Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Синь Л.
директор Центра трансформационной экономики,
заведующий кафедрой мировой экономики Шанхайского университета финансов и экономики,
профессор, доктор экономических наук


НОВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В КИТАЕ

"Переходное развитие" китайской экономики предполагает переход от системы плановой экономики к рыночной экономической системе социализма и ускорение экономического развития страны. При этом трансформация и развитие взаимообусловлены. Системная трансформация ускоряет развитие экономики страны, быстрый экономический рост способствует системной трансформации. Развитие в трансформации и трансформация в развитии ускоряют освобождение страны от бедности и отсталости.
Такой стратегический путь развития избран на основе обобщения многолетнего опыта экономического строительства в КНР. Практика реформ за более чем 20-летний период показала, что системная трансформация выявляет огромные производительные силы и обеспечивает невиданный ранее постоянный и быстрый рост экономики. В 1978-2000 гг. среднегодовой прирост ВВП составил 9,5%, что позволило постоянно повышать жизненный уровень населения. Отсюда и поддержка реформ с его стороны.
Для Китая как развивающейся страны выбор пути и способа трансформации играет определенную роль и с точки зрения эффекта экономического развития, тем более, что для реформ экономической системы требуется относительно долгое время. Экономическая система Китая до сих пор находится в процессе трансформации и до сих пор структурные противоречия в экономическом развитии тесно связаны с системными ограничениями. Развитие реформ вглубь и вширь высвобождает потенциальную энергию экономического роста.
Вместе с тем, любая трансформация предполагает целый ряд этапов.
Главная задача первого этапа экономической трансформации (1978-1991 гг.) состояла в преодолении ограничений традиционного мышления и товарного дефицита. Этап начался с "раскрепощения мышления и реалистического подхода к делу" и решал задачи, связанные с "расширением прав и уступкой части прибыли в пользу предприятий". Были признаны интересы личности, семьи, предприятия, организации, местные интересы, людям было позволено делаться зажиточными раньше других, был смягчен контроль над рынком, разрешены свободный обмен, развитие индивидуальных и частных хозяйств, товарного производства. Финансовые ресурсы были разделены на центральные и местные, расширено местное право. Были разрешены поиски и эксперименты в интересах развития экономики. В деревнях появился семейный подряд, в городах были расширены рамки самоуправления предприятий и созданы свободные экономические зоны.
Все это привело к повышению активности мест, предприятий, рабочих и крестьян, к разрешению новых организационно-хозяйственных образований, таких, как крестьянские специализированные и индивидуальные хозяйства, частные и поселково-волостные предприятия, паевые и акционерные общества и совместные предприятия. Доходы населения заметно увеличились, начал уходить в прошлое многолетний товарный дефицит.
Но обоснованной целевой модели экономических реформ на этом этапе еще не было. Все строилось на экспериментах. Из-за отсутствия опыта управления при расширении прав предприятий и уступке им части прибыли возник определенный порочный круг: бесконтрольность вела к отсутствию порядка, усиление контроля - к схоластичным решениям, большая бесконтрольность - к хаосу. Курс реформ опирался главным образом на плановую экономику и лишь в дополнение к этому на рыночное регулирование. В 1982 году ставилась задача развивать "плановую товарную экономику", в 1984 - обеспечить государственное регулирование рынка и рыночное ориентирование предприятий. И только в 1987 году появилась практическая база, необходимая для определения цели реформ и формирования в Китае теории экономического развития.
Становление рыночной экономической системы социализма стало главной задачей второго этапа экономической трансформации (1992-1997 гг.). Он начался с важнейших указаний Дэн Сяопина и 14-го съезда КПК о том, что целью экономических реформ является построение системы социалистической рыночной экономики. С 1994 года началось рыночное реформирование системы финансов, распределения доходов, внешней торговли, валюты, управления госпредприятиями, товарного обращения, социального обеспечения и т.д. Вширь и вглубь открывается экономика, что в значительной мере поддержало быстрый рост народного хозяйства страны. В период 1992-1997 гг. среднегодовой рост ВВП достиг 11,53%, превысив этот показатель периода 1978-1991 гг. на 2,5 процента.
Экспорт товаров и услуг сохранял среднегодовой темп роста 16,8%. Валютные резервы росли в среднем на 20 млрд. долл. в год. Банковские депозиты выросли в 5,08 раза и достигли 4,6 трлн. юаней. Центральное правительство усиливало регулирование макроэкономических показателей. Индекс роста потребительских цен снизился с 24,1% до 2,8%. Были заложены законодательные основы развития социалистической рыночной экономики. Уже к концу 1997 года основные параметры такой экономики с рыночным механизмом и системой макрорегулирования со стороны центрального правительства были сформированы.
В настоящее время Китай находится на третьем этапе трансформационного экономического развития.
Начиная с 1998 года этот этап характеризуют:
1.Более высокое требование к системной трансформации, поскольку после 6-летнего быстрого роста экономики дальнейшее ее развитие натолкнулось на системные ограничения, связанные с тем, что функционирующая система оказалась не вполне адекватной прежде всего требованиям "справедливой конкурентной борьбы" и не обеспечивала необходимого роста инвестиционного и потребительского спроса.
2.За 20 лет реформ производительные силы страны заметно выросли и многие сельскохозяйственные и промышленные товары на рынке оказались избыточными.
3.В связи с растущей открытостью экономики привлеченный в страну и использованный иностранный капитал достиг 59,36 млрд.долл.США - 5,5% ВВП. Мировой рынок и его ресурсы стали важнейшим фактором, влияющим на экономический рост. Соответственно все большее воздействие на него начали оказывать и изменения в мировой экономической конъюнктуре. В 1998 году из-за ударов финансового кризиса в Азии экспорт Китая упал на 4,5%, а ВВП - на 2%.
Именно в силу этих причин процесс системной трансформации вступил в новый этап. На предыдущих этапах проблемы и противоречия прежней системы не были разрешены коренным образом. В результате сохранившиеся элементы старой системы начали серьезно тормозить развитие народного хозяйства и дальнейшие реформы.
Для решения проблем реализации товаров, дефляции, безработицы, обеспечения социальной стабильности, сбалансированности бюджетных доходов и расходов была необходима всесторонняя реструктуризация народного хозяйства, необходим этап "наступательных операций" на все еще прочные старые позиции. Реформы в некоторых областях просто остановились из-за сохранения прежнего, традиционного мышления, традиционных подходов к управлению экономикой.
Возникла необходимость в политической реформе и реформе законодательства, в более глубоком согласовании различных экономических интересов, в изменении системы социального обеспечения, ставшей серьезным барьером на пути дальнейших реформ.
Требования, предъявляемые обществом к реформам, стали более высокими, особенно к их эффективности и к реализации принципа справедливости, к управлению госпредприятиями, к развитию рынка производственных факторов, интеграции городской и сельской экономики и систем социальной защиты, к совершенствованию функций правительства, управления инвестициями, к решению проблем монопольного хозяйствования и распределения доходов.
Всесторонняя реструктуризация народного хозяйства предполагает глубокие изменения в обществе: изменение социальной структуры, структуры предприятий и собственности, структуры инвестиций, изменения в региональном размещении производительных сил, в структуре занятости и распределения доходов. В конечном счете она требует глубокой реструктуризации социальных интересов.
Теперешнее избыточное предложение на рынке, дефляция, проблема занятости населения и другие проблемы представляют собой конкретное проявление обостряющихся структурных противоречий, вызванных экстенсивным и недостаточно эффективным развитием экономики.
Все это означает, что при всесторонней экономической трансформации придется (и уже приходится) сталкиваться с целым рядом трудностей.
1.Трудно заметно поднять темп прироста экономики.
2.Трудно в стране с населением 1,3 млрд. чел., где к тому же рабочая сила в сельском хозяйстве избыточна, а в городах, особенно в системе государственной экономики, значительная скрытая безработица, решать проблему занятости.
3.Значительные трудности вызывает несбалансированность бюджетных доходов и расходов. Тем более, что при реструктуризации экономики неизбежно возникает известная неопределенность и нестабильность в формировании бюджетных доходов, а бюджетные расходы начинают расти (в связи с решением задач по стимулированию внутреннего спроса, обеспечению стабильного экономического роста и социальной стабильности). Так что бюджетный дефицит неизбежен. В последние годы он составляет 200 млрд.юаней в год.
4.Труднейшие задачи стоят перед финансовой системой. Банковская система должна снизить долю ненадежных активов (сейчас она - примерно 30%), поднять свою конкурентоспособность и одновременно разрешать противоречия между предложением финансовых средств и спросом на них.
5.Растущая дифференциация в развитии регионов, отраслей, городов и сел, в отношениях собственности вызывает и экономические, и социальные трудно решаемые проблемы.
Чтобы иметь к 2020 году общество с достаточно высоким уровнем жизни, 16-ый съезд КПК (в ноябре 2002 года) принял решение осуществлять курс на "возрождение страны за счет науки и техники", курс устойчивого развития, повышения уровня внешней открытости экономики, подъема сельского хозяйства, ускорения процесса урбанизации, скоординированного развития экономики регионов, углубления реформы управления государственной собственностью и системы распределения доходов, совершенствования организации рынков и социальной защиты, системы регулирования макроэкономических пропорций, обеспечения занятости и дальнейшего улучшения жизни населения.
Руководствуясь этими решениями съезда при осуществлении современной экономической трансформации следует исходить из того, что:
-смешанная экономика представляет собой главную ее форму, соответствующую современному состоянию производительных сил Китая;
-важнейшей целью реформы системы распределения доходов является становление и развитие среднего класса;
-для умножения доходов крестьян должна быть реформирована сельская финансово-налоговая система, упразднены нерациональные налоги, форсирована земельная реформа (недавно изданный Закон о сельском подряде впервые признал право собственности крестьян на землю, но не определил вопросы, связанные с ипотечным правом);
-должны быть существенно реформированы коммерческие банки;
-необходимо усилить контроль за административными решениями о переходе к рынку, о переходе от доминирующих сейчас экономических целей к социальным, от экономики санкций к экономике обслуживания, от системы административного контроля к системе работы по законам, от общества права к обществу способностей, от государственного общества к гражданскому.
За 20 лет, прошедших после начала реформ, люди приняли модель социалистической рыночной экономической системы. Практика показала ее жизнеспособность. Теперь по размерам ВВП Китай занимает 6-е место в мире. Улучшается жизнь населения. Можно сказать, что такое трансформационное развитие - правильный выбор китайского народа.
Вместе с тем существует и огромный еще не использованный потенциал экономического роста. По сравнению с экономически развитыми странами ВВП на душу населения еще низок, особенно низок уровень доходов и потребления у сельского населения. Есть что делать для повышения качества жизни. Для этого есть резервы: невысокая стоимость рабочей силы при быстро растущем ее качестве, повышение конкурентоспособности продукции, идущей на экспорт, расширение позиций Китая на мировом рынке, улучшение инвестиционных условий, увеличение внешней открытости. Банковские депозиты населения достигли рекордной суммы - более 10 трлн.юаней, валютные резервы - 340 млрд.долл.США. Развиваются процессы индустриализации и урбанизации. Существует реальная возможность сохранить 8-процентный среднегодовой рост экономики в последующие 20 лет.
Мы уверены, что Китай успешно пройдет труднейший новый этап экономической трансформации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия