Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ И ЕврАзЭС
Зияева З. Ж.
аспирант Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) им. Г.В. Плеханова

Роль интеграционных процессов стран ЕврАзЭС И ШОС в освоении энергетических ресурсов Таджикистана
В статье анализируются особенности интеграционных процессов в Центрально-азиатском регионе их роль в решении проблем обеспечения энергетической безопасности стран региона. Рассматриваются возможности решения энергетических и социально-экономических проблем Таджикистана в контексте энергетического взаимодействия стран-членов ЕврАзЭС и ШОС
Ключевые слова: региональная интеграция, СНГ, энергетика, Таджикистан, Центральная Азия

Дезинтеграция стран Центральной Азии (ЦА) в области энергетики в 90-х гг. происходила вследствие ослабления, а в ряде случаев полного разрыва существовавших в советский период топливно-энергетических связей и вытеснения межреспубликанских экономических связей внешнеполитическими. Объем межреспубликанского обмена энергетическими ресурсами снизился в большей мере, чем объемы их производства.
Естественно, подобные тенденции не могут устраивать эти страны и проживающих в них людей, которые исторически связаны между собой. Привлекательность регионального сотрудничества в освоении гидроэнергетического потенциала в настоящее время возросла, особенно в связи с изменившимися условиями освоения и использования водно-энергетических ресурсов. Гидроэнергетика в странах Центральной Азии — перспективная, динамично развивающаяся отрасль с высокой инвестиционной привлекательностью. Инвесторам, как иностранным, так и национальным, созданы благоприятные условия для строительства и эксплуатации новых энергетических мощностей, законодательно защищены гарантией возврата вложенных средств [1].
Энергетическая политика стран СНГ, в частности, в Центральной Азии, в условиях функционирования регионального рынка топливно-энергетических ресурсов должна быть направлена на обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения в каждой стране, создание конкурентоспособной, энергетически неуязвимой экономики. Обеспечение социально-экономического развития каждой страны на основе эффективного, надежного и безопасного энергоснабжения является одинаково важным для всех стран региона независимо от различных экономических, политических, социальных, технических и других факторов.
Объективной основой интеграционных процессов в области энергетической политики в СНГ и Центральной Азии является дифференцирование стран и их территориальных подразделений на энергоизбыточные и энергодефицитные. Как следствие, возникает естественный мотив их взаимовыгодной интеграции в области энергообеспечения. Особую важность при этом приобретает адекватный учет различий в энергообеспеченности и условиях энергоснабжения, а также требование по обеспечению энергетической безопасности каждой страны и в целом региона. Эти проблемы тем более актуальны для центрально-азиатских стран, которые не обеспечены в достаточном количестве собственными энергоресурсами и в перспективе не исключается их дефицитность.
Для разработки обоснованной энергетической стратегии необходима оценка ресурсной базы каждой страны, возможности ее использования, в том числе с привлечением иностранного капитала. Проведенная сравнительная оценка свидетельствует, что энергоизбыточными в плане обеспеченности углеводородными энергетическими ресурсами в ближайшей перспективе останутся Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. Также предполагается сохранение потенциальных возможностей экспортировать электроэнергию из Южного Таджикистана и Кыргызстана.
К моменту начала реформ электроэнергетика в каждой из стран Центральной Азии была полностью монополизирована. Неконкурентоспособность и неэластичность рынка электрической энергии, отсутствие субститутов электроэнергии не давали никаких оснований к рыночному реформированию этой отрасли энергетического комплекса (ЭК). В сложившихся условиях огромное научное и практическое значение имеет создание в реформируемых электроэнергетических отраслях стран Центральной Азии условий реализации региональных межнациональных интересов, доминирующих по отношению к национально-отраслевым интересам.
К объективным факторам, предопределяющим необходимость выработки согласованной энергетической политики в странах Центральной Азии, относятся:
• особая роль энергетического комплекса в ускорении экономической и политической интеграции стран;
• специфическое географическое положение;
• вынужденное в связи с приобретением суверенитета изменение специализации производства;
• специфические условия выхода продукции национальных энергетических комплексов и других секторов экономики на мировой, региональный рынки и рынок СНГ;
• институциональные изменения в каждой из стран;
• наличие трансграничных природных ресурсов в регионе и соответствующий регламент их использования.
Необходимо отметить, что территориальный фактор и сложившиеся транспортные коммуникации в значительной мере сказываются на эффективности энергоснабжения территориальных подразделений отдельно взятой страны, конкурентоспособности продукции отраслей энергетики и реализации соответствующего экспортного потенциала. В этой связи надежное энергоснабжение отдельных территориальных подразделений, промышленных и других объектов в странах Центральной Азии связано со значительными затратами на создание транспортной и коммуникационной инфраструктуры.
Принимая во внимание стратегическое значение отраслей энергетического комплекса в каждой стране, а также реальные природно-климатические и территориально-географические особенности центрально-азиатского региона, представляется целесообразным сохранение определяющей роли государства в управлении энергетической политикой в каждой стране. Именно государство выступает гарантом энергетической и связанной с ней водной безопасности, обеспечивает продвижение интеграционных процессов в регионе, в том числе и в области энергетики.
Производство и потребление топливно-энергетических ресурсов в странах Центральной Азии отражают основные энергоэкономические предпосылки этих стран и конъюнктуру регионального рынка. К первым относятся:
• уровень энергоемкости национального дохода (товарной продукции), отражающий структуру и эффективность функционирования экономики и ее подсистем;
• обеспеченность страны собственными энергетическими ресурсами и возможности вовлечения их в хозяйственный оборот;
• стоимостные показатели использования топливно-энергетических ресурсов и платежеспособный спрос на них;
• специфика регионального рынка энергоносителей.
Консолидация усилий правительств стран Центральной Азии в области энергетики на основе разработки и реализации взаимовыгодной согласованной энергетической политики должна базироваться на том, что их энергетика рассматривается как составной элемент единого энергоэкономического пространства в соответствии со сложившимися особенностями доступа к энергетическим ресурсам и энергетическими связями. При этом особую важность имеет и водный аспект решения этой проблемы, так как именно водные ресурсы являются основой развития гидроэнергетики в Таджикистане и Кыргызстане и водоемких отраслей экономики в Узбекистане, Туркмении и Южном Казахстане. Заинтересованность каждой отдельно взятой страны в надежном и эффективном энергоснабжении в целях устойчивого социально-экономического развития является основой ускоренного и эффективного решения этих проблем. Интеграционные процессы в энергетике, региональная энергетическая политика должны также предусматривать естественное стремление каждой страны к энергетическому самообеспечению и самодостаточности.
Энергетическая политика в Центрально-азиатском регионе должна быть нацелена на:
• достижение консенсуса между интересами отдельных стран в области энергетики, водоотведения, экономики и экологии;
• четкое определение прав, обязанностей и форм ответственности по управлению водно-энергетическими ресурсами, обеспечению их транзита через территории стран, координации межнациональных водно-энергетических связей;
• учет асимметрии в обеспеченности природными энергетическими и водными ресурсам, а также особенностей энерго- и водоснабжения отдельных республик и их территориальных подразделений;
• максимальное позитивное содействие межгосударственной интеграции в области производства и использования энергетических ресурсов;
• повышение эффективности использования природных энергетических ресурсов;
• восстановление и сохранение экологического равновесия в регионе;
• предупреждение межнациональных конфликтов по водно-энергетическим проблемам;
• обеспечение устойчивого развития экономики и подъем жизненного уровня населения каждой страны.
На наш взгляд, приоритетами энергетической политики в Центральной Азии должны быть законодательная и нормативно-правовая база, организационно-экономические механизмы согласования водно-энергетических стратегий, ответственность стран в чрезвычайных условиях энергоснабжения, определение формы и полномочий межгосударственного регионального органа, осуществляющего координацию мер каждой страны.
Интеграция стран Центральной Азии в области энергетики предусматривает необходимость реализации в каждой стране следующих мер:
• разработка, реализация и мониторинг национальных энергетических программ, адекватный учет в них региональных интересов;
• максимальное содействие созданию и развитию регионального рынка энергетических ресурсов;
• максимальное использование альтернативной энергетики, — ветровой, солнечной и геотермальной;
• ускоренное развитие малой гидроэнергетики;
• разработка и реализация активной энерго- и водосберегающей политики, предусматривающей защиту внутренних рынков от неэффективных импортных и отечественных энерго- и водоиспользующих установок;
• разработка и реализация механизма, обеспечивающего соблюдение экологических требований как производителями, так и потребителями энергии;
• обоснованность национальных и межгосударственных тарифов и цен на энергоносители.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что успех энергетической интеграции стран Центральной Азии определяется адекватностью ее организационно-экономического механизма, включающего добрую волю, экономические методы, правовые и нормативные акты межгосударственного взаимодействия.
Интеграционные процессы позволят поднять на более высокий качественный уровень комплексное решение важнейших экономических, энергетических, водных и экологических проблем на основе:
• реализации крупных национальных, межнациональных и региональных экономических, энергетических, экологических и ирригационных программ;
• развития межгосударственной интеграции экономики, формирование регионального рынка со значительными товарными ресурсами и рыночной инфраструктурой;
• налаживания устойчивых взаимовыгодных межгосударственных рыночных связей между производителями и потребителями энергетических и водных ресурсов, водоемкой и энергоемкой продукции;
• восстановления и сохранения экологического равновесия в регионе, охраны природной среды, являющейся межнациональным достоянием;
• определения национальных приоритетов структурной перестройки экономики и ее энергетического сектора, их согласование и определение региональных приоритетов в развитии энергетических отраслей, обеспечивающих предотвращение межнациональных конфликтов;
• формирования системы межгосударственной поддержки инвестиционных проектов в области энергетики и водоотведения;
• внедрения в практику межгосударственных отношений рыночных механизмов энерго- и водоснабжения.

Энергетический рынок стран ЕврАзЭС и перспективы освоения энергетических ресурсов Таджикистана
Проведенный экономический анализ предпосылок интеграции стран рынок стран ЕврАзЭС и ШОС и перспективы освоения энергетических ресурсов показал, что в практику межгосударственных отношений в этой области постепенно внедряются рыночные механизмы. Идет процесс формирования общего энергетического рынка. На рисунке 1 показано содержание принципов взаимовыгодной энергетической политики, осуществляемой странами — участниками сообществ ЕврАзЭС [2] и ШОС, в виде Модели формирования интеграционных процессов в сфере энергетики.
Глубокий взаимный интерес к стратегическому партнерству в энергетическом секторе, способный обеспечить надежное и эффективное энергоснабжение, отмечается в странах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), учрежденного в октябре 2000 года и объединяющего Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан.
На саммите «Евразия 2000» Президент Казахстана Н. Назарбаев сказал: «Только сейчас мы ощущаем новое дыхание, когда начинаем понимать: в условиях глобализации интеграция является единственной возможностью развития» [3]. Президент РФ в этой связи заявил в Послании к Федеральному Собранию РФ: «...Объединительные экономические процессы, идущие в СНГ, связаны с интеграцией наших стран в мировую экономику и помогают осуществлять эту интеграцию динамичнее, на более выгодных для всех наших партнеров условиях. При этом мы будем последовательно углублять сотрудничество в рамках все более эффективно работающего Евразийского экономического сообщества» [4].
Объединение этих процессов весьма желательно для всех участников интеграционного объединения СНГ. И это необходимо иметь в виду, рассматривая проблемы развития экономики Таджикистана в современных условиях. В соответствии с существующим проектом Соглашения предполагается реализация конкретных мер по формированию Общего электроэнергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. В рамках этого рынка осуществляется решение проблем, связанных с планированием, организацией и контролем трансграничной торговли электроэнергией и их транзита, технологическим взаимодействием электроэнергетических систем Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Оценка наличия первичных энергоресурсов (ископаемое органическое топливо, минеральное топливо (урановые руды) и гидроэнергетический потенциал) в государствах ЕврАзЭС показывает, это страны Сообщества располагают значительными запасами первичных энергоресурсов, но распределены они крайне неравномерно.
Наибольшее количество запасов всех видов первичных энергоресурсов сосредоточено в Российской Федерации и Казахстане. Киргизия и Таджикистан обладают громадным гидроэнергопотенциалом, уровень реализации которого составляет в настоящее время 13% и 5% соответственно. Запасы углеводородного топлива и угля в этих государствах оцениваются как незначительные. Республика Белоруссия практически не имеет собственных первичных энергоресурсов. Подобная неравномерность распределения запасов и их освоения послужила дополнительным стимулом к постановке задачи создания общего энергетического рынка.
Таблица 1

Обеспеченность энергоресурсами стран членов ЕврАзЭС [5]
*объемы разведанных запасов

** экономически эффективный потенциал
В практической деятельности Сообщества в 2003-2004 гг. особое значение придавалось гидроэлектроэнергетике, по­скольку именно в этой сфере, как никакой иной, имеются наибольшие и пока еще неиспользованные резервы, а, кроме того, развитие мощностей, сосредоточенных в основном в Киргизии и Таджикистане, позволит стимулировать экономическое развитие этих государств. В результате гидроэнергетика стала областью, в которой появились пилотные проекты совместной деятельности государств ЕврАзЭС в инвестиционной сфере.
Первое политическое решение о совместных действиях государств ЕврАзЭС по освоению гидроэнергетического потенциала бассейнов рек Сырдарья и Амударья было принято главами пяти государств 27 апреля 2003 г. в г. Душанбе. Было признано, в частности, необходимым развивать сотрудничество в завершении строительства Сангтудинской ГЭС-1 в Таджики­стане и Камбаратинской ГЭС-2 в Киргизии, определены условия участия стран Сообщества в разработке технико-экономических обоснований инвестиций в строительство гидроэлектростанций в регионе. Ход работы по выполнению этого решения рассматривался практически на каждом заседании Интеграционного Комитета и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.
В Таджикистане еще в 1989 г. началось строительство Санг­тудинской ГЭС-1 на основе технического проекта, разработанного проектным институтом «Ташгидропроект». Проектная мощность этой гидроэлектростанции составляет 670 МВт при вводе в действие четырех агрегатов. Проектом предусмотрена возможность поэтапного строительства с вводом пускового комплекса в составе двух гидроагрегатов суммарной мощно­стью 335 МВт, что позволит повысить эффективность инвестиционных вложений.
Ввод в строй Сангтудинской ГЭС-1 позволит в зимний период полностью покрыть сезонный дефицит электроэнергии у предприятий и населения Республики Таджикистан, а в летний период осуществить подачу до 1 млрд. кВт ч дешевой электроэнергии потребителям Республики Казахстан и Российской Федерации. В качестве потенциальных рынков сбыта рассматриваются также Афганистан и Иран.
Благодаря вниманию органов управления интеграцией к этому вопросу, в 2004 г. наметились сдвиги в привлечении инвестиций для достройки Сангтудинской ГЭС-1. В апреле 2004 г. ОАО РАО «ЕЭС России» подготовило предварительное ТЭО инвестиций по завершению строительства этой гидроэлектростанции, которое показало коммерческую эффективность проекта и его инвестиционную привлекательность. На основе указанного ТЭО Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан 16 октября 2004 г. подписано Соглашение о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1 (стоимость около 600 млн. дол. США). Этим документом также предусмотрена возможность привлечения к проекту иных участников. Так, в ходе неоднократных консультаций определились условия привлечения Исламской Республики Иран в строительство Сангтудинской ГЭС-2, и в настоящее время эти две стройки рассматриваются как единый энергокомплекс. Изучаются также возможности привлечения и других инвесторов, формирования межгосударственного финансового института для финансирования этих строек.
Одновременно было подписано Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Правительством Республики Таджикистан и ОАО «Русский Алюминий», в рамках которого предусматривается реализация проекта достройки Рогунской ГЭС мощностью 3600 МВт и среднемноголетней выработкой электроэнергии 13 млрд. кВт ч. В апреле 2005 г. состоялась торжественная церемония начала строительства Сангтудинской ГЭС-1.
Успешная реализация упомянутых проектов в Таджикистане и Кыргызстане будет способствовать эффективному использованию гидроэнергетического потенциала региона и созданию механизма межгосударственного финансирования инвестиционных проектов в рамках формирования единого экономиче­ского пространства государств ЕврАзЭС.
Заложены также основы формирования общего энергетического рынка государств ЕврАзЭС. С 2003 г. начат транзит избыточной электроэнергии летней выработки гидроэлектро­станциями из Киргизии и Таджикистана в Россию через сети Казахстана и Узбекистана. Только в 2004 г. Киргизия экспортировала в Россию около 2 млрд. кВт ч электроэнергии. Тем самым также обеспечиваются ирригационные потребности Казахстана и Узбекистана в этот период. Такое комплексное решение создает предпосылки для развития интеграции в более сложной сфере межгосударственных отношений — общем регулировании водно-энергетических режимов бассейнов рек Сырдарья и Амударья (с участием России) с обеспечением баланса интересов всех стран региона. При достижении согласия в этом вопросе опосредованно решаются вопросы социально-экологического оздоровления в низовьях рек и смягчения негативных последствий деградации экосистем в бассейне Аральского моря.
Особенность сложившегося к настоящему времени топливно-энергетического баланса страны заключается в том, что в структуре энергетических мощностей республики Таджикистан доля ГЭС составляет 92.6%, а ТЭС — всего 7.3%. Такое соотношение энергетических источников является причиной периодических кризисов, снижающее устойчивое энергообеспечение народного хозяйства и населения. Это вызвано тем, что из-за снижения водности рек и недостаточного объема воды в водохранилищах в зимнее время выработка электроэнергии падает до критических значений. Поэтому в целях создания условий для стабильного энергообеспечения народного хозяйства необходимо изменить структуру топливно-энергетического баланса страны путем освоения имеющихся в достаточном количестве запасов углеводородных ресурсов и угля.
Так, 10 июня 2008 г. состоялся рабочий визит делегации ОАО «Газпром» во главе с заместителем Председателя Правления В. Голубевым в Таджикистан. Стороны обсудили текущее состояние двухсторонних отношений и перспективы дальнейшего развития сотрудничества. По итогам встречи было подписано Соглашение об общих принципах проведения геологического изучения недр на нефтегазоперспективных площадях Республики Таджикистан (Ренган, Саргазон, Западный Шаамбары, Сарыкамыш). Участники встречи подтвердили заинтересованность в дальнейшем укреплении взаимовыгодного долгосрочного партнерства между «Газпромом» и Таджикистаном в энергетической сфере [6].
Рис. 1. Модель формирования интеграционных процессов в сфере энергетики стран ШОС и ЕврАзЭС.
Реализация этого проекта связана с преодолением целого ряда препятствий и проблем. Согласованные решения должны быть найдены для таких конкретных проблем, как:
• унификация национальных законодательств в области электроэнергетики;
• либерализация внутренних рынков электрической энергии;
• выбор наилучших механизмов развития электроэнергетического рынка и обеспечения энергетической безопасности, снижения рисков;
• нахождение подходящих методов финансирования;
• сближение уровней реформирования электроэнергетических систем.
Для формирования нового типа взаимодействия на энергетических рынках представляется целесообразным поставить вопрос о формировании соответствующих институтов в рамках государств — участников ШОС.
Интегрированный рынок, обслуживающий пространство ШОС, имеет все шансы быть созданным в самое ближайшее время. Особенно, если принять во внимание достаточно высокий уровень экономического развития и роста совокупного ВВП, а также то, что в нем могут быть представлены, с одной стороны, страны — производители энергосырья, а с другой — страны потребители. Производители представлены на первом этапе такими странами, как Россия, Казахстан, Узбекистан, Иран, впоследствии, возможно, Туркменистан и Азербайджан. Страны-потребители — Китай, Индия, Таджикистан и Кыргызстан.
Энергетическое взаимодействие ЕврАзЭС и ШОС открывает новые возможности для развития партнерства и сотрудничества, включающих проведение политики энергосбережения и энергоэффективности в экономике, уменьшение воздействия энергетики на окружающую среду, использование научно-технических достижений в топливно-энергетическом комплексе, подготовку перехода к энергетике будущего [8].
На прошедшей 29 июня 2007.г. в Москве первой встрече министров стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), отвечающих за развитие топливно-энергетического комплекса, одобрено положение об Энергетическом клубе этой организации [10]. Участники встречи согласились с целесообразностью повышения эффективности сотрудничества в энергетической сфере для обеспечения энергетической безопасности государств-членов ШОС и необходимостью сопоставления национальных стратегий государств-членов ШОС в целях их дальнейшей гармонизации. Руководители пяти делегаций (Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Китайской Народной Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан) поддержали создание Энергетиче­ского Клуба ШОС, как неправительственного совещательного органа по энергетике.
Впервые идея создания своеобразного «энергетического клуба» в рамках ШОС прозвучала в ходе прошедшей в конце 2005 года Международной конференции «Энергетический рынок Центральной Азии: тенденции и перспективы» [10]. В июне 2006 года на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Шанхае с инициативой официального создания Энергетического клуба в рамках ШОС выступил Президент России Владимир Путин. Эта предложение было поддержано другими руководителями государств, входящих в ШОС. Основной задачей Клуба декларируется создание информационной и дискуссионной площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств-членов ШОС с позиций их гармонизации и выработки предложений по повышению энергетической безопасности. Планируется, что в рамках Клуба будут обсуждаться вопросы взаимодействия государств-членов ШОС, а также компаний — производителей, транзитеров и потребителей энергоресурсов на международных рынках.
Одним из наиболее важных направлений станет осуществление информационного обмена в сфере ТЭК между государственными, деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС. В качестве первоочередной задачи министры поручили Энергетическому клубу организовать конференцию по сопоставлению национальных Энергостратегий стран ШОС.
Создание Общего электроэнергетического рынка способствует решению таких проблем, как:
• реализация возможностей транзита и равный доступ к транспортным системам;
• заключение долгосрочных контрактов как основы финансирования энергетических проектов в рамках ЕврАзЭС;
• формирование совместного портфеля конкретных межгосударственных проектов в области производства, передачи и распределения электрической энергии;
• расширение сотрудничества в области энергетического машиностроения, модернизации и строительстве электрических станций и линий электропередачи, разработки и внедрения современных энергетических технологий, гармонизации технических стандартов и процедур, планирования совместных инвестиций в электроэнергетике;
• активизация сотрудничества в области повышения энергетической эффективности и сохранения экологического равновесия.
Таким образом, развитие полномасштабного сотрудничества между странами-участницами ЕврАзЭС, ШОС может оказать глубокое позитивное воздействие на все аспекты экономических отношений между этими странами, включая и проведение согласованной энергетической политики.


Литература
1. Рапота Г. Энергетика и вода — основа интеграции в Центральной Азии // Мировая энергетика. — 2006. — № 7.
2. ЕврАзЭС: экономическое притяжение / Под ред. В.М. Зюбина. — М., 2005.
3. Независимая газета. — 2000. — 4 мая.
4. http://www.redstar.ru/2003/05/20_05/2_01.html
5. Таджикистан и Кыргызстан — основные партнеры России в развитии гидроэнергетики Центральной Азии, 10.12.08г. http://asiaplus.tj/news/31/43514.html
6. Управление информацией ОАО «Газпром». Пресс-релиз, 10.06.2008.
7. Как скоро в Таджикистане будет свой газ? 09.10.2008 http://asiaplus.tj/articles/31/2602.html
8. Каримова Г. Единый энергетический рынок // Нефтегазовая вертикаль. — 2006. — № 1.
9. Мироненков А., Сарсембеков Т. Энергетический клуб объединит страны Евразии // Мировая энергетика. — 2006. — № 8.
10. http://www.minprom.gov.ru/
11. «Вице-спикер Госдумы РФ: в рамках ШОС имеются большие перспективы для энергетического сотрудничества»: http://www.infoshos.ru/?idn=2540

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия