Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Погосов Х. С.
ассистент кафедры производственного и регионального менеджмента Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар)

Роль интегрированных корпоративных структур в построении механизма эффективного взаимодействия с финансово-кредитной средой
Статья посвящена формированию, развитию и повышению эффективности деятельности интегрированных корпоративных структур, разработке направлений и механизмов регулирования процесса взаимодействия с финансово-кредитной средой
Ключевые слова: промышленное предприятие, коммерческий банк, экономическое взаимодействие, внешняя среда, банковский продукт, судостроение, интегрированные корпоративные структуры, промышленное производство длительного цикла

На современном этапе активную роль в финансово-кредитном обеспечении промышленности играют различные финансовые организации и особенно коммерческие банки. Промышленные предприятия и коммерческие банки имеют возможность самостоятельно формировать и проводить собственную финансовую политику. Коммерческие банки в значительной степени расширили диапазон функций финансового управления, они стали осуществлять территориальное и внутрифирменное финансовое прогнозирование и планирование, оперативное регулирование и контроль, а также различные формы финансового обеспечения и обслуживания предприятий. Коренным образом изменяются функции финансовой работы и на уровне предприятий. Традиционные способы анализа финансово-хозяйственной деятельности, составления финансовых планов, бухгалтерского учета и отчетности перерастают в систему активного внутрифирменного менеджмента.
Таким образом, построение системы эффективного взаимодействия с элементами внешней среды является важной сферой деятельности для предприятия, позволяющей не только эффективно реагировать на изменения условий внешней среды, но и активно использовать ресурсы внешней среды для расширения и повышения эффективности своей деятельности.
В современной экономической науке, да и в теории менеджмента, определено, что после того, как для промышленного предприятия и банка выбрана система конечных и промежуточных целей, необходимо определить направления политики, процедуры, стратегии и тактические средства, которые приведут обоих субъектов к поставленной конечной цели.
Ответственность за стратегическое планирование и создание механизма эффективного взаимодействия лежит на высшем руководстве предприятия и банка. Но даже предварительное знакомство с проблемой экономических взаимодействий в системе «промышленное предприятие — коммерческий банк» позволяет придти к выводу о принципиальной необходимости сделать эти связи возможно более тесными. Предприятие должно осознавать тот факт, что банк, кредитуя своих клиентов, вкладывая средства в инвестиционные проекты или, покупая акции, не менее их заинтересован в благополучии предприятия.
Поэтому происходит процесс обоюдного изучения и оценки надежности и эффективности взаимодействия, так предприятия выбирают банки для обслуживания, расчетно-кассовых, депозитных операций и кредитования на основе различного рода критериев, в свою очередь банки перед выдачей кредитов проводят анализ деятельности своих клиентов-заемщиков. Обобщенный анализ причин, по которым предприятие не избрало тот или иной банк для работы с ним или отказа банком на получение кредита клиентом позволяет заключить, что при проведении диагностики деятельности друг друга не учитываются организационно-экономические факторы. Это принимает особое значение, когда рассматриваются крупные депозиты и вклады на срок более трех лет со стороны предприятия, а также кредиты банка сроком более одного года, целевое назначение которых связано с инвестициями. [1]
Во-первых, размещая средства во вклады или депозиты или выделяя средства кредита, предприятие и банк должны быть уверены, что они могут быть возвращены в срок, в полном объеме и с определенным уровнем эффекта (прибыли). Поэтому даже, если предприятие на момент предоставления средств для осуществления проекта финансово устойчиво с одной стороны и банк имеет высокий уровень надежности, то это не гарантирует, что размещение или кредитование будет успешно завершено.
Так как процесс реализации взаимодействия достаточно длителен, а среда предприятия (как внутренняя, так и его окружающая) динамична, то важно суметь определить экономическое поведение системы «промышленное предприятие — банк» в изменяющихся условиях. Эту оценку не может дать только взаимная финансово-экономическая и управленческая диагностика.
Во-вторых, предоставляя денежные средства, банк рассматривает обеспечение по кредиту как залог возврата предоставленных средств. При этом следует отметить, что банк — это учреждение, которое должно эффективно управлять заемными средствами и несет определенную социальную нагрузку перед лицами, которые доверили ей денежные средства. Следовательно, предприятие, выбирая тот или иной банк для обслуживания, депозитарных операций или для получения кредита, совместно с банком, несет ответственность за правильность выбранного решения и конечный экономический результат.[2]
Поэтому, при рассмотрении вопроса о размещении средств в банке или кредитовании предприятия, банк должен рассматривать обеспечение как источник возврата кредита только в качестве исключительной меры. В свою очередь, предприятие не должно полагаться на тот факт, что при неисполнении банком своих обязательств оно будет иметь возможность компенсировать вложенные средства из фонда обязательного резервирования ЦБ РФ.
Промышленные предприятия, прошедшие первоначальный и последующие этапы акционирования, все еще не полностью приспособились к требованиям рынка и не успели отладить систему эффективного менеджмента. На сегодняшний день, неэффективное управление стоит на первом месте в ряду причин, приводящих предприятие к банкротству. Поэтому, организовывая экономическое взаимодействие предприятия и банка, необходимо обратить внимание на согласование и совершенствование их систем менеджмента.
В процессе совместного экономического планирования должны быть определены:
- система взаимосвязанных целей с учетом их приоритетности;
- задачи, которые придется решать на отдельных этапах подготовки и реализации банковских продуктов;
- механизмы и способы реализации поставленных целей.[3]
Для того, чтобы лучше понимать потребности предприятия и как можно более точно определить, какими именно банковскими продуктами или услугами воспользоваться, необходимо иметь в своем распоряжении надежную и достаточно полную информацию о состоянии финансово-экономической среды, положении дел в обслуживающих банках. В первую очередь нужна информация о руководстве банка, его финансовом состоянии и репутации. Умение разобраться в том, в чем состоят интересы банка при финансировании инвестиционного проекта, позволит предприятию лучше определить, какой банковский продукт или услугу следует запросить в данном конкретном случае, и какие особые условия предоставления продукта или услуги банка должны быть обеспечены, какие особые черты банк может придать взаимодействиям с предприятием из числа тех, которые не могут или не умеют в настоящий момент предложить конкуренты банка. [4]
Структурная перестройка промышленности требует масштабных инвестиционных вложений в реальный сектор экономики, необходимость которых чрезвычайно актуальна в связи с тем, что происходит массовое выбытие производственных мощностей, обусловленное значительным физическим и моральным износом основных фондов, а также несоответствием их современным требованиям научно-технического развития.
Особенность исключительно судостроительной отрасли — исторически сложившаяся юридическая разобщенность проектантов судов, с одной стороны, заводов-строителей, с другой и источников финансирования строительства, с третьей. В настоящее время в такой разобщенности крайне негативную роль играет отсутствие возможности как у предприятия (будущего судовладельца), так и у завода-строителя, построить судно на свои собственные денежные средства. Недостаток собственных средств предприятий, заводов-строителей и зачаточный уровень системы кредитования судостроения в нашей стране делает крайне проблематичным пополнение отечественного гражданского и военного флотов.[5]
Российские отрасли промышленности, обсуживающие судостроение и судоремонт, имеют огромный опыт создания, обслуживания и ремонта кораблей и судов всех типов и назначений. Судостроение и судоремонт — главные отрасли-потребители продукции металлургов на внутреннем рынке. От того, как будут развиваться эти отрасли, зависят и перспективы многих других отраслей промышленности. Продукция судостроения и судоремонта включает в себя достижения большого числа смежных отраслей промышленности (машиностроения, металлургии, электроники и др.). Судостроение и судоремонт одновременно стимулируют развитие этих отраслей, достижение ими высокого научно-технического уровня. Можно сказать, что, с одной стороны — судостроение и судоремонт являются индикаторами уровня развития экономики государства, с другой стороны — стимулирующими звеньями экономического развития.
Строительство и ремонт судов во всем мире ведется с использованием банковских кредитов с последующей выплатой кредита за счет получаемого от эксплуатации судна дохода. Такая система позволяет привлечь инвестиции в судостроение и судоремонт.
Строительная стоимость судов измеряется десятками миллионов долларов, на сегодняшний день в международной практике существуют два основных вида финансирования постройки новых судов: размещение акций на фондовом рынке и получение кредита в банке. Применительно к российским компаниям рассмотрим второй вид финансирования как наиболее распространенный на современном этапе.
Организация финансирования строительства и ремонта судов серьезным образом влияет на цену конечного продукта и во многом определяет сам процесс. Речь, прежде всего, идет о различных финансовых схемах, используемых при этом. Финансирование строительства или крупного ремонта судна является сложной финансовой системой, в которую кроме судоверфи и ее банка вовлечены судовладелец и его банк, а в ряде случаев и поставщики оборудования и материалов и их банки. Косвенным образом в этот процесс вовлечены также конечный фрахтователь будущего судна (если судовладелец намерен передать судно во фрахт), либо крупный грузоотправитель, для перевозки грузов которого судовладелец и заказывает судно. Только заручившись их обязательствами по использованию судна, судовладелец начнет процесс организации строительства. Даже для крупных судоходных компаний решение о строительстве новых судов диктуется общей стратегией компании по расширению своего влияния в том или ином сегменте рынка перевозок, а, следовательно, и выводами (или рекомендациями) экспертов компании об эффективном использовании судна.
В сегодняшних условиях вопрос о предоставлении кредитов на постройку судов вынужден рассматриваться в плоскости их получения от иностранных банков. При предоставлении кредитов на постройку новых (покупку уже существующих) судов компаниям из России зарубежные банки, как правило, выставляют ряд требований. Прежде всего, компания, ходатайствующая о кредите, должна иметь высокую репутацию и хорошие финансовые показатели за последние 2— 3 года. Кредиторам также необходима ясная, хорошо представленная и проанализированная в соответствии с западными стандартами финансовая отчетность предприятия. Для обоснования получения кредита необходим хороший бизнес-план, из которого должно быть ясно, что работа судна, под которое берутся деньги в банке, будет достаточно эффективна, чтобы вернуть сумму основного долга и проценты интереса. Иностранные банки предоставляют кредит в размере 55— 70% (для российских заводов-строителей и компаний) стоимости судна. Недостающие деньги должен иметь или изыскать (путем залога другого приемлемого для банков имущества) заемщик. Покупаемое (строящееся) судно, как и дополнительное обеспечение, должны быть заложены в пользу банка-кредитора. Зарабатываемый судном доход (фрахт и др.) также закладывается банку-кредитору как гарантия того, что выплаты банку являются первоочередными требованиями. [6]
Несовершенство существующей системы и механизма взаимодействия «промышленное предприятие — банк» в сегодняшних условиях диктует более радикальные формы организационно-экономических взаимодействий промышленного предприятия с банком в направлении создания интегрированных (объединенных) структур корпоративного типа, позволяющих работать на конечный результат в единой финансовой и технологической цепочке «исследования — концепции — проектирование — финансирование — постройка — сервисное обслуживание».
По существу это и есть рыночный вариант создания взаимодействия финансово-кредитных учреждений, предприятий — заказчиков, НИИ, КБ и заводов.
Существующие объединенные корпоративные структуры оказывают все большее влияние на развитие национальной экономики, формирование нового экономического пространства, развитие финансовых рынков. К основным преимуществам крупных объединенных корпоративных структур относится: отсутствие ограничений по сферам деятельности, снижение предпринимательских рисков, возможность привлечения неограниченного количества инвесторов и аккумулирования значительных объемов капитала, высокий потенциал управляемости. Развития современных объединенных корпоративных структур характеризуются усложнением их внутренней финансово-организационной структуры, расширением экономических связей, ростом потребности в дополнительных финансовых ресурсах, продолжающейся концентрацией капитала, усложнением финансовых отношений, складывающихся в результате процессов глобализации. Как ранее отмечалось, большую роль в структуре современных объединенных корпоративных структур играют финансовые организации: банки, страховые и инвестиционные компании, целью формирования и деятельности которых является обеспечение финансовой устойчивости и развития корпораций.[7]
Значимость таких объединенных (интегрированных) корпоративных структур в промышленном производстве, их активное развитие, связанное с накоплением и концентрацией капитала и усложнением структуры, требуют адекватного научного анализа этих процессов, своевременного выявления и решения проблем формирования, регулирования и повышения эффективности их деятельности.
Являясь внешней средой по отношению к объединенным корпоративным структурам, финансово-кредитная система, основными элементами которой являются банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, представляет собой финансовую инфраструктуру, которая позволяет корпорациям привлекать необходимые финансовые ресурсы и размещать временно свободные средства, что дает возможность эффективно управлять размерами и структурой объединений.
Выявлено, что рассмотренные подходы к анализу взаимоотношений объединенных корпоративных структур и финансовой системы, справедливы лишь в случае, если в структуре такого корпоративного объединения отсутствуют финансово-кредитные организации. Ситуация меняется, когда в состав корпоративного объединения включаются финансовые организации. В этом случае внутри корпорации формируются два блока: производственный (производственно-коммерческий) и финансовый. Производственный блок, основной задачей которого является управление производством и сбытом продукции, состоит из производственных, торговых и других нефинансовых организаций. Финансовый блок включает в себя различные финансово-кредитные организации: банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды и другие финансовые организации, его задачей является управление финансами корпорации, привлечение и аккумулирование финансовых средств.
Обладая значительными объемами финансовых ресурсов, и осуществляя масштабную производственную деятельность, корпорация перестает быть только получателем финансовых услуг. Ее потребность в основных финансовых услугах может быть удовлетворена с помощью входящих в нее финансовых организаций. При этом финансово-кредитные организации корпоративного объединения одновременно являются и элементом корпоративной структуры и частью финансовой системы.[8] Такой подход позволяет выделить из состава финансовой инфраструктуры внешнюю и внутреннюю составляющие, которые можно определить как: внешнюю финансовую инфраструктуру и внутреннюю финансовую инфраструктуру. При этом в качестве внутренней финансовой инфраструктуры понимается совокупность финансово-кредитных организаций, входящих в состав корпоративного объединения и действующих в интересах этого объединения.
Таким образом, для сохранения позиций в конкурентной борьбе каждая интегрированная корпоративная структура постоянно развивается, увеличивая масштабы деятельности и объемы подконтрольного капитала, и на определенном этапе концентрация и централизация финансовых ресурсов достигает размеров, позволяющих таким корпоративным объединениям контролировать целые отрасли экономики и территории страны, влиять на темпы их развития, что может оказывать негативное влияние на экономику страны в целом. Мощность и влияние интегрированных корпоративных структур, возрастающие в результате формирования внутренней финансовой инфраструктуры, приводит к снижению возможности его контроля со стороны государства. Чем крупнее корпорация, тем большее влияние она оказывает на экономику, и тем сложнее ее контролировать. Кроме того, возникают проблемы в функционировании финансово-кредитной системы страны, так как значительная часть финансовых компаний входит в состав интегрированных корпоративных структур и становится их внутренней финансовой инфраструктурой, то есть финансово-кредитная система страны также становится объектом монополизации со стороны корпораций.
Одним из условий, которое будет способствовать развитию интегрированных корпоративных структур, является возможность уплаты налогов корпоративной структурой как единым хозяйствующим субъектом, на основе консолидированной бухгалтерской отчетности. Такая возможность явилась бы льготой для корпораций, так как позволила бы снизить базу налога на прибыль в результате погашения убытков одних предприятий прибылью других. Получение льгот будет являться стимулом к официальной регистрации корпоративных объединений, повышению открытости их структуры и масштабов деятельности. Другим условием развития корпоративных объединений является поддержка отечественных корпораций при выходе на международные рынки. Такая поддержка в различных формах существует и сегодня, но требуется ее развитие. Регулирование процессов формирования и развития корпоративных объединений, обеспечение контроля их деятельности, может быть обеспечено специализированными государственными органами управления, которые на сегодняшний день отсутствуют. Решение важной проблемы современной экономики — формирование, развитие и повышение эффективности деятельности объединенных корпоративных структур, включающих промышленные предприятия с длительным циклом производства, разработка направлений и механизмов регулирования процесса взаимодействия с финансово-кредитной средой, а также формирование финансовой инфраструктуры корпораций, по нашему мнению, является основой успешного развития промышленного производства на современном этапе развития.


Литература
1. Челноков В.А. Банки и банковские операции. Букварь кредитования, технология банковских ссуд, околобанковское рыночное пространство. — М.: Высшая школа, 2004. — 291 с.
2. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Маркова О.М. и др. Банки и банковские операции. — М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2004. — 471 с.
3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. В 3 т. Т. 2. — М.: МНИИПУ, 2006. — 784 с.
4. Масленченков Ю.С., Тавасиев А.М. Банк — партнер предприятия. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 351 с.
5. Логачев С.И., Чугунов В.В. Мировое судостроение. Современное состояние и перспективы развития. — СПб.: Судостроение, 2004. — 312 с.
6. Александров В.Л., Перелыгин А.В., Соколов В.Ф. Судостроительное предприятие в условиях рынка. Проблемы адаптации и развития. — СПб.: Судостроение, 2003. — 424 с.
7. Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции. — М.: Инфра-М, 2007. — 1028 с.
8. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование. — М.: Дело, 2002. — 456 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия