Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Бекетов Н. В.
и.о. директора Института региональной экономики Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ,
доктор экономических наук


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Процесс внедрения новых информационных технологий в России получил дополнительный импульс с принятием Федеральной целевой программы "Электронная Россия", целью которой является создание телекоммуникационной инфраструктуры для развития информационных технологий во всех сферах экономики и общественной жизни. Выполнение этой программы позволит увеличить долю информационных технологий в ВВП с нынешних 0,6 % до 2 % к 2010 году. Парк компьютеров в государственных структурах должен вырасти за этот период в 6 раз, а домашних компьютеров - в 4 раза. Каждый второй компьютер получит доступ в Интернет. Все высшие учебные заведения планируется подключить к глобальной сети к 2005 г., все школы - к 2010г. Многие специалисты отводят России срок всего в пять лет, для того, чтобы она окончательно не отстала в мировом технологическом соревновании.
До тех пор, пока к Интернету будут иметь доступ лишь менее 10% населения, информационные технологии останутся просто модной затеей, не влияющей на экономической прогресс. Эффективное управление современной экономикой возможно только при условии формирования соответствующих телекоммуникационных систем, в том числе в регионах РФ.
Программа развития телекоммуникаций в Республике Саха (Якутия) реализуется с начала 2000 года за счет средств федерального бюджета, средств ОАО "Ростелеком", средств инвестиционного бюджета республики и государственного предприятия "Сахателеком"1.
На смену государственного финансирования бюджетных отраслей, входящих в состав телекоммуникационного сектора региона, приходит практика, принятая в развитых странах.
Программа охватывает вопросы стандартизации бюджетных услуг и повышения их качества, увеличения доходной базы республиканского и муниципального бюджетов, межбюджетных отношений, совершенствования структуры бюджетных расходов, внедрения казначейской системы исполнения бюджета.
В республике создано Региональное информационно-консалтинговое агентство (РИКА) - технологическая, программная и информационная компания, обеспечивающая создание, хранение, анализ и распространение информации в области финансовой и хозяйственной деятельности. С помощью РИКА предполагается полностью модернизировать всю информационную инфраструктуру региональных органов власти, оснастить их современными компьютерами, объединенными в сетевые комплексы, сформировать единую программную среду и систему информационной безопасности2. При этом создание региональной телекоммуникационной инфраструктуры не сводится только к развертыванию информационных сетей, оснащению офисов региональных органов управления компьютерами и т.п. Решается задача создания и использования эталонной модели процессов управления.
Соответственно модернизируется вся коммуникационная инфраструктура общего доступа. В большинстве районных узлов связи уже функционируют маршрутизаторы, которые по выделенным каналам соединены с центром сети и с Интернетом, созданы районные многоканальные узлы сетевого доступа. В современное информационное пространство предусматривается вовлечь максимально широкий круг пользователей: государственные органы, предприятия и отдельных граждан. В ближайших планах - создание бесплатной службы доступа к внутренним информационным ресурсам и к республиканской электронной почте, подключение к ним вузов, школ, библиотек, открытие "Интернет-кафе", пунктов правовой информации и т.д.
Администрация Президента Республики Саха уже имеет Центр обработки данных, обеспечивающий поддержку информационных ресурсов, решение функциональных задач на базе серверной фермы, состоящей из десятка мощных серверов. Министерства, госкомитеты и территориальные органы федеральной власти эксплуатируют информационные комплексы на базе рабочих станций, подключенных к локальным коммуникационным сетям в столице республики. В районных и городских администрациях расширяются муниципальные информационные системы, в том числе серверные комплексы на базе серверов "Hewlett-Packard", подключенные по выделенным каналам к региональной коммуникационной сети и объединяющие информационные комплексы в подразделениях органов местного самоуправления - отделах социальной защиты, здравоохранения, финансов, имущества и т.д.
Самый важный компонент РИКА - распределенный интегрированный банк данных и соответствующее программное обеспечение. Посредством программных подсистем, разработанных по современным технологиям "клиент-сервер" на программной платформе "Windows-2000", пользователи в любой части республики получают (в режиме реального времени) доступ к банку данных РИКА. Главный принцип организации информационных потоков РИКА - актуализация и обработка информации на месте ее первичного получения от физических или юридических лиц. Формирование регионального банка данных осуществляется на основе объединения информации из этих первичных источников.
РИКА включает два укрупненных предметных раздела. Во-первых, "экономический регистр", содержащий всеобъемлющую информацию об экономике, финансах, организациях различных отраслей хозяйства и бюджетной сферы на республиканском и муниципальном уровнях. Во-вторых, программный комплекс "регистр населения", представляющий совокупность информационно-регистрационных систем персонального учета граждан и ведомственных систем их учета (подсистема "Паспорт", "ЗАГС", "Пенсии", "Пособия", "Медицина", "Налоги").
В настоящее время действуют информационные системы: "Регистр республиканской и муниципальной собственности", "Государственные закупки", "Мониторинг ЖКХ", "Образование", "Кадры госслужащих" и пр. В планах - внедрение регистра населения, увязанного с переписью населения, а также создание аналитической подсистемы и системы защиты информации, анализа данных с использованием технологии формирования банка данных на основе детализированной информации путем ее агрегации и автоматической конвертации. Использование таких технологий позволяет выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, а также прогнозировать последствия государственной региональной политики.
Информация РИКА подразделяется на внутреннюю (служебную), предназначенную для руководящих органов, и общедоступную. Официальный "Интернет-сервер" Администрации Президента Республики Саха в общей сложности содержит десятки тысяч страниц (от ленты новостей, обновляемой в режиме реального времени, до электронной версии библиотеки якутской литературы). Хранение, навигацию и актуализацию такого большого объема информации обеспечивает сложная программа Интернет-система. Весь процесс информационного наполнения и поддержания контента реализуется исключительно через наглядный и простой в использовании Web-интерфейс. Благодаря этому информационное пополнение сервера осуществляют десятки специалистов различных органов власти, зачастую обладающих лишь начальными навыками компьютерной культуры. Например, информационное обновление сайтов районов республики дистанционно (через Интернет) осуществляют работники органов местного самоуправления и районных администраций.
В настоящее время в рамках РИКА формируется единый портал органов власти, посредством которого государственные муниципальные служащие смогут получать персонифицированный доступ к информационным системам, создающий условия для упрощения и унификации обмена информацией между органами власти, хозяйствующими субъектами и гражданами. Через единый портал государственные органы власти будут представлять открытые и стандартизированные услуги (например, выдавать лицензии и сертификаты), будут налаживаться публичная отчетность и общественный контроль. Одним из главных достоинств сети является персонификация деятельности представителей органов власти. Интернет-сети могут уже в ближайшее время снизить основную долю издержек, связанных с проведением процедур народного волеизъявления, а в перспективе обеспечат возможность оценивать работу правительства и конкретных должностных лиц постоянно, а не только в период предвыборной активности.
Основной эффект от создания РИКА как платформы формирующейся региональной телекоммуникационной системы определяется объединением информационной инфраструктуры всех органов власти, созданием единого информационного пространства региона. На принципиально новый уровень открытости, подконтрольности, эффективности выходит взаимодействие государственного управления и бизнеса, власти и общества. Эффективная экономическая деятельность на институциональном уровне уже в настоящее время основывается на информации, которая представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными между управленческими структурами и населением. Регион, эффективно преобразующий информацию, становится более конкурентоспособным, более привлекательным и с точки зрения привлечения инвестиций. Информация становится решающим фактором развития производства, эффективного использования конъюнктуры рынка, изучения конкурентов. Создаются условия для решения одной из важнейших задач совершенствования системы корпоративного управления в регионах - повышения прозрачности деятельности акционерных обществ. (Существующая система фактического сокрытия информации не обеспечивает принятия необходимых инвестиционных решений).
Наиболее полно в рамках РИКА решается и проблема соблюдения требований действующего законодательства об информационной открытости в работе предприятий.
Вместе с тем нужно учитывать, что в современных условиях инвестиции приобретают системные свойства процессов передачи технологий, патентов, информации. Поэтому решающим условием привлечения инвестиций в регион становится квалификационная и образовательная подготовка кадров, их восприимчивость к нововведениям. От этого напрямую зависит и распространение информационных технологий в регионе.


Литература
1. Бекетов Н.В. Информационная экономика: итоги столетия // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сб. научных трудов вузов России. Вып. 10. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. химико-технологич. университета, 2002. С. 260-267.
2. Бекетов Н.В. Проблемы формирования информационной безопасности развития государства // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сб. научных трудов вузов России. Вып. 10. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. химико-технологич. университета, 2002. С. 267-274.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия