Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Иванова Н. В.
аспирант кафедры бухгалтерского учета Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (г. Шахты, Ростовской обл.)

Этапы возникновения и развития лизинга
В статье отражена история развития финансовой аренды, даны теоретические аспекты лизинга, показаны этапы развития лизинговых сделок. Сделан вывод о необходимости государственного регулирования лизинговых отношений. В настоящее время необходимо сосредоточить усилия на формировании нормативно-правового регулирования лизинговых операций, а также учетно-контрольного механизма лизинговых операций
Ключевые слова: лизинг, лизинговые сделки, правовое регулирование лизинга

В настоящее время многие российские предприятия для укрепления своих позиций на рынке столкнулись с рядом проблем — расширением производства, приобретением нового оборудования, внедрением современных технологий. Решение этих проблем видится в привлечении долгосрочных инвестиций. Поэтому развитие лизинга в России, формирование лизингового рынка актуально на сегодняшний день и связано это, прежде всего с неблагоприятным состоянием парка оборудования: с одной стороны оно морально устаревшее, а с другой — низка эффективность его использования. Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация в России, благоприятствует лизингу. Лизинговая сделка уравнивает позиции между организациями, у которых нет средств на оборудование, и банком, который не может кредитовать это предприятие, так как не имеет гарантий возврата денежных средств. Лизинг выгоден всем участникам операции: предприятие получает кредит, который выплачивает поэтапно, а так же необходимое оборудование; банк — гарантию возврата кредита, потому что объект лизинга является собственностью банка, который финансировал лизинговую сделку, до поступления последнего платежа.
Несмотря на небольшие масштабы распространения, российский лизинг имеет очень интересную историю, корни которой уходят к началу ХХ века. В развитии лизинга можно выделить ряд этапов.
Для первого (подготовительного) этапа характерно использование традиций промышленной аренды в Российской империи. Достаточно вспомнить практику аренды заводов, мельниц, маслобоен, принадлежавших А. Меньшикову, Демидовым. Аренда стала одним из условий новой экономической политики, арендаторы получили «права арендовать государственные промышленные предприятия в целях их эксплуатации» с июля 1921 г. Аренда обеспечивала восстановление основных фондов, нарастание производственных мощностей и объемов выпускаемой продукции без ощутимых для государства затрат. Общее число предприятий, сданных в аренду к 1 января 1923 г. достигало 4384, что составило 33 % всех предприятий.
В 30-е гг. административная система наложила на аренду запрет, поэтому данная форма экономических отношений не нашла широкого, как на Западе, распространения в хозяйственной жизни России. Система территориальных органов бывшего Госснаба СССР, осуществлявшая с 60-х гг. ХХ в. прокатные виды деятельности, обеспечивала предприятиям возможность краткосрочной аренды механизмов, приборов, средств автоматизации труда и, по сути, содержала в себе элементы оперативного лизинга.
Второй этап — конъюнктурный всплеск. Период с 1989—1992 гг. ознаменовался введением с 1 января 1991 г.
«Единых форм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Это было сделано с целью создания экономических условий для активного обновления основных фондов и более быстрого внедрения достижений НТП в отрасли народного хозяйства, а также для сокращения затрат на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств. Важным моментом в становлении нормативной базы лизинга стало также принятие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик «Об аренде» от 23.11.1989 г. № 810-1 и порядка отражения лизинга в бухгалтерском учете (письмо Госбанка СССР «О плане счетов бухгалтерского учета» от 16.02.1990 г. № 270)
Следующий этап — спад 1993—1994 гг. — был вызван неразвитостью оптовой торговли средствами производства и кредитно-финансовой системы. Попытка сбалансировать народное хозяйство на территории всей страны и по всей номенклатуре продукции с помощью централизованного планирования и управления, централизованного снабжения материальными ресурсами привела к парадоксальной ситуации: с одной стороны — тотальный дефицит и трудности с обеспечением ресурсами, а с другой — существование запасов неиспользуемых товарно-материальных ценностей. Неразвитость оптовой торговли существенно сдерживала становление лизингового рынка, способствуя, однако, активному поиску форм материального обеспечения производства. Лизинг позволял реализовать избыточные запасы ресурсов одних предприятий и перераспределять их в пользу других предприятий, нуждающихся в имуществе на определенное время.
После 1994 г. наступил этап официального признания, для которого характерно колебание лизинговой активности. Рынок лизинговых услуг стал активизироваться в условиях перехода от централизованного распределения средств производства к их купле-продаже на рынке. Большое влияние на развитие лизинга оказала также кредитно-финансовая система, призванная беспрепятственно на экономических началах удовлетворить потребность производства в кредитных ресурсах. В условиях инфляции капиталы предприятий и банков стремительно обесценивались и кредитная деятельность по существу свертывалась, что предопределило поиск новых форм финансирования капитальных вложений, одной из которых и является лизинг. В то же время финансовое обеспечение, поддержка со стороны финансово-кредитной сферы является необходимой составляющей развития лизингового рынка.
Современный рыночный этап (после 2000 г.) характеризуется стремительным развитием предпринимательства. Начавшие быстро формироваться организационно-правовые формы предприятий, основанные на негосударственных формах собственности, стали активно развивать арендные отношения, в том числе и лизинг. Появление на рынке лизинговых услуг большого количества потенциальных клиентов, нуждающихся в технических средствах, но не способных сделать крупные единовременные вложения, связано также с расширением деятельности и ростом числа малых предприятий.
Уже имеющийся в нашей стране опыт показывает, что оборудование, взятое во временное пользование и владение, используется более эффективно, чем приобретенное в собственность. Лизинг позволяет повысить степень обеспеченности научно-исследовательских работ средствами на 40—50 %, сокращая время на поиск и приобретение необходимого оборудования на 25—40 %. Постепенное насыщение рынка машин и оборудования вынудило ряд изготовителей решить проблему реализации своей продукции, с использованием лизинга. [3]
Основные причины, сдерживающие дальнейшее развитие лизинга в России, лежат в области нормативно-правовых и макроэкономических проблем. К их числу относятся:
- противоречия и неопределенность в терминологии, в том числе между Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Правительства РФ и его уполномоченных органов; ошибки налогообложения (двойное и необоснованное налогообложение лизинговых платежей);
- таможенные барьеры (объем таможенных пошлин, дополнительное налогообложение за отсрочку, ограниченный срок временного ввоза, ограничения таможенного режима временного ввоза и вывоза товаров);
- несовершенство принципов бухгалтерского учета (отсутствие трактовки лизинга как долгосрочного финансового вложения для лизингодателя и долгосрочного долгового обязательства для лизингополучателя);
- неразвитость Арбитражного процессуального кодекса в отношении норм защиты прав собственности;
- искусственное уравнивание лизинга в правах с другими видами сделок в налоговом законодательстве; что не учитывает экономическую суть лизинга и приводит к его недостаточной эффективности;
- слабая государственная поддержка лизинга (указы Президента и постановления Правительства, а также закон о федеральном бюджете, во многих отношениях не исполняются). [2]
Причины возникновения лизинга на рынке зарубежных стран и отечественном рынке существенно различаются. Исходя, из зарубежного опыта развития лизинга можно указать следующие причины его возникновения:
1) влияние факторов, непосредственно связанных с закономерностями и особенностями развития НТП;
2) прогрессирующий дефицит капитала на финансовом рынке, влияние которого наиболее сильно испытывают на себе средние и мелкие компании. Лизинговые компании могут стать тем источником, который поможет малым компаниям получать необходимые для капитальных вложений финансовые средства. Однако недостаток собственных средств испытывают и крупные преуспевающие компании. Так, голландская авиакомпания KLM и американская Delta Airlines используют на условиях лизинга 80 и 50% авиапарка соответственно;
3) повышение удельного веса сферы услуг в потребительском спросе, общее перемещение центра тяжести в производстве и потреблении с товаров на услуги. В условиях обостряющейся конкуренции, борьбы за покупателя успех предпринимательской деятельности определяется уже не только такими основополагающими факторами конкурентоспособности, как цена и качество, но и способностью предоставить потребителю ряд сопутствующих услуг. В связи с этим показателен лозунг лизинговых компаний «Наш продукт — лизинг, но основа нашего бизнеса — обслуживание»;
4) возможность нейтрализации и управления риском. Финансирование на основе лизинга соответствует основному принципу финансирования — вложение средств не от своего имени, а через посредников. Следует отметить, что на развитие лизинга в зарубежных странах оказали влияние и такие экономические факторы, как несоответствие между платежеспособным спросом и предложением, сложившееся на рынке машин и оборудования, изменением налогового, амортизационного и таможенного законодательства.
Государство влияет на развитие лизинга, создавая обстановку, стимулирующую развитие инвестиционной деятельности, обеспечивая минимальные риски в этой сфере. Так, лизинг на протяжении десятков лет признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики США. Хотя и предпринимались попытки приравнять лизинг по своему экономическому содержанию к обычной аренде посредством отмены ряда льгот, но осознание важности этого инвестиционного инструмента все же брало верх: Конгресс США стимулировал инвестиции в приобретение основных средств, обновление производства на основе лизинга.
О развитии лизинга в России свидетельствует рост доли лизинговых услуг в общем объеме инвестиций в основной капитал. В 2000 г. он составил 0,5%,
в 2001 г. — 0,6%. При этом общий объем инвестиций по лизингу составил: в 2000 г. —5,9 млрд руб. (по оценке «Рослизинга» — более 1,5 млрд долл. США),
в 2001 г. —3,6 млрд руб. Как показывает анализ статистических данных LEASEUROPE, в России наблюдается тенденция к увеличению объема и расширению спектра лизинговых услуг. Рост рынка оправдал самые смелые ожидания — за первое полугодие 2007 г. лизингодатели заключили договоров лизинга на сумму, превышающую общую сумму договоров за весь
2006 г. Так, для обновления муниципального транспортного парка власти г. Красноярска планируют взять в лизинг 20 троллейбусов. Управление федеральной почтовой связи (УФПС) г. Санкт-Петербурга завершило переоснащение отделений почтовой связи РФ по проекту, согласно которому поставка компьютерной и оргтехники производилась по договору лизинга, общая стоимость которого составила более 16 млн руб.
По оценкам руководителей лизинговых компаний и экспертов ассоциации «Рослизинг» развитие лизинга в дальнейшем будет предусматривать как увеличение общего объема лизинговых операций, так и освоение новых сфер лизинговой деятельности. Первая половина 2007 г. на рынке лизинга прошла под флагом стабильного роста и отсутствия каких-либо значимых изменений в законодательстве. Наиболее заметными событиями для участников рынка стали — усиление активности банков в части кредитования лизинговых компаний, а также рекордные объемы привлечения лизингодателями синдицированных кредитов и облигационных займов. Существенный рост лизинговых сделок в последние годы объясняется динамичным развитием народнохозяйственного комплекса страны и острой потребностью в обновлении основных фондов. Конкуренция на этом рынке требует от лизинговых компаний постоянной разработки лучших предложений для клиентов, в первую очередь по стоимости и сроку лизинга.
Таким образом, процесс формирования лизинговых отношений в России был достаточно динамичным. С позиции сегодняшнего дня наибольшие темпы роста показывает лизинг автотранспорта: грузового, легкового, пассажирского. Автобизнес растет, следовательно, вместе с ним растут и потребности в лизинге автосервисного оборудования. Большим спросом среди лизингополучателей пользуется оборудование для производства продуктов питания, обработки древесины, пластмасс и металла, складское оборудование, увеличивается лизинг дорожно-строительной техники и строительного оборудования. В 2007—2008 гг. продолжился рост лизинга транспорта, строительной техники, энергетического оборудования. Будет расти и лизинг недвижимости. Несмотря на специфику этой отрасли и объективные сложности в реализации таких сделок, этот сегмент рынка набирает силу и, безусловно, будет расти. В последние время лизинговые сделки стали более масштабными, сроки договоров — более продолжительными, деньги — более «дешевыми».
Лизинг — это аренда, причем дорогая, стоимость которой затрагивает интересы участников сделки, поэтому должен действовать механизм государственного регулирования лизинговых отношений. В нынешних условиях необходимо сосредоточить усилия на формировании нормативно-правового регулирования, а так же учетно-контрольного механизма лизинговых операций.


Литература:
1. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник — М.: Дашков и К, 2003. — 944 с.
2. Сапожников В.Н., Акимов Е.М., Осипов А.С. Лизинг: значение, сущность, возможности: Учеб. пособие / Моск. гос. строит. ун-т. — М.: МГСУ, 2000. — С. 92.
3. Юсупова А.Т. Экономическая природа лизинга: российские особенности. — Новосибирск, 2001. — 200 с.: ил.
4. Макеев В.Г. Лизинг: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — С. 34, 45.
5. Информационный портал Лизинг град. www.leasing-grad.ru
6. Экономика и время. — 2006. — № 45(631) (27 нояб.)
7. Макеев В.Г. Лизинг: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003. — С. 53.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия