| | Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009 | | МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ | | Шиканов С. В. аспирант кафедры финансов и кредита инженерно-экономического факультета Кузбасского государственного технического университета (г. Томск)
| |
| | В работе на основе анализа образовательных учреждений по подготовке рабочих специальностей предложены пути повышения конкурентоспособности ОУ системы НПО. В статье предложены необходимые меры по выводу системы профтехобразования из кризиса. Предложена разработка центра мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда. Рассмотрена система подготовки, переподготовки и переквалификации рабочих кадров. В работе приведены пути оптимизации конкурентоспособной политики учебных заведений профтехобразования. Разработанный автором механизм использования инструментов для повышения качества образовательных услуг является реальным инструментом достижения более высокого уровня конкурентоспособности образовательных учреждений по подготовке рабочих специальностей | Ключевые слова: образование, рынок труда, подготовка рабочих кадров, система переподготовки кадров, учебное заведение, профтехобразование | Интеграция России в систему мирового сообщества обусловила ряд проблем, специфических для нашей страны. Одной из таких проблем является необходимость повышения конкурентоспособности страны на основе несырьевых факторов — инноваций, уровня подготовки и квалификации населения.
Эта длительная и кропотливая работа охватывает широкий спектр вопросов от проектирования систем профессиональной подготовки до реализации и контроля результатов его перестройки. Стержневым фактором этой перестройки является гармонизация процессов, происходящих на рынке труда и профиля специальностей, предлагаемых образовательными учреждениями.
Эти требования к сегодняшней и завтрашней системе профессионального образования находятся в явном противоречии с кризисной ситуацией, в которой оказалось молодое поколение России, и неспособностью значительного числа выпускников профтехобразования адаптироваться к новым условиях жизни и труда в нестабильном обществе. Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, снижение уровня его образованности, усиление его оттока в криминогенную среду вызывает необходимость приоритетного решения проблем системы муниципального общего, допрофессионального и начального профессионального образования и отказа от традиционных стереотипов обучения и градации образовательных учреждений.
Все сказанное ставит в ряд наиболее приоритетных исследование такой проблемы, как усиление эффективности системы профессионального образования. А она зависит от опережающего просчета тенденции в инновационном поле образования, преодоления консерватизма управленческих форм и структур и в проектировании новых моделей управления на основе научных исследований.
В настоящее время уже наметились контуры основных направлений перестройки в отечественном образовании, и успешность их реализации зависит от макроконтекста управленческих, экономических социальных и психолого-педагогических факторов. Одним из таких направлений является создание модели взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования.
Определяющим условием решения этой задачи является эффективная организация прогностических исследований под руководством и при участии управленческих структур в научных учреждениях педагогического профиля и в сфере практических достижений инновационного характера в учреждениях профессионального образования.
Стержневым в решении вышеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения и организация преемственности в системе непрерывного образования
(А.В. Красильникова, Ю.А. Кустов, М.В. Потоцкий); преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (И.В. Берулава, В.С. Леднев, Н.К. Чапаев и др.); политехнический аспект и преемственность профессиональной ориентации учащихся в средней школе и средних профессиональных учебных заведениях (Г.В. Ахметжанова, Г.А. Журавлева, И.В. Загорец, С.П.Чистякова).
Наименее исследованными в ряду перечисленных проблем оказались проблемы теории и методики моделирования управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях. Содержание управления профессиональным образованием должно определяться социальным заказом, тенденциями и потребностями в рабочей силе конкретного региона. В настоящее время наблюдается дисбаланс между подготовкой специалистов в высшем образовании и специалистов по рабочим специальностям, в результате чего возникает дефицит в квалифицированных рабочих кадрах. Ситуация осложняется условиями призыва в армию и низким уровнем заработной платы рабочих, окончивших ПТУ и пришедших на производство с 3—4 разрядом.
К основной цели решения данной проблемы отнесена разработка центра мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда данного региона с целью корректировки диапазона рабочих специальностей в учреждениях профессионального образования.
Реализация на практике этих сложных требований связана с учетом имеющихся недостатков в системе профессионального образования, максимально ослабить которые и призван предлагаемый интегрированный центр мониторинга и механизм прогнозирования рынка труда для оптимизации деятельности профессионального образования.
В целом в мире образование — это одна из наиболее бурно растущих и перспективных сфер экономики. По оценкам специалистов объемы спроса и предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10—15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.
Притягательно образование и по итоговой прибыльности вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 долларов на каждый вложенный доллар. Однако такая отдача достигается далеко не сразу — отсрочена во времени. Этим обуславливается необходимость тщательно продуманной современной концепции, стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Рыночный подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с особыми трудностями в сфере образования. Традиционно даже в странах с развитой рыночной экономикой образование было и остается преимущественно объектом внимания и поддержки государственных структур, финансируется государством и органами управления на местах. Потребность в грамотном финансовом управлении здесь до сих пор проходит период становления.
Актуальность данной проблемы возрастает с учетом задачи удвоения за десятилетие валового внутреннего продукта и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию.
Теоретический обзор процессов подготовки, переподготовки и переквалификации рабочих кадров как одного из важнейших элементов социально-экономической и культурной сферы развития общества показал, что сложившийся в стране системно-трансформационный кризис затронул все сферы общественной жизни, в том числе и сферу образования.
Снижение уровня финансирования образования, прекращение существования системы централизованного распределения выпускников, безработица в силу экономических проблем актуализировало необходимость целевой профессиональной подготовки, переподготовки и переквалификации рабочих кадров, особенно по рабочим специальностям.
Жесткий дефицит государственных средств диктует образовательным учреждениям необходимость самостоятельно искать новые источники доходов. Определенная автономия образовательным учреждениям в этой связи уже предоставлена, на очереди — их разгосударствление, которое уже происходит. Оно возможно не только в виде той или иной степени приватизации, но и через обобществление и муниципализацию, и уже происходит через создание на их базе альтернативных и смешанных структур коммерческого типа.
Образовательные учреждения начали активно реагировать на потребности значительно более широкого круга клиентов, расширяют ассортимент платных образовательных услуг, теснее взаимодействуют с местными органами управления в решении региональных задач. Одновременно расширяется география их связей, вплоть до налаживания международных контактов образовательной направленности.
Организация дополнительного образования тем самым не только отвечает веяниям времени, но и является для образовательных учреждений экономически выгодной.
Повышение квалификации является необходимым условием развития фирмы. Только подготовленный персонал, с легкостью разбирающийся в новейших достижениях в своей отрасли, сможет двигаться вперед к стратегическим целям, ускоряя их достижение.
В ходе анализа ситуации в стране были выявлены следующие концептуальные аспекты необходимости реформирования образовательной сферы:
1) экономика России будет активно развиваться при условии инновационной активности;
2) инновационная активность напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки персонала организаций и предприятий;
3) только у организаций, имеющих обученный персонал, есть стратегическая перспектива развития и инновационный потенциал;
4) рынок труда конкретного региона, уровень безработицы всецело зависят от уровня развития экономики, ее отраслевой специализации.
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Управлять процессом воспроизводства рабочей силы в регионе невозможно без оценки потребности в рабочей силе.
Есть две группы факторов, влияющих на оборот рабочей силы: одна связана с оборотом рабочих мест, другая — с движением работников внутри фиксированного набора рабочих мест.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда региона может быть трех типов:
1) трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
2) трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток труда;
3) равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.
На уровне региона необходимо стремится к формированию равновесной конъюнктуры рынка труда, то есть создания механизма, оптимизирующего взаимоотношения между образовательными учреждениями и рынком труда (работодателей, вакансий).
Анализ роли квалифицированных кадров в конкурентоспособности экономики России показал, что современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства.
Конкурентоспособность образовательного учреждения, как любого объекта, определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство является покупателем специалистов для армии, образования, транспорта, связи, здравоохранения и других отраслей. Конкурентоспособность в широком понимании — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Современный экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Успешный НТП и постановка экономики на инновационные рельсы возможна только при наличии квалифицированных кадров.
Образовательное учреждение является частью сформировавшейся в регионе сферы образования, входящей в одну из сфер народного хозяйства. Основной характеристикой, отражающей способность образовательного учреждения успешно предлагать свои услуги на рынке образования, является его конкурентоспособность. Конкурентоспособность отдельных образовательных учреждений можно определить, как «возможность предложить услугу, удовлетворяющую конкурентным требованиям потребителя, в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях».
Создание в образовательном учреждении системы мониторинга применительно к основным показателям конкурентоспособности могло бы стать базой для определения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности.
С нашей точки зрения, эффективная система подготовки, переподготовки и переквалификации рабочих кадров в регионе может быть обеспечена на основе:
- принятия нормативной правовой базы, обеспечивающей оптимизацию структуры профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда, формирование системы целевой подготовки кадров и регулирование отношений всех участников системы;
- создания межведомственной системы мониторинга рынка труда и перспективной потребности в кадрах рабочих и специалистов;
- повышения мобильности системы подготовки, переподготовки и переквалификации рабочих кадров на уровне образовательного учреждения.
Для выявления потребности в кадрах нужны ежегодные мониторинговые исследования, причем эти исследования должны носить прогнозный характер.
Региональные требования к профессиональному образованию могут быть предопределены в количественном и качественном выражении, с активным использованием государственного и регионального заказа.
На основе проведенного анализа мы видим решение указанных проблем в следующем. Необходимо создать центр мониторинга на базе Департамента общего образования, а на базе предприятий учебные центры с определенной специализацией, в зависимости от имеющейся базы. При необходимости, другие предприятия могут отправить в подобные центры своих стажеров, с целью получения необходимых навыков. Таким образом, на базе одного предприятия будет идти подготовка по одной специальности, на базе другого — по другой. Необходимо обеспечить отсрочку от армии выпускникам ПТУ на 2—3 года, с целью предоставления им возможности овладения профессией и получения более высокого разряда. Это позволит им после армии устроиться на работу по специальности и получать достойную заработную плату. Необходимо также создать систему стимулирования предприятий, принимающих на работу выпускников ПТУ. |
| |
|
|