Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Смолякова Ю. В.
аспирант Поволжского института бизнеса (г. Самара)

Риски в экономике России на современном этапе
В современных кризисных условиях очень важными являются меры, принимаемые правительством РФ для поддержания экономической активности в стране. Однако эти меры одновременно являются и основными рисками для российской экономики. Проблема усиления рисков весьма актуальна на современном этапе
Ключевые слова: кризис, экономические риски, виды рисков, отток капитала, кредитование, золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд РФ, стагнация экономики, управление рисками, механизм нейтрализации рисков

Перемены происходящие в российской экономике на современном этапе создают высокий рисковый фон для любой экономической деятельности. Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. Экономический риск определяется как возможность (вероятность) потерь, возникающих при принятии и реализации экономических решений. Традиционно выделяют следующие виды рисков (см. рис.1).
Рис. 1. Виды рисков
Современный кризис в мировой экономике охватил все сферы жизнедеятельности российского общества и государства, что повлекло к возникновению и увеличению рисков разных типов, и в том числе рисков макроуровня, влияющих на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и уровень социально-экономического развития государства в целом.
Управление рисками макроуровня относится к числу тех проблем, которые должны быть поставлены во главу угла государственной политики, поскольку от решения вопросов создания общегосударственной системы управления рисками макроуровня зависит нормальное развитие и функционирование национальной хозяйственной системы страны. Обеспечение приемлемой величины рисков макроуровня позволяет добиться стабильного социально-экономического развития, результатом которого будет экономическая независимость государства, благоприятный инвестиционный климат, увеличение производительности труда, низкий уровень безработицы, повышение благосостояния и социальной защищенности граждан страны, лидирующие позиции России на международной арене. При этом нейтрализуется или уменьшается негативное воздействие разрушительных процессов, влияющих на развитие социально-экономической системы страны в целом и входящих в ее состав структурных элементов (отраслей, рынков и т.д.). Без обеспечения приемлемой величины рисков макроуровня, очень сложно решать какие либо задачи, стоящие перед страной, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. В этом отношении обеспечение приемлемой величины рисков макроуровня выступает реальной основой жизнедеятельности общества, ближайших и более отдаленных перспектив его социально-экономического развития.
Основываясь на современных тенденциях в экономике можно выделить следующие основные риски в России:
1.Отсутствие свободных денежных средств привело к замедлению темпов роста частных инвестиций. Это существенным образом отразилось на таких секторах экономики, как строительство и т.д. Российский бюджет в серьезной степени зависит от цен на нефть, и это является самым важным риском.
2.Отток капитала из России, связанный с глобальным финансовым кризисом, который составил 10-15 миллиардов долларов. Отток капитала наметился в июле в связи с падением цен на нефть. Со временем он только усиливался на фоне глобального замедления, а также из-за опасений относительно политики РФ, касающейся иностранных инвесторов. Кроме того, отток капитала в течение последних нескольких месяцев сопровождался ухудшением ситуации на мировых финансовых рынках и ужесточением условий кредитования.
3.Снижение объемов кредитования. Темпы роста кредитования в России значительно снизились на фоне оттока иностранного капитала и замедления темпов роста депозитов. В 2009 г. по оценкам экспертов, данный показатель едва ли превысит 15%.
4.Еще одним риском для российской экономики является ситуация в банковском секторе, который сейчас выглядит довольно слабым в условиях мирового финансового кризиса. Российские банки вносят 60%-ный вклад в рост ВВП страны, однако все может сильно измениться в ближайшее время. Банковская система в России сильно концентрированна. 30 первых банков владеют примерно 70% банковских активов. Подконтрольные государству банки доминируют. Только первые четыре государственных банка владеют 40% активов всей банковской системы и хранят 50% всех депозитов на своих счетах. Частные банки небольшие, и именно они сейчас подвержены высокому риску, поскольку из-за сильной концентрации депозитов на счетах госбанков они осуществляли свою деятельность, полагаясь в основном на внешнее фондирование. Для 30 крупнейших российских банков отношение займов к депозитам в среднем составляет 140%. При этом у некоторых из них данный показатель достигает 200%. Поэтому неудивительно, что с началом оттока средств иностранных инвесторов из России и падения российского рынка акций, банки РФ оказались под сильным давлением, вызванным нехваткой ликвидных средств.
Однако поддержка частных банков в период кризиса очень важна для государства, поскольку проблемы в одном банке могут вызвать сложности во всей банковской системе благодаря «эффекту домино».[4]
5.Кроме того, в 2009 г. под давлением оказался и рубль. Падение цены на нефть и правительственные займы привели к резкому снижению курса рубля. Обвал рубля по отношению евро и доллару, курс которых резко вырос до показателей начала 2008 г., может быть спровоцирован массовым оттоком иностранного капитала из России.
Согласно предварительной оценке ЦБ РФ, рост реального эффективного курса рубля к иностранным валютам в декабре 2008 г. в сравнении с декабрем 2007 г. составил 4,5% против 5,1% в 2007 г. Реальный курс российской валюты к доллару в сравнении с декабрем 2007 г. упал на 0,2% (+15% за такой же период 2007 г.), к евро – вырос на 5,3% (+5,8% в 2007)г., см. Реальный эффективный курс рубля отражает курс к корзине валют стран – основных торговых партнеров России с учетом инфляции. На него влияют девальвация и темпы роста потребительских цен по обе стороны – в России и странах, с которыми она ведет торговлю.
Еще в ноябре рост реального курса рубля был почти вдвое выше декабрьских темпов – 8,5%. В ноябре ЦБ четырежды ослаблял рубль к бивалютной корзине, подорожавшей с августа к началу декабря на 5,2%, но эффект девальвации нивелировался высокой инфляцией (12,5% с начала года по ноябрь).
Укрепление рубля особенно важно для корпоративного долга, так как большинство компаний и банков занимало в долларах, ориентируясь на его долгое падение.[3]
6.Сокращение золотовалютных резервов. Объем международных резервов России по состоянию на конец 2008 г. составлял 453,5 млрд. долл.- это на 21,9 млрд. долл. меньше, чем в предыдущую отчетную дату. В целях поддержки курса рубля Банк России за сентябрь-октябрь 2008 г. продал из золотовалютных резервов 57,5 млрд. долл. Переоценка золотовалютных резервов привела к их снижению на 30,1 млрд. долл. Это рекордное падение: оно составило 6% от общей суммы в 515,7 млрд. долл.
Объем международных резервов страны, ранее называвшихся золотовалютными, непрерывно рос в течение всего 2008 года. Если в начале года их общая стоимость оценивалась в 474 млрд долл., то уже в марте была превышена отметка в полтриллиона, а летом – в 590 млрд долл., в августе рост резервов прекратился, поэтому отметка в 600 млрд долл. так и не была пройдена. Государственные резервы буквально тают не по дням, а по часам. Бури на финансовых рынках, усиливающаяся инфляция по всему миру обесценивают государственные фонды.
7.Преобразование Стабилизационного фонда. Стабилизационный фонд России – финансовый резерв, созданный страной в 2004 г. и с тех пор пополняемый за счет отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти. Что касается цифр, то совокупный размер Стабфонда – около 150 млрд. долл. Основное назначение Фонда – способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Также назначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнение обязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашение возможного дефицита бюджета страны.
В 2008 г. Стабилизационный фонд России прекратил свое существование, разделившись на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд может расходоваться на финансирование бюджета, либо на погашение внешнего долга. Фонд благосостояния создан для софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Если не вдаваться в подробности, то разница в следующем: Фонд национального благосостояния предназначен для рискованных инвестиций, а Резервный фонд размещается в консервативных инструментах. Формируются они, как и их предшественник, из нефтегазовых сверхдоходов. При этом он снижается, поскольку государству необходимо тратить средства на борьбу с финансово-экономическим кризисом. Под воздействием общемировых хозяйственных тенденций экономика России может ощутить серьезное недомогание еще при сохранении высоких нефтяных цен на мировом рынке;
7.Стагнация экономики. Одним из последствий глобального финансового кризиса является снижение темпов роста российской экономики. Падение мировых цен на нефть ведет к кризисному поражению национального хозяйства России, обвалу на фондовом рынке, падению промышленного производства, росту безработицы и усилению инфляции, резкому снижению потребления. В условиях осложнения внутриэкономической ситуации, а также падения мировых цен на нефть государство не располагает достаточными финансовыми ресурсами. Расходы правительства резко возрастают, в то время как поступления сокращаются. Время, уходящее на реализацию проектов, удлиняется, отдача от них значительно меньше или отодвинута на неопределенный срок. Некоторые проекты и вовсе окажутся замороженными или превратятся в долгострой.
Замедление экономического роста, а то и спад в нашей стране чреваты не только экономическими, но и политическими проблемами. Поэтому важнейшей задачей современной политической и экономической системы России является ее способность адекватно реагировать на возможные риски. Поэтому проблема управления рисками в развитии национальной экономики приобретает первоочередное значение и позволяет всерьез говорить о необходимости разработки концепции ее решения. России предстоит адаптировать свою политику к функционированию в условиях глобального кризиса. Рисками необходимо управлять или нейтрализовать, т.е. сокращать вероятность объема потерь (рис.2).
Рис. 2. Механизмы нейтрализации рисков
Управление риском – это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время. Эта деятельность основывается на системном подходе для принятия решений, выработки процедур и осуществления практических мер в целях предупреждения кризисных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий. В общем случае экономические механизмы управления рисками кризисных ситуаций представляют собой правовые, методические, организационные, технологические методы, приемы и порядки применения экономических средств для регулирования уровня безопасности, а также воздействия на экономические процессы, связанные с предупреждением и ликвидацией кризисных ситуаций. В качестве реально применяемых экономических механизмов управления рисками могут быть названы многие из широко используемых в различных сферах жизнедеятельности общепринятых экономических механизмов. В их состав могут быть включены: организационно-экономические механизмы соответствующей государственной политики; финансирование; инвестирование; кредитование; резервирование финансовых и материальных средств; страхование и перестрахование; возмещение ущерба; экономическое стимулирование, экономическая ответственность и многие другие. [2]
Таким образом, для эффективного управления экономическими рисками необходимо проводить исследования причин возникновения рисков, анализ рисков и на основе полученных результатов выработать оптимальную и эффективную программу борьбы с кризисными явлениями (рис.3.)
Рис. 3.Методы управления рисками при антикризисном управлении
К основным мерам, предлагаемым автором, по уменьшению экономических рисков в России на современном этапе относятся:
1. На единообразной основе конвертировать корпоративную внешнюю задолженность в суверенную через систему аукционов, на которых иностранные кредиторы могли бы обменивать корпоративные долги на евробонды РФ с погашением в 2020-2025 гг. Эта мера сэкономит золотовалютные резервы страны, высвободит существенные средства для текущих задач.
2. Доступность привлечения кредитов для пополнения оборотных средств производственных сфер может быть достигнута благодаря пересмотру предмета залоговой стоимости кредита. Предлагается в качестве предмета залога рассматривать не имущество кредитора, а его будущую прибыль.
3. Перейти к предсказуемой курсовой политике, направив сбереженные резервы на поддержку курса рубля в течение всей острой фазы кризиса. Это поможет бороться с инфляцией, сохранит вклады населения в банках и стабилизирует финансовую систему. В последующем, по мере выхода из кризиса, возможна замена принципа стабильности курса на безусловную предсказуемость его динамики.
4. Последовательно бороться с инфляцией.
5. Укреплять финансовую и банковскую системы, стимулируя консолидацию банков, развивая систему гарантирования межбанковских кредитов для оживления рынка межбанковского кредитования и отменив практику необоснованных преференций для госбанков и законодательно ограничив маржу при кредитовании предприятий и граждан.
6. Сократить расходы федерального бюджета РФ и территориальных бюджетов в 2009 г.
7. Усилить контроль за эффективным расходованием бюджетных средств.
Путями выхода из кризиса должны, кроме всего прочего, стать грамотная финансовая политика государств, поддержка производителей, открытая кредитно-денежная политика стран-эмитентов резервных и расчетных валют, а также ужесточенный контроль над экономическими рисками. Следует учитывать, что при принятии экономических решений как на микро – так и на макроуровне рисков не нужно избегать, необходимо оценивать степень риска и управлять ими. В современных условиях важно выйти за рамки сложившихся экономических стереотипов. Необходим новый подход к решению социально-экономических проблем возникающих в развитии российского общества и государства, в том числе пересмотр системы принципов управления рисками.
Решение проблемы рисков в экономике России, необходимость создания эффективного механизма управления ими способны минимизировать и избежать разрушительных последствий мирового финансового кризиса.


Литература
1. Антикризисная стратегия: Выйти из кризиса вместе // Ведомости. – 2009. – №6. -(16 янв.)
2. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 185 с.
3. Реально упал // Ведомости. – 2009. – №3 (13 янв.)
4. Центробанк спасает // Ведомости. – 2008. – № 248 (30 дек.)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия