Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (30), 2009
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ермаков Н. П.
доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Самарского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук

Давиденко В. П.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве
Самарского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук

Ушанова Н. А.
доцент кафедры экономики и управления строительством Самарского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


К вопросу о сертификации систем менеджмента качества строительных организаций
В статье рассматривается один из главных инструментов в управлении качеством — стандартизация, которая прошла длительный эволюционный путь развития: от стандарта конкретного производителя на свою продукцию, устанавливающего ее характеристики — до международных стандартов качества ИСО серии 9000. Сравниваются процессы лицензирования и сертификации
Ключевые слова: сертификация систем менеджмента, строительная организация, менеджмент качества

По мере развития человеческой цивилизации с ростом возможностей экономики неизмеримо выросли и запросы потребительского рынка.
Если сначала в соответствии со спросом главным вектором в развитии производительных сил было количество производимых товаров, то в настоящий период таким вектором является их качество.
Начиная с 50-х гг. ХХ в. сформировалась и постоянно развивается специальная наука «Управление качеством», современной концепцией которой является «Всеобщее управление качеством» (система TQM).
Одним из главных инструментов в управлении качеством является стандартизация, которая также прошла длительный эволюционный путь своего развития: от стандарта конкретного производителя на свою продукцию, устанавливающего ее характеристики — до международных стандартов качества ИСО серии 9000, устанавливающих требования не к продукции, а к системе управления (менеджмента) качества (СМК) в организации — производителе. При этом требования имеют универсальный характер для любой организации и любой продукции.
Стандарты ИСО 9000 постоянно совершенствуются и переиздаются примерно один раз в 5–6 лет.
• Первый выпуск — 1987 год.
• Второй выпуск — 1994 год.
• Третий выпуск — 2000 год.
Стандарты зарегистрированы в России в статусе национальных с аббревиатурой трех основополагающих стандартов:
• ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
• ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Системы менеджмента качества. Требования.
• ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Указанные стандарты вбирают в себя лучший мировой опыт управления качеством, в том числе и опыт отечественной экономики.
Экономические реформы в строительной отрасли реформируются по двум основным направлениям:
• переход от государственной планово–административной системы управления, основанной на государственной собственности на средства производства, — к рыночной системе, основанной на множественности форм собственности, в том числе частной и коллективной;
• интеграция в глобальную экономическую систему.
В процессе реформирования меняются и совершенствуются законодательная и нормативная базы в соответствии с требованиями мирового сообщества.
Это государственная политика, в русле которой реформируется и строительство, где можно выделить 2 этапа:
1 этап (начало 90-х гг. ХХ в. — начало XXI в.) — разгосударствление и разукрупнение организаций строительного комплекса с их переходом в новые организационно–правовые формы;
2 этап (начало XXI в. — по настоящее время) — передача функций нормативно-правового управления организациями строительного комплекса от структуры органов государственной исполнительной власти (с одновременным их реформированием в рамках административной реформы) вновь создаваемым структурам негосударственных и саморегулируемых организаций.
Основные вехи второго этапа, касающиеся управления качеством строительства:
1991 — вводится государственное лицензирование строительной деятельности;
2001 — регистрация в статусе национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, 9001, 9004 и других;
2002 — принимается федеральный закон «О техническом регулировании»;
2003 — создается система «Росстройсертификация»;
2004 — регистрируется Российский стандарт организации СТО ФЦС 06 — 2004 «Системы обеспечения качества в строительных организациях»;
2004 — ликвидируется Госстрой РФ, создаются Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии; принимается федеральный закон «Градостроительный кодекс»;
2005 — федеральным агентством по строительству и ЖКХ издается приказ от 13.07.05 г. № 190 «О разработке и внедрении систем управления качеством на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001»;
2006 — отменяется государственное лицензирование строительной деятельности по всем трем направлениям: изыскание, проектирование, строительство (сроки несколько раз переносятся, последний срок — с 1.01.09);
2007 — принимается федеральный закон «О саморегулируемых организациях».
Приведенные сведения, конечно же, известны в сфере строительства, но в данном изложении они объясняют логику и показывают четкую целенаправленность реформы в строительстве.
А реформа, что вполне естественно, подвергается острой критике со стороны ряда практиков и ученых, в том числе на довольно высоком уровне, в частности в Правительстве Москвы. Главная основа критики — это опасение резкого снижения качества строительства в связи с отменой обязательного государственного лицензирования строительной деятельности.
И эти опасения не беспочвенны.
Дело в том, что отмена лицензирования логически должна вытекать из факта массового процесса по разработке, внедрению и сертификации в организациях строительного комплекса системы менеджмента качества (СМК) на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, так как опять же мировой опыт показывает надежность и эффективность этих систем. На это и был расчет при регистрации национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
Однако оказалось, что в силу специфики строительства стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2001 по многим позициям непонятен специалистам строительной отрасли. Поэтому на территориальном уровне были организованы курсы по массовому изучению стандартов семейства ИСО 9000. Но эти курсы оказались неэффективны по следующим причинам:
• концепция курсов была принята очень узкой. Ведь изучение стандартов — это не самоцель, а всего лишь средство для усвоения и решения конечной задачи, а именно — разработки и сертификации СМК для своей организации;
• изучение стандарта сводилось к заучиванию его текста без конкретной привязки к строительной отрасли;
• курсы в значительной мере комплектовались слушателями (работниками организации), по роду своей работы специально не занимающимися вопросами качества.
К тому же закон «О техническом регулировании» установил, что применение всех стандартов, в том числе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, является добровольным делом организации. Ясно, что в такой ситуации процесс массовой разработки СМК в строительных организациях не пошел, не говоря уже об их сертификации.
Для оказания практической помощи строительным организациям в освоении ГОСТ Р ИСО 9001:2001 федеральным центром технической оценки продукции в строительстве (ФГУ ФЦС) разработан стандарт СТО ФЦС 06-2004 «Система обеспечения качества в строительных организациях», главные цели которого разработчики определили так:
• перевод требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 на язык Российского строительного комплекса;
• гармонизация требований к СМК в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 с требованиями действующих нормативных документов и практикой отечественного строительства;
• создание для строительных организаций нормативной возможности поэтапной разработки и сертификации СМК строительно-монтажных работ (1 этап — на базе СТО ФЦС 06-2004; 2 этап — на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001).
СТО ФЦС 06-2004 в системе стандартизации считается не эквивалентом, а только аналогом ГОСТ Р ИСО 9001:2001, потому что этот стандарт не охватывает весь его объем требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
Действительно, сравнительный анализ стандартов показывает, что в СТО ФЦС 06-2004 отсутствуют требования:
• процессного и системного подхода к СМК;
• применения статистических методов в оценке и учете стабильности процессов жизненного цикла и качества строительной продукции;
• материального стимулирования качества труда.
Но и с появлением СТО ФЦС 06-2004 положение с сертификацией СМК не изменилось. На 1.01.08 г. по реестру Росстройсертификации за 2,5 года (после приказа № 190) выдано строительным организациям сертификатов на СМК всего по России — 13, из них 7 — московским организациям; по Самарской области — 0. В числе строительных организаций, получивших сертификат на СМК, только 4 организации — генподрядные общестроительные, а остальные — это дорожные и специализированные организации.
Таким образом, можно констатировать факт неизбежного и длительного организационного разрыва во времени между отменой лицензирования и массовой сертификацией СМК в строительных организациях. В этом разрыве и таится главная опасность для качества строительно-монтажных работ. Будет ли этот разрыв уменьшаться или увеличиваться в условиях добровольной сертификации СМК? Это, на наш взгляд, будет зависеть от зрелости руководителей строительных организаций в понимании вопроса — что дает им сертификат на СМК при значительных затратах времени, труда и денежных средств для его получения?
А чтобы это понять, нужно тщательно изучить условия сертификации СМК аккредитованным органам на соответствие либо ГОСТ Р ИСО 9001:2001, либо СТО ФЦС 06-2004, после чего сравнить процедуры получения лицензии и сертификата, и из этого сравнения определится ценность сертификата на СМК против ценности лицензии, что и будет определять решение о затратах на его получение.
Сегодня в обиходе у строителей сложилось такое понимание, что сертификация введена взамен лицензированию. Но это правильно только отчасти. Сравним эти два процесса и два документа: лицензию и сертификат соответственно.
Лицензирование
1. Проводится в обязательном порядке, при этом носит ярко выраженный формальный характер, а именно: организация-лицензиат передает в лицензионный центр пакет документов по перечню центра, в том числе п. 13 «Сведения о системе контроля за качеством выполняемых работ с приложением отзывов заказчиков, надзорных органов, специализированных организаций по контролю качества». Перечень этих сведений определен в методических указаниях лицензионного центра в 2005 году.
К перечню дано примечание: в соответствии с приказом лицензирующего органа — Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 13.07.2005 года № 190 система управления (контроля) качества должна быть разработана и внедрена на основании требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001.
На основании анализа этих документов заявителю выдается лицензия сроком на 5 лет.
При этом фактическое состояние работ по управлению качеством в организации не проверяется. Что касается примечания в методических указаниях к п. 13, то оно просто игнорируется по обоюдному соглашению сторон. Процесс лицензирования организации занимает короткий период и ни в течение этого процесса, ни в течение последующего времени никакого влияния на установившуюся в организации практику управления качеством не оказывает. Аппарат организации просто не чувствует этого процесса, так как им занимается один исполнитель.
2. По истечении срока действия лицензии ее продление носит еще более формальный характер, так как никаких плановых проверок деятельности организации в области управления качеством не проводится. По сути дела, лицензии продлеваются автоматически, если в предоставленных организацией документах не видно ухудшения против документов предыдущей лицензии. В редких, исключительных случаях проверки производятся при получении серьезных жалоб на организацию. Но даже, если проверка выявила серьезные нарушения в деятельности организации по качеству работ, то выдавший лицензию центр лицензирования не вправе ее отобрать, поскольку может это сделать только через суд.
3. Из сказанного выше можно сделать вывод, который подтверждается практикой строительства, что обязательная лицензия означает только наличие минимального потенциала организации для обеспечения качества работ, но не дает приемлемой гарантии качества.
Сертификация
1. Осуществляется в добровольном порядке.
В строительстве проводится по следующим объектам:
— строительные материалы;
— строительно-монтажные работы и услуги;
— система менеджмента качества.
2. Процесс сертификации по первым двум видам аналогичен процессу лицензирования, но с той разницей, что предъявленная организацией документация и процесс ее функционирования на стройках проверяется в ходе проведения сертификации экспертами центра сертификации. Сертификат выдается на 3 года с обязательной плановой проверкой деятельности организации по качеству, и при продлении сертификата учитывается фактическая эффективность системы управления. Орган по выдаче сертификата должен осуществлять периодическую плановую проверку состояния качества. При нарушении условий сертификации орган сертификации может аннулировать сертификат без суда, причем делается соответствующая запись в общедоступный реестр выданных сертификатов.
3. Принципиальным отличием сертификации от лицензирования является сертифицирование системы менеджмента качества. Процесс этого вида сертификации занимает гораздо более длительный период. Он состоит из следующих этапов:
— проверка документации системы на предмет ее соответ­ствия требованиям стандартов. При необходимости документация корректируется по замечаниям центра по сертификации;
— по завершении этого этапа, т.е. установления пригодности документации, проводится проверка полноты ее внедрения в практику. При этом особое внимание уделяется обученности персонала, освоению им документации системы и фактической результативности ее функционирования. Для успешного прохождения этого этапа организация должна при необходимости скорректировать структуру аппарата с уточнением функций и обязанностей каждого работника службы качества, провести обучение персонала и внедрить в производство предусматриваемую системой документацию, особенно записи.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что процесс сертификации сам по себе оказывает влияние на улучшение работы аппарата по качеству, и как следствие, на улучшение качества продукции.
Исходя из проведенного выше сравнения, добровольный сертификат соответствия на систему менеджмента качества дает потребителям гораздо большую реальную гарантию качества выпускаемой организацией продукции, чем лицензия, поэтому и ценность для подрядчика гораздо выше. Он демонстрирует способность организации «всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям» (ГОСТ Р ИСО 9001:2001 Область применения).
Российский союз строителей письмом № РСС-В3/101 от 17.07.08 г. призывает организации строительного комплекса к сертификации продукции работ и услуг, а также систем менеджмента качества, хотя и признает, что «создание реально работоспособной и полномасштабной системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и ее сертификация для большинства организаций сферы строительства объективно являются достаточно сложным делом».
Что нужно и можно сделать для ускорения процесса сертификации СМК строительных организаций — этот вопрос обсуждался на заседании кафедры экономики и менеджмента строительства Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Не затрагивая извечный русский вопрос «Кто виноват?», обсудили вопрос «Что можно сделать?». Выводы из обсуждения были следующие: в настоящий период для строительных организаций нужна реальная помощь не только и не столько в изучении стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001, сколько в конкретных консультациях и в участии в разработке документации системы для каждой строительной организации. Пока структур, оказывающих такие услуги, в области нет.
Университет по инициативе и в лице кафедры ЭМС осуществляет творческое содружество с одной из генподрядных строительных организаций Самарской области, ведущей строительство многоквартирных и многоэтажных кирпичных жилых домов.
На заседании кафедры было решено разработать для этой организации документальную СМК на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и совместно с организацией получить на эту систему сертификат соответствия. Для этого создана группа разработчиков в количестве 9 человек во главе с заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры ЭМС и других кафедр с привлечением специалистов из центра повышения квалификации при университете, системы лицензирования, системы сертификации. В настоящий момент выполнено 70% разработки документов.
Поскольку подобных сертификатов СМК в Самарской области пока нет, то документация СМК разрабатывается творчески как по форме, так и по изложению материала. При этом ставится задача, что документы должны быть максимально краткими по объему, но в тоже время достаточными по содержанию и понятными по форме.
После получения сертификата кафедра ЭМС приобретает необходимый производственный опыт и планирует выступить организационной структурой в центре повышения квалификации по оказанию консультационных услуг широкому кругу строительных организаций.
В связи с принятием закона РФ «О саморегулируемых организациях» сомнений в востребованности консультационных услуг нет. Суть закона — вывести управление строительной отраслью из сферы государственного управления в сферу некоммерческих объединений (ассоциаций) организаций строительного комплекса. Ассоциации саморегулируемых организаций (АСРО) будут разрабатывать свои стандарты и правила предпринимательской деятельности, устанавливать требования к членству в АСРО.
В типовом стандарте АСРО о членстве строительных организаций есть требование — наличие системы контроля качества строительно-монтажных работ. В такой формулировке это совершенно неопределенное понятие, допускающее множество толкований по структуре и содержанию системы контроля. Поэтому нет никаких сомнений в том, что в ближайшее время это требование ужесточат и конкретизируют в требование иметь сертифицированную систему обеспечения качества СМР как минимум по СТО ФЦС 06-2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия