, более 50 процентов которой принадлежит государству, занимается не только добычей и продажей газа, но и производством нефти.
Сейчас «Газпром» пересматривает приоритеты в инвестиционной политике. Логика основного, газового бизнеса подсказывает необходимость развития сырьевой базы на полуострове Ямал, арктическом шельфе и в Восточной Сибири. Эти регионы должны в скором будущем возместить оскудение месторождений в нынешних основных регионах добычи российского газа в Уральском федеральном округе. Однако, по оценкам специалистов Института энергетической политики, стоимость работ на первоочередных объектах этих центров добычи газа до 2030 года составит более 500 млрд. долларов. Большая часть этих средств придется на освоение континентальных шельфов Баренцева, Карского и Печорского морей. Эта сумма более чем в два раза превышает бюджет Российской Федерации по расходам на 2007 год и в 1,4 раза весь объем золотовалютных резервов России. Безусловно, необходимо срочно принимать меры и по обустройству коренного населения арктического побережья, развитию человеческого капитала в данном регионе, решению инфраструктурных вопросов.
Ряд попыток реформирования концерна, предпринятых либеральным блоком правительства страны, до сих пор не привели к успеху. Издержки управления по-прежнему неповоротливой и все разрастающейся естественной монополией, помноженные на гигантские обязательства концерна (за счет низких цен на газ он все еще субсидирует российские промышленные предприятия), дают повод сомневаться в достижении синергии основного бизнеса концерна с новоприобретенными активами. Бурная забота о строительстве новых магистральных газопроводов и покупка газораспределительных сетей в Европе отвлекают остаток инвестиционных ресурсов концерна. При этом для выполнения уже принятых «Газпромом» экспортных обязательств необходимы все возрастающие объемы сырья. Получить их пока неоткуда, и денег для развития сырьевой базы у концерна остается немного. Также в последние годы накопился еще целый ряд проблем в топливно-энергетическом комплексе России. Так, например, в объединенных энергосистемах Урала, Центра, Северо-Запада и Северного Кавказа уже в ближайшие годы может возникнуть серьезный дефицит мощностей. Если в конце 2005 г. в России насчитывалось четыре энергодефицитных района, то только за 2007 г. их количество увеличилось до 16-ти. Одним из основных сдерживающих факторов быстрого ввода новых энергомощностей стал дефицит природного газа внутри страны. «Газовая пауза», когда потребление газа в России снизилось и стабильно стояло на одном и том же уровне, закончилась. В первую очередь, подобная динамика связана с увеличением потребностей в газе со стороны предприятий электроэнергетики, а также с ростом числа новых потребителей в рамках программы газификации. Это два основных сектора потребления газа, где интенсивно шел прирост.
Кроме того, с каждым годом увеличивается моральный износ основного производственного фонда нефтегазового комплекса. Уже к 2000 г. более 30% оборудования исчерпало свой рабочий ресурс, а 60% оборудования эксплуатируется более 20 лет. К концу 2010 г. ресурс многих магистральных газопроводов (газотранспортная система России в настоящее время имеет протяженность около 145 тыс.км.) будет исчерпан. Кроме текущего ремонта, до 2020 года необходимо осуществить строительство газопроводов общей протяженностью 27,5 тыс. км с соответствующими компрессорными станциями. Используемые в настоящее время газоперекачивающие агрегаты в значительной части устарели и имеют низкий эффективный КПД — 20-22%, что приводит к необходимости использования на собственные нужды суммарной мощности более 50 млн кВт. При транспортировке газа на нужды газокомпрессорных станций расходуется более 10% добытого газа, что составляет около 60 млрд куб. м. в год. Моральное и физическое старение основных фондов приводит к резкому возрастанию количества аварий. По данным Управления по газификации и использованию газа, за последние 4 года количество аварий и инцидентов из-за старения производственных фондов на объектах газовой отрасли возросло почти в 4 раза. Из-за разного рода аварий только при транспортировке в газовой отрасли теряется до 15 млрд. куб.м. природного газа в год, и эти потери с каждым годом увеличиваются.
Вместе с тем, стоит отметить возрастающую роль государства в развитии топливно-энергетического комплекса. Происходят имеющие стратегическое значение (хотя и не всегда находящиеся в фокусе внимания) изменения в отраслях ТЭК с участием государства, в т.ч.:
— приближается к своему завершению реформа электроэнергетики, и одновременно ведется реформирование атомной промышленности;
— на российском нефтегазовом рынке, в электроэнергетике уже работают фактически международные, если не сказать глобальные, компании;
— наблюдается существенно больший, чем прогнозировалось, рост объемов нефтепереработки, осуществляются и планируются значительные капиталовложения в строительство новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, происходит увеличение глубины переработки;
— реально растет значимость такого стратегического ориентира, как экологическая безопасность ТЭК; начинают решаться «застаревшие» проблемы в этой сфере (в том числе связанные с утилизацией попутного газа);
— реализуется комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности; одновременно с этим резко наращиваются мощности портовых терминалов для экспорта угля.
Отдельно следует отметить осуществляемое создание государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса — фактически возрождение необходимой энергетической статистики.
Для создания рациональной рыночной среды в энергетике и экономике в целом правительством страны было принято важнейшее решение о переходе на поставки газа с заключением долгосрочных пятилетних договоров с организациями электроэнергетики по ценам на газ, ориентированным на достижения равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и на экспорт в 2011 г. Осуществляются меры по созданию биржи нефтепродуктов, а в перспективе — нефтяной и газовой биржи. Производится переход к рыночным принципам ценообразования на газ при торговле со странами СНГ.
Разумеется, использование потенциала развития, повышение конкурентоспособности ТЭК требуют соответствующего нормативно-правового обеспечения. Немало в этом плане уже сделано, еще больше предстоит. В частности, принят Закон «Об экспорте газа», фиксирующий принцип единого экспортного канала природного газа. В целях стимулирования инвестиций в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазоносных провинциях, а также продления срока рентабельной разработки месторождений с высокой степенью выработки, принят Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий льготирование НДПИ при разработке месторождений, расположенных в Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края) [2], а также дифференциацию ставки НДПИ для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки (свыше 80%). Внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», направленные на повышение энергетической эффективности электроэнергетики за счет использования энергетических эффективных технологий. Разработан проект федерального закона «О порядке осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации». Законопроектом предполагается установить порядок осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, который позволил бы создать такие правовые условия и механизмы участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций [6], которые бы, с одной стороны, обеспечили защиту национальных интересов РФ, а с другой — способствовали бы формированию в РФ предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов даже в самых чувствительных секторах экономики. В сферу действия законопроекта попадает ряд видов деятельности, включая разработку участков недр федерального значения. Подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении», предусматривающий, в частности, создание системы нормирования энергоэффективности, усиление государственного управления энергосбережением, внедрение механизма проведения энергетических обследований.


Литература
1. Бейбалаева Д.К. Система территориально-отраслевых отношений с учетом принципов и подходов их регулирования в экономике региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 4(61). — С.18–22.
2. Ивантер В.В., Узяков М.Н., Шокин И.Н. и др. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007–2030 гг. (по вариантам) // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 6(105). — С. 21–26.
3. Голко Я.Я., Карлик А.Е. Государственное регулирование газовой промышленности: Предпринт. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 58 с.
4. Коваленко Б.Б. Институциональные преобразования — методологическая основа формирования и государственного регулирования корпоративных структур — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 37 с.
5. Московцев А.Ф. Институциональные факторы становления современной модели корпоративного управления // Региональная экономика. — 2008. — № 18(75). — С.9–17.
6. Шевченко И.В., Яцуков Г.В. Проблемы совершенствования корпоративного управления предприятиями топливно-энергетического комплекса России // Региональная экономика. — 2007. — № 16 (55). — С.3–6.
7. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Российская бизнес-газета. — 2003. — № 428 (30 сент.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия