Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Тупикина Е. Н.
доцент кафедры информационных технологий и статистики Тихоокеанского государственного экономического университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук


Современное состояние и проблемы развития рыбной отрасли Дальнего Востока
В статье рассматриваются основные экономические показатели работы рыбной отрасли Дальнего Востока за период 1998–2007 гг., а также проблемы, тормозящие ее эффективное развитие в новом тысячелетии
Ключевые слова: рыбная отрасль, рыбохозяйственный комплекс, Дальний Восток, экспорт

Рыбное хозяйство России представляет собой огромнейший производственно-хозяйственный комплекс с многоотраслевой системой, международными и межрегиональными связями, объединяющий рыболовство, рыбоводство, производство пищевой, технической и кормовой продукции. Его обслуживает большое количество специализированных производств: судостроительное, судоремонтное, портовое хозяйство, транспортно-рефрижераторный флот, прочие производства (орудий лова, тары, упаковочных материалов); вспомогательные службы (снабжение, сбыт, связь, строительство и др.).
Роль рыбной отрасли многогранна. Первостепенную роль она играет как источник снабжения населения продуктами питания, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны. Отрасль производит техническую и кормовую продукцию (муку, рыбу, фарш) для комбикормовой промышленности, животноводства и птицеводства; сырье и полуфабрикаты для пищевой, медицинской, легкой промышленности и других отраслей народного хозяйства. В ряде регионов отрасль является градообразующей, одной из главных источников занятости и доходов населения.
Наибольший удельный вес по вылову и выпуску рыбопродукции приходится на рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока, который является самым мощным в России. Вклад рыбопромышленных предприятий данного региона превышает 60% всей добычи страны. Особенностью формирования и развития рыбного хозяйства Дальневосточного бассейна является то, что он располагает наилучшей сырьевой базой среди всех регионов России. Она характеризуется близостью основных районов промысла к портам базирования флота, перерабатывающим предприятиям, большим видовым разнообразием биологических ресурсов и наличием особо ценных в пищевом отношении видов рыб, других морских животных и водорослей. В прилегающих к Дальневосточному району морях Тихого океана (Беринговом, Охотском и Японском) находятся крупнейшие в мире запасы лососевых рыб (кета, нерка, чавыча), а также тресковых рыб (треска, минтай, навага, хек); обитают тюлени, моржи, котики. В особой экономической зоне насчитывается более 2000 видов различных гидробионтов. В настоящее время наши рыбаки, в отличие от японских, китайских и корейских, используют всего несколько их десятков. В Дальневосточном бассейне вылавливается 99% всех лососевых, 100% крабов, свыше 90% камбаловых, более 40% сельди, около 60% моллюсков, около 90% водорослей от общего улова по России.
Пик развития рыбной промышленности на Дальнем Востоке России пришелся на 1990 г. Рыбохозяйственный комплекс к тому времени был переориентирован на освоение наиболее массовых рыбных запасов в удаленных открытых районах морей и океанов, была создана материально-техническая база промысла, организована внутриотраслевая региональная и межрегиональная кооперация с жесткой вертикальной структурой управления. В регион поступали суда крупно- и среднетоннажного флота. Сформировалась новое направление — переработка уловов на борту в районе промысла. Государством были установлены единые закупочные цены и разработана система компенсации для сглаживания региональных различий в затратах на производство рыбной продукции. Централизованная поставка добывающих и перерабатывающих судов фактически являлась инвестированием в отрасль. По сути, это было экстенсивное развитие рыбного хозяйства (больше судов, больше рыбы, крупнее рыбоперерабатывающие базы, более дальние районы промысла).
В процессе перехода к рыночным условиям хозяйствования разрушились складывавшиеся десятилетиями хозяйственные связи, резко повысились цены на энергоносители и другие материально-технические ресурсы, постоянно росли транспортные тарифы, взаимные неплатежи, сложилась жесткая налоговая, кредитная и таможенная политика. Отсутствие государственной поддержки и другие причины привели к спаду в рыбопромышленном производстве. За период анализируемый период с 1998 г. по 2007 г. по всем показателям наблюдался спад до 2004 г. и лишь 2005 г. отмечен как год подъема (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности рыбной отрасли Дальнего Востока за 1998–2007 гг.

Ведущими регионами в освоении водных биологических ресурсов являются Приморский край, Камчатский край и Сахалинская область, удельный вес которых в 2007 г. составил, соответственно, 32%, 31% и 24% от общего улова по Дальнему Востоку.
В 2007 г. организациями рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока выловлено 2197,0 тыс. т. рыбы и других объектов промысла, что на 9,8% выше уровня предыдущего года, но составило всего лишь 74,2% от уровня 1998 г.
Основными объектами промысла в регионе являются минтай, сельдь, камбала, кальмар, треска, терпуг, сайра, навага, лососевые, крабы и др. Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги по вылову рыбы, в отрасли систематически не осваиваются квоты на низкорентабельные объекты лова. Такие виды биоресурсов, как тунец, мойва, анчоус, некоторые виды моллюсков и водоросли не добываются из года в год. Запасы многих видов водных биологических ресурсов (сельдь, сайра, кальмары и др.) не осваиваются в полном объеме. В водных экосистемах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.
Производство товарной пищевой рыбной продукции в регионе составило 2017,6 тыс. т., что на 9,3% выше уровня предыдущего года и на 22,6% выше уровня 1998 г. Следует отметить, что на производство товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы, в 1998 г. пошло 55,6% от улова и добычи морепродуктов, а в 2007 г. — уже 91,8%. Это связано в первую очередь с тем, что в стране ослабло развитие сельского хозяйства и звероводства, а это повлекло снижение выпуска продукции на непищевые цели (рыбной муки и кормов).
Выпуск рыбных консервов составил 196228 тыс. усл. банок, что равнялось 97,3% от уровня предыдущего года, но на 52,8% превысило уровень 1998 г.
Анализ экономических показателей за последнее десятилетие показывает, что, несмотря на наметившиеся положительные сдвиги в работе рыбной отрасли, говорить о преодолении кризиса пока еще не приходится.
Сложившаяся в российской экономике ситуация поставила предприятия Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей в условия получения меньшей прибыли по сравнению с другими рыбацкими регионами из-за более высоких экономических издержек этих регионов и их удаленности от центра и внутренних рынков сбыта. Этот фактор отталкивает предприятия от работы на внутреннем рынке, что ведет к сокращению потребления рыбного белка населением нашей страны. Но даже при работе на внешний рынок в экономическом плане эти регионы ничего не выигрывают. Теряются производственные мощности (сокращается количество добывающих и перерабатывающих судов), береговые предприятия разрушаются, и возникает отток населения с уже экономически освоенных географических пространств. Это привело к сдаче удаленными регионами своих позиций на промысле и вытеснению рыболовецких предприятий предприятиями, находящимися в лучших экономических условиях. Распределение квот еще более усугубляет ситуацию, углубляет социально-экономические проблемы удаленных регионов и не способствует межрегиональному сотрудничеству.
Положение в отрасли усугубилось и за счет существенного уменьшения запасов водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и др.). Это было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах дейст­вия международных конвенций по рыболовству. В результате значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Существенную добавку в сырьевое обеспечение рыбной отрасли могла бы дать аквакультура и марикультура. Прибрежная часть морей Дальневосточного бассейна характеризуется благоприятными условиями для развития промышленной марикультуры. В частности, в водах южной части Дальнего Востока могут успешно культивироваться различные водоросли, моллюски, иглокожие, другие беспозвоночные, являющиеся сырьем для производства агара, альгинатов, хитина, хитозана, различных биологически активных веществ, высокоэффективных медицинских препаратов. Технология выращивания и переработки этих биоресурсов разработана и успешно испытана в опытно-промышленных условиях, но массовая организация производст­ва сдерживается отсутствием необходимых для этих целей инвестиций (инвестиции в основной капитал по рыболов­ству, рыбоводству по Дальнему Востоку не превышает 1%).
В настоящее время на огромной территории Дальнего Востока работают всего несколько десятков рыбоводных заводов. Разводят в основном кету и горбушу (преимущественно в Сахалинской области и на Курильских островах), другие виды лосося и частиковых рыб. Большинство имеющихся предприятий, особенно прудовые, устарели, так как были сданы в эксплуатацию со многими недоделками, не вышли на проектную мощность и работают малоэффективно. Удельный вес искусственного воспроизводства рыбы и морепродуктов в общем объеме добычи составляет около 1%. Хотя в последние годы аква — и марикультурные хозяйства во внутренних и морских водоемах многих стран мира развиваются весьма стремительно, опережая развитие морского рыболовства.
За последнее десятилетие произошла коренная переориентировка торговых потоков с республик бывшего СССР и центра России на страны АТР. Значение внешней торговли для экономики Дальнего Востока велико. На современном этапе она является одним из системообразующих факторов, условием выживания и будущего развития экономики региона, важнейшим источником дохода региональных и местных бюджетов.
Экспорт рыбопродукции из года в год наращивается значительными темпами. В 2007 г. из Дальневосточного региона экспорт рыбы и морепродуктов за пределами таможенной границы РФ в стоимостном выражении составил 1097,8 млн долл., что на 15,9% больше уровня предыдущего года. Свои объемы экспорта увеличили предприятия Камчатского и Приморского краев. В структуре экспорта товарной рыбной продукции в целом по округу пищевая продукция занимает высокий и стабильный уровень — 87–91%.
За эти годы в обрабатывающей отрасли бассейна сформировалось новое производство — выработка филе и фарша, — перерабатывающее основную часть уловов, но эта продукция в основном реализуется на зарубежных рынках. Ввод дополнительных траулеров-филетировщиков (вместо восстановления потерянных перерабатывающих мощностей по выпуску продукции на внутренний рынок) превращает материально-техническую базу рыбной промышленности Дальневосточного бассейна России в сырьевую базу экономик иностранных государств.
Рыбная продукция Дальнего Востока идет на экспорт более чем в 20 стран. Рассматривая географическую направленность, можно отметить, что свежая и свежемороженая рыба, филе в течение ряда лет экспортируются в азиатские государства — Японию, Китай, Республику Корея и Сингапур, а также в Америку — США, Панаму, Виргинские острова, из европейских государств — в Германию (зачастую эти же страны возвращают нам переработанное сырье в виде готовой продукции). На международном рынке наиболее приоритетными являются минтай, треска, палтус и сельдь. Рыбные «деликатесы» (икра, печень, ракообразные, моллюски) предпочитают такие страны, как Япония, Республика Корея, Китай, Сингапур, США, Панама, Нидерланды, Германия. Консервированную продукцию покупают Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Япония, Канада, Греция, Израиль. Причем в Республику Корея экспортируется продукция в основном из Камчатского (46%) и Приморского (30%) краев; в Китай — из Приморского края (55%) и Сахалинской области (29%); в США — из Хабаровского (36%) и Приморского (26%) краев; в Японию — из Сахалинской (56%) и Магаданской (17%) областей.
Недостаточно активное наращивание производства в рыбном хозяйстве Дальнего Востока, да и России в целом, а также растущий экспорт преимущественно мороженой рыбы может лишь закрепить экономическое положение отрасли как поставщика первичного сырья из рыбы и морепродуктов для традиционных стран-импортеров (Япония, Республика Корея, страны ЕС, Норвегия и др.) с развитой рыбообрабатывающей промышленностью. Более того, низкое освоение выделяемых России квот на промысел грозит неизбежной потерей соответ­ствующих ресурсов.
Выход на внешний рынок не решил проблем отрасли, так как, располагая значительными водными биологическими ресурсами, рыбная промышленность из-за отсутствия современного оборудования и новейших технологий не в состоянии выступать на Азиатско-Тихоокеанском рынке в качестве равноправного партнера, ее экспортные возможности ограничиваются поставками сырья и мороженых полуфабрикатов по соответствующим ценам. Кроме того, дополнительные поставки продукции на внешний рынок, сбалансированный по спросу-предложению, приводят к резкому падению цен. Опыт создания компаний со смешанным российско-иностранным капиталом показал, что иностранные фирмы не заинтересованы в передаче российской стороне передовых технологий и новой техники, они в первую очередь заинтересованы в приобретении сырья.
Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район потребления, как европейская часть России. Причинами этого являются отмена льгот по тарифам на железнодорожные перевозки, продолжающееся удорожание транспортных расходов и тарифов на обслуживание. Это повлекло за собой довольно низкий уровень потребления рыбы и морепродукции во многих регионах России. Так, в Дальневосточном Федеральном округе среднегодовое потребление составило 22,5 кг, в Северо-Западном — 18,2 кг, в Центральном — 14,3 кг, в Уральском — 14,2 кг, в Сибирском — 11,7 кг, в Южном — 10,4 кг, в Приволжском — 9,9 кг при рекомендуемой норме 23,5 кг.
Основой производственного потенциала рыбопромышленного комплекса Российской Федерации является рыбодобывающий флот, составляющий более половины общей стоимости его основных фондов. При этом непосредственная добыча флотом водных биоресурсов составляет основную часть производственного цикла. В настоящее время темпы обновления основных фондов рыбохозяйственного комплекса значительно замедлились. Уровень технологической и технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства существенно снизился. Физический износ основных производственных фондов составляет в среднем более 60%. Истекли нормативные сроки эксплуатации свыше 65% рыбопромысловых судов, 70% добывающих судов.
Значимая часть рыболовецких коллективов на Дальнем Востоке оказалась под влиянием иностранных компаний (например, при работе по схеме «бербоут-чартер»), которые имеют собственные налаженные связи с портами, перерабатывающими и судоремонтными предприятиями за пределами России. С этим тесно связана задача обеспечения качественного ремонта судов на российском дальневосточном побережье. Сейчас большинство предприятий судоремонта находится в крайне сложном положении, с трудом выдерживая конкуренцию со стороны случайных бригад, предлагающих некачественные, но дешевые услуги. Проблема износа судов решается в основном способами, неудовлетворительными с точки зрения стратегических перспектив отрасли (как правило, это закупка или аренда иностранных судов, бывших в эксплуатации). За последние годы также приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его низкой стоимостью по сравнению с новыми судами.
Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов. Поэтому одной из самых серьезных и первостепенных задач в рыбной промышленности Дальнего Востока остается обновление рыбопромыслового флота, которое практически приостановилось с переходом отрасли на работу в новых экономиче­ских условиях. Основные проблемы приобретения новых судов российскими предприятиями заключаются в невозможности получения внутренних кредитов в полном объеме, а также в отсутствии отечественных проектов судостроения, соответствующих мировому уровню.
Ежегодное сокращение объемов финансирования по капитальным вложениям на строительство судов федерального подчинения сопровождается увеличением финансовых средств на работы по капитальному ремонту судов, находящихся в эксплуатации 20 и более лет. Вследствие этого судовладельцы вынужденно планируют ремонт судов федерального подчинения, отслуживших нормативные сроки эксплуатации, что приводит к увеличению бюджетных затрат на ремонт судов. Для поддержания технического состояния судов, находящихся в эксплуатации 25–30 лет, судовладельцы ежегодно расходуют на работы по капитальному ремонту только корпусов судов финансовые средства, значительно превышающие ежегодный объем финансирования, выделяемого на строительство судов федерального подчинения. Отсутствие благоприятных условий обслуживания рыбопромысловых судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах, снизило загрузку отечественных рыбопромышленных предприятий.
Существенно возросшие масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж негативно сказываются на состоянии рыболовства, и в первую очередь на запасах ценных видов водных биологических ресурсов.
За последнее время не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами. На развитие рыбной отрасли наше государство в 2009 г. в рамках федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса планирует выделить 61,6 млрд руб., в том числе: из федерального бюджета — 32,4 млрд руб.; из бюджетов субъектов Российской Федерации — 0,3 млрд руб.; из внебюджетных источников — 28,9 млрд руб. Данные средства предполагается направить на развитие рыбоперерабатывающего комплекса, портовой инфраструктуры, обновление и модернизацию рыбообрабатывающего оборудования на предприятиях рыбопереработки. Однако, учитывая серьезные последствия экономического кризиса, данная программа может и не осуществиться.
Таким образом, современную ситуацию в рыбной отрасли Дальневосточного региона России можно охарактеризовать следующим образом: отсутствие государственной поддержки (нет специальных государственных и политических мер, способствующих развитию рыбного хозяйства), несовершенная законодательная база, стареющий флот, пониженная сырьевая база, сокращение производства и инвестиционная непривлекательность.
Совокупность всех перечисленных выше проблем не способствует улучшению экономической ситуации в отрасли. В результате внутренний рынок теряет ежегодно сотни тысяч тонн традиционного для россиян ценного белкового продукта питания.


Литература
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.gks.ru
2. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.primstat.ru
3. Дахов И.Г. Эффективность деятельности рыбной отрасли, распределение и использование водных биологических ресурсов. Аналитическая записка аудитора Счетной палаты Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2001. — № 10. — С.2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2023
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия