Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Костусенко А. И.
аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Процесс измерения эффективности взаимодействия предпринимательских структур
В условиях экономического кризиса руководителям предпринимательских структур в целях повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности необходимо учитывать интересы компаний, связанных с ними в совместной предпринимательской деятельности, оценивать уровень их взаимодействия. В статье рассмотрены актуальные вопросы процесса измерения эффективности взаимодействия организаций в системе предпринимательства, выделены основные этапы планирования системы критериев оценки эффективности их взаимодействия
Ключевые слова: предпринимательские структуры, эффективность взаимодействия предпринимательских структур

Взаимодействие предпринимательских структур на различных уровнях и направлениях представляет собой процесс поиска, принятия и реализации решений, обеспечивающих эффективное использование финансовых, материальных, трудовых, информационных и других ресурсов. Включение широкого спектра заинтересованных сторон в процесс измерения эффективности деятельности позволяет в большей степени отследить, как предпринимательская структура регулирует свои отношения с каждой из заинтересованных сторон. Инфраструктура этих отношений иллюстрирует сложность взаимодействий, которые возникают в современном бизнесе.
Практика показывает, что самые тесные связи возникают между предпринимательской структурой и ее инвесторами. На втором месте по тесноте находятся связи с потребителями, наемными работниками, поставщиками и органами власти. Помимо характера связи на ее тесноту также влияет вид деятельности, которым занимается предпринимательская структура.
Взаимодействие предпринимательских структур на рынке business-to-business с потребителями - предприятиями, закупающими товары, позволяет получать дополнительные преимущества в конкурентной борьбе и соответственно дополнительные доходы. При этом сбалансированная система показателей позволяет произвести трансформацию миссии в желаемые результаты, такие как удовлетворение потребностей потребителей, эффективность бизнес-процессов, формирование мотивированного персонала. Процесс взаимодействия в предпринимательских структурах носит двусторонний или многосторонний характер, а его эффективность напрямую зависит от удовлетворенности как предпринимательской структуры, так и потребителей.
Поскольку потребительские требования и их характеристики быстро меняются, изучение степени удовлетворенности потребителей является одной из задач маркетинга взаимодействия. При этом взаимодействие предпринимательской структуры с постоянными потребителями продукции (услуг) представляют собой партнерские отношения, нацеленные на долгосрочное сотрудничество. [2]
Исследования показали, что взаимодействия предпринимательских структур с потребителями являются эффективными при выполнении следующих условий:
− предпринимательские структуры получают доход, достаточный для их развития;
− потребители получают удовлетворение от товара организации и передают полезную информацию, касающуюся купленной продукции, которая учитывается в дальнейшем процессе совершенствования бизнес-коммуникаций.
Эффективность взаимодействия предпринимательских структур на различных уровнях целесообразно определять на основе величины трансакционых издержек, связанных с составлением проекта договора, ведением переговоров и обеспечением гарантий соглашений, а также издержек неэффективной адаптации и корректировки договора, которые выступают как дополнительные безвозвратные расходы, и как экономия производственных издержек. К трансакционным издержкам относят легальные платежи, нелегальные выплаты, связанные с приобретением обычных прав, с получением индивидуальных льгот и привилегий.
Процессы взаимодействия предпринимательских структур связаны с усилением или ослаблением взаимосвязей и взаимодействий в вертикальном и горизонтальном направлениях. Одной из стадий процесса взаимодействий является формирование локальных коммуникативных сетей как неких форм объединения, основанных на разовых обменах ценностями между двумя субъектами, взаимодействие которых ограничивается исключительно настоящим моментом времени. Во взаимодействиях, основанных на таких обменах (чистых трансакциях), практически отсутствуют такие рыночные явления как бренд, информация о других субъектах, потребительские предпочтения, их осведомленность, приверженность и т.д. [1]
Качественный рост конкуренции способствует усилению роли трансакционных сделок. При этом предпринимательские структуры переходят в стадию повторяющихся трансакций. Как отмечает Вебстер Ф., в долгосрочных взаимодействиях результат каждого из субъектов во многом определяется их взаимозависимостью не только от рыночных сил процесса переговоров. «Конкурентные силы глобальных рынков 1980-х гг. вынудили многие фирмы перейти от конкурентных отношений к более тесному, характеризуемому большей зависимостью коммуникативному взаимодействию».
В современных условиях в системе предпринимательства на смену трансакциям как соперничеству пришла политика долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий, формируются сложные группировки предпринимательских структур на рынке, связанные отношениями собственности, взаимными поставками, взаимодействиями, отражающими стратегические интересы всех сторон.
По отношению управленческого персонала организации к трансакционной сделке взаимодействия можно классифицировать по следующим направлениям:
− дружественные взаимодействия, при которых руководящий состав и акционеры интегрируемых субъектов поддерживают данную сделку;
− враждебные взаимодействия, при которых руководящий состав «субъекта-мишени» не согласен с готовящейся трансакционной сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий.
Исследования показывают, что оценить эффективность развития предпринимательских структур на основе количественного определения величины трансакционых издержек достаточно сложно. Одним из первых это попытался сделать на примере Нью-Йоркской фондовой биржи Демсец Х., который трансакционные издержки определил как издержки использования биржи для осуществления быстрого обмена акций на деньги. Систематической оценкой трансакционных издержек в целом в масштабах страны занимались Норт Д. и Уоллис Дж., которые определили, что уровень трансакционных издержек очень велик, и в американской экономике он составляет более 50% ВНП.
Как отмечают Э. Нили, К. Адамс и М. Кеннерли [3], в условиях конкурентной среды менеджеры предпринимательских структур испытывают целый ряд трудностей с определением критериев эффективности для стратегически важных движущих факторов их развития, как интеллектуальный капитал, ценность исследований и разработок, ценность продолжительной работы с клиентом, эффективность торговой марки, инноваций и других.
В современной экономической литературе выделяют четыре основных этапа процесса измерения эффективности взаимодействия (рис. 1).
На первом уровне «Разработка» происходит понимание того, что необходимо измерять и как это необходимо делать.
Во второй уровень «Планирование и построение» входит планирование процесса доступа к необходимым данным, построение системы измерения, разработка системы сбора, анализа и распределения данных, а также преодоление тревоги и беспокойства персонала предпринимательской структуры в связи с измерением ее эффективности.
Рис. 1. Процесс измерения эффективности взаимодействия организаций в системе предпринимательства
На третьем уровне «Внедрение и апробация» происходит практическая работа по управлению эффективностью взаимодействия на основе выбранных критериев, приходит понимание, как их применить для усовершенствования эффективности бизнеса.
На четвертом уровне «Обновление» происходит систематическое обновление и совершенствование системы критериев эффективности взаимодействия, а также наблюдение за тем, чтобы выбранные критерии всегда соответствовали целям предпринимательской структуры.
При разработке критериев измерения эффективности взаимодействия необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какая необходимость в этом критерии?
2. Зачем необходимо измерять это?
3. Кто будет обрабатывать данные, когда они поступят?
4. Что необходимо сделать в дальнейшем?
5. Откуда будут поступать данные?
6. Кто будет собирать данные?
7. Как часто нужно собирать данные?
8. Как часто данные будут пересматриваться?
После заполнения типовой формы и базовой основы для структурирования и определения критериев эффективности взаимодействия целесообразно проверить полученные критерии по следующим десяти тестам:
− на достоверность – измеряем ли мы на самом деле то, что хотим измерить?
− на направленность – измеряем ли мы только лишь то, что хотим измерить?
− на уместность – правильный ли это критерий фактора эффективности, который мы хотим отследить?
− на логичность – будет ли сбор данных всегда происходить одинаково, независимо от того, кто собирает данные?
− на доступность – легко ли определить местонахождение и собрать данные, необходимые для проведения измерений?
− на ясность – не исключена ли возможность неоднозначной интерпретации результатов?
− «А что потом?» - могут и будут ли выполняться определенные действия в соответствии с полученными данными?
− на своевременность – можно ли обращаться к данным и получать их так быстро и так часто, как это необходимо для принятия соответствующих мер?
− на затраты – стоит ли критерий тех затрат, которые связаны с его измерением?
− на игры – может ли критерий стимулировать нежелательное или не соответствующее поведение? [3]
Самой сложной частью процесса планирования системы измерения эффективности взаимодействий организации является этап внедрения. В связи с этим целесообразно воспользоваться следующими действиями (рис. 2).
Рис. 2. Основные этапы процесса планирования системы критериев измерения эффективности взаимодействия предпринимательской структуры
Данный порядок действий позволяет не только грамотно спланировать систему критерием измерения эффективности взаимодействия в предпринимательской структуре, но и наладить весь процесс управления эффективностью.
Рекомендуемые этапы должна пройти любая предпринимательская структура, которая намерена существенным, коренным образом изменить существующую практику измерения эффективности взаимодействий.


Литература
1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2006. – 736 с.
2. Гембл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / Пер. с англ. В. Егорова. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 512 с.
3. Нили Э., Адамс К., Кеннерли М. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им / Пер. с англ. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. – 400 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия