| | Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009 | | РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС | | Карапетян К. В. Председатель Правления, генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром» (г. Ереван),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются проблемы создания устойчивых и эффективных схем энергообеспечения стран Южно-Кавказского региона. В этом контексте раскрываются особенности энергетической политики Армении, ее вклад в обеспечение энергетической безопасности самой Армении и других стран региона. Обсуждается идея активизации армянского капитала на региональных рынках, в частности, путем его участия в нефтегазовом секторе ряда стран | Ключевые слова: регион Южного Кавказа, региональная интеграция, энергетическая безопасность, рынок электроэнергии, экспортная политика государства | Энергетика является сегодня одной из ключевых тем, обсуждаемых в контексте будущего мирового развития. Современные глобальные вызовы требуют решения комплексной задачи по развитию и поддержанию устойчивых схем покрытия спроса на энергоресурсы и обеспечения непрерывных и эффективных энергетических поставок. Решение отмеченной задачи станет серьезным вкладом в обеспечение энергетической безопасности стран, экономическое развитие и защиту окружающей среды, а также будет способствовать снижению риска климатических изменений и ценовых колебаний на топливные ресурсы.
Во всем мире стремительно растет потребность в энергоресурсах и эти глобальные тенденции не обошли Армению, расположенную в очень сложном и одновременно интересном регионе мира. Регион Южного Кавказа и соседних с ним стран (Турция и Иран) сегодня находится на пересечении крупных международных, в основном нефтегазовых энергетических проектов. Наличие в ряде стран региона собственных значительных запасов углеводородных ресурсов, его близость к крупным рынкам потребления энергоресурсов и экономическим центрам, демонстрирующим высокие темпы промышленного роста и увеличения спроса на нефть и газ, делает Южный Кавказ крайне привлекательным для международного капитала.
Какое место может занимать Армения на энергетической карте региона? Что должно быть для Армении ориентиром в условиях глобальной конкуренции за ресурсы на фоне беспрецедентного мирового экономического кризиса? Что должно лежать в основе региональной энергетической безопасности? Ответы на эти вопросы являются ключевыми для выработки эффективной политики Армении, нацеленной на достижение качественно новой экспортной политики в области энергетики.
Задача по выводу страны из тяжелейшего энергетического кризиса первой половины 1990-х годов была успешно решена, но добиться серьезных и долгосрочных успехов в отрасли можно было только посредством реализации смелых и амбициозных реформ. Предпринятые преобразования были направлены на создание в Армении конкурентного энергетического рынка, отвечающего требованиям по безопасному функционированию энергетической системы.
Реформирование отрасли, совместно с практическими шагами по повышению безопасности ядерной энергетики, восстановлением и модернизацией инфраструктуры, совершенствованием ценовой политики и широкомасштабной приватизацией энергетических активов, обеспечили устойчивый рост финансово-экономических и производственных показателей отрасли за последние 10 лет. С 2003 г. в стране зарегистрирована устойчивая тенденция роста производства и потребления электроэнергии.
Сегодня, несмотря на широкую приватизацию энергетических объектов, обеспечивается технологическое единство энергетического комплекса страны. Крупнейшие решения в каждом из технологических звеньев энергетики — в газовом, тепловом, атомном секторах, а также в гидрогенерации, в обеспечении деятельности магистральных, распределительных сетей, диспетчерской службы — синхронизированы и позволяют сохранить и усилить целостность энергетического комплекса страны.
Превращение Армении из энергодефицитной в недалеком прошлом в энергоизбыточную страну стало возможным, в первую очередь, благодаря решительному реформированию отрасли, непрекращающейся поддержке энергетического сектора РА со стороны международных организаций и финансовых институтов (Всемирный Банк, ЕБРР, KfW и др.) и правильному выбору стратегических партнеров в энергетике.
Среди работ в области маркетинга энергетического спроса и потребления в РА, выполненных за последний период, наибольший интерес представляют нижеследующие исследования и документы:
Прогнозы по Энергетике на период до 2020 г. (Компания SOFRECO — Франция), Май 2003г., в рамках проекта TACIS INOGATE «Безопасность газоснабжения Армении в рамках закрытия Мецаморской АЭС»;
Независимая экспертная оценка краткосрочного и долгосрочного энергетического спроса и предложения с целью оценки альтернативных закрытию Армянской АЭС вариантов (Компании Carl Bro & MVV, TACIS 2003);
Планирование энергетического сектора Армении и атомной энергетики (Energy and Nuclear Power Planning), выполненной под эгидой МАГАТЭ в рамках программы по техническому сотрудничеству, 2004 г.;
«Стратегия развития энергетического сектора в контексте экономического развития Армении» (Программа Правительства РА, Июнь 2005 г.);
План развития энергогенерирующих мощностей с наименьшими затратами 2006 года на период до 2025 года (The 2006 Least Cost Generation Plan (LCGP) up to 2025).
Анализ указанных выше работ позволяет выявить следующие ключевые предположения для прогноза спроса на электроэнергию в РА:
Армянская (Мецаморская) АЭС должна функционировать до истечения проектного срока службы 2-го энергоблока АЭС — до 2016 года. Вопрос ввода новых атомных энергоблоков до указанного срока остается довольно актуальным и атомный сценарий развития энергетики Армении на сегодня объявлен Правительством РА как один из приоритетных. Принцип диверсификации энергогенерирующих источников, а также покрытие выработкой на АЭС порядка 40% пикового потребления в энергосистеме РА, позволяет предположить, что установленная мощность новой АЭС должна составлять порядка 1000–1200 МВт при ожидаемом пике нагрузки в системе в 2025 году — 2200 МВт (умеренный сценарий) и 2600 МВТ (оптимистический сценарий).
Одним из приоритетов в контексте замены старых и малоэффективных и ввода новых энергогенерирующих мощностей обозначены строительство и ввод в эксплуатацию новых ТЭС с применением новейших ГТУ-технологий на Ереванской ТЭС (208 МВт) и 5-ом энергоблоке Разданской ТЭС (440 МВт).
Гидроэнергетические мощности по техническим причинам не могут пребывать в фазе генерации. В связи с этим, реабилитация имеющихся и строительство новых гидроэнергетических мощностей (Мегри ГЭС — 140 МВт, Лориберд ГЭС — 68 МВт, Шнох ГЭС — 70 МВт и др.) должна рассматриваться исключительно в контексте максимального развития собственных, экологически чистых источников энергии, наряду с солнечной, ветряной и другими видами альтернативной энергетики.
Прогнозируемый средний рост потребления электроэнергии в стране на период до 2025 составит от 3,4% в год (The 2006 Least Cost Generation Plan), начиная с 5572 млрд кВт ч выработки без собственных нужд (показатель 2007 г.) и пикового значения 1230 МВт до 7% в год (Energy and Nuclear Power Planning, МАГАТЭ). В этом случае, кроме Ереванской ТЭС, 5-го энергоблока Разданской ТЭС и новой АЭС (1000 МВт), к 2022 году необходимо будет ввести в эксплуатацию дополнительно 400 МВт новых эффективных тепловых мощностей. Тем не менее, с учетом того, что за период 2004–2007 гг. усредненный рост годового потребления электроэнергии в Армении составил порядка 1%, наиболее корректными представляются прогнозы, содержащие более умеренный сценарий роста (3,4% в год).
Инвестиционные затраты Армении на развитие энергогенерирующих мощностей с малыми затратами на период до 2025 года (без эксплуатационных затрат), включая новую АЭС, составляют порядка 2800 млн долл. США.
С учетом прогнозируемых объемов спроса на электроэнергию при оптимистическом (4,4%) варианте развития, валовое производство электроэнергии в Армении к 2010 году может возрасти по сравнению с 2007 г. более чем в 1,25 раза (до 7465 млн кВт ч) и почти в 2 раза к 2020 г. (до 10906 млн кВт ч). При более умеренном (3,4%) варианте развития экономики республики уровень производства электроэнергии в РА составит соответственно 7227 млн кВт ч и 9289 млн кВт ч.
Прогнозируемый рост внутреннего потребления электроэнергии в РА представлен на диаграмме 1.
Регион Южного Кавказа (Армения, Грузия, Азербайджан) и соседних с ним стран (Турция и Иран) сегодня находится на пересечении крупных международных, в основном, нефтегазовых энергетических проектов. Здесь создана новая энергетическая коммуникация. Спрос на энергоресурсы во всех странах региона имеет устойчивую тенденцию к росту, в частности, в ближайшие два десятилетия в странах региона прогнозируется рост спроса на электроэнергию и газ.
Для энергетической самодостаточности стран, помимо обеспеченности собственными энергоресурсами, крайне важно также наличие эффективного собственного производства. В данном контексте в соседних с Арменией странах уже сегодня отмечена серьезная проблема, связанная с недостатком генерирующих мощностей.
Так, например, в течение последних лет в Грузии порядка 15% электроэнергии импортировалось (главным образом из России и Армении) по причине неудовлетворительного технического состояния установленных гидроэнергетических и тепловых мощностей. При текущем годовом уровне потребления в 8,5 млрд кВт ч, в Грузии также прогнозируется рост потребления энергоресурсов, в том числе электроэнергии. С учетом прогнозируемого ввода новых мощностей ежегодный дефицит мощностей в ближайшие три-пять лет в Грузии сохранится и составит порядка 500 МВт. | | | Диаграмма 1. Прогноз роста потребления электроэнергии в РА
* Источник: PA Consulting Group. | Рынок электроэнергии в Турции — один из наиболее быстро растущих. Ежегодный рост спроса на электроэнергию на период 1995–2007 гг. составил 6,6% и прогнозируется на уровне 8,5% на 2005–2015 гг. Прогнозируется также, что потребление электроэнергии, которое в 2006 году достигло в Турции пикового значения 170 млрд кВтч, увеличится почти в 4 раза к 2020, достигнув уровня 499 млрд кВт ч. Для достижения такого объема требуется трехкратное увеличение установленной мощности турецких электростанций с 38 500 МВт в 2005 г. до 96 000 МВт в 2020 г. Эти цифры значительно превышают средние для Евросоюза показатели и, с учетом низкого уровня потребления на душу населения, являются показателем рентабельности сектора.
Согласно оценке экспертов Европейской Комиссии, инвестиции в сектор электроэнергетики Турции имеют достаточный объем только для удовлетворения спроса до 2009 г. После 2009 г. Турция будет вынуждена импортировать электроэнергию, если не будет начато необходимое инвестирование в собственные энергетические проекты. После 2009 года в национальную электросеть Турции будет необходимо добавлять ежегодно по меньшей мере 4000 МВт мощностей или привлекать как минимум 4 млрд долл. США инвестиций. Министерство энергетики и природных ресурсов Турции заявляет о необходимости инвестировать в энергетический сектор Турции в ближайшие пять лет 20 млрд долл. К 2020 году потребуется ввести в эксплуатацию 51 000 МВт новых производственных мощностей, а ожидаемые потребности Турции в электроэнергии к 2020 году требуют объема инвестиций приблизительно в 130 млрд долларов США.
Что касается Исламской Республики Иран, то уже сегодня дефицит энергетических мощностей составляет 2500 МВт. Дефицитное сальдо увеличивается с каждым годом, несмотря на новое масштабное энергетическое строительство.
Аналогичная ситуация с дефицитом мощностей складывается и в соседнем с Ираном Ираке. Его потребности в электроэнергии составляют 6200 МВт., а мощность местных электростанций составляет только 4000 МВт. В связи с этим Ирак вынужден импортировать электроэнергию из Ирана и Турции.
Таким образом, несмотря на наличие в ряде стран региона собственных значительных запасов углеводородных ресурсов, ввод новых производственных мощностей в электроэнергетике Грузии, Турции и Исламской Республике Иран в среднесрочной перспективе не способен покрыть прогнозируемый спрос этих стран на электроэнергию. Иными словами, страны региона — это перспективный и достаточно емкий рынок для Армении.
Следует констатировать, что региональные энергетические проекты сегодня упираются, по политическим причинам, в ограниченность транзитных схем и не являют собой образец многостороннего регионального сотрудничества. Первопричиной такой ситуации является политическое соперничество, конкуренция «энергетических тяжеловесов» за доступ к месторождению, скважине, трубе. Такая конкуренция в регионе Южного Кавказа подменяет реальное сотрудничество и втягивает страны региона в ненужную и бесперспективную полемику вокруг политически, а не экономически обоснованных проектов, реализация которых бьет по карману каждого жителя наших стран. На разных уровнях, в том числе на национальном, крайне недостаточно и зачастую односторонне освещается энергетическая ситуация в регионе. Иными словами, в регионе идут необъявленные информационные войны вокруг энергетических проблем. Низкая осведомленность населения стран региона приводит к тому, что элиты без общественного сопротивления проводят в жизнь политические проекты, не имеющие должного экономического обоснования, тем самым закладывая «мину замедленного действия» под энергетику и генерируя дальнейшие спекулятивные проявления на международных рынках энергоносителей, что, весьма вероятно, послужит причиной очередных глобальных финансовых и экономических кризисов.
Сегодня всем странам нашего региона необходимо новое качество информационного сопровождения для обеспечения поддержки инициатив политической и бизнес-элит в сфере энергетики. Востребованной является обратная связь — «власть-бизнес». Желательна ситуация, когда планы и проекты бизнес-элиты имеют объективную и высокопрофессиональную поддержку в информационной среде, создавая тем самым для политических лидеров наших стран необходимые предпосылки для распознавания жизнеспособности и важности этих проектов для развития страны. Отмеченное взаимодействие в идеале должно послужить созданию комфортной среды для взаимной интеграции энергетических программ в регионе.
В настоящее время, к сожалению, ситуация далека от указанных ориентиров. Каждая из стран, безусловно, сама выбирает свою систему и модель развития для обеспечения нужд энергетической безопасности, но при этом практически не учитываются тенденции и проекты, имеющие место в соседних странах, где, на наш взгляд, имеются широкие возможности для взаимодействия и колоссальное поле для оптимизации национальных энергетических секторов. Это происходит, во-первых, из-за неверия в возможность политической и экономической интеграции стран региона, исходя из чего каждая из стран берет на вооружение концепцию обеспечения максимальной энергетической независимости и самодостаточности, а во-вторых, из-за чрезмерной политизированности информационного сопровождения всех энергетических проектов, как национальных, так и региональных.
По данным за последние несколько лет, импорт электроэнергии в РА не превышает 400 тыс. кВт ч в год (за исключением 2007 г.). Что касается экспорта, то в 2003–2005 гг. имел место значительный прирост его объемов. В 2005 г. он достиг своего пикового значения за последние 10 лет и составил более 16% всей произведенной в стране электроэнергии (диаграмма 2).
Направления импорта и экспорта (в млн кВт ч) электроэнергии из Армении в 2005–2008 гг. представлены в табл. 1. | | | Диаграмма 2. Динамика экспорта и импорта электроэнергии в Армении, млн кВт ч
По данным Комиссии по регулированию общественных услуг РА, ЗАО «Расчетный центр». | | Таблица 1
Структура экспорта и импорта электроэнергии в Армении* | | * По данным Национальной статистической службы РА. | Текущие и перспективные генерирующие мощности, близость Армении к региональным потребителям — объективный факт. А наличие конкурентной цены на природный газ, эффективно сбалансированной структуры выработки электроэнергии и ряд других факторов убедительно доказывают, что «армянский» киловатт сегодня в регионе вполне конкурентоспособен. С учетом долгосрочных обязательств Армении по встречным поставкам электроэнергии против импортируемого страной иранского природного газа, объемы электроэнергии для поставки из энергосистемы Армении в энергосистемы Грузии, Турции и Ирана могут составить в суммарном объеме более 6,0 млрд кВт ч в год (диаграмма 3).
Наличие в ряде стран Южно-Кавказского региона собственных значительных запасов углеводородных ресурсов, ее близость к крупным рынкам потребления энергоресурсов и экономическим центрам делает регион крайне привлекательным для международного капитала. В данном контексте представляется плодотворной идея активизации армянского капитала на региональных рынках, в частности, путем участия армянского капитала в нефтегазовом секторе ряда стран.
Исторические данные по экспорту электроэнергии из Армении за последние годы, а также имеющийся потенциал страны в этой области, свидетельствуют о мощных резервах, использование которых возможно лишь при качественных переменах в экспортной политике государства. Она должна быть нацелена на создание уникальных и высокоэффективных возможностей для активизации внешнеэкономического обмена Республики Армения с соседними странами, в результате чего можно было бы существенно повысить степень энергетической безопасности страны.
Армения, владея двумя газопроводами и мощностями подземного хранения газа, обеспечивающими надежность поставок потребителям, а также избыточными конкурентными генерирующими мощностями, имеет все шансы стать конкурентоспособной энергетической площадкой регионального масштаба. Решение этой задачи предполагает реализацию в ближайшем будущем в экономике Армении, особенно в энергетической сфере, жизненно важных программ, цели и задачи которых можно изложить следующими ключевыми тезисами:
• повышение энергетической безопасности Армении посредством формирования конкурентного экспортного рынка;
• необходимым и крайне актуальным являются разработка и реализация экономически гибкой государственной политики РА по реальной поддержке энергетических проектов, ориентированных на экспорт;
• выработка взаимосогласованных позиций стратегических партнеров (ОАО «Газпром» и др.) по вопросам расширения регионального энергетического сотрудничества, в которое должны быть вовлечены не только ближайшие соседи Армении, но и такие страны как Ирак, Туркменистан и др.
Все перечисленное не может быть реализовано в полной мере без понимания всеми странами региона объединяющей перспективы энергетического сотрудничества, готовности принять и соблюдать правовой режим, который согласован с установленными международными нормами и не подвержен произвольному, одностороннему изменению. Согласование национальных подходов к энергетической политике минимизирует политические риски и тем самым вносит большую определенность в деловое пространство, где впоследствии заключаются и реализуются бизнес-контракты. Это, в конце концов, отвечает самым насущным и реальным интересам каждого жителя наших стран. | | | Диаграмма 3. Возможные объемы экспорта электроэнергии из РА с учетом пропускных способностей межсистемных ЛЭП, млрд кВт ч *
* Экспертная оценка. | Сегодня Армения расценивает наличие в регионе новой энергетической ситуации как очень позитивный для себя факт и осознает реальную возможность быть вовлеченной в крупные региональные энергетические проекты, в которых она имеет все шансы стать одним из ключевых игроков на энергетической карте Южного Кавказа. |
| |
|
|