Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Васильев М. Ю.
аспирант кафедры экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета)

Использование информационно-логистических систем в управлении контейнерным терминалом
Активное развитие информационных технологий влияет на развитие систем автоматизированного управления, в том числе системы управления контейнерным складом, поэтому современные системы управления контейнерным терминалом постепенно охватывают все большее количество складских операций, предоставляя возможность получения более точной информации о текущей обстановке в целях оптимизации оперативного планирования и диспетчирования работы контейнерного терминала
Ключевые слова: логистика, контейнерный терминал, система управления, информационная технология, складская операция

На сегодняшний день законодательство России, система налогообложения и бухгалтерская отчетность не совпадают с международными. Российская специфика полностью учитывается в отечественных системах и только в тех зарубежных, которые специально локализуются для России (локализация — это не только перевод системы на русский язык, но и настройка на законодательство).
Российские рынки являются растущими, что предъявляет к системам управления дополнительные требования: система управления должна развиваться вместе с развитием бизнеса. С одной стороны это означает, что первоначальные затраты на систему должны быть минимальными. Это достигается за счет постепенного наращивания функциональных возможностей системы управления складом, использующейся на работающем складе.
Внедрение современной системы управления терминалом позволит принципиально повысить качество обслуживания клиентов контейнерного терминала. С внедрением системы увеличится скорость прохождения контейнеров через терминал, скорость приема и обработки заявок, выпуска необходимых клиенту документов. У клиентов появляется возможность пользоваться такой передовой технологией в области внешнеэкономической деятельности, как предварительное декларирование импортных грузов.
Введение контейнерными терминалами современных автоматизированных систем управления также приводит к существенному повышению эффективности использования перегрузочной техники и производственных площадей. Общий критерий оценки системы управления — соотношение «цена—качество», при тех ограничениях, что система должна отвечать необходимым функциональным требованиям. Кроме того, необходимо учесть, что любая система будет настраиваться российскими консультантами или программистами.
Контейнерные терминалы оказывают значительное внимание вопросам наращивания объемов перегрузки контейнеров (мощности или количество TEU* в год) и совершенствования качества услуг. Планы стратегического развития любого контейнерного терминала предусматривают увеличение такой мощности. От того, как быстро, профессионально и качественно будут оказываться услуги терминала, зависит успех компании. [4]
Увеличение мощности терминала руководство терминалов обычно видит в ускорении и оптимизации процесса грузопереработки через модернизацию производства и развитие современных технологий. Такие важные для деятельности любого контейнерного терминала задачи, как исключение потери информации о контейнерах, оптимизация механизма их поиска, возможность получения информации о состоянии терминала в режиме реального времени, выбор наиболее рационального использования перегрузочной техники, обмен информацией с судоходными линиями и грузовладельцами требуют оперативного решения. [3]
Ещe несколько лет назад компании, занимающиеся контейнерными перевозками и хранением, как правило, брали к себе в штат нескольких программистов. Среди основных задач были электронный учет информации об обрабатываемом грузопотоке, печать отчетных документов, получение информации из корпоративной информационной системы и еe техническая поддержка. В последние десять лет развитие информационных технологий происходило стремительными темпами. На российском рынке появились специализированные компании, занимающиеся разработкой профессионального программного обеспечения для контейнерных терминалов, использующие всю мощь современных информационных и технических средств. Компании-перевозчики столкнулись с проблемой: или продолжать дорабатывать собственную корпоративную систему своими силами с риском не успеть за конкурентами, решившими внедрить у себя купленную на стороне систему, или внедрять купленную систему с риском, что она не даст ожидаемых результатов или даже негативно повлияет на работу терминала, в отличие от собственной системы, к которой привыкли и с которой работают уже несколько лет.
Перечислим основные требования, которые предъявляются к современным системам управления контейнерным терминалом:
1) они должны быть созданы с использованием самых современных технологий;
2) должны отвечать стандартам открытых систем и адаптироваться к условиям конкретного заказчика, учитывая при этом всю специфику технологических и организационных требований;
3) при разработке программного обеспечения особое внимание должно быть уделено вопросам интеграции системы с головными информационными системами предприятий;
4) они должны интегрироваться как с российскими, так и с западными корпоративными информационными системами.[4]
В современных системах управления контейнерным складом (CTMS), как правило, присутствуют нижеперечисленные подсистемы.
Подсистема управления контейнерной площадкой, выполняющая следующие задачи: автоматическое определение оптимального местоположения прибывающих на терминал контейнеров перед их погрузкой на соответствующее транспортное средство в целях минимизации перемещений контейнеров за счет их рационального размещения на территории контейнерного терминала.
Подсистема планирования погрузки/разгрузки судов, используемая для загрузки судов с использованием наиболее экономичного, быстрого и эффективного способа погрузки с учетом необходимых факторов (типа контейнера, его веса, пункта доставки, статуса и т.п.). Ввод исходных данных из различных источников (центральной системы управления, карго-планов и т.п.).
Подсистема позиционирования для отслеживания движения погрузчиков и контейнеров по территории терминала и предоставления информации об их местоположении на определенный момент времени и как результат — исключение потери контейнеров.
Подсистема электронной идентификации, позволяющая определять момент достижения трейлером определенной зоны терминала для сокращения простоев трейлеров в очередях, сокращения ручного ввода с клавиатуры радиотерминала при проверке содержимого трейлера тальманом.
Радиооборудование, необходимое для поддержания диалогового режима между системой управления и персоналом для получения оперативной информации о начале и завершении выполнения задания или о проблемах, препятствующих его выполнению. Протоколирование времени начала, окончания и выполнения операции каждым работником терминала. [5]
Внедрение современных систем управления складом диктуется не только внутренними потребностями терминала: линейные агенты судоходных и контейнерных компаний также являются заинтересованными в усилении четкости и слаженности работы контрагента, поскольку все они являются звеньями одной логистической цепочки. Ведь установление с клиентами электронного обмена документами приведет к снижению ошибок двойного ввода информации и ускорит процедуры движения грузов. Передовая технология работы терминала должна повысить его привлекательность не только для существующих клиентов, но и позволит привлечь новых заказчиков.[5]
Ожидается, что внедрение современной системы управления терминалом позволит оптимизировать способ размещения и перемещения контейнеров на складе, что создаст реальные предпосылки для увеличения его мощности.
К основным задачам современных систем CTMS относятся:
1) оперативное планирование работ и операций по перемещению контейнеров, контроль перемещений контейнеров на терминале, управление движением и оптимизация работы персонала и всех видов перегрузочной техники, минимизация ручных операций при планировании работ (составление планов погрузки, карго-планов, выдача рабочих заданий на ручные радиотерминалы и электронные табло);
2) сокращение времени простоя автомашин, судов, железнодорожных составов. Получение точной информации о местонахождении контейнеров, планирование зон размещения контейнеров, группирование контейнеров по различным признакам, позволяющее эффективно использовать площади терминала, предназначенные для их хранения;
3) планирование работы персонала, получение предварительной информации от линейных агентов с использованием стандартизированных ISO 9735 протоколов обмена (UN/ECE EDIFACT) [6].
CTMS используют для своей работы подсистемы управления контейнерной площадкой, управления погрузкой/разгрузкой судов, позиционирования, электронной идентификации, комплект радиооборудования сбора и передачи данных.


Литература
1. Антонов Н. Новые возможности терминалов сбора данных // Склад и техника. — 2006. — № 1. — С. 18—23.
2. Желудков А. Ручные сканеры: новые технологии, новые возможности // Склад и Техника. — 2006. — № 7. — С. 12—13.
3. Меламедов Б. Логистика и основы проектирования современного склада // Логинфо. — 2007. — № 6. — С. 24—30.
4. Рикошинский А. Решения по автоматизации управления складом // Современный склад. — 2007. — № 6. — С. 35—39.
5. Solvo. Решения для контейнерного терминала http://www.solvo.ru/solutions/conterm/
6. Sanders. J. / Best practice in transportation // Manufacturing & Logistics. — 2007. — № 3. — С. 14—15.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия