Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Ермашова Г. Д.
заместитель директора Международного института бизнеса и права Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики

Структура и механизм функционирования современного российского рынка кадровой бизнес-информации
В статье рассмотрены структура и механизм функционирования российского рынка бизнес-информации в области кадровой политики, позволяющие осуществлять мониторинг социально-трудовой сферы
Ключевые слова: кадровая бизнес-информация, рынок, институционально-организационный объект, социально-трудовая сфера

Формирование рынка труда, активизация процессов формирования рынка бизнес-информации привели к повышению роли информационной составляющей предпринимательской деятельности.
Информационная политика в области маркетинга рабочей силы требует определения совокупности институциональных объектов рынка кадровой информации. Следует отметить, что формирование различных элементов рынка кадровой информации в России процесс неоднородный и неравномерный. Поэтому критериев для отнесения институционально-организационных объектов к его структуре в науке еще не выработано. По мнению автора, они должны быть следующие: наличие эффекта информационной деятельности в форме товара или услуги для всех участников рынка труда; обеспечение условий для информационного обслуживания фазы распределения и перераспределения рабочей силы в процессе ее воспроизводства, выраженных в конкретных организационных формах.
На основании этих критериев к основным институционально-организационным объектам рынка кадровой информации могут быть отнесены: Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Федеральная миграционная служба; Государственный комитет по статистике РФ и их территориальные органы.
На региональном уровне в круг основных объектов входят также: территориальные органы перечисленных структур и трудовые посредники (негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, способствующие трудоустройству населения и содействующие профессиональной подготовке для этого; отделы по распределению и трудоустройству выпускников при учреждениях высшего, среднего специального и профессионального образования); органы государственного управления; средства массовой информации; хозяйствующие субъекты и другие юридические лица (предприятия центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных, службы передачи данных и телекоммуникации).
Задача данных объектов состоит в рациональной организации и эффективном использовании информационного обеспечения в целях максимально выгодного всем участникам социально-экономического партнерства посредством организации эффективного взаимодействия.
Для решения этой задачи объекты рынка кадровой информации осуществляют различные виды деятельности, среди которых можно выделить два основных [1]: производство кадровой информации и оказание информационных услуг для всех участников рынка труда; организация эффективного функционирования маркетинговых коммуникационных систем.
Значительная часть рынка кадровой информации финансируется из государственных источников и это во многом определяет его состояние и тенденции развития.
Некоммерческие государственные структуры, за которыми законодательно закреплена функция деятельности на рынке кадровой информации, выполняют задачу информационной поддержки коммерческой деятельности. Они обеспечивают условия для информационного обслуживания фазы распределения и перераспределения рабочей силы в процессе ее воспроизводства.
Главная задача коммерческих структур состоит в создании эффективной информационной среды в целях получения прибыли.
В зависимости от круга решаемых задач негосударственные коммерческие организации можно условно разделить на два вида: организации производители информационной продукции; организации, специализирующиеся на информационном обслуживании.
В современных условиях реформирования экономики в наибольшей степени этому соответствует система мониторинга - оперативного сбора данных о сложных явлениях и процессах, описываемых достаточно небольшим количеством ключевых, особо важных показателей с целью оперативной диагностики состояния объекта исследования в динамике.
К информации о социально-трудовой сфере относятся следующие данные [2]:
1. характеристики труда и трудовой деятельности населения, включая вопросы занятости и безработицы; профессиональной подготовки и профессионально-квалификационной структуры кадров трудовых коллективов предприятий и организаций; условий и организации труда, его стимулирования; мотивации трудовой деятельности, характера трудовых отношении в производственных коллективах; роли и места труда в ценностных ориентациях трудящихся;
2. уровень жизни населения, в том числе понятие качества трудовой жизни, включая уровень номинальной и реальной заработной платы и доходов, реального бюджета различных групп трудящихся и отдельных семей; уровень обеспеченности жилищными условиями, услугами здравоохранения, просвещения, культуры; экологической обстановки в зонах проживания, состояния транспортной сети, безопасности жизни и т.д.;
3. характеристики общественного мнения по поводу социально-экономического развития страны, состояния социально-трудовой сферы на всех ее уровнях; трудовой деятельности, уровня и качества жизни населения (степень удовлетворенности проводимыми в стране социально-экономическими реформами, различными сторонами личной и общественной жизни, уровень социальной напряженности в трудовых коллективах, в обществе и в его отдельных социальных группах и т.д.).
Кроме мониторинга социально-трудовой сферы, в настоящее время проводятся также мониторинги сфер деятельности, которые отражены в таблице 1.
Задача повышения эффективности взаимодействия предпринимательских структур определяет необходимость совершенствования всех потоков информации, концентрирующихся в Министерстве труда и социального развития РФ, координации их и интеграции их в единую систему [3]: 1) обобщать потребность в информации; 2) определять методологию расчета и анализа показателей; 3) заниматься построением и обоснованием выборочной сети; 4) проводить маркетинговые исследования, расширяющие и углубляющие информацию; 5) обеспечивать представление информации о состоянии рынка труда; 6) вести программное сопровождение по всем потокам информации, получаемым органами службы занятости.
Государственный комитет по статистике РФ и его территориальные органы, также как и Министерство труда и социального развития и Федеральная миграционная служба, является поставщиком кадровой информации. Его деятельность на рынке бизнес-информации состоит: в разработке баланса трудовых ресурсов; в ведении государственной статистической отчетности по труду; в организации выборочных обследований населения по проблемам занятости; в организации выборочных обследования предприятий.
Большую роль в формировании рынка бизнес-информации играет организация выборочных обследований предприятий. В таблице 2 приведены некоторые показатели, характеризующие состояние рынка труда.
Таблица 1
Мониторинги сфер деятельности
По мнению многих экономистов, публикуемые Госкомстатом оценки безработицы не позволяют оценить истинные масштабы кризиса на рынке труда, что создает непосредственную угрозу экономической безопасности страны.
Неточность оценок Госкомстата связана, по мнению автора, со значительной долей теневого сектора в России. В теневой экономике в качестве работодателей и рабочей силы, так или иначе, заняты примерно 60 млн человек. Как правило, сюда входят лица, работающие на основном месте с неполной занятостью, а также подрабатывающие в урочное и неурочное время. По оценкам специалистов их не менее 36 млн человек.
Таблица 2
Сравнительная характеристика информации о численности безработных (на конец месяца)
Если попытаться в самом общем виде определить систему связей на рынке кадровой информации, то можно выделить следующие наиболее важные ее элементы [4]:
«рынок труда общественная кадровая информация», данная связь характеризует процесс образования общественной маркетинговой информации, производство ее рынком труда как неотъемлемое свойство любой рыночной системы;
«общественная кадровая информация потребители», на этом уровне происходит поступление равнодоступной информации в форме общественного блага к потребителям и ее использование в их деятельности;
«общественная кадровая информация частная кадровая информация» - это наиболее слабо развитая в России часть из всей системы связей, где происходит преобразование равнодоступной и одинаковой для всех с этой точки зрения кадровой информации в информацию, которая по своим свойствам относится к продуктам и обладает свойствами товара;
«частная кадровая информация потребители», данный вид связи является достаточно типичным и не отличается от других связей между производителями и потребителями любой продукции или услуг.
Данная система связей как нельзя лучше раскрывает двойную функцию кадровой информации, во-первых, как фактора принятия решений по регулированию рынка труда на всех уровнях управления, во-вторых, как ресурса, используемого предпринимательскими структурами в коммерческих целях.
Реализуя эту двойную функцию, кадровая информация совершает первичный оборот при связи «рынок труда общественная кадровая информация» и вторичный оборот в случае переработки информации для коммерческих целей.
Поскольку распространяться должна как равнодоступная кадровая информация, так и информация в форме частного продукта, соответственно существуют маркетинговые коммуникационные системы двух типов: общественного и частного характера.
Главной спецификой, которая принципиально отличает российский трансформационный опыт от тенденций переходного периода в других странах и оказывает влияние на большинство экономических процессов является значительная регионализация экономики.
В процессе поиска информации о возможностях трудоустройства или о кандидатах, необходимых для заполнения вакантных рабочих мест, всегда проявляется пространственный аспект поиска. В зависимости от этого складываются модели поведения агентов рынка труда либо на местном (районном, региональном уровне рынка кадровой информации), либо на более высоком и расширенном уровне. Получить доступ как к информации о вакансиях, так и к потенциальному рабочему месту проще в пределах ограниченного рынка труда. Специфика информационного обеспечения яснее всего проявляется на локальном уровне.
Информация о будущих альтернативных рабочих местах приобретается в ходе предпринимаемых попыток поиска работы. Эта деятельность может осуществляться с использованием различных информационных каналов.
Основными институционально-организационными объектами системы информационного обеспечения (рынка кадровой информации) на региональном уровне являются [5]: 1) Департаменты федеральной государственной службы занятости населения (территориальные органы Министерства труда и социального развития Российской Федерации); 2) Территориальные органы Государственного комитета по статистике РФ; 3) Региональные отделения миграционной службы; 4) Негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, способствующие трудоустройству населения и содействующие профессиональной подготовке для этого; 5) Отделы по распределению и трудоустройству выпускников при учреждениях высшего, среднего специального и профессионального образования.
Городские и районные отделы занятости, расположенные на территории субъекта Российской Федерации и входящие на правах филиалов в Департамент федеральной государственной службы занятости населения, единственные из всех институционально-организационных объектов рынка, которые одновременно являются и проводниками политики занятости и службами, осуществляющими информационное обеспечение рынка труда.
Оценивая влияние государственной политики на состояние регионального рынка кадровой информации, следует признать, что, несмотря на поставленные цели, «доля государственного присутствия» на рынке и, соответственно, его эффективность сокращаются. В основном этому послужили три причины: отсутствие долгосрочной концепции информационного обеспечения политики на рынке труда в изменившихся макроэкономических условиях; хронический кризис государственного финансового института политики на рынке труда — Государственного фонда занятости населения РФ; недостаточная эффективность программ, реализуемых Федеральной службой занятости.
Особую остроту имеет региональный аспект проблемы финансирования информационного обеспечения государственной политики занятости. В связи с этим возникает проблема формирования эффективного механизма перераспределения части ресурсов фонда занятости населения для дотирования регионов с наиболее острой ситуацией на рынках труда.
О существующих диспропорциях можно судить по приведенным в таблице 3 индексам локализации финансовых ресурсов на реализацию политики занятости, которые рассчитаны как отношение доли региона в общих расходах фонда занятости населения к доле зарегистрированных в нем безработных в общей численности в РФ.
Таблица 3
Индексы региональной локализации средств фонда занятости и распределение регионов по уровню обеспеченности финансовыми ресурсами
Из таблицы следует, что в 2007 г. половина регионов России испытывали острый дефицит финансовых средств для эффективного информационного обеспечения рынка труда. Наличие относительно достаточных ресурсов можно признать лишь в 15 регионах (17% от общего числа), 29 регионов (33%) обладают относительным профицитом. В Москве индекс локализации средств в 45 раз превышает аналогичный показатель в наименее благополучном регионе — Республике Дагестан.
При таком подходе задача формирования федеральной части, необходимой для осуществления дотаций депрессивным территориям, действительно имеет автоматическое решение. Вместе с тем существуют и принципиально важные аргументы против консолидации [6]:
1. Четкие критерии распределения средств с учетом разнообразия ситуаций на региональных рынках труда в настоящее время отсутствуют, следовательно, влияние субъективизма при распределении ресурсов резко возрастает по сравнению с механизмами перераспределения.
2. Отсутствуют надежные механизмы защиты данной строки бюджета.
3. Политика информационного обеспечения занятости имеет ярко выраженный региональный характер.
Рынок кадровой информации разделил сферы деятельности между государственными и негосударственными институционально-организационными объектами информационного обеспечения рынка труда. Контакт между ними практически отсутствует. Сравнительная характеристика информационных услуг государственных и негосударственных объектов приведена в таблице 4.
При поиске первой работы молодой специалист чаще всего пользуется информационными услугами специальных служб по распределению или информацией, полученной от родственников и друзей. Остальные возможные каналы получения кадровой информации используются крайне редко. Информационное сотрудничество с системой образования может внести серьезный вклад в конкурентные позиции фирмы через процесс эффективного заполнения вакантных рабочих мест.
Региональный рынок труда молодых специалистов, по мнению автора, испытывает больше ограничений в информационном плане, чем остальные сегментированные рынки труда. Практически ни в одном учебном заведении России не существует специальных служб содействия найму или по оказанию специальных консультаций для студентов выпускных курсов.
Таблица 4
Сравнительная характеристика государственных и негосударственных объектов информационного обеспечения рынка труда
Чтобы как-то восполнить отсутствие необходимой информации, проводятся специализированные ярмарки вакансий молодых специалистов. Подобные ярмарки частично восполняют информационный и организационный пробел в информационном обеспечении рынка труда молодых специалистов и при минимальных затратах со стороны участников создают наиболее оптимальные условия для скоординированной работы. В ходе ярмарок создается возможность объединить информацию о рынках труда различных категорий персонала на уровне предприятия и региона в целом, рынке учебных услуг и образования. Это особенно важно сейчас, когда рынок информации о выпускниках различных учебных заведений и образовательных услугах практически не определен.
Таким образом, формирование и развитие различных институционально-организационных объектов информационного обеспечения маркетинговых решений на рынке труда должно происходить на взаимовыгодной основе. Следует развивать координацию усилий между ними и устанавливать отношения сотрудничества.


Литература
1. Котляр А.Э. Движение рабочей силы в крупном городе: Проблемы регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 237 с.
2. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2002. – 212 с.
3. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231 с.
4. Лугачев М.А., Анно Е.В. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. – М.: Изд-во ТРТУ, 2004. – 312 с.
5. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 2002. – 344 с.
6. Гурьева Л.В., Бондаренко Л.А. Социальная адаптация в условиях безработицы // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. - №10. – С. 26 – 34.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия