| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Карапетян К. В. Председатель Правления, генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» (г. Ереван),
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена энергетическому сектору Республики Армения, его реорганизации. Дана характеристика «сильных» институциональных сторон. Отмечается ряд мероприятий, которые нужно провести в краткосрочной перспективе. Мероприятия имеют как производственный (строительство новых генерирующих мощностей и линий электропередач), так и организационный характер (повышение качества обслуживания, уменьшение технических потерь и др.). В статье рассматривается также влияние нынешнего мирового финансового кризиса на развитие национального и регионального энергетических рынков | Ключевые слова: Республика Армения, энергетика Армении, рынок электроэнергии, реформы в энергетике, газификация | Энергетическая отрасль Армении стала наиболее смело реформируемой отраслью экономики и сегодня по оценке авторитетных международных организаций (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др.) Армения по праву занимает лидирующее место среди стран Южного Кавказа по уровню и глубине реформ в энергетике, направленных на создание либерального энергетического рынка, в котором сегодня эффективно обеспечиваются защита интересов конечных потребителей, равные условия для осуществления экономической деятельности и защита иностранных инвестиций.
В результате реформ нынешняя структура сектора электроэнергетики Армении имеет следующий вид (Схема 1). | | Схема 1. Структура электроэнергетического сектора Республики Армения | | Правительством Республики Армения были определены следующие условия, необходимые для формирования рыночных отношений в области энергетики:
• наличие частных и независимых компаний, производящих, передающих и распределяющих электроэнергию;
• наличие четкой и адекватной правовой базы для регулирования ценообразования в секторе и принципов для формирования тарифов;
• ясность правительственных подходов в вопросах финансовых обязательств операторов отрасли, а также в соблюдении финансовой дисциплины во взаиморасчетах;
• наличие механизмов для осуществления антимонопольного контроля сектора;
• наличие действенного законодательства для регулирования экономической деятельности и взаимоотношений между независимыми хозяйствующими субъектами, работающими в отрасли.
В ходе реформирования энергетической отрасли Правительство Республики Армения приняло важные меры для создания привлекательного, не дискриминационного инвестиционного климата в стране. Иностранные компании сегодня имеют возможность инвестировать в любой экономический сектор РА. Правительство РА стимулирует иностранные инвестиции, зарубежные и армянские компании имеют равные права.
В целом, в качестве «сильных» институциональных сторон энергетического рынка РА можно отметить: либеральное законодательство; благоприятный инвестиционный климат, в том числе — для иностранных инвесторов; либеральная торговая политика; конкурентная цена на электроэнергию; наличие четкого государственного плана ввода новых эффективных энергетических мощностей генерации; стимулирование и поощрение развития альтернативной и возобновляемой энергетики (ветряной, гидро- и геотермальной, солнечной).
К вышеперечисленному необходимо также добавить ряд преимуществ, которыми обладает развитая энергетическая инфраструктура Армении, а именно: диверсификация по типам энергоресурсов и типам электростанций; диверсификация путей доставки природного газа; наличие подземного хранилища газа; наличие избыточных генерирующих мощностей; наличие развитой внутренней системообразующей сети; наличие развитой сети межсистемных линий электропередач; высокопрофессиональный уровень персонала.
Республика Армения территориально является своего рода географической «перемычкой» между богатыми углеводородными ресурсами Россией, Ираном и странами Каспийского бассейна, а устоявшееся и не менее динамично развивающееся стратегическое партнерство с мировыми энергетическими «тяжеловесами» (ОАО «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», Росэнергоатом) формирует для Армении качественно новые условия и открывает беспрецедентные возможности для превращения страны в одного из ключевых игроков на энергетическом рынке региона.
Безусловно, отдельного внимания заслуживают позиции, занимаемые в энергетике и экономике Армении ЗАО «АрмРосгазпром» — учрежденной в 1997 г. совместной армяно-российской компании, которой удалось добиться значительных успехов во всех ключевых направлениях деятельности: на рынке поставки и реализации природного газа, в эксплуатации, реконструкции и расширении газовой инфраструктуры, реализации комплексных газоэнергетических инвестиционных проектов. В частности, в Армении за последний период зарегистрирован более чем двукратный рост объемов импорта и реализации природного газа.
В 2002 г. ЗАО «АрмРосгазпром» инициирует в Армении беспрецедентную газификацию всех регионов страны. Эффективность реализации данной программы очень наглядно отражают следующие цифры. В период 2002–2008 гг. в реализацию Программы газификации Компанией было инвестировано около 92,0 млн долл., что позволило уровень газификации довести до 92,0% против 21,0% до начала осуществления Программы газификации. Сегодня природный газ в Армении получают 513 населенных пунктов, из которых 141 ранее не были газифицированы. Общее количество фактических абонентов среди населения, использующих природный газ, увеличилось со 112 000 в начале 2002 г. до почти 574 000 — к концу 2008 г. При этом общее число потенциальных абонентов в Армении на сегодняшний день превышает 675 000.
Сегодня можно констатировать, что широкомасштабная газификация Армении позволила обеспечить эффективную диверсификацию энергоснабжения по видам потребляемых энергоресурсов, обеспечив доставку массовому потребителю такого экологически чистого и рационального вида топлива как природный газ.
Газификация позволила практически полностью обеспечить теплом население республики и сегодня в Армении не существует практически ни одной семьи, которая, имея в квартире природный газ, не использовала бы его в целях теплоснабжения. Для сравнения: порядка 420 млн куб. м газа, используемых жителями страны в зимний период исключительно в отопительных целях, равны почти 950 млн кВт.ч электроэнергии, которые потребовались бы дополнительно. А это примерно 15% всей годовой выработки электроэнергии в Армении. При этом разница в качестве теплоснабжения при использовании отопительных котлов, работающих на природном газе, и электрических обогревателей очевидна.
Между тем, одним из важнейших факторов, влияющих на степень энергетической безопасности страны, является именно надежность поставок топлива. С этой точки зрения представляет интерес эффект от газификации, выражаемый в снижении пиковой нагрузки на энергосистему страны в зимний период. Так, этот показатель в самый холодный месяц 2007 г. составил 1180 МВт против 1230 МВт в 2006 г. Также важно снижение количества аварийных отключений электричества, динамика которых совпадает с темпами газификации. Словом, поставки голубого топлива потребителям Армении позволили в значительной мере снизить имевшую ранее место сверхнормативную нагрузку на ее электрические сети.
Сегодня «АрмРосгазпром» имеет крупнейший в Республике Армения портфель инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций Компании за 10 лет деятельности составил свыше 110,0 млн долл., а в 2008–2010 гг. «АрмРосгазпром» планирует инвестировать в энергетику Армении порядка 700 млн долл. США.
Стратегической целью ЗАО «АрмРосгазпром» является создание газоэнергетической компании регионального значения, которая обеспечит участие в энергетических проектах как на внутреннем, так и на внешнем рынках. «АрмРосгазпром», имея эффективную долю участия в генерирующих активах, стремится стать одним из активных участников рынка электроэнергетики.
В нынешних условиях армянского рынка электроэнергии, а также в среднесрочной перспективе формирование «открытого рынка» практически невозможно. Ограниченное число независимых производителей не позволяет осуществлять развитие действительно свободного и сильного энергетического рынка. Правительство Армении рассматривает возможность совмещения двух подходов — будут применяться механизмы, как ограниченного рынка, так и свободного. В этом случае конкуренция будет развиваться в следующем русле:
• Покупателям на свободном рынке будет позволено подписывать прямые двухсторонние договора с производителями. Предполагается, что, в первую очередь, этот режим будет относиться к покупателям из соседних стран. В условиях ограниченного рынка единый покупатель примет обязательства по заключению договоров, как с покупателями, так и с распределительными сетями, таким образом, обеспечивая закономерное функционирование рынка. Диспетчер — независимый оператор энергосистемы — будет обязан исполнять вышеуказанные контрактные положения в качестве нейтрального агента.
• Новые энергогенерирующие мощности производителей смогут быть задействованы в соответствии с определенными процедурами лицензирования. Производители, желающие работать на свободном рынке, должны будут получать соответствующие разрешения и удовлетворять установленным критериям лицензирования, таким как землепользование, использование водных ресурсов, безопасность, охрана окружающей среды и др.
• Единый покупатель обязуется контролировать вопросы безопасности, эффективности и окупаемости поставок, диверсификации источников энергии, а также использования возобновляемых энергоресурсов.
По нашему мнению реформы в энергетической отрасли должны быть продолжены, в частности необходим ряд мероприятий, которые нужно провести в краткосрочной перспективе, а именно:
• установление рыночных и прозрачных взаимоотношений между организациями, работающими в энергетической отрасли;
• создание полноценного оптового рынка электроэнергии;
• продолжение восстановительных работ и модернизации линий электропередач и распределительных сетей;
• завершение работ по обновлению измерительной системы, что позволит исключить невыявленные потери, а также довести до минимума технические потери на разных стадиях передачи электричества от производителя к конечному потребителю;
• продолжение приватизации организаций в сфере энергетики;
• улучшение правового регулирования и законодательной базы для функционирования сектора.
В настоящее время мировой и, в частности, региональный энергетический рынок, в полной мере испытывает на себе давление мирового финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость от стран-транзитеров также становится больше.
Являясь финансовым, кризис в первую очередь затронет тех, чья работа связана с производством, в значительной степени зависящим от инвестиционного фактора, прежде всего, внешнего кредитования. Ограничения кредитных ресурсов и кризис неплатежей могут негативно отразиться на условиях функционирования и результатах деятельности весьма широкого круга предприятий реального сектора экономики, особенно имевших проблемы, ранее возникшие по иным обстоятельствам.
Исходя из текущей напряженной ситуации в международной экономике можно ожидать рецессию в экономике многих стран мира, в том числе и в развитых государствах. Важнейшим следствием кризиса в Армении, замедляющего темпы экономического роста, станет замедление реального роста доходов населения РА, прежде всего, по линии оплаты труда в частном секторе. Тем самым ограничиваются возможности текущего потребления, инвестиций и сбережений населения при сохранении положительной, но более умеренной по сравнению с последними годами, общей динамики роста его благосостояния.
Вышесказанное усугубляется рядом специфических для Армении факторов. Во-первых, опасная зависимость от денежных переводов от соотечественников, работающих за пределами страны. Имеющее место снижение денежных потоков из-за рубежа вызовет дальнейшее углубление неравенства в благосостоянии и доходах, которое уже угрожает социальной и экономической стабильности в Армении.
Во-вторых, низкая интеграция армянской экономики в мировую, что приводит к неспособности стабильно и гибко реагировать на последствия кризиса.
Наконец, третья серьезная проблема, ослабляющая армянскую экономику — недостаток доверия инвесторов, что приводит к гораздо большему риску и нестабильности будущих инвестиций в Армении.
Таким образом, наступление экономического кризиса на Армению, хотя и связано с мировым кризисом, но более конкретно обусловлено уже существующей структурной слабостью страны.
Можно предположить, что все вышесказанные факторы неблагоприятно отразятся на перспективах экономического роста Армении. Основываясь на анализе глобальных тенденций в мировой экономике и специфических особенностях Армении, международные и армянские аналитики, тем не менее, при условии скорой стабилизации международной экономики и быстрого нахождения эффективных рыночных рецептов ее оздоровления, прогнозируют ее дальнейший рост, с безусловным снижением темпов с двухзначных показателей, зарегистрированных за последние пять лет, до однозначных. Прогнозируется постепенное снижение ежегодных темпов роста ВВП Армении от среднегодовых 12% в период с 2004 по 2007 гг. до 5% — 7% с 2009 по 2015 г.
Следует также отметить, что даже в условиях кризиса энергетика остается наиболее привлекательным сегментом для государственных и частных инвестиций, хотя отмеченные трудности безусловно скажутся на темпах и объемах реализуемых в энергетике Армении инвестиционных программ. К этому следует добавить, что энергетика — будучи системообразующей отраслью, способна стать тем «локомотивом», который может повести за собой экономику страны и в значительной мере активизировать внешнеэкономический обмен РА с соседними странами, тем самым, внося свою лепту в ее динамичное развитие.
Правительством РА сейчас реализуется ряд программ, направленных на стратегическое развитие сектора электроэнергетики. Реальные требования к энергетической безопасности Армении нашли свое отражение в современном Плане Действий Министерства энергетики и природных ресурсов РА, базирующемся на положениях Стратегии Национальной Безопасности Республики Армения. В соответствии с указанным планом до 2020 г. предполагается осуществление следующих проектов:
В области внедрения новых генерирующих мощностей:
• строительство нового энергоблока на Армянской АЭС мощностью более 1000 МВт,
• завершение строительства 5-го энергоблока Разданской ТЭС мощностью более 440 МВт,
• строительство комбинированной газотурбинной энергетической установки на Ереванской ТЭС мощностью 208 МВт,
• строительство ветряных электростанций, общей мощностью до 200 МВт,
• строительство ГЭС общей мощностью до 1100 МВт, в том числе, малых ГЭС мощностью выше 260 МВт.
В области электроэнергетики:
• строительство новых межсистемных ЛЭП — двухцепной ЛЭП 440 кВ Иран- Армения и ЛЭП 400 кВ Армения-Грузия,
• реконструкция подстанции 220кВ Гюмри-2,
• повышение качества обслуживания с целью снижения коммерческих и технических потерь.
В случае успешной реализации отмеченного Плана в среднесрочной перспективе Республика Армения, несмотря на прогнозируемый рост спроса на энергоресурсы в стране, в том числе на электроэнергию, останется страной со значительным избытком энергогенерирующих, в том числе, конкурентных в регионе тепловых мощностей.
Согласно государственным планам, к 2025 г. энергетика Армении будет иметь возможность вырабатывать 16,5 млн кВт.ч электроэнергии. Причем новые мощности будут вводиться в строй постепенно, начиная уже с 2011 г. 28% из всех мощностей придется на возобновляемые источники, 45,5% — на атомную и около 26% — на тепловую энергетику. |
| |
|
|