Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Будаева Э. В.
ассистент кафедры общей экономической теории и регионоведения Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ)

Исследование концепции постиндустриальной фирмы
В статье рассматриваются различные концепции исследования фирмы нового типа: Даются определения фирмы нового типа, выделяются их основные признаки. Раскрываются общемировые тенденции развития фирм, преобразований в их структуре, приоритетах, принципах функционирования
Ключевые слова: сетевое предприятие, адаптивная корпорация, виртуальная корпорация, креативная корпорация, интеллектуальный капитал, интеллектуальная фирма

Процесс информатизации, охвативший все аспекты хозяйственной жизни, становление информационной экономики не могли не сказаться на изменении понимания сущности базового экономического института – фирмы.
Теоретики концепции постиндустриализма сформулировали базовые особенности формирующегося общества. Необходимо отметить, что постепенно информация занимает место доминирующего производственного ресурса и начинает оказывать значительное воздействие на весь производственный процесс. В постиндустриальном обществе происходит не просто автоматизация производственного процесса, а интеллектуализация самих автоматов, которые способны практически полностью вытеснить человека из производства.
Новые требования начинают предъявляться и к человеку. Так, если в индустриальном обществе наиболее важными были профессии инженера, полуквалифицированного рабочего, то в постиндустриальном таковыми становятся – ученые, высококвалифицированные специалисты. В эпоху постиндустриализма значимым является не только уровень интеллектуального развития человека, но и его способность к творчеству.
С выдвижением информации среди производственных ресурсов на первый план изменения претерпела не только производственная деятельность, но и институциональная среда, социально-экономическая сфера. Тип экономической организации в постиндустриальном обществе тяготеет к понятию «община». Это обусловлено тем, что в формирующемся обществе возрастает число неформальных отношений между предприятиями, происходит децентрализация власти, крупные компании разбиваются на ряд мелких, которые в основном занимаются исследовательской деятельностью.
В научной литературе представлен ряд концепций исследования фирмы нового типа. Некоторые вопросы формирования и развития фирмы в современных условиях затрагиваются в научной литературе, посвященной управлению знаниями. Концепция управления знаниями изложена в работах как зарубежных, так и российских авторов: С. Арсентьева, Г.Я. Гольдштейна, А.Л. Гапоненко, Л. Прусака, И. Нонака, Х. Такеучи, Л. Эдвинсон и других.
Анализ практического использования технологий менеджмента знаний проведен Б. Гейтсом, Д. Буткином, Ч. Силей и др.
Так, появляется целый ряд понятий для обозначения фирмы нового типа, например: «сетевое» предприятие, «адаптивная», «виртуальная», «креативная корпорация».
В условиях глобальной информационной экономики в научной литературе появились представления о новой фирме – адаптивной корпорации, т.е. организации, легко приспосабливающейся к изменениям в окружающей экономической обстановке. Так, по словам Э. Тоффлера, корпорация под воздействием современных тенденций, в частности высокой скорости изменения окружающей среды, превращается в адаптивную. В то же время бюрократические структуры замещаются адхократией – «структурой холдингого типа, координирующей работу множества временных групп, возникающих и прекращающих свою деятельность в соответствии с темпом перемен в окружающей организацию среде» [*].
Повышение адаптивности фирмы многие исследователи связывают с усилением значимости малого бизнеса. Но, конечно, несмотря на рост значимости малых и средних компаний, в сфере наукоемких отраслей продолжает сохраняться контроль крупных корпораций. Пока необходимо рассматривать лишь процесс деструкции крупных компаний, создание внутри крупных корпораций относительно самостоятельных центров ответственности.
Так, в 90-е годы начинают создаваться «холмообразные» структуры, в литературе также называемые «ячеистой структурой», характеризующиеся небольшим числом уровней, и подразумевающие наличие в компании небольших самоуправляемых коллективов, которые составляют основание «холма», а также определенного количества менеджеров, которые управляют этими коллективами и несут ответственность за их работу [*].
Еще одним вариантом деструкции крупных компаний стал процесс передачи части производственных циклов сторонним организациям на базе системы подряда. Под воздействием современных требований производства многие крупные компании вынуждены для поддержания своей конкурентоспособности переносить производство в развивающиеся страны. В Японии многие фирмы получают комплектующие изделия у своих подрядчиков на сумму равную 50% от цены готовой продукции. Кроме того, например, Сименс имеет 30 тыс. подрядчиков, ФИАТ – 40 тыс., Дженерал электрис – 60 тыс., а более 2/3 мелких фирм в развитых странах выступают подрядчиками крупных [*].
Поэтому некоторые крупные организации превращаются в небольшие фирмы, основной функцией которых является дизайн товаров, разработка новых технологий ведения бизнеса, создания так называемых «новинок», маркетинг, т.е. фирма получает возможность сосредоточиться в сфере своей основной компетенции.
Апофеозом использования системы подряда являются «пустотелые фирмы». Богатство такой фирмы складывается из набора нематериальных объектов: идей, брендов, навыков управления, интуиции. В то же время они не могут существовать без традиционных организаций, ответственных за определенные части технологической цепочки по производству товара [*].
Также особый интерес представляет концепция «сетевого общества» [*]М.Кастельса и выделение в качестве основных производственных единиц сетевых предприятий. «Сетевое предприятие, – утверждает Кастельс, – составляет материальную основу культуры в информационной/глобальной экономике: оно превращает сигналы в товары, обрабатывая знания» [*].
По Кастельсу, организационные формы информационной экономики эволюционируют от мультинациональных предприятий к международным сетям, фактически обходя стадию формирования транснациональных корпораций, которые принадлежат уходящей индустриальной эпохе. Гражданами «мировой экономики, – считает Кастельс, – являются не ТНК, а мультинациональные предприятия, инкорпорированные в сложную структуру взаимосцепленных международных сетей».
В настоящее время уже имеется множество примеров межорганизационных динамичных сетей, в частности: 1) временная модульная сеть; 2) сеть для выполнения отдельных заказов;
3) целевые сетевые объединения в сфере перевозок и страхования; 4) централизованно управляемая сеть; 5) долгосрочные сетевые пулы; 6) междисциплинарные сети знаний; 7) сети для крупных проектов и др.
Также представляет интерес новая организационная форма, получившая название «виртуальная корпорация». Само понятие «виртуальной организации» возникло в середине 1990-х гг. и получило объяснение, в частности, в работах Р. Гренье и Г. Мете, М. Варнера и М. Витцеля.
Под «виртуальной корпорацией» понимается временный союз независимых компаний для решения стратегической, но единичной задачи. Эти союзы существуют как коммуникационная сеть на базе компьютерных технологий, посредством которой компании координируют свои усилия. Строго говоря, виртуальная организация точно терминологически не определена, но большинство исследователей считают, что это – добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам [*]. В середине 90-х гг. прошлого века созданием корпораций такого рода занялись и крупные корпорации. Как полагают, эта маргинальная экономическая форма может стать формой существования и развития экономики.
Признаками виртуальных организаций являются:
 отсутствие атрибутов «реальной» корпорации (территориальных границ, головного офиса, иерархии и пр.);
 отсутствие традиционных институциональных и структурных рамок;
 применение наиболее сложных и совершенных информационных технологий, а также Интернета;
 динамичная увязка и объединение ключевых компетенций партнеров — видов ресурсов и способностей;
 низкий уровень физической структуры (сети компьютеров, большая часть организации существует в виртуальном пространстве);
 возможность принимать гибридные организационные формы;
 социализация знания происходит вне зависимости от организационной формы;
 безграничность и инклюзивность (трудно определить, где кончается компания, и начинаются ее потребители или поставщики);
 легкость переконфигурации для решения новой задачи или «распадение».
Еще одним важным моментом в изменении деятельности фирмы является повышение значимости человека, его творческого и интеллектуального потенциала. Возрастание значения творческой деятельности позволяет говорить об изменении самого качества современной фирмы. Так, по мнению В.Л. Иноземцева, следующим этапом в реорганизации фирмы становится процесс формирования креативной корпорации [*].
В.Л.Иноземцев характеризуя креативную корпорацию, выделяет следующие ее специфические черты. Во-первых, она, прежде всего, отвечает постматериалистическим устремлениям ее создателей; одной из главных ее задач выступает преодоление внешних черт экономической целесообразности. Креативная корпорация формируется в соответствии с представлениями ее создателей об оптимальных способах реализации своего творческого потенциала. Во-вторых, креативные корпорации строятся вокруг творческой личности, именно в этом своем качестве гарантирующей их устойчивость и процветание. Характерно, что успех владельцев креативной корпорации обусловлен отнюдь не тем, что они контролируют основную часть капитала своих компаний, а тем, что они как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих возможностей, несут за него высшую ответственность и олицетворяют в глазах общества созданный ими социально-производственный организм. По мнению В.Л. Иноземцева, именно отношение таких предпринимателей к бизнесу, как к своему творению, вызывающее большую привязанность целям данной организации, чем отношение к ней как к своей собственности, является важнейшей отличительной чертой креативной корпорации. В-третьих, креативная корпорация, как правило, не следует текущей хозяйственной конъюнктуре, а формирует ее, предлагая клиентам качественно новые продукты и услуги. В-четвертых, креативные корпорации не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и демонстрируют тягу к постоянным преобразованиям. Ядром персонала креативной корпорации являются работники, которые, как и ее основатели, движимы в первую очередь стремлением к собственной самореализации и зачастую рассматривают деятельность в рамках компании как один из шагов к началу собственного бизнеса. При этом яркая индивидуальность работников не является проявлением их индивидуализма, так как условием взаимодействия между творческими личностями становятся максимальная лояльность друг к другу и высокая степень солидарности, воспроизводящиеся в каждой новой производственной структуре.
Так, креативная корпорация открывает наилучшие возможности для интерперсонального взаимодействия творческих личностей, в ней естественным образом возникает чувство коллективного действия, уравновешиваются индивидуалистические стремления. В этой группе быстро формируются мотивационные ориентиры и этические ценности, разделяемые всеми участниками; в результате моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия [*]. В этом смысле креативная корпорация представляет собой нечто большее, чем просто экономическая структура, и даже нечто большее, нежели свободная ассоциация работников. Она является социальной структурой или общностью людей, взращивающей новый тип культуры, творческий стиль жизни.
Вместе с тем, на наш взгляд, для более комплексного отображения новых тенденций в развитии фирмы на современном этапе более уместным было бы использовать термин «интеллектуальная фирма».
Следует отметить, что в современных условиях преобладающее значение в деятельности любой фирмы получает ее интеллектуальный капитал.
Современная фирма рассматривается как всегда обучающаяся организация. Только те организации, которые обучаются наиболее быстро, способны выжить и переиграть своих конкурентов. Чем выше темп изменений, тем значительнее потребность в ускорении обучения. Поняв природу своего обучения, они оказываются в состоянии улучшить и ускорить процессы создания и использования своих знаний.
Безусловно, знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста. Они занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Управление знаниями объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением.
Внедрение и использование системы управления знаниями является основным средством для повышения интеллектуального потенциала организации или корпоративного коэффициента интеллекта (IQ). Чтобы обеспечить преуспевание на сегодняшних динамичных рынках, он должен быть очень высоким. Под IQ компании понимается не просто количество умных людей, которые в ней работают, а корпоративный IQ как мера того, насколько свободно в компании распространяется информация и насколько успешно сотрудники могут пользоваться идеями друг друга. В компании, обладающей высоким корпоративным IQ, сотрудничество работников организовано эффективно, так что все ключевые участники любого проекта оказываются хорошо информированы и могут действовать энергично.
Эффективность управления знаниями может оцениваться по показателю «индекс информированности» персонала и экспертов.
В зарубежных компаниях проект по созданию системы управления знаниями часто возглавляет вице-президент или директор по стратегическому развитию, т.е. один из топ-менеджеров компании. В последнее время многие фирмы на Западе стали вводить специальную должность – директор по управлению знаниями. В разных фирмах и организациях эта должность называется по-разному. В McKinsey это – директор по знаниям, в Scandia – директор по интеллектуальному капиталу, в Buckman Labs – директор по передаче знаний, в Dow Chemical – директор по интеллектуальным активам.
Успех проектов в области управления знаниями зависит от признания взаимозависимости всех факторов: от подходов и инструментов, которые для этого используются, до обмена сотрудниками формализованными или неформальными знаниями.
Любая фирма, как бы успешно она не функционировала, обеспечивая конкурентоспособность, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукта более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. Иными словами, она нуждается в грамотной инновационной политике. Систематическое внедрение нововведений также становится важным фактором конкурентоспособности.
Многие успешные компании сознательно учитывают влияние факторов внутренней и внешней среды. Изучая внешнюю среду, они стремятся к лучшему познанию своих клиентов, дистрибьюторов, поставщиков, конкурентов, технологий, экономических тенденций, регламентов государственного регулирования интеллектуальной собственности и партнерских отношений.
Повышение значимости человека, появление понятия «человеческий капитал» привели к необходимости трансформации и института социальной ответственности. В последнее время на уровне фирмы и государства в целом происходит изменение отношения к решению многих социальных вопросов, повышаются моральные и этические нормы их подведения по отношению к своим сотрудникам, потребителям и гражданам страны.
Таким образом, суммируя все вышесказанное, выявим комплекс основных признаков идентификации фирмы как интеллектуальной: наличие инновационного развития как фактора успеха; наличие систем управления знаниями в организации; приоритет инвестиций в нематериальные активы, обеспечивающего их высокий удельный вес в общем объеме инвестиций и высокий коэффициент Тобина (превышение рыночной стоимости компании над ее балансовой стоимостью); мотивационная политика, направленная на непрерывное образование, создание атмосферы доверия и открытости, на развитие креативности сотрудников и делегирование полномочий; социальная ответственность бизнеса.
Таким образом, на современном этапе появляется фирма нового типа, не получившая однозначного определения. На наш взгляд, понятие «интеллектуальная фирма», является наиболее конструктивным для определения направленности будущего развития фирмы и отражает наиболее присущие данному этапу тенденции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия