Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Смольникова И. М.
ведущий специалист экспертно-правового
отдела Главного экспертно-аналитического
управления Секретариата Совета МПА СНГ


ГОД КАЗАХСТАНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ И СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

На протяжении одиннадцати лет, прошедших с момента образования Содружества Независимых Государств, Россия и Казахстан ведут активный диалог с целью расширения сотрудничества во всех областях. В 2003 году, объявленном Годом Казахстана в Российской Федерации, намечено провести 220 мероприятий по дальнейшему развитию взаимовыгодных отношений России и Казахстана не только на правительственном, но и на региональном уровне.
Одним из таких мероприятий явилась организация в рамках VII Петербургского международного экономического форума 19 июня 2003 года заседания "круглого стола" на тему: "Республика Казахстан: путь к евразийскому процветанию". В этом заседании приняли участие руководители министерств и ведомств России и Казахстана, представители международных организаций, деловых и научных кругов, средства массовой информации. Выступили заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации М.М.Циканов, вице-министр экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Н.А.Коржова, заместитель председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан А.К.Ержанов, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации А.И.Денисов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств К.А. Маркелов, представители государственных органов и частного бизнеса обоих государств.
В ходе дискуссии были затронуты вопросы налоговой, административной, финансовой реформ, проводимых в обоих государствах. Обсуждались проблемы, возникшие при реализации нововведений, и способы их разрешения.
Выступающими было отмечено, что одним из главных условий успешного развития казахстанской экономики является политическая воля главы государства на построение в Казахстане открытой социально-ориентированной экономики. Стратегия развития Казахстана до 2010 года предусматривает усиление роли государства в управлении инвестиционными процессами, преобразование отраслевой структуры экономики, совершенствование системы перераспределения капитала, развитие частного предпринимательства и конкурентной среды в стране. В соответствие с целями, определенными в стратегическом плане развития, в 2010 году планируется удвоить объемы ВВП по отношению к 2000 году.[1]
Главной задачей политики Казахстана является создание единого экономического пространства в ЕврАзЭС и в рамках "четверки" и организация новых производств, базирующихся на инновационных и научных разработках. Одно из направлений сотрудничества с Российской Федерацией, главным политическим и торгово-экономическим партнером, состоит в совместном использовании возможностей расширения экспорта нефти и газа. Представитель "Казмунайгаза"[2] подчеркнула, что благодаря созданному в Казахстане благоприятному инвестиционному климату приток прямых иностранных инвестиций позволил освоить добычу нефти на новых месторождениях нефти и газа, приступить к освоению ресурсов Каспийского шельфа. Принята государственная программа освоения казахстанского сектора Каспия до 2015 года. За 12 лет предполагается увеличить объемы добычи сырой нефти в 3,7 раза.
Международные рейтинговые агентства в 2002 году присвоили Казахстану первый среди стран СНГ инвестиционный рейтинг. В период 1993 - 2002 гг. валовый объем прямых иностранных инвестиций в Республику составил более 20 млрд. долл. США. В СНГ Казахстан занимает первое место по привлечению инвестиций в расчете на душу населения. Растут золотовалютные резервы Национального банка. С каждым годом сокращается размер правительственного долга, уровень которого составляет 17 % от ВВП. Дефицит бюджета составляет 2 % ВВП, инфляция - около 6 %.
Создан Национальный фонд Казахстана, в котором аккумулируются средства, полученные в результате продажи нефти по цене свыше 19 долларов за один баррель. В случае падения цен на нефть и газ эти средства вернутся в государственный бюджет, что позволит вовремя выполнять и принятые государством социальные обязательства перед населением. Действует государственный накопительный пенсионный фонд, создание которого стало первым этапом на пути легализации доходов.
Правительство Российской Федерации в этом отношении занимает более консервативную позицию.
Правительство Казахстана планирует снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда путем уменьшения ставки индивидуального подоходного налога. Уменьшается сумма исчисления корпоративного подоходного налога, освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога те предприятия, которые функционируют на территории специальных экономических зон, создаваемых в целях развития высокотехнологичных производств.[3]
Утверждена Стратегия инновационной и инвестиционной политики. В ближайшем времени планируется создать Корпорацию по страхованию экспорта.
Проводимые в Казахстане экономические преобразования позволяют рассчитывать на то, что в 2004 - 2006 гг. экономический рост составит примерно 23%. Предполагается обеспечить темп экономического роста на уровне 10,2 % в год.
В результате проведения административной реформы около 600 функций министерств и ведомств были признаны дублирующими или избыточными. Планируется изменить около 300 законов.[4]
В ходе обсуждения была отмечена успешная работа, которая ведется приграничными регионами России и Казахстана по налаживанию сотрудничества. Астраханская область заключила ряд соглашений с Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областями Республики Казахстан. На форуме приграничных регионов России и Казахстана в 2003 году было высказано предложение расширить их взаимодействие для эффективного освоения, в частности, ресурсов Каспийского моря и использования возможностей российских судостроительных компаний Астрахани.
В контексте развития приграничного сотрудничества вполне закономерным представляется открытие в 2003 году в Астрахани первого в странах СНГ консульства Республики Казахстан.
Для дальнейшего развития такого сотрудничества необходимо передать больше полномочий приграничным регионам и муниципальным образованиям, обеспечить эффективную правовую регламентацию приграничных связей, принять, наконец, закон Российской Федерации о приграничном сотрудничестве, который только планируется внести на рассмотрение в Государственную Думу.
Для развития сотрудничества России и Казахстана в целом нужно совершенствовать международную договорно-правовую базу, корректируя, либо изымая соглашения, заключенные в других условиях и мешающие действительному взаимовыгодному сотрудничеству.


1 Из выступления первого вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Н.А.Коржовой.
2 Из выступления главного менеджера Департамента корпоративного развития ЗАО "Казмунайгаз" А.К. Тулебаевой.
3 Из выступления заместителя председателя Налогового комитета Министерства финансов республики Казахстан Н.Д.Усеновой.
4 Из выступления первого вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Н.А.Коржовой.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия