Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Данилова А. О.
аспирант Красноярского государственного торгово-экономического института

Особенности формирования интегрированной системы качества лесопромышленного предприятия
Данная статья рассматривает особенности формирования интегрированной системы менеджмента лесопромышленного предприятия с учетом требований стандарта ИСО 9001 к менеджменту качества и стандартов FSC к подтверждению легальности древесины
Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, легальность древесины, система менеджмента качества

Для современных предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) наиболее актуальными видами систем менеджмента являются системы:
• менеджмента качества (ISO 9001);
• экологического менеджмента (ISO 14001);
• устойчивого лесоуправления и прослеживания цепочки поставок древесины (FSC‑STD‑01‑001, FSC‑STD‑30‑010, FSC‑STD‑40‑004, FSC‑STD‑40‑005);
• менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (OHSAS 18001);
• социального и этического менеджмента (SA 8000).
Их интеграция позволит предприятию ЛПК создать эффективную интегрированную систему менеджмента (ИСМ). Таким образом, можно утверждать, что стратегия развития менеджмента любого предприятия ЛПК должна быть нацелена на построение ИСМ в соответствии с двумя принципами: универсализации, обеспечивающей эффективность и результативность менеджмента за счет повышения конкурентоспособности и качества продукции и всей деятельности (модели, основанные на принципах стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001, SA 8000), и специализации, учитывающей отраслевую направленность (модель FSC).
В то же время очевидно, что создание ИСМ – это дорогостоящий инвестиционный проект, требующий различного вида затрат – временных, человеческих и финансовых, сопровождаемый соответствующими капиталовложениями. Поэтому в условиях реальной рыночной экономики одновременно сформировать ИСМ, включающую в свою область применения три и более системы менеджмента, как правило, невозможно. Необходимо, исходя из целесообразности, выбрать на первом этапе базовые системы для интегрирования, формирующие ядро ИСМ, а затем постепенно присоединять другие системы в том порядке, который выберет само предприятие в зависимости от стратегических целей, задач и финансовых возможностей.
Таблица 1
Заинтересованные стороны предприятий ЛПК и влияющие на них факторы
Определяясь с ядром ИСМ необходимо, прежде всего, выявить потребности и ожидания заинтересованных сторон. Заинтересованными сторонами предприятий ЛПК являются: потребители конечной продукции, персонал предприятия, владельцы, акционеры и инвесторы, поставщики и партнеры по бизнесу, представители местных сообществ и коренных народов, представители органов государственной власти, общество, а также неправительственные экологические организации и движения. Нами выявлены факторы, влияющие на удовлетворенность каждой группы заинтересованных сторон (таблица 1). Как показал анализ выделенных факторов, особое значение для предприятий ЛПК имеют качество продукции и ее легальность – именно эти требования чаще всего встречаются и отражают потребности практически всех заинтересованных сторон, что делает их существенно важными для повышения конкурентоспособности предприятия на рынке и формирования его положительного имиджа в обществе. Исходя из этого, логично будет включить в ядро ИСМ предприятия ЛПК системы, отвечающие за достижение требуемого качества продукции и обеспечение ее легальности. Такими системами являются система менеджмента качества (СМК) в соответствии с ИСО 9001 и система прослеживаемости цепочки поставок древесины в соответствии со стандартами FSC. Объединение этих систем также позволит учесть одновременно тенденции к универсализации и специализации менеджмента на современных предприятиях.
Формирование ИСМ на базе выбранных стандартов подчиняется общим правилам построения систем менеджмента (в том числе и интегрированных) [1-4], однако, по сравнению с другими, более распространенными ИСМ (например, ИСМ на базе ИСО 9001 и ИСО 14001), имеет ряд особенностей, на которых целесообразно остановиться подробнее.
Во-первых, в системе FSC существует не один, как в других системах менеджмента, а три стандарта, каждый из которых позволяет подтвердить легальность древесины. FSC-STD-30-010 «Стандарт FSC для управляющих лесами предприятий, поставляющих контролируемую древесину, не сертифицированную по системе FSC» разработан для того, чтобы управляющие лесами предприятия могли продемонстрировать, что поставляемая ими древесина является контролируемой (то есть, не заготавливается в лесах, где нарушаются традиционные и гражданские права или в лесах высокой природоохранной ценностью; не является генетически модифицированной, заготовленной незаконно или на плантациях). FSC-STD-40-005 «Стандарт FSC для контролируемой древесины, не сертифицированной по системе FSC» разработан для предприятий, которые хотели бы избежать приобретения неконтролируемой древесины при закупках и желают поставлять контролируемую древесину дальше по цепочке поставок. FSC-STD-40-004 «Стандарт сертификации цепочки поставок» предназначен для организаций, которые желают производить и продавать FSC-сертифицированные материалы или продукцию. При этом под FSC-сертифицированной понимают древесный материал, поставляемый организацией, соответствующей требованиям стандарта FSC по лесоуправлению (стандарт FSC-STD-RUS-01) и/или цепочки поставок (FSC-STD-40-004). FSC‑контролируемой древесиной называют материал, поставляемый организацией, не сертифицированной на соответствие стандарту FSC на лесоуправление, но соответствующей стандарту FSC цепочки поставок и/или требованиям FSC к контролируемой древесине (FSC-STD-40-005 или FSC-STD-30-010). Контролируемый материал – это материал, происходящий от поставщиков, не сертифицированных по схеме FSC и включенных в программу проверок организаций, сертифицированных по FSC‑STD-40-005. [5]
В связи с таким разнообразием стандартов их выбор для интегрирования будет определяться областью деятельности организации и ее поставщиков. Особенности деятельности конкретных предприятий могут обусловить необходимость применения одновременно нескольких стандартов FSC. Так, если предприятие имеет поставщиков FSC‑сертифицированной и FSC-контролируемой древесины, оно должно применять принципы двух стандартов: FSC‑STD‑40-004 и FSC-STD-40-005. Если при этом организация часть древесного сырья заготавливает самостоятельно, то она должна дополнительно применять принципы FSC‑STD‑30-010. Возможны также и другие варианты, например, если организация самостоятельно ведет лесозаготовки и при этом часть древесной продукции закупает у поставщика FSC-сертифицированных материалов, то для интеграции необходимо будет применять принципы стандартов FSC‑STD‑30‑010 и FSC‑STD‑40-004. Очевидно, что наиболее сложным является вариант интеграции всех трех стандартов FSC с ИСО 9001, поэтому в дальнейшем при описании формирования ИСМ рассматривается именно он.
Второй особенностью ИСМ на базе ИСО и FSC является различная структура интегрируемых стандартов: стандарты FSC не принадлежат семейству ИСО и построены на другом принципе организации, поэтому при формировании ИСМ возникают сложности, касающиеся их совместимости.
Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о том, что области совпадения стандартов ИСО и FSC и взаимного усиления требований (области синергизма) в основном концентрируются в блоках, касающихся управления документацией и записями, ответственности руководства и управления человеческими ресурсами. В то же время широко представлены специфические требования FSC, не имеющие аналогов в ИСО 9001. Это, в первую очередь, дополнительные жесткие требования к идентификации, классификации и прослеживаемости сырья и продукции на всех этапах ее жизненного цикла, ведению учета, маркировке, требования к поставщикам и верификации закупленной продукции. Ряд специфических требований касается также осуществления производственной деятельности (в частности лесозаготовок). Кроме того, присутствуют требования к использованию систем контроля древесины, оценке источников древесного сырья, а также использованию аутсорсинговых услуг. В связи с этим, при построении ИСМ необходима корректировка принятых в ИСО 9001 процессов с учетом требований FSC. В то же время простое добавление требований по обеспечению легальности в соответствующие процессы СМК есть аддитивный метод, который не отвечает идеологии полного интегрирования, поэтому при построении ИСМ потребуется глубокий анализ всех процессов СМК и их корректировка для максимального интегрирования с учетом специфичных требований системы FSC по подтверждению легальности древесины (таблица 2).
Таблица 2
Расширение процессов жизненного цикла СМК с учетом требований FSC по подтверждению легальности древесины
Третья особенность ИСМ связана с ее документированием. Мы предлагаем структуру документации ИСМ, состоящую из пяти уровней, представленную в таблице 3. Основным документом ИСМ будет являться Руководство по менеджменту. По сравнению с традиционной структурой руководства по качеству в СМК, мы предлагаем добавить ряд новых пунктов («7.2.4 Механизм рассмотрения жалоб», «7.4.4 Оценка риска района происхождения древесины», «7.4.5 Аутсорсинг») и значительно расширить некоторые уже существующие («7.5.3 Идентификация и прослеживаемость», «7.2.3 Связь с заинтересованными сторонами», «7.4.3 Верификация закупленной продукции», «8.2 Мониторинг и измерение»).
Таблица 3
Структура документации ИСМ
Отдельно следует остановиться и на вопросах, касающихся особенностей управления рисками в выбранной нами ИСМ. Так, для СМК это – ошибки в определении требований потребителей и других заинтересованных сторон; появление несоответствующей продукции; ошибки I или II рода при статистическом контроле качества (забраковка годной продукции или приемка негодной продукции); неудовлетворенность потребителей. Для FSC рисками являются: смешение материалов или продукции различных категорий; закупка нелегальной древесины; ошибка при оценке риска района изготовления закупаемой древесины; нарушение прав и интересов местных сообществ и коренных народов; привлечение недобросовестных партнеров для аутсорсинга; противоречия между российским и международным законодательством и другие. При построении ИСМ необходимо идентифицировать потенциальные риски, оценить их по степени важности и вероятности возникновения, и выработать механизмы управления критическими рисками. Стандартами FSC предусмотрены следующие механизмы по предотвращению возможных несоответствий при обеспечении легальности древесины на различных стадиях жизненного цикла продукции, которые необходимо внедрить в формирующуюся ИСМ: консультации с заинтересованными сторонами; процедура разрешение споров и конфликтов; механизм рассмотрения жалоб; идентификация закупаемой продукции; определение групп и категорий древесины; оценка риска района происхождения древесины; программа по проверке поставок древесины из районов неопределенного риска; система контроля аутсорсингового процесса; система идентификации движения материалов, гарантирующая несмешение различных категорий древесины; маркировка продукции; физический контроль объемов древесины; контроль незначительных компонентов.
Таким образом, с учетом выделенных нами особенностей ИСМ можно построить ядро всей системы менеджмента предприятия ЛПК, которое будет основой для ее дальнейшего устойчивого развития в других актуальных направлениях (таких, как профессиональная безопасность, экологический менеджмент или социальная ответственность).


Литература
1. Левшин Л.М. Синергизм интегрирования системы менеджмента качества промышленного предприятия. – Красноярск: СибГТУ, 2006. – 127 с.
2. Интегрированный менеджмент: как действовать? // ИСО 9000 + ИСО 14000 (ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество»). – 2004. – №4. – С. 20-26.
3. Свиткин М.З. Практические аспекты создания ИСМ // ММК. – 2007. – №5. – С. 24-30
4. ИСО 72:2001 «Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов системы менеджмента»
5. FSC-STD-40-004 (Версия 2-0) Рус. Стандарт FSC – Стандарт сертификации цепочки поставок., 2006. – 34 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия