Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Кораблев В. А.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента
в туризме Университета `Туран` (Алматы),
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В КАЗАХСТАНЕ

Решение о создании системы экспортного контроля в Казахстане было принято в начале 90-х годов. Параллельно началась разработка юридических основ контроля над экспортом, реэкспортом и транзитом товаров и технологий - законов и правовых нормативных актов. Начал формироваться административный механизм в виде уполномоченных государственных органов по экспортному контролю в соответствии с указами Президента Республики Казахстан "О Национальном ядерном центре и Агентстве по атомной энергии Республики Казахстан" от 15 мая 1992 года, N 779 и "О дополнительных мерах по организации внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан" от 30 июля 1993 года, N 1311 (пункт 6), а также постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 марта 1993 года, N 183 "Об утверждении положения об экспорте и импорте ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, оборудования, материалов и технологий двойного назначения, источников радиоактивного излучения и изотопной продукции". В связи с этим появились, прежде всего, условия для эффективного контроля ядерной деятельности, автоматизированного учета ядерных материалов.
Большое значение имело постановление Кабинета Министров республики от 24 марта 1994 года, N 338, определившее меры по дальнейшему развитию системы экспортного контроля в Казахстане и позволившее установить первые ориентиры национального контрольного списка, категории продукции, подлежащей экспортному контролю (по видам вооружений, сырью, материалам для производства вооружения, продукции, технологиям и оборудованию двойного назначения, оборудованию, материалам и технологиям, применяющимся при создании средств доставки химического и бактериологического оружия). Была создана Государственная комиссия по экспортному контролю, которая провела необходимую работу по формированию его правовой и нормативной базы, приняла ряд решений по выдаче и приостановлению лицензий на экспорт продукции, подпадающей под экспортный контроль.
Закон Республики Казахстан "Об экспортном контроле вооружений, военной техники и продукции двойного назначения" от 18 июня 1996 года, N 9-1 определил основные принципы эффективной системы экспортного контроля, полномочия правительства и других исполнительных органов в области такого контроля. В 1998 году на основе решения Совета безопасности республики правительство приняло постановление (от 9 октября 1998 года, N 1029) об образовании Департамента экспортного контроля и лицензирования Министерства энергетики, индустрии и торговли.
Таким образом в течение пяти лет был создан механизм взаимодействия исполнительных органов с целью контроля за экспортом, предусматривающий предварительную проверку или досмотр продукции на предотгрузочном этапе, а в отдельных случаях и после погрузки - проверку конечного ее использования, меры ответственности за нарушение законодательства республики об экспортном контроле.
В Уголовный Кодекс Республики Казахстан введены статья 243. "Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники", статья 247. "Незаконное обращение с радиоактивными материалами", статья 248. "Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов", статья 249."Нарушение правил обращения с радиоактивными материалами", статья 250. "Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено", статья 254. "Ненадлежащее исполнение обязанностей при охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств".
30 января 2001 года вступил в силу Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", в котором также предусмотрены соответствующие меры наказания за нарушения правил экспортного контроля.
Большое значение имело постановление Правительства республики от 18 августа 2000 года, N 1282, утвердившее список продукции, подлежащей экспортному контролю в Республике Казахстан, основой которого стал контрольный список ЕС.
24 ноября 2000 года вошел в действие Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об экспортном контроле вооружений, военной техники и продукции двойного назначения", в котором впервые выделены такие понятия, как "всеобъемлющий контроль", "внутрифирменная система экспортного контроля в организациях", "гарантийное обязательство (сертификат конечного пользователя)", "иные опасные виды оружия", "импорт", "ОМУ", "переработка продукции, подлежащей экспортному контролю", "реимпорт", "средства доставки", "транзит", "товары и технологии двойного назначения", "участник внешнеэкономической деятельности" и др. Законом установлен новый принцип экспортного контроля - "недопустимость поддержки международного терроризма". Действие Закона распространяется теперь и на реэкспорт, транзит и импорт. Введены дополнительные статьи: "Уполномоченный государственный орган Республики Казахстан" и "Государственные органы Республики Казахстан системы экспортного контроля". Уточнены понятия "перечни товаров и продукции, подлежащих экспортному контролю".
В то же время, в отличие от российского федерального закона "Об экспортном контроле" (от 18 июля 1999 года, N 183), в Казахстане не подлежит экспортному контролю неосязаемая технология (в том числе в виде технической помощи, докладов), что представляется определенным упущением.
В Законе Республики Казахстан "Об экспортном контроле", не согласованы понятия "внешнеэкономическая деятельность" и "экспортный контроль". Определение "всеобъемлющего контроля как контроля продукции, не входящей в контрольный список", не совсем корректно, ("всеобъемлющий контроль" в зарубежных странах имеет другое определение - "catch all").
В последней редакции Закона Республики Казахстан "Об экспортном контроле" всеобъемлющий контроль выделен в отдельную статью 8-1 следующего содержания:
"В целях обеспечения требований всеобъемлющего контроля участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключение внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранцем для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки. Участники внешнеэкономической сделки обязаны получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Казахстан, разрешение уполномоченного государственного органа Республики Казахстан по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими под действие перечней, указанных в статье 6 настоящего Закона, в тех случаях, когда:
они были информированы уполномоченным государственным органом Республики Казахстан по экспортному контролю или иным компетентным государственным органом о том, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях, указанных в части первой настоящей статьи;
они имеют основание предполагать, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях, указанных в части первой настоящей статьи".
А сделки разве заключаются с товарами? С лицами, прежде всего, а товар, услуги и т.д. - это предмет или точнее объект сделки. Налицо не очень удачная юридическая формулировка указанной статьи закона. Абзац второй статьи 8-1 можно было бы записать в такой формулировке: "...на осуществление внешнеэкономических сделок, объектами которых являются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности..." и далее по тексту.
В указанной статье 8-1 нет определения понятия "всеобъемлющий контроль", которое сведено лишь к требованию (правилу) всеобъемлющего контроля, связанному с запретом на заключение внешнеэкономических сделок. А ведь всеобъемлющий контроль - это основной принцип многосторонних режимов, заключающийся не в запрете на заключение внешнеэкономических сделок, а в осуществлении определенных ограничений в экспорте продукции, подпадающей под экспортный контроль.
Один из главных принципов организации экспортного контроля - транспарентность в понятийном аппарате закона "Об экспортном контроле" вообще отсутствует. Отсутствует статья "Цели экспортного контроля", на основе которой и должны быть зафиксированы принципы государственной политики в области экспортного контроля.
Основными принципами экспортного контроля в Казахстане названы: соблюдение международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных видов оружия; приоритет политических интересов при осуществлении экспортного контроля; полный контроль за экспортом ядерных материалов и технологий со стороны государства. Однако отсутствуют такие важные принципы, как приоритет интересов безопасности государства, добросовестность в выполнении международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения, средств его доставки, а также по экспорту продукции двойного назначения.
К сожалению, в экономической литературе четко не разграничиваются виды и формы экспортного контроля. В результате виды экспортного контроля выступают как формы, а формы как виды, что затрудняет и правовые обоснования.
Необходимо и разграничение "предварительного", "текущего", "последующего", "оперативного" контроля.
Предварительный контроль (экспортный контроль на предотгрузочном этапе) осуществляется до совершения хозяйственных операций (внешнеэкономических сделок) и действий должностных лиц и имеет профилактический характер. Текущий контроль - контроль ежедневный. Он охватывает все участки производственной и внешнеэкономической деятельности предприятий и объединений. Последующий (проверка конечного использования продукции) - осуществляется после внешнеэкономических сделок, экспортных операций и действий должностных лиц. Как и текущий, он распространяется на деятельность предприятий и объединений, но проводится не ежедневно, а эпизодически. Текущий и оперативный контроль зачастую отождествляются.
В Законе Республики Казахстан "Об экспортном контроле" нет упоминания и об его методах.
Не разработана методология классификации контрольных списков. Без учета национальной специфики взята за основу классификация Европейского союза, что не дает возможности осуществлять жесткий контроль за всей продукцией, подпадающей под экспортный контроль. Не разработан механизм контроля за организацией внешней торговли химикатами, технологиями и оборудованием, которые могут быть использованы при создании химического и биологического оружия массового уничтожения.
В вопросах лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) также имеются недоработки. В результате в соответствии со статьей 5 Закона "Об экспортном контроле" Правительство Республики Казахстан выдает разрешение на экспорт, импорт и транзит по определенной номенклатуре продукции, подлежащей экспортному контролю, хотя отсутствует норма, которая регулировала бы механизм количественных ограничений экспорта, импорта и транзита по определенной номенклатуре продукции, подлежащей экспортному контролю.
Нет четкого определения понятия "вывоз" продукции, подлежащей экспортному контролю.
В принятом законе нет статьи, которая устанавливала бы период времени, в течение которого государственные органы по экспортному контролю должны завершать рассмотрение заявлений экспортеров, получивших отказ в выдаче лицензий на экспорт. Вопросы процедуры разрешения разногласий между экспортерами и государственными органами по экспортному контролю нуждаются в дополнительном обосновании (в статьях 5-1 и 5-2 Закона "Об экспортном контроле"), как и понятия "верификация товаров", "предприятия, ответственные за верификацию товаров", "государственная аккредитация", использование которых крайне необходимо при внутрифирменном контроле.
Нужна и отдельная статья об идентификации товаров, подпадающих под действие экспортного контроля.
Возникает необходимость и в разработке ряда новых законов, в частности, закона "О срочных экономических мерах", с целью установления правил для односторонних экономических санкций Республики Казахстан против той или иной страны, и особенно в разработке Концепции развития экспортного контроля. Целесообразно при этом использовать опыт других стран по правовому обеспечению контроля за экспортом, реэкспортом и транзитом товаров и технологий, созданию административного механизма, автоматизированной системы экспортного лицензирования, государственной службы экспортного контроля, подготовке специалистов по экспортному контролю, внутрифирменному контролю, предупреждению нарушений и наказанию нарушителей закона.
Система экспортного контроля неэффективна без хорошей технической базы, в том числе автоматизированной системы экспортного контроля и лицензирования, без системы телекоммуникаций. Однако экономистами функции экспортного контроля в ряде случаев сводятся лишь к мерам административного характера или валютно-банковского контроля. Недостаточно исследованы вопросы государственного регулирования экспортного контроля, влияния этого контроля на эффективность внешнеэкономической деятельности, вопросы подготовки специалистов по экспортному контролю (она лишь недавно начата в университете "Туран" и Казахском государственном национальном университете имени аль-Фараби).
За последние годы в Казахстане создан ряд неправительственных организаций по экспортному контролю. Одна из них - Центр "Экспортконтрольсервис", в задачи которого входит и подготовка и повышение квалификации кадров, предоставлении консультаций и т.д. Специалисты Центра систематически читают на общественных началах лекции по проблемам экспортного контроля в ряде вузов страны.
Неправительственная организация "ИВТ Астана-Центр" приступила к разработке программного обеспечения внутрифирменного экспортного контроля для предприятий республики. Среди других направлений деятельности этого Центра - издание списка продукции, подлежащей экспортному контролю, а также подготовка справочника с подробными коментариями контрольного списка ЕС. Это издание предназначено, прежде всего, для работников таможенной службы и экспортеров.
Систематически проводятся рабочие встречи экспертов Казахстана и США по проблемам экспортного контроля, осуществляется сотрудничество с США по программе "Совместное уменьшение угрозы", предусматривающее меры по уничтожению инфраструктуры ядерного оружия на территории республики. Создан Центр по обработке данных дистанционного зондирования.
Следует отметить и выпуск в 2002 году перечня законодательно-нормативных актов Республики Казахстан по экспортному контролю журналом "Проблемы нераспространения", издаваемым Казахстанской ассоциацией исследователей проблем нераспространения при поддержке Центра по изучению проблем нераспространения Монтерейского института международных исследований (США). Этот же Центр стал инициатором издания (с января 2003 года) в Казахстане журнала "Observer" - единственного в Центральной Азии периодического издания по проблемам нераспространения и экспортного контроля.
Решения июньского 2003 года Седьмого регионального форума по нераспространению и экспортному контролю в Алматы ориентируют на принятие и других действенных мер по совершенствованию систем экспортного контроля в Казахстане.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия