Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Карапетян К. В.
Председатель Правления, генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» (г. Ереван),
кандидат экономических наук


Проблемы развития энергетической отрасли республики Армения
Статья посвящена энергетическому сектору Республики Армения, его реорганизации. Дана характеристика «сильных» институциональных сторон. Отмечается ряд мероприятий, которые нужно провести в краткосрочной перспективе. Мероприятия имеют как производственный (строительство новых генерирующих мощностей и линий электропередач), так и организационный характер (повышение качества обслуживания, уменьшение технических потерь и др.). В статье рассматривается также влияние нынешнего мирового финансового кризиса на развитие национального и регионального энергетических рынков
Ключевые слова: Республика Армения, энергетика Армении, рынок электроэнергии, реформы в энергетике, газификация

Энергетическая отрасль Армении стала наиболее смело реформируемой отраслью экономики и сегодня по оценке авторитетных международных организаций (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др.) Армения по праву занимает лидирующее место среди стран Южного Кавказа по уровню и глубине реформ в энергетике, направленных на создание либерального энергетического рынка, в котором сегодня эффективно обеспечиваются защита интересов конечных потребителей, равные условия для осуществления экономической деятельности и защита иностранных инвестиций.
В результате реформ нынешняя структура сектора электроэнергетики Армении имеет следующий вид (Схема 1).
Схема 1. Структура электроэнергетического сектора Республики Армения
Правительством Республики Армения были определены следующие условия, необходимые для формирования рыночных отношений в области энергетики:
• наличие частных и независимых компаний, производящих, передающих и распределяющих электроэнергию;
• наличие четкой и адекватной правовой базы для регулирования ценообразования в секторе и принципов для формирования тарифов;
• ясность правительственных подходов в вопросах финансовых обязательств операторов отрасли, а также в соблюдении финансовой дисциплины во взаиморасчетах;
• наличие механизмов для осуществления антимонопольного контроля сектора;
• наличие действенного законодательства для регулирования экономической деятельности и взаимоотношений между независимыми хозяйствующими субъектами, работающими в отрасли.
В ходе реформирования энергетической отрасли Правительство Республики Армения приняло важные меры для создания привлекательного, не дискриминационного инвестиционного климата в стране. Иностранные компании сегодня имеют возможность инвестировать в любой экономический сектор РА. Правительство РА стимулирует иностранные инвестиции, зарубежные и армянские компании имеют равные права.
В целом, в качестве «сильных» институциональных сторон энергетического рынка РА можно отметить: либеральное законодательство; благоприятный инвестиционный климат, в том числе — для иностранных инвесторов; либеральная торговая политика; конкурентная цена на электроэнергию; наличие четкого государственного плана ввода новых эффективных энергетических мощностей генерации; стимулирование и поощрение развития альтернативной и возобновляемой энергетики (ветряной, гидро- и геотермальной, солнечной).
К вышеперечисленному необходимо также добавить ряд преимуществ, которыми обладает развитая энергетическая инфраструктура Армении, а именно: диверсификация по типам энергоресурсов и типам электростанций; диверсификация путей доставки природного газа; наличие подземного хранилища газа; наличие избыточных генерирующих мощностей; наличие развитой внутренней системообразующей сети; наличие развитой сети межсистемных линий электропередач; высокопрофессиональный уровень персонала.
Республика Армения территориально является своего рода географической «перемычкой» между богатыми углеводородными ресурсами Россией, Ираном и странами Каспийского бассейна, а устоявшееся и не менее динамично развивающееся стратегическое партнерство с мировыми энергетическими «тяжеловесами» (ОАО «Газпром», «Интер РАО ЕЭС», Росэнергоатом) формирует для Армении качественно новые условия и открывает беспрецедентные возможности для превращения страны в одного из ключевых игроков на энергетическом рынке региона.
Безусловно, отдельного внимания заслуживают позиции, занимаемые в энергетике и экономике Армении ЗАО «АрмРосгазпром» — учрежденной в 1997 г. совместной армяно-российской компании, которой удалось добиться значительных успехов во всех ключевых направлениях деятельности: на рынке поставки и реализации природного газа, в эксплуатации, рекон­струкции и расширении газовой инфраструктуры, реализации комплексных газоэнергетических инвестиционных проектов. В частности, в Армении за последний период зарегистрирован более чем дву­кратный рост объемов импорта и реализации природного газа.
В 2002 г. ЗАО «АрмРосгазпром» инициирует в Армении беспрецедентную газификацию всех регионов страны. Эффективность реализации данной программы очень наглядно отражают следующие цифры. В период 2002–2008 гг. в реализацию Программы газификации Компанией было инвестировано около 92,0 млн долл., что позволило уровень газификации довести до 92,0% против 21,0% до начала осуществления Программы газификации. Сегодня природный газ в Армении получают 513 населенных пунктов, из которых 141 ранее не были газифицированы. Общее количество фактических абонентов среди населения, использующих природный газ, увеличилось со 112 000 в начале 2002 г. до почти 574 000 — к концу 2008 г. При этом общее число потенциальных абонентов в Армении на сегодняшний день превышает 675 000.
Сегодня можно констатировать, что широкомасштабная газификация Армении позволила обеспечить эффективную диверсификацию энергоснабжения по видам потребляемых энергоресурсов, обеспечив доставку массовому потребителю такого экологически чистого и рационального вида топлива как природный газ.
Газификация позволила практически полностью обеспечить теплом население республики и сегодня в Армении не сущест­вует практически ни одной семьи, которая, имея в квартире природный газ, не использовала бы его в целях теплоснабжения. Для сравнения: порядка 420 млн куб. м газа, используемых жителями страны в зимний период исключительно в отопительных целях, равны почти 950 млн кВт.ч электроэнергии, которые потребовались бы дополнительно. А это примерно 15% всей годовой выработки электроэнергии в Армении. При этом разница в качестве теплоснабжения при использовании отопительных котлов, работающих на природном газе, и электрических обогревателей очевидна.
Между тем, одним из важнейших факторов, влияющих на степень энергетической безопасности страны, является именно надежность поставок топлива. С этой точки зрения представляет интерес эффект от газификации, выражаемый в снижении пиковой нагрузки на энергосистему страны в зимний период. Так, этот показатель в самый холодный месяц 2007 г. составил 1180 МВт против 1230 МВт в 2006 г. Также важно снижение количества аварийных отключений электричества, динамика которых совпадает с темпами газификации. Словом, поставки голубого топлива потребителям Армении позволили в значительной мере снизить имевшую ранее место сверхнормативную нагрузку на ее электрические сети.
Сегодня «АрмРосгазпром» имеет крупнейший в Республике Армения портфель инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций Компании за 10 лет деятельности составил свыше 110,0 млн долл., а в 2008–2010 гг. «АрмРосгазпром» планирует инвестировать в энергетику Армении порядка 700 млн долл. США.
Стратегической целью ЗАО «АрмРосгазпром» является создание газоэнергетической компании регионального значения, которая обеспечит участие в энергетических проектах как на внутреннем, так и на внешнем рынках. «АрмРосгазпром», имея эффективную долю участия в генерирующих активах, стремится стать одним из активных участников рынка электроэнергетики.
В нынешних условиях армянского рынка электроэнергии, а также в среднесрочной перспективе формирование «открытого рынка» практически невозможно. Ограниченное число независимых производителей не позволяет осуществлять развитие действительно свободного и сильного энергетического рынка. Правительство Армении рассматривает возможность совмещения двух подходов — будут применяться механизмы, как ограниченного рынка, так и свободного. В этом случае конкуренция будет развиваться в следующем русле:
• Покупателям на свободном рынке будет позволено подписывать прямые двухсторонние договора с производителями. Предполагается, что, в первую очередь, этот режим будет относиться к покупателям из соседних стран. В условиях ограниченного рынка единый покупатель примет обязательства по заключению договоров, как с покупателями, так и с распределительными сетями, таким образом, обеспечивая закономерное функционирование рынка. Диспетчер — независимый оператор энергосистемы — будет обязан исполнять вышеуказанные контрактные положения в качестве нейтрального агента.
• Новые энергогенерирующие мощности производителей смогут быть задействованы в соответствии с определенными процедурами лицензирования. Производители, желающие работать на свободном рынке, должны будут получать соответствующие разрешения и удовлетворять установленным критериям лицензирования, таким как землепользование, использование водных ресурсов, безопасность, охрана окружающей среды и др.
• Единый покупатель обязуется контролировать вопросы безопасности, эффективности и окупаемости поставок, диверсификации источников энергии, а также использования возобновляемых энергоресурсов.
По нашему мнению реформы в энергетической отрасли должны быть продолжены, в частности необходим ряд мероприятий, которые нужно провести в краткосрочной перспективе, а именно:
• установление рыночных и прозрачных взаимоотношений между организациями, работающими в энергетической отрасли;
• создание полноценного оптового рынка электроэнергии;
• продолжение восстановительных работ и модернизации линий электропередач и распределительных сетей;
• завершение работ по обновлению измерительной системы, что позволит исключить невыявленные потери, а также довести до минимума технические потери на разных стадиях передачи электричества от производителя к конечному потребителю;
• продолжение приватизации организаций в сфере энергетики;
• улучшение правового регулирования и законодательной базы для функционирования сектора.
В настоящее время мировой и, в частности, региональный энергетический рынок, в полной мере испытывает на себе давление мирового финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость от стран-транзитеров также становится больше.
Являясь финансовым, кризис в первую очередь затронет тех, чья работа связана с производством, в значительной степени зависящим от инвестиционного фактора, прежде всего, внешнего кредитования. Ограничения кредитных ресурсов и кризис неплатежей могут негативно отразиться на условиях функционирования и результатах деятельности весьма широкого круга предприятий реального сектора экономики, особенно имевших проблемы, ранее возникшие по иным обстоятельствам.
Исходя из текущей напряженной ситуации в международной экономике можно ожидать рецессию в экономике многих стран мира, в том числе и в развитых государствах. Важнейшим следствием кризиса в Армении, замедляющего темпы экономического роста, станет замедление реального роста доходов населения РА, прежде всего, по линии оплаты труда в частном секторе. Тем самым ограничиваются возможности текущего потребления, инвестиций и сбережений населения при сохранении положительной, но более умеренной по сравнению с последними годами, общей динамики роста его благосостояния.
Вышесказанное усугубляется рядом специфических для Армении факторов. Во-первых, опасная зависимость от денежных переводов от соотечественников, работающих за пределами страны. Имеющее место снижение денежных потоков из-за рубежа вызовет дальнейшее углубление неравенства в благосостоянии и доходах, которое уже угрожает социальной и экономической стабильности в Армении.
Во-вторых, низкая интеграция армянской экономики в мировую, что приводит к неспособности стабильно и гибко реагировать на последствия кризиса.
Наконец, третья серьезная проблема, ослабляющая армянскую экономику — недостаток доверия инвесторов, что приводит к гораздо большему риску и нестабильности будущих инвестиций в Армении.
Таким образом, наступление экономического кризиса на Армению, хотя и связано с мировым кризисом, но более конкретно обусловлено уже существующей структурной слабостью страны.
Можно предположить, что все вышесказанные факторы неблагоприятно отразятся на перспективах экономического роста Армении. Основываясь на анализе глобальных тенденций в мировой экономике и специфических особенностях Армении, международные и армянские аналитики, тем не менее, при условии скорой стабилизации международной экономики и быстрого нахождения эффективных рыночных рецептов ее оздоровления, прогнозируют ее дальнейший рост, с безусловным снижением темпов с двухзначных показателей, зарегистрированных за последние пять лет, до однозначных. Прогнозируется постепенное снижение ежегодных темпов роста ВВП Армении от среднегодовых 12% в период с 2004 по 2007 гг. до 5% — 7% с 2009 по 2015 г.
Следует также отметить, что даже в условиях кризиса энергетика остается наиболее привлекательным сегментом для государственных и частных инвестиций, хотя отмеченные трудности безусловно скажутся на темпах и объемах реализуемых в энергетике Армении инвестиционных программ. К этому следует добавить, что энергетика — будучи системообразующей отраслью, способна стать тем «локомотивом», который может повести за собой экономику страны и в значительной мере активизировать внешнеэкономический обмен РА с соседними странами, тем самым, внося свою лепту в ее динамичное развитие.
Правительством РА сейчас реализуется ряд программ, направленных на стратегическое развитие сектора электроэнергетики. Реальные требования к энергетической безопасности Армении нашли свое отражение в современном Плане Действий Министерства энергетики и природных ресурсов РА, базирующемся на положениях Стратегии Национальной Безопасности Республики Армения. В соответствии с указанным планом до 2020 г. предполагается осуществление следующих проектов:
В области внедрения новых генерирующих мощностей:
• строительство нового энергоблока на Армянской АЭС мощностью более 1000 МВт,
• завершение строительства 5-го энергоблока Разданской ТЭС мощностью более 440 МВт,
• строительство комбинированной газотурбинной энергетической установки на Ереванской ТЭС мощностью 208 МВт,
• строительство ветряных электростанций, общей мощностью до 200 МВт,
• строительство ГЭС общей мощностью до 1100 МВт, в том числе, малых ГЭС мощностью выше 260 МВт.
В области электроэнергетики:
• строительство новых межсистемных ЛЭП — двухцепной ЛЭП 440 кВ Иран- Армения и ЛЭП 400 кВ Армения-Грузия,
• реконструкция подстанции 220кВ Гюмри-2,
• повышение качества обслуживания с целью снижения коммерческих и технических потерь.
В случае успешной реализации отмеченного Плана в среднесрочной перспективе Республика Армения, несмотря на прогнозируемый рост спроса на энергоресурсы в стране, в том числе на электроэнергию, останется страной со значительным избытком энергогенерирующих, в том числе, конкурентных в регионе тепловых мощностей.
Согласно государственным планам, к 2025 г. энергетика Армении будет иметь возможность вырабатывать 16,5 млн кВт.ч электроэнергии. Причем новые мощности будут вводиться в строй постепенно, начиная уже с 2011 г. 28% из всех мощностей придется на возобновляемые источники, 45,5% — на атомную и около 26% — на тепловую энергетику.


Литература
1. Карапетян К.В. Перспективы энергетической безопасности Республики Армения. — Ереван: Эдит Принт, 2008. — 380 с.
2. Карапетян К.В. Проблемы регионального сотрудничества и энергетической безопасности в Южно-Кавказском регионе. — Ереван: Эдит Принт, 2008. — 185 с.
3. Стратегия развития энергетической отрасли в контексте экономического развития Републики Армения: Утверждена на заседании Правительства РА 23 июня 2005 г.
4. Годовые отчеты о деятельности Министерства энергетики и природных ресурсов РА за 2005, 2006, 2007 и 2008 гг.
5. Аналитические материалы ЗАО «АрмРосгазпром».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия