Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мисикова З. В.
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Тенденции рынка и ценность услуги бизнес-образования
В статье предлагается сравнительный анализ тенденций развития рынка бизнес-образования в России и за рубежом, особенности развития форматов российских бизнес-школ. Автор рассматривает структуру ценности услуги бизнес-образования как базу для разработки концепции развития бизнес-школы
Ключевые слова: бизнес-образование, рынок бизнес-образования, ценность услуги бизнес-образования, концепция развития бизнес-школы

В связи с растущим влиянием на рынок образовательных услуг концепции непрерывного образования, состоящей в необходимости обучения населения на протяжении всей жизни, возрастает значение программ постдипломного образования, в частности бизнес-образования (обучение на программах МВА). Эта тенденции проявляется не только в мире в целом, но и в России.
На рубеже XXI-го века, по данным AACSB-International, в мире насчитывалось около 7,5 тыс. школ бизнеса [*]. В последнее время в развитых странах их количество стабилизировалось, а наиболее быстро число бизнес-школ растет в развивающихся странах, включая Россию. Российскому рынку бизнес-образования не более 20 лет, а следовательно, он находится скорее на стадии внедрения, хотя очевидно, что внедрение прошло удачно и впереди — бурный рост. В отличие от российского бизнес-образования, западный рынок бизнес-школ имеет 130-летнюю историю, за которую у него сложились свои четкие правила, нормы и другие институты, определяющие статус и место человека, получившего диплом МВА.
Проведем сравнительный анализ тенденций развития бизнес-образования в России и за рубежом. В США функционирует более 800 бизнес-школ. В Англии каждый университет имеет свою бизнес-школу. Только в США ежегодный выпуск по программам МВА достигает 100 тыс. человек, в Великобритании — превышает 60 тыс., в Китае — 20 тыс. человек.
Современный рынок бизнес-образования России представлен всего 90 бизнес-школами, половина которых находится в Москве (56), 12 — в Санкт-Петербурге, остальные в регионах (8), при этом более половины из них — это филиалы московских и питерских бизнес-школ. По данным РАБО, ежегодный выпуск слушателей с дипломами МВА составляет не более 10 000 человек [*]. Всего в Петербурге обучается по программам МВА около 1000 слушателей ежегодно, в Москве — 8000. В 2006 г. объем петербургского рынка бизнес-образования составил около 210 млн руб., московского — 1,3 млрд руб. [*]
Таким образом, российский рынок бизнес-образования еще только набирает силу и существенного усиления конкуренции можно ждать в ближайшие годы. Между тем, уже сегодня очевидны перемены на рынке бизнес-образования, обусловливающие изменение спроса. Так, В.А. Мау выделяет следующие новые тенденции в развитии спроса на бизнес-образование: [*]
— непрерывность образования ставит акцент на новые знания и компетенции, отдавая им предпочтение по сравнению с формальным дипломом или степенью;
— возрастает спроса на более короткие по продолжительности и сконцентрированные во времени программы. Классические программы МВА сворачиваются до 1 года вместо принятых 2-х лет;
— возросла значимость формы обучения. Все более популярной становится форма обучения «без отрыва от производства» (в вечернее время» или модульная (2-х недельные сессии один раз в квартал);
— возросла роль сегментации слушателей. В программах МВА выделились программы «Executive MBA», предназначенные для топ-менеджеров;
— появление функциональных специализаций программ МВА — МВА-маркетинг, МВА-финансы и т.п.;
— рост интернационализации программ МВА, выражающейся в росте иностранных студентов на этих программах.
Все это предъявляет новые требования к учебным программам и организационным формам реализации программ МВА. А в глобальном масштабе можно говорить об изменении парадигмы бизнес-образования в условиях перехода на экономику знаний.
Как отмечает Л.И. Евенко, смена индустриальной фазы развития экономики на постиндустриальную (экономику знаний) определяет изменение и парадигмы бизнес-образования: от экономической и научной парадигмы к парадигме организационной, а теперь уже и к парадигме сетевой, «научающейся». Характерными чертами новой парадигмы, согласно Д. Винду, являются: [*]
— способ «научения» — от пассивного восприятия знаний к обучению посредством выполнения заданий, проектов, возникающих в реальном мире;
— содержание — от стандартизованного к клиентоориентированному, индивидуализированному образованию;
— время и место — к непрерывному во времени и пространстве, поскольку человек может учиться в любое время и любом месте по мере возникновения потребности в новых знаниях и навыках, далеко не обязательно физически присутствуя, например, в школе бизнеса или библиотеке.
Таким образом, трансформируется сущность услуги бизнес-образования, ее ценность, что требует специального исследования.
Автор статьи провел ряд вторичных исследований, связанных с анализом имеющихся интервью и опросов студентов и слушателей программ МВА. Благодаря этим исследованиям стало ясно, что сущность услуги бизнес-образования несколько отличается от сущности образовательной услуги высшего профессионального образования. Для подтверждения этого факта приведем данные опросов студентов и слушателей бизнес-школ программ МВА.
Так, недавно были опубликованы данные независимого рейтингового агентства «РейтОР», которое организовало среди первокурсников экспресс-исследование, посвященное мотивам получения молодежью высшего образования [*]. Около 80% первокурсников отметили, что современному человеку, безусловно, нужно иметь высшее образование. Примерно 20% опрошенных высказали аналогичное мнение, но с меньшей долей уверенности. В целом, доля респондентов, усомнившихся в необходимости получения высшего образования в период обучения на первом курсе вуза, минимальна. Помимо этого, опросы показывают, что мотивами получения высшего образования являются, в основном, желание получить хорошую и высокооплачиваемую работу и повысить собственный интеллектуальный уровень, получив специальные знания.
Интересно, что основой мотивации слушателей бизнес-школ являются практически те же желания, но с некоторыми уточнениями, которые, видимо, появляются в связи с жизненным опытом. Так, консалтинговая компания Begin Group провела исследование рынка бизнес-образования, а также опросы слушателей бизнес-школ, согласно которым критерии выбора бизнес-образования (ответы на вопрос: Почему вы решили поступать на программу MBA?) следующие [*]:
1) Развитие карьеры — 59%;
2) Получение новых знаний и формирование компетенций — 37%;
3) Возможность увеличения дохода после получения степени MBA — 22%;
4) Приобретение полезных связей — 19%;
5) Желание открыть собственный бизнес — 19%;
6) Интерес к смене сферы деятельности — 15%;
7) Систематизация имеющихся знаний — 12%;
8) Необходимость решения конкретных проблем бизнеса — 12%;
9) Другое — 2%.
Таким образом, очевидно, что большинство слушателей бизнес-школ собираются после их окончания делать себе карьеру и развиваться профессионально. На втором месте по мотивации с существенным отрывом от первого стоит фактор получения новых знаний, затем — увеличения дохода. И на четвертом месте — приобретение полезных связей.
Очевидно некоторое смещение фокуса в мотивации слушателя бизнес-школы по сравнению со студентом вуза. Если для студента образование — это, прежде всего, хорошая высокооплачиваемая работа и повышение интеллектуального уровня, то для слушателя бизнес-школы получение дополнительного бизнес-образования — это, прежде всего, развитие карьеры, то есть рост по служебной лестнице, и связанные с ним преимущества. Другими словами, слушатель бизнес-школы имеет более узкую и четкую цель — развитие карьеры, а, следовательно, и требования, которые он предъявляет к бизнес-школе также более конкретные: получение конкретных практических навыков по решению конкретных управленческих задач в условиях российской экономики.
Попробуем свести эти мотивы в модель уровней услуги бизнес-образования (табл.1).
Таблица 1
Уровни услуги бизнес-образования
Анализ уровня «ключевой ценности» услуги бизнес-образования позволяет сделать вывод о том, что развитие карьеры — это основа ключевой ценности услуги «бизнес-образования». Новые знания и компетенции имеют существенно более низкую оценку. Это можно объяснить тем, что существует множество альтернативных способов реализации этой цели, в частности, самообучение. Рост доходов скорее является функцией развития карьеры, а приобретение полезных связей — важный элемент ценности, поскольку часто определяет реализацию других ценностей (роста карьеры и доходов). Интересно, что тот же опрос работодателей показал, что наличие степени МВА в большинстве случаев не оказывает существенного влияния на карьеру.
Таким образом, можно констатировать, что рост карьеры — это важнейшая потребительская ценность услуги бизнес-образования, вокруг которой должна строиться вся концепция развития бизнес-школы.
Для формулирования основных составляющих концепции развития бизнес-школы рассмотрим существующие форматы школ. На рынке образования можно выделить несколько типов учебных заведений, обеспечивающих услуги по бизнес-образованию. Каждое из типов учебных заведений реализует свою концепцию бизнес-образования.
1. Бизнес-школы при классических университетах. Особенностью этого типа бизнес-школ является их непосредственная взаимосвязь с базовым университетом (профессорско-преподавательский состав, финансирование, инерция внутренней корпоративной культуры академического толка и т.п.). Такие бизнес-школы, как правило, характеризуются существенной ролью научно-исследовательской составляющей в обучении, что часто отдаляет их от практики. Основным недостатком такого формата бизнес-школы является ее неспособность к быстрой адаптации, схватыванию насущных тенденций и потребностей практиков в сфере бизнеса. Тем не менее, большинство бизнес-школ в мире функционируют именно в этом формате. В Санкт-Петербурге к таким бизнес-школам следует отнести Высшую школу менеджмента (факультет менеджмента СПбГУ), Высшую экономическую школу СПбГУЭФ и др.
2. Частные бизнес-школы. Эти школы более свободны в выборе концепции развития, поэтому потенциально более адаптивны к потребностям слушателей. Эти школы активно занимаются консалтингом помимо обучения. Но в отличие от консалтинговых компаний, они приходят к нему через обучение, что повышает доверие к ним со стороны клиентов. Недостатки таких школ полностью зависят от стиля и стратегии управления ими. Они могут быть более дорогими, менее известными, число слушателей может быть ограничено. Однако ситуации могут быть и совсем обратные. К таким школам относится ИМИСП (Санкт-Петербург).
3. Корпоративные бизнес-школы (академии, университеты). Эти бизнес-школы нацелены на обучение сотрудников корпорации, часто не являются широко известными, хотя бывают и случаи, когда их дипломы ценятся среди других компаний. Такие школы скорее эффективны для обучения сотрудников среднего (менеджеров) и нижнего уровня (рабочих, клерков). Для топ-менеджеров, обучающихся в таких школах, существует риск распространения стереотипного группового мышления, плохо адаптирующегося к новым ситуациям. Таким образом, высший менеджмент начинает «вариться в собственном соку», не используя внешние знания и ресурсы.
4. Учебные заведения, создаваемые консалтинговыми фирмами. Этот формат предполагает приход в образование через консалтинг. Недостатком этой формы является узкая специализация школы и ее преподавательского состава. Обычно консалтинговая компания хорошо знает только отдельные сферы бизнеса, на которых и может специализироваться в обучении. Дать же широкопрофильное бизнес-образование она не в состоянии. Примером такого формата бизнес-школы является московская экономико-правовая школа «ФБК» (финансовые и бухгалтерские консультанты), которая занимается бизнес-образованием в финансово-правовой сфере.
Представленные форматы бизнес-школ не исчерпывают их разнообразия, которое можно встретить на практике. В данный момент в России доминируют бизнес-школы первого типа. В то же время достаточно быстро развиваются школы второго типа. В будущем скорее будет происходить более четкое позиционирование бизнес-школ в соответствии с сегментацией слушателей и их предпочтениями в профессиональной области (занимаемый уровень и отрасль бизнеса).
Анализ тенденций развития рынка бизнес-образования, ценности услуги и форматов развития бизнес-школ позволяет подойти к формулированию основных положений концепции развития бизнес-школы в современных условиях. По мнению В.А. Мау, можно обсуждать две принципиально противоположные модели бизнес-школ будущего — классическую и предпринимательскую (табл.2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика классической (университетской) и предпринимательской школ бизнеса8
Однако рассмотрение двух взаимоисключающих альтернатив вряд может описать весь спектр возможных вариантов развития концепций бизнес-школ. Мы полагаем, что бизнес-школы скорее выберут тактику «минимальных» отличий друг от друга, которая может работать на все сегменты рынка. Попробуем описать общую концепцию функционирования бизнес-школы, основанную на структуре ценности бизнес-образования.
Очевидно, что в первую очередь, бизнес-школа должна выбрать формат функционирования, который связан с историей школы. Так, для частной бизнес-школы скорее всего
невозможно заменить формат на академическую бизнес-школу при университет, хотя можно попробовать использовать форматы корпоративной или консалтинговой бизнес-школ. Однако, в любом случае принципиальная смена формата вряд ли будет успешной, поскольку существует инерция коллективного сознания внутри школы, а также специализация ее ресурсов. Поэтому, скорее всего, школы разных форматов будут пытаться сочетать все преимущества разных форматов, но в определенном соотношении, то есть сохраняя собственные преимущества и идентичность. Так, основой любой успешной концепции функционирования бизнес-школы является тесная и непосредственная взаимосвязь со слушателями, позволяющая быстро реагировать на любые изменения спроса. Основными составляющими концепции бизнес-школы должны быть непосредственный процесс обучения, возможность трудоустройства после школы, консалтинг и клуб выпускников (рис.1).
Рис. 1. Составляющие концепции «ценности бизнес-школы»
Предлагаемая концепция вполне отвечает выявленным ценностям (табл.1). Цели развития карьеры решают такие подразделения бизнес-школы как центр карьеры (или агентство по трудоустройству). Получение знаний и компетенций осуществляется благодаря процессу бизнес-обучения и консалтинга. При этом консалтинг, реализуемый как ответ за запросы слушателей, решает сразу несколько проблем:
— удовлетворение потребностей клиентов в разрешении проблемной ситуации в конкурентном бизнесе;
— повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, выступающего в роли экспертов-консультантов;
— привлечение дополнительных финансовых средств в школу, которые могут быть потрачены на ее развитие и стимулирование оплаты сотрудников.
Цели повышения доходов слушателей по окончании бизнес-школы решаются как за счет приобретенных во время обучения связей, так и за счет работы агентства по трудо­устройству.
Особую роль в повышении ценности услуги бизнес-образования играет клуб выпускников. К сожалению, не многие бизнес-школы уделяют развитию этого инструмента привлечения слушателей достаточно серьезное внимание. Клубы выпускников способствуют, прежде всего, формированию устойчивого имиджа бизнес-школы на рынке. Для самих слушателей они имеют принципиальное значение, как при поиске работы, так и при поиске сотрудников. Практика показывает, что связи, приобретенные в процессе обучения, сохраняются практически на всю жизнь.
Таким образом, разработка концепции функционирования бизнес-школы является важнейшим элементом стратегии ее развития и должна рассматриваться как необходимый элемент управления в условиях растущего рынка бизнес-образования и повышения конкуренции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия