Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Богданова О. П.
преподаватель Байкальского экономико-правового института (г. Улан-Удэ),
соискатель кафедры экономики, организации и управления промышленными предприятиями Восточно-Сибирского государственного технологического университета


Геополитическая необходимость межрегиональной интеграции в России
В статье рассматриваются теоретические аспекты межрегиональной интеграции, уточняются некоторые научные категории, основные движущие силы и основные признаки. Предлагается классификация видов и форм межрегиональной интеграции, анализ которой позволяет выявить определенный набор требований к формированию интегрированных регионов в России на современном этапе ее развития
Ключевые слова: межрегиональная интеграция, интегрированный регион, классификация видов интеграции, интеграционный процесс

В пространстве развития современной России интеграционный подход актуализирован, прежде всего, процессами реформирования отслужившей административно-территориальной структуры страны, запуском ряда национальных программ межрегиональной интеграции, связанных в первую очередь с усилением тенденций дифференциации и дезинтеграции ее регионов. Определенные успехи первого этапа межрегиональной интеграции в России (присоединение к крупным регионам автономных областей) позволяют говорить о возможности, и даже необходимости разработки следующего этапа интеграции. На этом этапе планируется объединить между собой более крупные регионы страны. Временной горизонт указанных процессов (с 2000 г.) уже позволяет обеспечить необходимые глубину и репрезентативность анализа интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в расширенном пространстве мезорегиона.
В настоящее время возникла объективная необходимость уточнения некоторых научных категорий, которые имеют слишком широкое толкование в работах современных исследователей. На основании проведенного анализа существующих трактовок и научных подходов к изучению категории «межрегиональная интеграция», используемых различными учеными (В. Ивантер, В.Е. Селиверстов, Д.А. Папин и др.), нам хотелось бы предложить собственные определения некоторых понятий, используемых для исследования межрегиональных интеграционных процессов.
Межрегиональная интеграция — процесс создания новой, более общей надсистемы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем (регионов одного или нескольких государств), взаимодействующих между собой в социально-экономической, политической и иных сферах. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию в единый интегрированный регион.
Таким образом, полная межрегиональная интеграция подразумевает создание нового субъекта федерации.
Интегрированный регион (результат процесса межрегиональной интеграции) — новый более крупный субъект федерации, образованный путем полного или частичного организационного слияния более мелких субъектов с целью получения синергетического эффекта, оптимизации управления и проведения более эффективной социально-экономической политики в федерации.
Анализ интеграционного взаимодействия региональных систем позволил нам расширить имеющуюся в современной научной литературе классификационную базу исследуемых процессов и предложить сводную классификационную таблицу (табл. 1), основанную на работах Н.М. Зубарева, З.М. Окрута, И.Б. Гоптаревой, И.В. Кулагина и собственного видения автора. При этом необходимо отметить, что традиционно выделяют два основных типа интеграции: институциональную и частнокорпоративную.
Институциональный тип интеграции — интеграция на уровне государств и регионов — это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных или региональных воспроизводственных процессов, в результате чего сближаются социальные и политические институциональные структуры объединяющихся государств или регионов. Так возникают различные ассоциации, союзы и блоки государств, новые административно-территориальные единицы и т. п.
Частнокорпоративный тип интеграции — это интеграция на уровне предприятий. Здесь речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Таким образом создаются рынки, которые базируются на сети прямых связей, и торговля на таких рынках называется интеграционной. В результате образуются такие формы интеграционных объединений, как холдинговые компании, ФПГ, ТНК, СП, банковские группы и т.п.
В силу специфики данной работы мы рассматриваем виды интеграции только институционального типа (см. табл.).
Таблица Виды интеграции институционального типа
Представленные в таблице виды интеграции нуждаются в дополнительной расшифровке. Приведем основные признаки интеграции каждого вида.
1. Виды интеграции по охвату территории и институтов:
— Макроэкономическая (или региональная) интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами. Он характеризуется сращиванием национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы различных государств, формированием целостного рыночного пространства с единой финансово-валютной системой, единой, в основном, правовой системой, созданием наднациональных органов управления и т. д.
— Мезоэкономическая (или межрегиональная) интеграция — процесс создания новой вышестоящей системы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем (регионов одного или нескольких государств), взаимодействующих между собой в социально-экономической, политической и иных сферах. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию в единый интегрированный регион.
— Микроэкономическая (или локальная) интеграция — процесс слияний и поглощений на уровне предприятий или производственных отраслей одного региона или государства в целом. Содержит в основном экономическую составляющую интеграции. Основными причинами микроэкономической интеграции можно назвать: стремление получить и усилить синергетический эффект и эффект масштаба, сократить трансакционные издержки и пр.
2. По источникам инициации:
— Интеграция «сверху» (авторитарная или традиционная модель) — подразумевает властное решение на уровне правительственных кругов, обусловленное такими высшими государственными интересами, как геополитическая стратегия, обеспечение национальной безопасности, выстраивание «вертикали власти», решение этнических, социальных и других проблем.
— Интеграция «снизу» (рыночная модель) — официальное закрепление создания некоего единства (субъект федерации, союз и пр.), возникшего на определенном этапе развития общества в силу совокупности ряда предпосылок политического, экономического и социально-культурного характера.
3. Виды интеграции в зависимости от сферы приложения:
— Экономическая — подразумевает образование единого экономического пространства, устраняющего ограничения свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, консолидации производства и продуманной политики размещения производственных мощностей; создание благополучного инвестиционного климата и т. д.
— Политическая — это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с меньшими издержками для всех субъектов-участников. Он требует образования формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Он также предполагает высокий уровень осознания политическими единицами общности интересов и ценностей, наличие устойчивых взаимных ожиданий. Этот процесс может протекать на местном, национальном и международном уровнях.
— Социальная — предполагает сближение, преодоление разобщенности, а также изменение структуры социума за счет разворачивающихся процессов интеграции. Социальная интеграция консолидирует капитал общественности, духовности, толерантности, коммуникативности, снижает социальную напряженность и т. д. Это позволяет проводить согласованную политику в области образования, здравоохранения, культуры, создать необходимую систему мер по охране прав человека и социальной защите населения.
— Культурная — предполагает создание единого культурного пространства, расширение международных и межнациональных культурных связей, создание новых механизмов социализации, инкультурации и самореализации личности. Усиливается личностная, эмоциональная и эстетическая согласованность между культурными значениями. Возможно создание единых библиотечных, архивных, музейных фондов и т. д.
4. По степени интегрированности:
— Интеграция на принципах ассоциаций — предполагает сохранение экономической и политической автономии контрагентов. При этом хозяйствующий субъект-контрагент не подвергается управляющему воздействию наднациональных или надрегиональных властных институтов. Здесь возникают такие формы сотрудничества, как ассоциации, союзы и стратегические альянсы.
— Интеграция на принципах агломераций — объединение образуется в результате частичной или полной централизации бюджетов субъектов интеграции, образовании наднациональных или надрегиональных властных институтов, проводящих скоординированную политику во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов-контрагентов (вплоть до полного слияния).
5. По особенностям проявления в многосоставных обществах:
— Гетерогенная — означает, что границы, разделяющие общества на сегменты, становятся более прозрачными (но не исчезают) при установлении границ общественного единства. Возникающее согласие между этими сегментами общества используется для достижения определенных целей (чаще всего это защита от внешних врагов). Подобные соглашения и договоры, сопровождающиеся усилением политических, экономических и социально-культурных связей, несут в себе потенциал федерализма. Отличительным признаком гетерогенной интеграции является постоянное продуцирование консенсуса, что связано с постепенным увеличением дифференциации интересов различных сегментов общества.
— Автономная — это процесс единения внутри автономной единицы, (подразумевается наличие гомогенного общества). В отличие от гетерогенной интеграции, здесь потенциал конфликта распределения властных полномочий внутри интегрированного целого носит менее агрессивный характер, поэтому данное объединение более устойчиво и стабильно.
Анализ видов межрегиональной интеграции позволяет сделать вывод о том, что для создания интегрированных регионов на территории нашего государства наиболее оптимально было бы следующее сочетание: межрегиональная гетерогенная интеграция, построенная на принципах агломерации по рыночной модели (т. е. интеграция «снизу»). Причем полностью интегрированный регион для получения возможности максимального использования всего своего потенциала должен сочетать в себе все признаки экономической, политической, социальной и культурной интеграции.
Российское общество в силу своей многонациональной структуры является гетерогенным. Поэтому этот объективный факт должен восприниматься как данность. Кроме того, объективные факторы (структура и традиции российского государства) требуют создания интегрированных регионов на его территории на принципах агломерации.
Развитие межрегионального сотрудничества может осуществляться по двум направлениям. Первое характеризуется конструированием отношений на принципах ассоциации (от лат. association — соединение), второе — на принципах агломерации (от лат. aglomerate — присоединение, накопление).
Объединение на принципах ассоциации (его можно сравнить с горизонтальной интеграцией) предполагает сохранение хозяйственной автономии контрагентов, в основе которой лежит собственность на средства производства и организацию производства. При этом хозяйствующий субъект-контрагент (регион) не подвергается управляющему воздействию. Здесь возникают такие формы межрегионального сотрудничества как ассоциации, союзы и стратегические альянсы.
Объединение на принципах агломерации (можно сравнить с вертикальной интеграцией) образуется в результате частичной или полной централизации капиталов субъектов интеграции. Процесс образования новых структур сопровождается процессом концентрации производства. В этом случае имеет место так называемая организационная концентрация, которая происходит в результате слияния предприятий или присоединения одного к другому. Именно на принципах агломерации строятся отношения в интегрированном регионе. Основными признаками межрегиональной интеграции по принципу агломерации, продолжая исследования процессов региональной и межрегиональной интеграции российских ученых (О. Буториной, М. Стежневой и др.), можно назвать следующие:
1. Объединение регионов в интегрированный регион рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо трудно) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический эффект, т.е. получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил.
2. Новое объединение выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. То же справедливо и на региональном уровне. Например, установление более «мягких» тарифов на электроэнергию на территории всего интегрированного региона, проведение единой политики по отношению к другим регионам и государствам.
3. Добровольный и партнерский характер объединения. Стихийное усиление взаимозависимости регионов (например, вследствие активной межрегиональной торговли или деятельности крупных предприятий и фирм), как считают многие исследователи, нельзя считать интеграцией. Интеграция — дело сугубо добровольное, на которое участники этого процесса идут сознательно. Поэтому силовое объединение территорий не может называться интеграцией.
4. Межрегиональная интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики регионов-участников. Этим она отличается от межрегиональных организаций и других форм межрегионального сотрудничества, которые обычно имеют только одну сферу деятельности. Интеграционные же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющие, а также распространяют свою деятельность на другие области: право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.
5. Межрегиональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы, т.е. здесь чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. Помимо этого нужен еще один, стержневой, элемент — общее представление о настоящей и будущей глобальной идентичности.
6. Межрегиональная интеграция определяется как объединение с наднациональными (надрегиональными) органами управления, т.е. с центральными органами власти, пользующимися лояльностью наряду с другими властными структурами. Этот признак мы выдвигаем вслед за последователями новой институциональной теории, которые придают ему первостепенное значение.
7. Понимание межрегиональной интеграции как проявления глобализации дает основание полагать, что ее глубинной движущей силой является не только стремление к безопасности или решение этнических проблем, но, главным образом, стремление участников объединения попасть в лучшую страту (или совместно сформировать лучшую страту), нежели та, к которой они объективно принадлежали бы без интеграции. Это означает укрепление позиций каждого региона-участника в наиболее важных для данного этапа стратификации областях или в областях, где у региона имеются для этого наибольшие возможности.
Все это дает основание полагать, что только интегрированное объединение на принципах агломерации может называться интегрированным регионом и давать соответствующий эффект.
Проведенный нами исторический анализ административно-территориального устройства Российского государства позволил сделать вывод о том, что со времени начавшейся централизации Древней Руси и до настоящего времени практически все изменения в этой области происходили по традиционной модели (т.е. «сверху»). Представители государственной власти кроили и перекраивали территорию страны, руководствуясь в основном высшими государственными интересами выстраивания жесткой «вертикали власти», геополитической необходимостью, стратегией обеспечения национальной безопасности, возможностями решения этнических проблем многонационального государства, а нередко и удовлетворением собственных амбиций.
В Древней Руси в дроблении на феодальные уделы проявлялось желание правителей осуществлять государственно-территориальное устройство по типу западноевропейского; при этом сохранялись основные принципы демократии. Каждое из княжеств, по существу, являлось самостоятельной самоуправляющейся территорией со специфическим укладом государственного управления (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и особенно Новгородская и Псковская республики). Однако со временем усиливающаяся угроза экспансии с запада и вынужденный альянс с монголо-татарами стали одной из главных причин расхождения исторических путей Западной и Восточной Европы и формирования предпосылок для создания жесткой структуры централизованной власти в Московской Руси. Все последующие «сильные» правители (Иван IV, Петр I, Екатерина II) проводят административно-территориальные преобразования исключительно с целью усиления «властной вертикали», оправдываясь интересами государственной безопасности, необходимостью «догнать» Европу и т. д. А у народов Руси складывается определенный менталитет, характерный для восточных деспотий и оправдывающий попрание демократических принципов во имя высших государственных интересов.
После Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к работе по изменению административно-территориального устройства, уже основываясь на следующих принципах: экономическая специфика территорий, национальный состав населения, разграничения функций органов власти Советов. Так, в составе России должно было быть выделено 13 крупных областей. Однако эти попытки интеграции «снизу» так и не были реализованы в силу последующих исторических событий. С первых лет советской власти проблема государственно-территориального устройства была поставлена во главу угла партийных и правительственных решений. В период до 1940 г. было образовано 16 союзных республик весьма неравнозначных как по территории и численности населения, так и по экономическому потенциалу, однако конституционные права были одинаковы для всех. Государственные интересы и целесообразность при этом представляли первоочередное значение.
Сформированные в условиях советского времени национально-территориальные единицы (области, края и республики) оказались совершенно разными по своему ресурсному, экономическому и культурному потенциалу. Контуры, имеющиеся в настоящее время на карте России как оставшиеся ей в наслед­ство со времен плановой экономики, не отражают ни этнического состава населения, ни исторических предпосылок, ни географических, климатических или экономических особенностей. Рационально и гармонично развиваться в нынешнем качестве в жестких условиях реальности рыночной экономики многие из этих республик, краев, областей и округов просто не способны. Таким образом, становится очевидным, что новые преобразования административно-территориального устройства страны в современных условиях рыночной экономики требуют использования рыночной модели, т. е. интеграции «снизу».
Анализ современных межрегиональных интеграционных тенденций в нашей стране позволяет нам выделить, помимо государства (интеграция «сверху»), еще три движущие силы процесса объединения регионов, которые позволяют нам говорить о возможности интеграции «снизу». Их наличие также доказывает возможность проведения эффективного и относительно безболезненного процесса создания интегрированных регионов на территории нашего государства на принципах демократии и общего блага. Основные движущие силы и их жизненно важные интересы, связанные с предстоящей интеграцией, можно представить следующим образом:
Государство
1. Геополитические интересы.
2. Геоэкономические интересы.
3. Национальная безопасность и оборона.
4. Оптимизация управления.
5. Экономическое оздоровление регионов.
6. Обеспечение устойчивого развития регионов.
7. Создание единого экономического пространства.
8. Снижение социальной напряженности.
Субъекты федерации
1. Обретение экономической стабильности и самостоятельности.
2. Обретение определенной независимости от политики Федерального Центра.
3. Обеспечение внешнеэкономической и политической безопасности регионов.
4. Повышение управляемости, усиление координации и контроля, сокращение бюрократического аппарата.
5. Возможности реализации масштабных проектов.
6. Возможность более рационального и эффективного использования всех региональных ресурсов.
7. Возможность выхода из депрессивного состояния.
8. Восстановление и укрепление экономических связей.
9. Объединение искусственно созданных регионов с точки зрения производственных цепочек.
10. Возможность создания крупных интеграционных структур в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, сфере услуг и т. п.
11. Повышение конкурентоспособности.
12. Повышение инвестиционной привлекательности.
13. Обмен опытом, устранение региональной ограниченности и консервативности.
Общество
1. Возможность дальнейшего развития демократических институтов, реализация истинных принципов демократии.
2. Налаживание более дружественных отношений, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной, политической и других областях.
3. Возможности социальной и культурной интеграции населения.
4. Повышение уровня жизни населения, появление новых рабочих мест, устранение ограничений на миграцию рабочей силы и т. п.
5. Усиление координации и контроля в области экологии и охраны окружающей среды.
Частный сектор (бизнес-структуры)
1. Повышение производительности труда на основе более качественного и обоснованного разделения труда и межрегиональной специализации.
2. Расширение границ хозяйственного пространства.
3. Увеличение размеров рынка.
4. Ликвидация ограничений на перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
5. Экономия, обусловленная увеличением масштабов деятельности.
6. Возможность минимизации трансакционных издержек.
7. Восстановление кооперационных связей между предприятиями и институциональных связей с другими организациями.
8. Унификация торговых, финансовых, налоговых и прочих правил и норм.
9. Возможность создания единой энергетической и транспортной инфраструктуры.
Не менее важно и то утверждение, что эффективно интегрированный регион для получения возможности максимального использования всего своего потенциала должен сочетать в себе все признаки экономической, политической, социальной и культурной интеграции.
Таким образом, при соблюдении всех необходимых условий доля вероятности создания эффективно интегрированного региона очень высока. Эффективно интегрированный регион получает возможность максимально использовать весь свой имеющийся потенциал для саморазвития и развития всего государства в целом. Однако процесс интеграции должен быть максимально взвешенным и продуманным с учетом всевозможных рисков, использования международного опыта и собственной специфики регионов.


Литература
1. Буторина О. Понятие региональной интеграции: новые подходы // Космополис. — 2005. — № 3.
2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. Учебник. — М.: Гардарики, 2000.
3. Гоптарева И.Б. Концептуальные основы политической категории федерализма // 152х
4. Кулагина Н А., Кулагина И.В. Экономическая сущность интеграции и оценка эффективности интегрированных структур // http://conf.bstu.ru/conf/docs/0044/0831.doc
5. Папин Д.А. Межрегиональная интеграция в условиях административного реформирования современной России (политико-правовой анализ) // http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0207/020704.htm
6. Селиверстов В.Е. Федерализм и региональная политика в России в условиях укрепления вертикали власти. //Регион: экономика и социология. — 2004. — № 1. — С.26–56.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия