Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

ПРОГРАММА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 1998-2007 годы

Взаимные экономические интересы Российской Федерации и Республики Казахстан обусловлены исторически сложившимися между многими отраслями экономики двух государств производственными и научно-техническими связями и объективной необходимостью их сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.
Ряд совместных экономических проблем Российской Федерации и Республики Казахстан решается государствами в рамках их участия в Таможенном союзе. Вместе с тем требуется активизировать и углубить этот процесс путем развития двусторонних экономических отношений.
Основой для совместного проведения этой работы являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., Совместная российско-казахстанская (Алматинская) декларация от 27 апреля 1996 г., Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированным в ХХI столетие, и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан от 6 июля 1998 г.
Исходя из положений указанных документов и разработана настоящая Программа.

I. Состояние российско-казахстанского экономического сотрудничества

В последние годы радикальные изменения в экономике Российской Федерации и Республики Казахстан сопровождались ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов производства и глубоким сокращением взаимного товарооборота.
В условиях финансового кризиса, охватившего многие предприятия, несовершенства системы взаиморасчетов, несимметричности систем налогообложения ухудшилась структура товарооборота и возросло применение бартера при осуществлении экспортно-импортных операций.
В двустороннем экономическом сотрудничестве слабо используется сложившаяся ранее специализация предприятий в области топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, машиностроения и химической промышленности, а также мобилизация финансовых и инвестиционных ресурсов, возможности создания совместных производственных структур.
Не получает развития при проявлении взаимного интереса участие российских и казахстанских хозяйствующих субъектов в акционировании предприятий, расположенных на территориях обоих государств, и прежде всего в таких областях, как нефтепереработка, энергетика, черная и цветная металлургия.
Не используются возможности, связанные с разработкой и реализацией межгосударственных целевых программ, направленных на решение представляющих взаимный интерес проблем в области производства различных видов продукции, в том числе технически сложной и наукоемкой, в проведении фундаментальных исследований.
Не полностью урегулированы проблемы, связанные с согласованием транзитных режимов, системы взимания налогов, сборов. Недостаточно используются возможности взаимовыгодного сотрудничества в области трубопроводного транспорта и межсистемных линий электропередач.
Проблемы, существующие в экономических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, требуют своего решения, выработки долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического сотрудничества, на что и направлена настоящая Программа.

II. Основные цели и задачи Программы

Настоящая программа разработана в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией и Республикой Казахстан на долгосрочной основе согласованного комплекса мер по развитию взаимовыгодных экономических связей, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве предприятий ведущих отраслей экономики двух стран и роста на этой основе взаимного товарооборота.
Основными целями настоящей Программы являются повышение уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Казахстан и удовлетворение культурных потребностей народов обоих государств.
Для реализации этих целей предстоит решать следующие задачи:
обеспечение стабильного развития экономического сотрудничества, направленного на подъем экономики обоих государств;
взаимодействие в осуществлении институциональных преобразований, обеспечении равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, создании условий для добросовестной конкуренции, регулировании деятельности естественных монополий;
сближение концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики обоих государств, создание стимулов для роста производства, инвестиций в его развитие, внедрения новейших достижений науки и передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
создание системы государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного и межрегионального сотрудничества, решение проблемы неплатежей и обеспечение сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами;
формирование целевых межгосударственных проектов и программ экономического сотрудничества, создание совместных интегрированных структур, межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп;
сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциала;
создание систем поддержки взаимовыгодного и эффективного использования имеющейся инфраструктуры в области транспортных коммуникаций и связи и дальнейшее ее развитие;
взаимодействие по вопросам развития фондовых рынков и рынка страховых услуг;
формирование и совершенствование общего информационного пространства.

III. Развитие экономического сотрудничества

Реализация настоящей Программы позволит обеспечить дальнейшее развитие экономической интеграции государств, что будет способствовать также повышению эффективности деятельности Таможенного союза и Содружества Независимых Государств в целом.
Программные мероприятия предполагается осуществлять по следующим направлениям: общие вопросы экономического сотрудничества и сотрудничество в отдельных областях деятельности.
К общим вопросам экономического сотрудничества, по которым предусматривается координировать действия Сторон, относятся:
-гармонизация и унификация нормативно-правовой базы в области создания совместных хозяйственных структур, проведения согласованной ценовой политики;
-углубление взаимодействия в вопросах денежно-кредитной политики, инвестиций, фондового рынка, защиты прав потребителей;
-сближение концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики обоих государств.
Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской Федерации и Республике Казахстан в рамках проведения согласованной структурной политики, связаны с глубокой качественной перестройкой имеющегося производственного потенциала и затрагивают интересы обоих государств.
В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о совместном создании и развитии структурообразующих производств, о путях и формах долевого участия в обеспечении этих производств необходимыми ресурсами и развитии взаимовыгодных производственных прямых связей между предприятиями Российской Федерации и Республики Казахстан.
Для практического осуществления согласованной структурной политики предполагается вести разработку и реализацию межгосударственных (совместных) проектов и программ.
Основными направлениями сотрудничества в отдельных областях деятельности являются межотраслевое сотрудничество в области топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, металлургии, машиностроения, транспорта.
Предусматривается военно-экономическое сотрудничество, взаимодействие в области исследования космического пространства, а также использования космодрома Байконур и военно-испытательных полигонов.
Важным направлением является осуществление координации деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических организаций с целью эффективного использования научного потенциала Российской Федерации и Республики Казахстан.
Будет осуществляться координация усилий в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники.
Осуществление торгово-экономического сотрудничества предполагает активный обмен необходимой статистической информацией. Предусматривается обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами, согласование принципов формирования статистики внешней торговли.
Планируется подготовить предложения по созданию совместной информационной системы Российской Федерации и Республики Казахстан о состоянии спроса и предложений на рынках товаров и услуг.
Предусматривается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы для решения совместных проблем в области социального обеспечения граждан, занятости, условий труда, подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей, обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами, а также взаимодействия в сфере культуры и искусства, физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования.
Развитие должно получить межрегиональное сотрудничество, в том числе приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан, важнейшим направлением которого станет создание благоприятных условий для социально-экономического подъема этих территорий с учетом сложившихся межрегиональных хозяйственных связей, обычаев и духовных ценностей проживающего в них населения.

IV. Управление реализацией Программы

С целью координации реализации настоящей Программы в рамках Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан создаются Координационный совет по реализации Программы (далее: Координационный совет) и Рабочие группы по реализации основных разделов Программы.
Координационный совет состоит из Российской и Казахстанской частей, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым главой правительства соответствующей Стороны.
В состав Координационного совета входят руководители рабочих групп Российской и Казахстанской Сторон.
Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в Российской Федерации и Республике Казахстан. Председательствует на заседании Координационного совета председатель от принимающей Стороны.
Основными функциями Координационного совета являются:
координация деятельности по реализации настоящей Программы в рамках национальных частей;
организация подготовки ежегодного плана мероприятий по реализации настоящей Программы и докладов о ходе выполнения Программы, которые выносятся на заседания Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан;
организация подготовки проектов межправительственных соглашений по вопросам, связанным с реализацией и координацией выполнения настоящей Программы;
подготовка для рассмотрения на заседаниях Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отдельных проблем, связанных с реализацией настоящей Программы;
иные функции, определяемые регламентом Координационного совета.
Регламент Координационного совета рассматривается и утверждается на заседании Координационного совета не позднее 60 дней с даты вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия