Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Кутуева Д. З.
аспирант кафедры экономики торговли Санкт-Петербургского торгово-экономического института

Предпосылки возникновения и эволюция концепции аутсорсинга
В статье исследована сущность и проанализирован процесс развития концепции аутсорсинга, как нового метода построения бизнес-процессов компании
Ключевые слова: аутсорсинг, бизнес-процесс, реинжиниринг бизнес-процессов, формы разделения труда

Термин «аутсорсинг» происходит от английских слов «out source» и означает привлечение к выполнению функций организации сторонних исполнителей. Сущность концепции заключается в передаче определенных функций на выполнение организацией специалисту в конкретной области.
В настоящее время интерес к аутсорсингу как к новой форме построения бизнеса, значительно возрос. Глобальные экономические изменения побуждают компании к пересмотру методов организации бизнеса, поиску новых путей наилучшего удовлетворения запросов потребителей.
Исторически первыми организациями-аутсорсерами считаются юридические фирмы Великобритании и США начала XX века. Законодательство этих стран основано на прецедентном праве, что требовало от исполнителей высокой квалификации, узкой специализации и наличия опыта в решении конкретных вопросов. Со временем многие фирмы расширили сферу своей деятельности консультационными услугами. Из подобных юридических фирм и выросла «большая четверка» — аудиторско-консалтинговые транснациональные корпорации «KPMG», «Ernst and Yong», «PriceWaterhouseCoopers», «Deloitte and Touch». Сегодня компании «большой четверки» осуществляют только самый высокоинтеллектуальный аутсорсинг: построение эффективного управления, услуги в области финансов, аудит, налогообложение, юридические услуги, обучение, консалтинг и ИТ-аутсорсинг.
Наиболее наглядно преимущества концепции аутсорсинга были продемонстрированы в 20—30-х гг. XX в.
в период противостояния двух автогигантов — Ford и General Motors.
В 1921 г. Генри Форд руководил гигантской автомобильной империей, контролировавшей 56% мирового рынка [1, с. 6]. Политика Форда заключалась в вертикальной интеграции и диверсификации деятельности компании. Г.Форд стремился максимально контролировать весь процесс производства и для этого инвестировал средства в железорудные месторождения, угольные шахты, стеклодувные фабрики и даже каучуковые плантации. Средства компании вкладывались также в железнодорожный и автомобильный транспорт для обеспечения контроля над движением товаров, сырья и материалов.
Политика Альфреда Слоуна была прямо противоположной. В 1921 г. доля General Motors на мировом рынке легковых автомобилей составляла лишь 13%, однако уже в 1927 г., благодаря реализации крупнейшего проекта по завоеванию авторынка, доля компании Слоуна увеличилась до 43,5%, а на компанию Ford Motors осталось менее 10% [1, с. 6].
В основе замысла Слоуна лежало использование концепции аутсорсинга как в построении систем управления компанией, так и в организации производства. Сущность проекта заключалась в производстве автомобилей на основе кооперации узкоспециализированных заводов.
К концу 40-х гг. XX века как Ford Motors, так и Chrysler применяли методологию организации бизнеса, реализованную Альфредом Слоуном. И сегодня корпорация Ford две трети комплектующих и услуг заказывает на стороне.
60—70-е гг. XX в. ознаменовались формированием нового вида услуг — услуги в области ИТ-технологий. Многие исследователи [2; 6] считают именно развитие ИТ началом широкого использования услуг аутсорсинга. В 1962 г. была основана корпорация Electronic Data System (EDS), впоследствии заключившая контракт с General Motors на сопровождение всех информационных потоков автокорпорации. Результатом данного сотрудничества стало увеличение качества обслуживания и годовая экономия средств General Motors в размере более 4 млрд долл. [1, с. 10]. Именно поэтому корпорация EDS по праву считается первопроходцем в многообещающей области ИТ-аутсорсинга.
В увеличении интереса к аутсорсингу в 1980–90-е гг. немаловажную роль сыграл рост индивидуального предпринимательства. Для небольших организационных структур достаточно обременительным представлялось содержание в штате специалистов для осуществления непрофильных, но необходимых компании функций. Как следствие, сформировался устойчивый спрос на услуги организаций, специализирующихся в области финансов, юриспруденции, информационных технологий, а у малого и среднего бизнеса появилась возможность воспользоваться последними достижениями науки и техники, не затрачивая ресурсы на содержание собственных структурных подразделений.
Таким образом, экстернализация функций сторонним исполнителям существует много лет, и оправданно считается логическим продолжением принципов, заложенных в идее разделения труда.
Так, А. Смит, систематизировавший в работе «Богатство народов» накопленные поколениями принципы организации производства, отмечал необходимость выделения в торгово-производственных процессах отдельных элементарных шагов. Каждый шаг, согласно предложенной теории, должен осуществляться работником, специализирующимся на выполнении конкретного задания. В результате при неизменной технологии производства и постоянно растущем спросе, должна выпускаться продукция, полностью удовлетворяющая запросам потребителя, которому отводится лишь нижняя ступень в пирамидальной структуре компании, организованной по функциональному признаку.
С развитием научно-технического прогресса «постоянный спрос», как условие применения принципов А.Смита остался в прошлом. Конкуренция между производителями возрастала, позиции потребителя, в свою очередь, также изменялись. В современном мире все большую популярность приобретает методика организации деятельности компаний на основе бизнес-процессов. Подход к деятельности как к процессу включен международной организацией по стандартизации в состав основных принципов управления качеством (ИСО). Методика модернизации, переосмысления бизнеса с учетом сложившихся рыночных условий и современных технических достижений получила название «реинжиниринг бизнеса».
Критика рядом авторов [3, с.20] данной методики перепроектирования бизнеса заключается в рассмотрении бизнес-процессов исключительно на уровне единичного разделения труда, не принимая во внимание прочие уровни. При этом подчеркивается необходимость комплексного изучения данного метода с позиции единичного, частного и общего разделения труда: «возникает вопрос — как совместить эти процессы, кому отдать пальму первенства на соответствующих этапах обеспечения поступательных темпов экономического роста». [3, с. 20] Особое внимание обращается на необходимость формирования отраслевого и межотраслевого комбинирования функций организации в единый механизм.
В соответствии с теорией К. Маркса формами разделения труда являются общее, частное и единичное разделение труда. К общему разделению труда относится разделение труда по крупным родам производства, таким как промышленность, сельское хозяйство, транспорт. В свою очередь разделение крупных родов производства на более мелкие группы и подгруппы относится к частному разделению труда. Единичным разделением труда является разделение труда внутри предприятия.
Особенностью частного разделения труда является наличие различных видов труда, в результате осуществления которых появляется определенный товар. При этом производятся как промежуточные, так и конечные товары, образующиеся на основе первых. Данная форма разделения труда характеризуется независимостью производителей и, как следствие, применением в процессе получения конечного продукта товарообменных операций. Средства производства при частном разделении труда раздроблены между многими независимыми производителями.
При единичном разделении труда все операции осуществляются работниками, связь между которыми опосредуется в целом предприятием, а конечный товар появляется на базе прохождения определенных процессов. Средства труда при этом сконцентрированы в одном предприятии.
«При отсутствии высокой степени развития производительных сил и производственных отношений частное разделение труда предполагает единичное разделение труда, как свой исходный пункт и основу» [3, с. 21]. Авторы также выражают предположение [3, с. 22] об отрицании единичного разделения труда при высоком уровне развития производительных сил и производственных отношений.
Подобное «отрицание» достигается путем одновременного создания отдельных элементов (частей) товара или услуги определенными специализированными предприятиями при своевременном обеспечении организации-заказчика результатами работы каждого звена. По нашему мнению, именно аутсорсинг, в основе которого лежит передача выполнения функций организации в отрасли, специализирующейся на оказании определенных услуг, может служить методом межотраслевого взаимодействия с сохранением при этом единого направления деятельности компании.


Литература
1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Инфра — М, 2006. — 288 с.
2. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества / Пер. с англ. А. Петрова, А. Сатунина. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 390 с.
3. Засенко В.Е., Мокин В.Н., Ульянова И.К. Конкурентоспособность торговых сетей в условиях глобализации мировой экономики: методология, теория, практика. – СПб: Изд-во СПбТЭИ, 2006. — 201 с.
4. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. – М.: Дело, 2003. – 272 с.
5. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.
6. Хейвуд, Дж. Брайан Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Пер. с англ. Н.Е. Метоль, И.С. Половицы. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2004. — 176 с.
7. Фидельман Г.Н., Дедиков Ю.П., Адлер Ю.П. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 186 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия