Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Нгуен Н. Т.
докторант Орловского государственного
аграрного университета,
кандидат экономических наук


ВЬЕТНАМСКАЯ ЭКОНОМИКА:
ОПЫТ РЕФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Курс на ускоренную индустриализацию по советскому образцу, проводившийся вьетнамским правительством на протяжении 10 лет, себя не оправдал. Несмотря на насущные потребности в продовольственных и потребительских товарах приоритет был отдан тяжелой индустрии. Возник серьезный перекос в структуре инвестиций, а позднее появился и дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом. Отечественная экономика оказалась способной удовлетворять лишь 95% потребностей населения. Пришлось прибегать к помощи социалистических государств. С опорой на их финансовую и техническую помощь осуществлялась импортзамещающая индустриализация.
К моменту принятия Коммунистической партией Вьетнама программы рыночных реформ (в 1986 г.) народное хозяйство находилось в состоянии глубокой стагнации. Безудержно росла инфляция. Стремительно снижался жизненный уровень у подавляющей части населения. Государство вообще утратило контроль над движением денежной массы.
Уже первые стабилизационные мероприятия по программе реформ позволили освободить от административного регулирования цены на 90% видов продукции. Были введены процентные ставки, позволившие изъять часть денег из обращения. Сближение официального обменного курса с рыночным способствовало, с одной стороны, стабилизации рынка иностранных валют, с другой - развитию внешнеэкономических связей, выходу ряда отечественных предприятий на мировой рынок. Прекратилась практика массовых дотаций нерентабельным госпредприятиям. Стало поощряться развитие частных хозяйственных структур, что способствовало притоку иностранных инвестиций. С 1986 по 1989 гг. уровень инфляции снизился с 387,3% до 34,7% [6, с.102]
Макроэкономическая финансовая стабилизация и проведение производственно-структурной политики, начавшейся со стимулирования всех форм частного предпринимательства в сельском хозяйстве и сфере услуг, способствовали росту валового продукта, создаваемого в этих секторах экономики, который компенсировал падение промышленного производства в государственном секторе. Даже в неблагоприятных внешних условиях - при разрыве торгово-хозяйственных связей со странами Совета Экономической Взаимопомощи, сохранении эмбарго США Вьетнам сумел обеспечить положительную динамику роста своей экономики.
Таблица 1. Динамика ВВП Вьетнама, 1986-2001 гг.
Источник: www.vneconomy.com.vn.
Оздоровление экономики и создание реальных предпосылок для дальнейшего промышленного развития определяли экономическую стратегию Вьетнама в период до 2001 года.
В связи с обузданием гиперинфляции индекс потребительских цен не превышал 15%. Либерализовав цены на большинство видов продукции, правительство в то же время держало под контролем цены на рис, бензин, продукты и услуги естественной монополии. Годовой дефицит государственного бюджета сократился до безопасного уровня (ниже 5% ВВП) благодаря экономическому подъему, приведшему и к росту налоговых поступлений. Для покрытия дефицита государственного бюджета правительство использовало не эмиссию бумажных денег, а займы.
Как видно из таблицы 1, в период 1991-2001 гг. Вьетнам добился беспрецедентно высокого экономического роста. За 11 лет произошли заметные сдвиги в направлении увеличения удельного веса промышленности и строительства в ВВП (с 22,67% в 1990 г. до 37,83% в 2001г.) В соответствии с мировыми данными страна превращается в индустриальную, когда на обрабатывающую промышленность приходится как минимум 35% ВВП. Во Вьетнаме этот показатель равен примерно 20% [12, с.5].
Таблица 2. Изменение основных макроэкономических показателей в 1990-2001 гг.
Источник: www.laodong.com.vn ; www.vneconomy. Com.vn/statistic; Экономика и прогнозирование. -2002. -N 1.
В связи с реальной опасностью лишиться рынков социалистических государств и их помощи Вьетнам в короткие сроки наладил внешнеторговые отношения с соседними азиатскими странами, отношения с МВФ, Всемирным банком, Азиатским банком развития. Среднегодовые темпы роста экспорта достигли примерно 20%. Рыночные преобразования, освободив производительные силы от жестких ограничений централизованно-плановой системы, позволили использовать определенные резервы экспортного потенциала страны.
После принятия закона о поощрении иностранных инвестиций (в 1987 г.) увеличились прямые инвестиции в экономику Вьетнама со стороны транснациональных компаний и новых индустриальных стран Восточной Азии и государств-членов АСЕАН. По оценке Министерства инвестирования и планирования Вьетнама, в конце 2002 года реализованные инвестиции иностранных фирм достигли 20,739 млрд. долл. (около 53% зарегистрированных). Эти капиталовложения и деятельность транснациональных компаний внесли заметный вклад в более эффективное использование природных и трудовых ресурсов страны и становление и развитие таких отраслей, как электроника, машиностроение, информатика. В 2000 г. на иностранный сектор вьетнамской экономики приходилось 18% инвестиций, 12,7% ВВП, 35,3% промышленной продукции и 23,2% экспорта. На предприятиях с участием зарубежного капитала работало 349 тыс. человек [9, с.4].
При обострения конкуренции за иностранные инвестиции начинают приниматься меры для создания более привлекательного инвестиционного климата в стране, для устранения дифференциации между зарубежными и отечественными фирмами в оплате услуг, аренде земли, жилья, помещений. Упрощается процедура регистрации фирм, смягчается таможенный и налоговый контроль. Разрешается организация инновационно-активных предприятий только с иностранным капиталом.
Существенные изменения произошли и происходят в сельском хозяйстве, в котором доля государственного сектора упала до 3%. В сфере услуг государственный и частный сектора действуют на равных [5, с.69]. В инвестиционную политику государства внесены коррективы: социально значимые отрасли получают и более значимые капиталовложения. На модернизацию отдаленных, горных и отсталых районов направляются ресурсы, мобилизуемые из различных источников, благодаря чему условия жизни в этих регионах значительно улучшаются. Доля населения за чертой бедности (по вьетнамским стандартам) уменьшилась с 30% в 1990 г. до 11% в 2000 г. [5, с.77].
Вместе с тем в промышленность, в индустриальные центры идут основные капиталовложения - для того, чтобы форсировать процесс догоняющей индустриализации национального хозяйства Вьетнама.
Чтобы привлекать в экономику больший объем инвестиций, необходимы решительная реструктуризация кредитно-банковской системы и выравнивание условий конкуренции внутри страны. Коэффициент ICOR (Incremental Capital Output Ratio), характеризующий соотношение между инвестированием и соответствующим увеличением реального производства, до 1997 г. варьировался в пределах от 2,5 до 3. Затем он увеличился до 5,9 в результате более интенсивного использования существующих производственных мощностей. Но в связи с осуществлением ряда мер по индустриализации в аграрном секторе экономики и вложениями в инфраструктурные отрасли с долгосрочным сроком окупаемости капитальных затрат этот коэффициент опять уменьшился (табл. 2).
Вьетнам по уровню экономического развития серьезно отстает не только от самых развитых держав, но и от соседних государств Азии. Его ВВП на душу населения даже ниже средневзвешенного по АСЕАН. Если среднегодовой рост ВВП на одного жителя Вьетнама, согласно решениям IX съезда КПВ, будет составлять 5,78%, а аналогичный показатель по странам АСЕАН в целом сохранится на уровне 1994-1999 гг., то, чтобы догнать Индонезию, Вьетнаму понадобится примерно 12 лет, Филиппины - 19 лет, Таиланд - 39 лет, Малайзию - 80 лет.
Экономический рост во Вьетнаме к тому же был неустойчивым, темпы прироста неравномерными. Отраслевая структура экономики и ВВП хотя и изменилась, но все же до сих пор страна осталась прежде всего аграрной. В 2000 году в деревнях проживало 76,03% населения, в сельском, рыбном и лесном хозяйстве было сконцентрировано свыше 61% трудовых ресурсов страны [5, с.80]. Инвестиции направлялись в первую очередь не в трудоемкие отрасли, что сдерживало рост производительности труда и стало одной из главных причин сохранения массовой безработицы.
Существует значительная технологическая отсталость. Примерно 55% экспорта приходится на сырьевые и низкотехнологичные промышленные товары. Большинство отечественных продуктов имеет невысокое качество. Поэтому рейтинг конкурентоспособности вьетнамской экономики (по международной классификации) относительно невысок. Более того, следует признать, что большинство отраслей неконкурентоспособны (по мировым меркам). Они выживают с помощью протекционистских мер государства. Из-за низкой производительности труда, например, отечественный цемент стоит на 10 долл. дороже, чем зарубежный, а цена на строительную сталь на 50 долл. выше мировой.
Слишком медленными темпами реформируется государственный сектор во Вьетнаме. К тому же акцент в стратегических решениях до сих пор делается главным образом на количественный его рост. После трех этапов реорганизации число госпредприятий сократилось больше чем наполовину, но эффективность их работы оставляет желать лучшего. 20% из них несет убытки. До сих пор не найдены эффективные механизмы разрешения проблем просроченной задолженности и взаимных неплатежей. Поскольку ключевые народнохозяйственные отрасли контролируются государственным сектором, то представляется невозможным обеспечить намечаемые в экономике стратегические изменения без дальнейшей его организационной и технологической модернизации. Первоочередная задача, по нашему мнению, - ликвидация безнадежно убыточных предприятий, а также увеличение доли иностранного капитала в акционерных предприятиях и избавление хозяйственной деятельности госпредприятий от административного вмешательства со стороны государства.
Самой важной задачей является и совершенствование системы профессионального обучения, которая не отвечает современным требованиям. В избытке неквалифицированные рабочие (92,4%). Общество же остро нуждается в первоклассных специалистах различных профилей и квалифицированных рабочих.
Таблица 3. Образовательная структура трудовых ресурсов Вьетнама
(по состоянию на апрель 1999 года)
Источник: Экономическое развитие. - 2000. -N125. -С.2-3
На инженерно-технических специалистов приходится всего 15,4% выпускников вузов По качественной характеристике рабочей силы Вьетнам занимает 48-е место среди 59 обследованных стран [8, с.3]. Поэтому необходима государственная система мониторинга и прогнозирования потребностей народного хозяйства в рабочей силе и специалистах.
На IX съезде КПВ была поставлена цель превратить к 2020 году Вьетнам в индустриальное государство.
При принятии мер, направленных на достижение этой цели, приходится учитывать и международные прогнозные оценки. В соответствии с ними среднегодовой темп прироста валового мирового продукта может составить 3,2% за 2002-2008 гг. (по прогнозу Всемирного банка), 3,2% за 2000-2020 гг. - по оценке "Бюллетеня мировой энергетики" [1, с.144-145]. По расчетам же экспертов Института мировой экономики и международных экономических отношений РАН, он составит 3,7% за 2000-2015 гг. [4, с. 545]
Исходя из теории "длинных волн" Н.Д. Кондратьева, можно прогнозировать повышательную "волну пятого цикла", которая продлится, по всей вероятности, до 2020 года.
К 2006 году Вьетнам должен реализовать соглашение по поэтапному сокращению импортных пошлин на 95% продукции до 0-5% в рамках проекта создания зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Area).
Предусматривается вступление Вьетнама в АТЭС в рамках которой запланировано к 2020 г. осуществление либерализации торговых отношений, а также присоединение к ВТО.
Все это позволяет рассчитывать на эффективный вариант экспорториентированной индустриализации Вьетнама в период до 2020 года и рассматривать несколько сценариев развития вьетнамской экономики, разработанных специалистами вьетнамского Института стратегий развития (см. табл.).
Таблица 4. Динамика роста ВВП Вьетнама по различным прогнозам, %
Источник: Национальная политика. Ханой, 2001. -С.303.
На наш взгляд, первый сценарий основан на наиболее полном анализе реального состояния вьетнамской экономики, а также прогнозируемых изменений в мирохозяйственных связях.
При этом рост должен быть сопряжен с сохранением биосферы, обеспечением экологического равновесия, рациональным использованием собственных природных ресурсов.
В центре внимания, соответственно, должен находиться целый ряд стратегически важных вопросов: о расширении национального рынка, поощрении внутренних сбережений, подготовке квалифицированных кадров, наращивании отечественных НИОКР. Только так могут быть созданы необходимые и достаточные условия для дальнейшего экономического и социального развития.


Литература
1. Ким Нгок. Мировое хозяйство ХХ века и прогнозы на первые десятилетия ХХI века. - Ханой: Национальная политика, 2001. - 161 с.
2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Под ред. Л.И. Абалкина и др. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. - 767 с.
3. Материалы IX съезда КПВ. - Ханой: Национальная политика, 2001. - 352 c.
4. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015). - М.: "Издательский дом Новый Век", 2001. - 592 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия