Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Якишин Ю. В.
доцент кафедры менеджмента Самарского государственного университета,
кандидат экономических наук


Социально-экономический мониторинг как инструмент информационно-аналитического обеспечения управления структурной перестройкой экономики города
Определены цели и задачи муниципальной информационной службы. Обоснованы роль и место в ней социально-экономического мониторинга в условиях структурной перестройки экономики крупного города, сформулированы принципы его организации. Обоснованы требования к содержанию и достоверности информации. Предложен подход к формированию системы показателей мониторинга
Ключевые слова: социально-экономический мониторинг, структурная перестройка экономики города, принципы организации мониторинга

Управление — это информационный процесс, заключающийся в переработке потока входной информации о состоянии объекта управления и окружающей среды в выходной поток информации об управляющих воздействиях. Без информации управление невозможно. Поэтому важнейшей задачей управления структурной перестройкой экономики крупного города является организация информационно-аналитического обеспечения. Постановка вопроса о совершенствовании информационной поддержки управления структурной перестройкой экономики города сама по себе может показаться достаточно традиционной, однако в современных условиях она приобретает особую актуальность. Обусловлено это, во-первых, повышением роли регионов, городов в развитии национальной экономики, переносом центра тяжести в решении важнейших проблем политического и экономического реформирования на уровень субъектов федерации, местного самоуправления; во-вторых, обострившимися противоречиями между информационными потребностями органов управления городом и возможностями действующих систем по их информационной поддержке. Такое положение инициирует проведение работ по созданию в городах автоматизированных комплексов информационно-аналитической поддержки управленческих решений, базисным блоком которых выступают системы социально-экономического мониторинга. Это нетривиальная задача, так как объект управления — «экономика города» является сложной социально-экономической системой, для которой характерны следующие особенности:
— массовый характер протекающих в ней социальных и экономических явлений и процессов, поэтому закономерности явлений и процессов не обнаруживаются на основании небольшого числа наблюдений, требуют массовых наблюдений;
— динамичность социальных и экономических процессов, заключающаяся в изменении количественного и качественного состава системы и характеристик ее элементов (хозяйствующих субъектов) под влиянием среды, поэтому необходимо организовывать постоянное (в некоторых случаях периодиче­ское) наблюдение;
— случайность и неопределенность в развитии социальных и экономических явлений, носящих, преимущественно, вероятностный характер, что требует применения для их изучения методов теории вероятности и математической статистики;
— невозможность изолировать протекающие в системе процессы от окружающей среды, чтобы наблюдать и исследовать их в чистом виде, т. е. одновременно с наблюдением за системой «экономика города» необходимо отслеживать социально-экономические процессы во взаимодействующих и вышестоящих системах;
— активная реакция элементов на появляющиеся новые факторы, способность системы к активным, не всегда соответ­ствующим замыслу управления, т.е. не всегда предсказуемым, действиям, зависящим от отношения людей к данным факторам, способам и методам проведения реформ, что требует особой организации наблюдения, позволяющей выявить указанные отклонения.
Решение широкого круга весьма сложных проблем информационно-аналитического обеспечения управления структурной перестройкой экономики крупного города с учетом отмеченных выше особенностей системы «экономика города» возможно в рамках создания муниципальной информационной службы и системы социально-экономического мониторинга.
В [1] показано, что задачи муниципальной информационной службы могут быть изложены следующим образом:
— исследование (определение) потребностей органов вла­сти и управления, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, граждан в муниципальной социально-экономической информации;
— разработка и совершенствование системы показателей и индикаторов, объективно и комплексно характеризующих социально-экономические, экологические и другие процессы в муниципальном образовании, а также форм и сроков предоставления информации и порядка доступа к ней;
— сбор, накопление и хранение информации и статистиче­ских данных о социально-экономических, экологических и других процессах, протекающих в муниципальном образовании, в том числе данных, характеризующих социально-экономиче­ское положение муниципального образования и включенных в систему показателей государственной статистики, а также общественное мнение;
— формирование на единой методологической основе муниципальных информационных ресурсов и поддержание их в актуальном состоянии с использованием системы сбора, обработки и передачи информации системы государственной статистики, проведения муниципального социально-экономического мониторинга, опросов общественного мнения и других современных средств и методов;
— создание и ведение информационных баз и банков данных;
— анализ получаемой информации, выявление причин, определяющих тот или иной характер социально-экономических процессов, составление аналитических обзоров;
— разработка прогнозов процессов, характеризующих развитие социально-экономической ситуации и сфер жизнедеятельности муниципального образования;
— выпуск средствами оперативной полиграфии официальных статистических сборников, экономико-статистических материалов и информационных подборок по проблемам жизнедеятельности муниципального образования;
— выявление источников угроз информационной безопасности органов МСУ муниципального образования;
— обеспечение надлежащего хранения и защиты муниципальных информационных ресурсов;
— взаимодействие с организациями телерадиовещания и периодическими изданиями в целях обеспечения через средства массовой информации своевременного и широкого распространения точной и правдивой (достоверной) информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, его структурных подразделений.
Основой муниципальной информационной службы должна быть система социально-экономического мониторинга.
Настоящее состояние информатизации управления сегодня далеко не в полной мере удовлетворяет потребности городов и регионов России. Системы информационной поддержки управления, ядром которой служат данные государственной статистической отчетности, «настроенной» на централизованно управляемую экономику, зачастую оказываются бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в различных сферах жизнедеятельности городов. В результате существенно обострились противоречия между информационными потребностями органов управления городом и возможностями действующих систем их информационной поддержки.
Эти противоречия, следствием которых является снижение эффективности территориального управления, а значит и спад, в конечном счете, качества жизни населения, должны послужить важнейшим побудительным мотивом активизации работ по созданию в городах комплексных автоматизированных систем информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений на базе современных информационно-компьютерных технологий.
Следует отметить, что проблемы организации социально-экономического мониторинга попали в последние годы в поле зрения федеральных и региональных органов управления.
Анализ федеральных нормативно-правовых актов по рассматриваемой проблематике показывает, что они носят весьма декларативный характер, не нацеливают на комплексное решение проблемы социально-экономического мониторинга, ориентируют на создание множества не увязанных между собой локальных мониторинговых подсистем. Кроме того, обеспечение информационной поддержки систем федерального мониторинга возлагается на субъекты федерации и муниципальные образования, однако вопрос о финансировании таких работ обходится молчанием.
С принятием федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002–2010 годы» работы по информатизации интенсифицировались на всех уровнях управления. Однако вскоре этот процесс замедлился, а к настоящему времени в ряде регионов прекратился. В первом разделе «Стратегии развития информационного общества в РФ», утвержденной Президентом РФ от 7.02.2008 № Пр-212, динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в России признана недостаточной [2].
В чем причина такого положения? Принято считать, что это связано с нехваткой средств на создание и функционирование систем социально-экономического мониторинга. Это, в целом, верно. Недостаток средств, в первую очередь финансовых, конечно, тормозит дело. Однако главная причина состоит, на наш взгляд, в недостаточной разработанности научных и методических основ социально-экономического мониторинга, в рекомендациях, носящих весьма абстрактный характер, не доведенных до уровня, пригодного для использования их проектировщиками и понимания администраторами, принимающими решения. Именно эти обстоятельства сдерживают практические работы по организации регионального и городского социально-экономического мониторинга, не позволяют вплотную приступить к проектным работам по созданию этого центрального блока систем информационно-аналитической поддержки управленческих решений на уровне города.
Несмотря на то, что экономика города может иметь развитые связи с соседними регионами и зарубежными странами, основные ее взаимодействия осуществляются в «родном» регионе, поэтому система городского социально-экономического мониторинга должна рассматриваться в единстве с аналогичной региональной системой.
Существуют различные трактовки термина «мониторинг». В узком смысле под мониторингом социально-экономической ситуации понимают организацию системного наблюдения за ходом и характером изменений в различных сферах жизнедеятельности региона (города). В последние годы в среде чиновников получает распространение упрощенное, можно сказать вульгарное, понимание мониторинга как сбора данных по запросу. Орган управления посылает в подведомственные учреждения запрос на подготовку данных, на их основе составляет доклад в вышестоящую инстанцию о ходе выполнения того или иного постановления. При этом считается, что интересующий органы управления процесс «мониторится». Однако представляется более конструктивным интерпретация категории мониторинга, принятая современной наукой, в соответствии с которой под социально-экономическим мониторингом можно понимать систему наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления. В такой трактовке главная цель функционирования социально-экономического мониторинга состоит, по нашему мнению, в обеспечении органов территориального управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации для принятия решений, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций.
В настоящее время не сложилось единого мнения и об основных задачах социально-экономического мониторинга территорий. Предлагается, например, рассматривать его в качестве начального звена в цепи «наблюдение хода социально-экономических процессов на территории — анализ — выработка (корректировка) политики — достижение намеченной цели развития». Нам представляется, что задачи регионального социально-экономического мониторинга существенно шире и могут быть сведены к следующим [3]:
— организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов;
— оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, определяющих тот или иной характер социально-экономических процессов;
— обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;
— разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;
— подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до органов управления.
По нашему мнению, мониторинг может не только тематически, но и организационно входить в структуру прогнозирования социально-экономического положения (развития) города, так как:
— мониторинг требует логического продолжения в виде построенного на этой базе прогноза;
— разработка указанных прогнозов является одним из немногих видов исследований, которые проводятся в обязательном порядке, на основе соответствующего федерального закона, а результаты прогнозов подлежат обязательному практическому использованию, в том числе при разработке федерального бюджета на очередной финансовый год. В этих условиях организационная и сущностная консолидация мониторинга с прогнозом автоматически означала бы легитимизацию первого, и делала бы мониторинг неотъемлемой частью общеобязательных и требуемых Федеральным законом работ. При этом могут более легко и уверенно решаться вопросы бюджетного финансирования, организационного, информационного и иного обеспечения работ по самому мониторингу.
В то же время следует избегать сведения функций мониторинга к информационно-аналитическому обслуживанию прогнозных работ, что может существенно сузить возможности мониторинга как основы повседневного, оперативного регулирования территориального развития и региональной политики. По мере своего развития полноценная система мониторинга должна включать в себя комплекс задач краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Иными словами, с помощью си­стемы городского мониторинга должна формироваться надежная и объективная база для выработки обоснованной муниципальной политики регулирования территориального развития, для определения ее приоритетов, принятия в связи с этим мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований или хозяйствующих субъектов и для реализации иных важнейших направлений муниципальной политики.
Система городского социально-экономического мониторинга должна стать основной базой информационно-аналитического обеспечения решения следующих задач:
— обоснования целей и приоритетов муниципальной политики, в первую очередь в сфере структурной перестройки экономики, а также обоснования правовых, организационных, финансовых и экономических механизмов реализации этой политики;
— предупреждения кризисных муниципальных ситуаций и конфликтов;
— оценки результативности деятельности территориальных органов власти по реформированию экономики, решению задач муниципального развития и использования для этих целей местных и выделенных ресурсов;
— обоснования мер поддержки отдельных муниципальных образований с учетом остроты конкретных региональных ситуаций, селективной поддержки депрессивных территорий, организации и контроля результативности межбюджетных отношений;
— разработки системы прогнозов социально-экономического развития региона и его муниципальных образований;
— подготовки ежегодных докладов о муниципальной социально-экономической, национально-этнической и политической ситуации и о приоритетных направлениях муниципальной политики.
Предметами наблюдения и выявления рассматриваемого социально-экономического мониторинга являются городские ситуации и муниципальные проблемы, описываемые количественными и качественными, статическими (одномоментными) или динамическими (включающими несколько периодов) параметрами.
Под городской ситуацией понимается общее состояние системы «город», т.е. состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов территории в пределах административных границ муниципальных образований. Городская ситуация характеризуется совокупностью количественных и качественных показателей, отражающих состояние или динамику изменения потенциалов территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь, применяемых для обозначения удельных характеристик). Неотъемлемой частью индикаторов городских ситуаций являются внутригородские пропорции (например, соотношение социального и экономического, природно-ресурсного и экологического потенциалов), баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории, а также характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития.
Под муниципальной проблемой понимается системное проявление дисбаланса, противоречия в функционировании (состоянии, развитии, стагнации, депрессии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов территорий. К числу городских проблем можно отнести проявления «точек роста», нуждающихся в особом внимании и поддержке. Периодически могут возникать ситуации и проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных и требующие в связи с этим специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.
Полноценный мониторинг, претендующий на объективное отражение сути и на корректную диагностику городских ситуаций и муниципальных проблем, должен отвечать двум принципиальным требованиям — он должен быть:
системным, т.е. независимо от содержания и масштаба дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов рассматриваемой ситуации или проблемы в их взаимосвязи;
— структурно полным и логически завершенным, т. е. включать обязательные стадии сбора строго определенной информации, ее анализа и оценки (диагностики) городской ситуации или муниципальной проблемы.
Следует различать тотальный (всеобщий) и проблемно-ориентированный мониторинг. Задачей и содержанием первого является постоянный анализ и диагностика городской ситуации в масштабах города в целом и основных его муниципальных образований; при этом предметом такого тотального мониторинга становится городская ситуация как таковая во всем разнообразии ее составляющих.
Задачей проблемно-ориентированного мониторинга является отслеживание тенденций развития (разрешения) той или иной проблемы, которая отобрана по определенным критериям и признана общественно значимой и, в связи с этим, требует особого внимания в течение ряда лет. В отличие от тотального мониторинга, проблемно-ориентированный мониторинг имеет предметом не постоянно и повсеместно наблюдаемую и диагностируемую ситуацию, а дискретные муниципальные явления, назревающие в недрах той или иной городской ситуации или на той или иной территории.
Во многих случаях тотальный мониторинг может включать проблемно-ориентированный мониторинг в качестве самостоятельного фрагмента или соответствующую информацию в неявном, латентном виде. С другой стороны, проблемно ориентированный мониторинг в зависимости от характера анализируемой проблемы может потребовать не меньшего объема информации, чем тотальный мониторинг. Чем большей системности требует генезис изучаемой муниципальной проблемы, тем в большей степени вероятно использование тотального мониторинга.
Оценки городских ситуаций и муниципальных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик) ситуаций и проблем, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) предполагают наличие устойчивых представлений о городском «благе» или городских «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки дополняют друг друга, причем только наличие первых позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой городской ситуации и муниципальной проблемы как нечто целостное.
Общими критериальными требованиями для количественных и качественных оценок являются:
— объективность и достаточность исходной информации;
— сравнительный характер оценок, проявляющийся в том, что любая оценка городской ситуации или муниципальной проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, либо с прежним состоянием, либо с состоянием соседней или условно аналогичной территории и т. д.;
— многокритериальный характер оценки, который определяется объективной невозможностью правильно описывать, а тем более корректно сравнивать городские ситуации и проблемы по одному частному или интегральному показателю;
— отбор минимального числа необходимых и достаточных критериев. Минимизация критериев должна осуществляться по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы;
— привлечение сопутствующей информации (мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и т. п. аспекты индивидуального и коллективного быта населения). При этом крайне важно иметь соответствующую информацию по половозрастным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности, по отдельным социальным группам и т. п. В настоящее время такую информацию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований.
Мониторинг, как и стандартная статистика, основан на применении статистических методов обработки информации. Однако от стандартной статистики он отличается следующим:
— целевым характером наблюдений и ориентацией на выявление общих и локальных изменений, возможностей возникновения неблагоприятных и рисковых ситуаций;
— интегрированным учетом социальной, экономической и индивидуально-психологической информации;
— включением в сферу наблюдения, накопления и анализа не только количественных, но и качественных, нечисловых данных, а также «статистики связей», «статистики факторов» и других видов обработки данных;
— наличием прогнозов ситуаций и выработки рекомендаций для принятия решений.
Тем не менее, мониторинг и существующую систему государственной статистики не следует противопоставлять.
Мониторинг как целостная система непрерывного наблюдения, анализа и краткосрочного прогнозирования хода основных социальных и экономических процессов является перспективным, и по существу безальтернативным, звеном информационно-аналитического обеспечения подготовки, принятия и контроля решений в структурах управления структурной перестройкой экономики города.
Важный теоретический вопрос — выяснение основных принципов организации социально-экономического мониторинга. Ведущим принципом является целенаправленность. Этот принцип предполагает, что вся система мониторинга должна быть «настроена» на решение конкретных управленческих задач. Четкое следование принципу целенаправленности при организации городского социально-экономического мониторинга позволит не заниматься сбором и обработкой информации «на всякий случай», предохранит от ненужной информационной избыточности, создаст предпосылки для формирования экономически эффективной системы информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений.
Реализация системного подхода к организации городского социально -экономического мониторинга ориентирует на рассмотрение его как подсистемы более крупной общественной системы, на исследование связей с другими территориальными звеньями управления. Системный подход к организации социально-экономического мониторинга ориентирует также на принцип комплексности, обеспечение которого требует соблюдения ряда требований.
Основные требования состоят в следующем.
Bo-первых, мониторинг отдельных сфер и направлений развития города должен осуществляться с учетом их взаимосвязи.
Во-вторых, следует стремиться к последовательному решению всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений (и их составляющих), начиная от наблюдения за ходом какого-либо процесса и вплоть до разработки рекомендаций, направленных на улучшение положения дел в той или иной сфере экономики и смягчение социальной напряженности.
Среди других принципов социально-экономического мониторинга необходимо отметить: непрерывность наблюдения за объектами; периодичность снятия информации о происходящих изменениях; сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени; развитие системы городского социально-экономического мониторинга на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, расширения количества наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов. Разумеется, при организации мониторинга необходимо соблюдение обычных требований к информации, используемой в сфере управления. Речь идет о ее точности, полноте, достоверности, своевременности, репрезентативности.
Объем информации, получаемой путем прямых количественных измерений, в общем объеме данных мониторинга сравнительно мал. Основной же объем первичных эмпирических данных добывается исследователями (персоналом, осуществляющим мониторинг) методами прямого наблюдения, анализа документов и опросов. В этом случае информация представлена не в виде сигнала, а с помощью языковых (семиотических) систем, точнее в вербальной форме. Однако в ней присутствуют шумовые эффекты, которые затрудняют распознавание семантики из-за некорректного применения знаковых обозначений, перегрузки документа несущественными сведениями, синтаксическими ошибками, затруднений при установлении адресата сообщения и т. д. Таким образом, и здесь необходима дополнительная обработка информации, однако она производится уже не на семиотическом, а на более сложных семантическом и аксеологическом уровнях. Положение усугубляется тем, что люди, как первичные носители, могут выдавать недостоверную или даже заведомо ложную информацию (дезинформацию).
Одной из главных причин недостоверности выдаваемой информации является нечеткая, изменяющаяся в ходе эксперимента диспозиция личности. Причины появления дезинформации кроются в наличии теневой экономики. При этом работодатели, например, с целью уклонения от налогов сознательно искажают отчетность, характеризующую ход и итоги деятельности своего предприятия. Так же поступают и работники. Например, получили распространение случаи, когда люди официально числятся безработными и получают соответствующее пособие, имея источник дохода (работая) в теневом секторе экономики.
Таким образом, проблема получения информации о состоянии системы «экономика города» и окружающей среды является чрезвычайно важной для правильной организации управления развитием территории, требуя высокой ответственности. От ее качественного решения существенно зависит эффективность управления. Опираясь на методологию системного подхода и результаты ранее выполненных исследований, можно утверждать, что ее решение требует проведения работ на следующих уровнях:
— методологическом (обоснование состава и структуры показателей мониторинга, гарантирующих достаточную адекватность информационной модели);
— методическом (составление рациональной системы измерителей выбранных показателей, обеспечивающей требуемую достоверность и надежность измерений);
— алгоритмическом (определение принципов и этапов обработки информации с требуемой точностью и достоверностью);
— техническом (реализация теоретических результатов).
Остановимся на методологическом аспекте, так как остальные выходят за рамки задач настоящей работы.
Выбор показателей является одним из главных элементов методологии организации мониторинга и выработки управленческих решений, поскольку на их основе формируется информационная модель исследуемого социально-экономического процесса, которая играет важную роль при принятии решения по результатам мониторинга. Набор значений показателей позволяет также оценить степень достижения поставленной цели в случае реализации того или иного варианта социально-экономического решения, т.е. охарактеризовать его эффективность. Поэтому выбору показателей необходимо уделить самое пристальное внимание.
Обычно участники рабочей группы по организации мониторинга (их с полным основанием можно назвать исследователями) отбирают необходимые показатели на основе собственного опыта и анализа известных публикаций. Такой подход рекомендуется, в частности, известным отечественным социологом В.А. Ядовым [4, c. 89–90]. Он вполне правомерен, однако не гарантирует целостного взгляда па проблему, полноту отражения всех свойств исследуемого процесса, правильность учета их важности и, как следствие, не позволяет получить информационную модель, адекватную описываемому явлению.
Более правильным, на наш взгляд, является формирование не набора, а системы показателей, что предполагает определение полного состава показателей, а также установление связи между ними. Для этой цели может быть использован метод формирования системы показателей, предложенный в [3], который заключается в построении дерева целей и задач.
Построение дерева целей и задач и его последующая оценка позволяют получить еще один результат, выходящий за рамки мониторинга, но не менее важный. Оценка значимости целей позволяет сделать вывод о приоритетности тех или иных социально-экономических мероприятий и распределении имеющихся ресурсов. Ясно, что более важные цели следует признать приоритетными и, в условиях ограниченных ресурсов, сосредоточить наличные средства на их первоочередном достижении.
В заключение следует подчеркнуть, что динамика социально-экономических процессов в современных условиях развития российской экономики значительно усилилась. В связи с происходящей реструктуризацией экономики ускорились социально-экономические трансформации общества, расширился их размах по количеству вовлеченных в процесс участников. Необходимым условием управления развитием крупного города в темпе, адекватном скорости количественных и качественных изменений рынка, является оперативное и своевременное обеспечение органов управления полной и достоверной информацией о процессах, происходящих в экономической, социально-трудовой и сопредельных сферах. Существующая система информационно-аналитического обеспечения, ориентированная на использование данных государственной статистики и проведение единичных, неупорядоченных тематически и во времени социологических исследований, не позволяет своевременно выявлять наиболее важные тенденции и острые, требующие безотлагательного решения проблемы, а также прогнозировать ситуации в экономике и социальной сфере и подготавливать соответствующие рекомендации. Более того, в работе [5] на основе анализа опыта регионов и крупных городов сделан вывод, что «в России инструменты мониторинга и оценки программ пока не нашли широкого применения». Вместе с тем органам городского управления необходимо знать, что реально происходит в текущее время под влиянием внутренней социально-экономической политики и структурных преобразований в промышленном комплексе города, на промышленных предприятиях, в финансовой сфере; какова ситуация на рынке труда города в целом, как решаются вопросы социальной защиты населения, как происходит воспроизводство трудовых ресурсов, каков прогноз развития ситуации и что нужно делать, чтобы усилить положительные тенденции. Необходимо создать адекватную современным задачам систему сбора, обработки, анализа данных и прогнозирования, позволяющую отслеживать все значимые процессы в динамике и взаимосвязи. Решение данной задачи возможно путем создания городской, а в необходимых случаях и региональной, системы социально-экономического мониторинга, ориентированной на сбор и обработку различной информации: технико-экономической, экономической, социально-экономической и социологической.


Литература
1. Создание и развитие муниципальной информационной службы в Санкт-Петербурге / Под ред. Л.В. Ивановского; Северо-Западный филиал РНЦ ГМУ. — СПб.: УНЦ ГМУ, 2002. — 103 с.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212)
3. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. Л.В. Ивановского, В.Е. Рохчина. — СПб.: ИСЭП, 1998. — 237 с.
4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет»., 1998. — 596 с.
5. Белкина Т.Д. Управление реализацией стратегических планов городского развития // Проблемы прогнозирования. — 2009. — № 1. — С. 92–107.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия