Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Лукин С. В.
заведующий кафедрой бизнес-менеджмента Высшей школы управления и бизнеса Белорусского государственного экономического университета (г. Минск),
доктор экономических наук


Библейские основы православного учения об оплате труда
В статье представлен христианский взгляд на трудовые отношения. Обязанности работодателя и работника определены в качестве духовно-нравственной задачи служения Богу и ближним на своем месте. Автор подчеркивает, что злоупотребления и обман в сфере трудовых отношений являются грехом перед Богом
Ключевые слова: работодатель, работник, оплата за труд, служение, притча о работниках в винограднике

Отношения противостояния и периодически возникающие конфликты между хозяином и наемником, работником и работодателем, между «трудом и капиталом» с древнейших времен человеческой истории являются одной из стержневых экономических проблем. Ее важность особенно заметна в современном мире, в котором доля доходов от наемного труда, среди всех получаемых домохозяйствами доходов неуклонно возрастает, особенно в развитых странах. Ее не удалось разрешить методами «общественного договора» и социального переустройства. История коммунистических (и не только коммунистических) экспериментов XX века показывает, что она не решается, а лишь трансформируется при замене частного работодателя государством и даже при коллективном владении работниками капиталом предприятия (в которых все-таки образуются противостоящие стороны — менеджмент и исполнители). Во всех этих экспериментах остается то, что было в классическом противостоянии труда и капитала: каждая сторона добивается (активно или пассивно) уступок от другой стороны и рассматривает компромисс лишь как перемирие. На коллективных, как и на капиталистических предприятиях чаще всего имеет место активное противостояние между менеджментом или собственниками, с одной стороны, и наемными работниками, объединенными или не объединенными в профсоюзы, с другой стороны. Борьба за повышение заработной платы работниками ведется с использованием широкого спектра методов от переговоров по поводу заключения коллективного договора до различного рода забастовок и даже более радикальных действий.
Для бывших социалистических стран, особенно в периоды их упадка, характерно в большей степени пассивное противостояние. Государство как работодатель стремится с помощью административных и идеологических методов заставить работать интенсивнее при отстающей от роста интенсивности труда заработной плате. Наемные работники, считающие, что им недоплачивают, прибегают к массовому мелкому воровству у государства (морально оправданному в их среде) и недобросовестно относятся к работе.
В православной христианской экономии указанная проблема разрешается в нормативном плане следованием основному ее принципу: стремлением, внутренним побуждением отдать (труд, в т.ч. усилия предпринимателя) ближним больше, чем взять (оплата труда, используемая на личное потребление прибыль) от них. Чем в большей степени каждая из сторон руководствуется этим принципом, тем более устойчивым будет соглашение между ними об оплате наемного труда.
В «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви учение Церкви по этой проблеме сформулировано единственным, но очень емким предложением: «Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом» *. Обязанностью перед Богом и ближним является для православного христианина — работодателя своевременная выплата наемнику оговоренного вознаграждения за его труд. При этом работодатель реализует право наемного работника пользоваться плодами своего труда *. Поставленный распорядителем капитала или вещественных факторов производства как «имеющий пять талантов», работодатель соединяет для этого их с работником, не имеющим по объективным или субъективным причинам капитала собственного. Этим христианин — работодатель служит работнику во славу Божию.
Обязанностью же другой стороны, работника, является честный, т.е. качественный и добросовестный труд. Это — служение работника, служение во славу Божию не только работодателю, но и потребителю.
Об этих нравственных обязанностях сторон говорится уже в Ветхом Завете. В очень невыгодном свете предстает в Книге Бытия Лаван, который заставил Иакова служить ему, т.е. работать как наемник. Оплатой за труд должны были стать дочери и скот Лавана. Иаков вменяет в вину Лавану не то, что последний заставил его заработать право взять в жены Лию и Рахиль и увести их в свой дом, а то, что Лаван уменьшал неоднократно размер оплаты (точнее, заставлял, трудиться дольше за ту же плату, что, по сути дела, есть то же самое). «Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою» *.
Моисеево законодательство возлагало на работодателя обязанность своевременно, т.е. без задержек оплатить труд в оговоренном размере. «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» *. «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха» *. Речь идет о работниках — поденщиках, нанимавшихся на световой день. Дневная плата была, по-видимому, небольшой и для многих поденщиков это был единственный источник пропитания. Пророки неоднократно напоминали работодателям об опасности, которой они подвергают себя, задерживая и вовсе не отдавая плату наемнику: «Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои — беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его»; «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и меня не боятся, говорит Господь Саваоф» *.
В свою очередь, долгом работника, прежде всего перед Богом, является добросовестный и прилежный труд *. Речь идет, прежде всего, о труде на своей земле, но подразумевается и труд на работодателя. Особенно часто говорится об этом в Книге Притчей Соломоновых *.
В Книгах Ветхого Завета речь идет об оплате различных видов труда и различной его продолжительности. Плата сельскохозяйственному рабочему-поденщику, как уже говорилось, обычно отдавалась в конце дня. Например, некто Миха нанял левита в качестве домашнего священника, назначив ему годовое содержание в 10 сиклей серебра, плюс одежда и пропитание. Автор Книги Судей отмечает хорошее отношение Михи к своему наемнику, который «Был у него, как один из сыновей его» *. Во времена царей Иоаса и Иосии за счет пожертвований народа производители работ по ремонту храма нанимали плотников, каменщиков и работников других специальностей *. Неоднократно ветхозаветные авторы упоминают о найме воинов, в т.ч. и иноземных *.
Мотив служения Богу и ближнему посредством различных форм человеческой деятельности значительно усиливается в Новом Завете. Планка нравственных требований повышается как для работодателя, так и для наемника. Св. апостол Павел в своих посланиях к Коринфянам и Колоссянам, обращаясь, помимо прочих, и к работодателям, и к наемным работникам, призывает всякую полезную деятельность рассматривать как служение Богу и благодарность Ему: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» *, «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» *, «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» *. Новозаветный церковный взгляд видит общие цели бизнеса и наемных работников. Во Христе нет ни предпринимателя, ни наемного работника. Если уж нет «ни раба, ни свободного», как говорит св. апостол Павел в Послании к Галатам *, то тем более это относится к свободным работодателю и работнику.
В то же время работодатель и наемник имеют различные служения. Работодатель должен быть как «верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба» *. Он призван обеспечить наемнику объект приложения его труда и выдать награду за труд его. Если же работодатель не отдает работнику оговоренную плату или задерживает ее, то он является нерадивым домоправителем и совершает грех перед Богом: «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» *.
Наемник служит Богу и ближнему своим трудом и поэтому «достоин награды за труды свои». И напротив, не желающий трудиться даром ест свой хлеб. По словам св. ап. Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» *. Вознаграждения достоин как трудящийся наемник, так и служащий (т.е. трудящийся без оговоренных рабочих часов, готовый по приказу вступить в дело в любой момент) воин, и проповедующий Евангелие. «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» *, «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» *. Право на вознаграждение, при этом, заключено в рамки определенных нравственных обязанностей трудящегося, служащего и благовествующего. Св. Иоанн Креститель, отвечая на вопрос пришедших к нему воинов, учил их довольствоваться своим жалованием, составлявшим в то время в мирные периоды один динарий в сутки *. Для благовествующих требования к самоограничению еще более высоки, поскольку это способствует успеху их дела. Отправляя на проповедь апостолов, Спаситель наставляет их ограничиваться только питанием и временным кровом в качестве «награды за труды свои»: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» *, «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» *. Призыв Спасителя обращен и к будущим благовестникам и священнослужителям. Если их благосостояние не будет превышать благосостояния тех, среди которых они проповедуют, то это, несомненно послужит успеху их проповеди.
Важные аспекты взаимоотношения работника и работодателя раскрываются в притче о работниках в винограднике *, притче, имеющей несколько слоев смысла, каждый из которых глубоко поучителен. Помимо важных духовных вопросов, раскрываемых переносным смыслом, в прямом смысле говорится о необычном хозяине, выполнившем все свои обязательства, но показавшемся работникам, трудившимся весь день, несправедливым. Во втором стихе притчи идет речь о том, что поутру работники и хозяин договорились, т.е. взяли на себя взаимные обязательства: первые — отработать световой день (12 часов) в винограднике работодателя, а второй — оплатить их труд в конце рабочего дня в размере одного динария, обычной в те времена дневной платы работнику — поденщику. Затем хозяин нанял дополнительных работников через три, шесть, девять и даже одиннадцать часов после начала рабочего дня. Между ним и этими новыми работниками также было достигнуто соглашение, правда, на менее определенных условиях. Хозяин обещает им: «Что следовать будет, дам вам» *. Работники, радуясь, что им удалось, после нескольких часов ожидания, получить работу, пошли в виноградник, удовлетворившись словами работодателя о том, что они получат от него справедливую плату.
В конце работы хозяин виноградника дал распоряжение своему управителю отдать плату работникам, «начав с последних до первых». Все работники, независимо от отработанного времени, получили по динарию. Работодатель выполнил свои обязательства перед работниками, заплатив принятую в то время сумму за дневной труд неквалифицированного работника-поденщика. Более того, отработавших лишь часть светового дня, он вознаградил сверх их ожидания. Трудившиеся с самого утра, несмотря на то, что хозяин выполнил то, что обещал в полной мере, стали роптать на него, движимые тем, что очень часто, если не чаще всего, приводит к конфликтам между наемником и нанимателем — завистью. Думая лишь о себе, они нашли решение хозяина несправедливым, нарушающим принцип равной оплаты за равный труд. Отвечая им, работодатель показал, что он не только справедлив, но и, сверх того, добр. Справедлив потому, что выполнил свои обязательства и распоряжался своим, а не чужим имуществом: «разве я не властен в своем делать, что хочу?» *Добр не потому только, что отдал дневную плату отработавшим часть дня, но и потому, что нанял на работу в разгар дня «стоящих на торжище праздно». Эти последние испытывали, быть может, не меньшие, чем уже работающие в винограднике, тяготы от сознания того, что им, возможно, не удастся сегодня заработать на кусок хлеба. В этой связи важен диалог, который состоялся между хозяином и теми, кто простоял одиннадцать часов в ожидании работы. Работодатель выяснил причину, отчего они стоят целый день праздно. Получив ответ: «Никто нас не нанял», — он направил и их в виноградник на работу *. Хозяин убедился в том, что это не добровольные безработные, что объем спроса на услуги труда поденщиков был в этот день меньше объема их предложения. Наняв этих работников, он проявил справедливость, помимо доброты и человеколюбия, поскольку они явно не относились к числу лентяев и бездельников.
Таким образом, в прямом смысле притчи о работниках в винограднике в достаточно полной мере раскрывается суть христианского учения об оплате труда наемного работника. В ней показан идеальный работодатель и то качество работников, которое чаще всего разрушает мир между ними и нанимателями. С христианской точки зрения залогом мира между сторонами в отношениях найма является стремление каждой из сторон служить Богу и ближнему на своем месте. Работодатель призван обеспечить наемнику объект приложения его труда и выдать награду за труд его. Работник служит Богу и ближнему своим трудом и поэтому «достоин награды за труды свои».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия