Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Белоглазова Г. Н.
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой банковского дела
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


СОВРЕМЕННЫЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС. ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(Глобализация и развитие информационных технологий как предпосылки изменения характера банковского бизнеса)
В совместной стратегии Банка России и Правительства Российской Федерации цель реформирования в банковской сфере определена как "формирование развитого банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, направленного на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействующего экономическому развитию России".

Наибольшее влияние на формирование современного банковского бизнеса оказали два взаимосвязанных процесса - глобализация и развитие информационных технологий. Именно они определяют сегодня новое лицо банковского бизнеса.
Глобализация - это выход экономических и политических процессов за национальные границы и формирование единого экономического и политического пространства. В эпоху глобализации развитие всех сфер экономической жизни все в большей степени определяется действием общемировых факторов и все в меньшей - национальных и региональных. В банковской сфере глобализация сопровождается дерегулированием банковской деятельности и либерализацией финансовых рынков. На волне дерегулирования практически повсеместно ликвидированы институциональные разграничения между различными видами банковской и финансовой деятельности: коммерческой, инвестиционной, страховой и т.п. В результате уничтожения входных барьеров банки вынуждены конкурировать одновременно на многих сегментах финансового рынка, причем не только друг с другом, но и с другими финансовыми организациями - страховыми компаниями, инвестиционными фондами, финансовыми компаниями и т.д.
Либерализация финансовой сферы означала отмену ограничений для входа на национальные банковские рынки финансовых организаций - нерезидентов. Она открыла простор для развития заграничной филиальной сети банков и формирования международного банковского бизнеса, что, естественно, усилило накал конкурентной борьбы, но одновременно активизировало процессы консолидации банковского капитала. Во всех странах увеличилось количество слияний и присоединений, расширились и стали более разнообразными формы кооперации банков и их кооперации с небанковскими кредитно-финансовыми организациями. Банки, чтобы выдержать давление конкуренции, вступают в стратегические альянсы, участвуют в различных консорциумах, осуществляют синдицированное кредитование и т.п.
Глобализация неразрывно связана с невиданным прогрессом в информационных технологиях, вернее сказать, именно благодаря им она и приобрела столь широкий размах и высокие темпы. Постоянно совершенствуясь, информационные технологии получают все новые возможности применения в банковской отрасли. Если совсем недавно информационные системы использовались преимущественно для автоматизации сбора и обработки банковской информации, реже - для обеспечения планирования и контроля в банках и рассматривались как средство сокращения ручного труда и снижения банковских издержек, то сегодня информационные технологии стали основной движущей силой радикальных структурных изменений в банковском бизнесе. Они в полном смысле слова преодолевают пространство и время, открывая банкам круглосуточный выход на любые географические рынки. Но при этом традиционные конкурентные преимущества банков - тесные долговременные контакты с клиентами и развитая филиальная сеть - теряют свое значение. Новое поколение клиентов охотнее пользуется услугами Internet - Banking, чем традиционными каналами, предоставляемыми филиальной сетью. Современные мультимедийные средства в состоянии обеспечить виртуальное интерактивное общение банка с клиентом, которое полностью заменяет личное общение с ним в филиале. Новые технологии сокращают информационную асимметрию, повышают степень прозрачности рынка, делают более доступной информацию о клиентах, в результате чего банки теряют преимущества эксклюзивных партнеров предприятий.
Информационные технологии, так же как глобализация, усиливают конкуренцию в банковской отрасли и вынуждают банки конкурировать с широким кругом финансовых организаций. Во-первых, онлайновые технологии, обеспечивая прозрачность рынка, позволяют клиентам без особых затрат сил и времени выбирать наиболее выгодные для них предложения услуг, что сокращает для банков возможности "ценового маневра". Во-вторых, на основе новых технологий услуги, подобные банковским, или даже непосредственно банковские (например, по переводу платежей), могут оказывать организации, не являющиеся банками, в том числе телекоммуникационные фирмы. Последние очень часто ориентируются не на проведение стандартных банковских операций, а предлагают индивидуальный пакет услуг для каждого своего клиента.
Усиление конкуренции вызывает "давление со стороны издержек", банки постоянно борются за сокращение затрат ради поддержания конкурентных цен на услуги, внедряя схемы контроля издержек и анализа эффективности. Вместе с тем желание соответствовать требованиям времени заставляет их увеличивать расходы на внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, развивать дополнительно к существующей филиальной сети электронные дистрибутивные каналы. Противоречие между стремлением к экономии и необходимостью крупных капитальных вложений - один из тех непростых "вызовов времени", на который банки должны найти адекватный ответ.
В результате глобализация и информационные технологии как две тенденции, определяющие современную финансовую жизнь, оказывают противоречивое воздействие на банковский бизнес - с одной стороны, открывают перед ним новые возможности, а с другой - усиливают давление старых, традиционных и новых конкурентов, требуют нестандартных, быстрых решений, затрагивающих стратегию их развития.
Дезинтермедитация и секьюритизация и изменение потребностей клиентов в финансовых услугах

Под влиянием глобализации и информационных технологий качественно изменились потребности клиентов в финансовых услугах. Два взаимосвязанных процесса определили характер происшедших изменений: дезинтермедитацию и секьюритизацию.
Дезинтермедитация означает тенденцию к отказу кредиторов и заемщиков от услуг финансовых посредников, прежде всего банков, на финансовых рынках и ориентацию на прямые связи "инвестор - эмитент ценных бумаг". В поисках более выгодного размещения свободных капиталов их владельцы отказываются от традиционных банковских депозитов и обращаются к более доходным и ликвидным ценным бумагам, предъявляя преимущественный спрос на услуги по финансовому консультированию и управлению портфелями. Корпорации и фирмы, нуждающиеся во внешнем финансировании, также предпочитают получать его путем эмиссии собственных ценных бумаг, а не за счет банковских кредитов. Характерной чертой последнего десятилетия стал выход на рынок ценных бумаг средних и даже мелких предприятий, наряду с активным участием в эмиссиях крупных национальных корпораций. В этих условиях банки неизбежно теряют часть традиционных доходов от прямого кредитования, но одновременно получают возможность расширять объем и спектр услуг по сопровождению выхода своих клиентов на открытый рынок - так называемый инвестиционный банкинг.
Секьюритизация кредитных отношений, т.е. обличение их в форму ценных бумаг, наибольшее воздействие до сих пор оказывала на американские банки. Но и в Европе данные процессы проявляются достаточно отчетливо и приводят к изменению структуры банковских балансов, доходов и расходов. Желание клиентов приобретать долговые обязательства банков, а не держать деньги на их депозитных счетах, повышает общие издержки рефинансирования. Ориентация заемщиков преимущественно на рыночные инструменты внешнего финансирования (облигации, ноты, боны, краткосрочные коммерческие бумаги и т.п.) сокращает долю процентных расходов банков и стимулирует поиск источников непроцентных доходов. И снова встает вопрос об усилении конкуренции, поскольку на рынке ценных бумаг действуют свои посредники, и стремление банков найти там нишу для себя наталкивается на их естественное сопротивление.
Секьюритизация в известном смысле обесценивает значение прочных, многолетних связей банков с клиентами. Клиенты легче идут на смену банка - партнера, поддерживают связи одновременно с несколькими банками. Происходит "деконцентрация" отношений между клиентом и банком и вследствие этого повышается прозрачность рынка для всех его участников.
Для корпоративных клиентов банков в новых условиях особую актуальность приобретают вопросы стратегического повышения деловой активности и более сильной ориентации на прибыль и прирост стоимости предприятия. Свои отношения с банками они уже не хотят ограничивать получением набора классических услуг по кредитованию, размещению свободных денежных средств на депозитные счета и проведению платежей.
Современный банковский бизнес: новые черты

Отвечая на вызовы времени, банковский бизнес приобретает новое лицо, характерными чертами которого становятся:
- консолидация банковского капитала в национальном и международном масштабах. Увеличение размеров банков на основе слияний и присоединений, а также их кооперация с другими финансовыми институтами преследуют цель укрепить конкурентные позиции на национальном уровне и завоевать новые сферы влияния на международном;
- сокращение доли традиционных банковских операций в пользу увеличения новых, отвечающих качественно изменившимся запросам клиентов. Быстрое и постоянное совершенствование банковских продуктов и услуг, а также каналов их продвижения на базе современных информационных и коммуникационных технологий придают банковскому бизнесу инновационный характер. Внедрение финансовых инноваций и финансового инжиниринга облегчается за счет получивших распространение в последние годы процессов деконструкции, т.е. разделения единого процесса оказания банковской услуги на отдельные самостоятельные звенья - производство, сбыт и собственно оказание услуги, в результате чего производство услуги отделяется от ее продажи клиенту. Причем зачастую производство и продажу осуществляют разные организации, что ускоряет разработку и внедрение как информационных, так и финансовых инноваций;
- в качестве основной цели банковского менеджмента становится повышение рыночной стоимости банка как предприятия. Теперь уже не только в США, но и в европейских, а также во многих азиатских странах утвердилось мнение о том, что возрастание рыночной стоимости банка и рост капитализации банковской отрасли в целом гарантируют выполнение банками их общественных функций и обеспечивают сохранение привлекательных рабочих мест, что отвечает потребностям общественного прогресса и задачам экономического роста.
Современный банк - это крупная, высокопроизводительная, конкурентоспособная рыночная структура с широким и гибким ассортиментом не только банковских, но и других финансовых услуг, хорошо приспособленный к потребностям различных групп клиентов. В центре его внимания - проблемы корпоративного управления, освоения новых и реструктуризации традиционных сфер деятельности, совершенствования систем управления рисками.
Корпоративное управление в банках

Превращение банковских организаций в полноценные рыночные структуры сопровождалось во многих странах приватизацией учреждений с государственным участием и изменением организационно - правовых форм частных банков в направлении создания на базе семейных и закрытых организаций открытых корпораций, имеющих выход на финансовый рынок для привлечения дополнительного капитала.
Давление конкуренции усилило внимание банков к проблемам их рыночной капитализации и поставило в центр внимания вопросы эффективного корпоративного управления. Согласно "Принципам корпоративного управления в странах ОЭСР", принятым в 1999 году, под корпоративным управлением понимается круг отношений между менеджментом компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление предусматривает определение целей компании, средств их достижения и контроля, обеспечивает необходимые стимулы для достижения целей, в которых заинтересованы компания и акционеры, поощряет эффективное использование ресурсов компании.
Значение корпоративного управления в банках состоит не только в обеспечении эффективной работы и укреплении конкурентных позиций на рынке, но и в поддержании общественного доверия к ним как особым рыночным предприятиям, распоряжающимися огромными свободными денежными капиталами и обеспечивающими функционирование платежных систем. Базельский комитет по банковскому надзору на основе обобщения опыта стран - членов комитета признал, что корпоративное управление в банках является необходимым условием и нормального функционирования банковского надзора, и может способствовать установлению сотрудничества между руководством банка и надзорными органами. Комитетом было разработано Руководство по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях (Базель, сентябрь 1999 г.), призванное оказать содействие национальным органам надзора в деле внедрения надлежащего корпоративного управления в банках.
Стремительно изменяющееся внешнее окружение, возрастающая конкуренция поставили банки в условия, когда они должны больше внимания уделять вопросам стратегического планирования и управления. Банки, не имеющие четких стратегических целей и механизма их реализации, в новых, более жестких, чем прежде, условиях теряют шансы на завоевание устойчивых конкурентных позиций на рынке. При этом не меньшее значение, чем разработка стратегии, имеет создание эффективной внутренней структуры, четкое распределение полномочий и обязанностей между членами совета директоров и менеджерами банков, формирование ясной и понятной менеджерам и сотрудникам системы подотчетности, сбора и обработки информации, использующей все преимущества современных информационных сетей.
В последнее время значительное место отводится и вопросам корпоративных ценностей в банках для избежания или преодоления конфликтов интересов, коррупции и взяточничества. С этой целью в совет директоров как орган, ответственный за реализацию корпоративной стратегии и воплощение в жизнь корпоративных ценностей, многие банки вводят независимых от акционеров так называемых "внешних" директоров. Такие независимые члены совета директоров способны, основываясь на своем опыте, привносить новое понимание ситуации на местном рынке, по иному оценивать принятую банком стратегию развития. Большую роль они играют и в разрешении конфликтов интересов внутри банка, в предупреждении принятия необоснованных обязательств перед другими организациями и т.п.
В системе корпоративного управления в банках возрастает роль внутреннего и внешнего аудита. При этом усиливается независимость внутреннего аудита и повышается статус аудиторов. Заключения и рекомендации аудиторов становятся неотъемлемым элементом информационной базы, используемой при выработке управленческих решений.
Все больше внимания уделяется так же вопросам материального симулирования в банках. Опыт показывает, что отсутствие эффективной системы стимулирования провоцирует менеджеров наращивать краткосрочную доходность в ущерб долгосрочной устойчивости банка. Поэтому для корпоративной культуры и обеспечения корпоративных ценностей все большее значение приобретает открытость информации об используемой в банке системе материального поощрения, в том числе о премиях, вознаграждениях высшего руководства, правах на приобретение акций банка и т.д..
Совершенствование корпоративного управления становится фактором, реально продвигающим банки по пути укрепления их конкурентных позиций на национальных и международном финансовых рынках. Его значение возрастает в связи с созданием банковских групп, объединений и холдингов.
Освоение новых и реструктуризация традиционных сфер деятельности банков

В новых условиях наиболее востребованной и одновременно сложной для банков сферой становится инвестиционный банкинг. Под инвестиционным банкингом в настоящее время понимают достаточно широкий и не вполне четко обозначенный круг услуг, связанных как с первичным размещением ценных бумаг, так и с операциями на вторичном рынке ценных бумаг. Основная, исходная функция инвестиционного банкинга - организация эмиссии и первичного размещения ценных бумаг. В США эту функцию выполняют инвестиционные банки и именно там она получила наиболее широкое развитие. В Европе спрос на подобные услуги развивается параллельно с развитием фондового рынка и выходом на него предприятий различных отраслей. Отличительная черта эмиссионной составляющей инвестиционного банкинга в настоящее время - это расширение спроса на его услуги со стороны средних и мелких предприятий и соответственно, приспособление его к их потребностям.
Инвестиционный банкинг охватывает также торговые операции с ценными бумагами на вторичном рынке и связанные с ними депозитарные, консультационные услуги и услуги по управлению портфелями ценных бумаг клиентов. Это его направление из года в год усложняется в связи с развитием срочной торговли, появлением деривативов и внедрением финансового инжиниринга. Банки, заинтересованные в укреплении своих конкурентных позиций в данной сфере, должны были создать крупные аналитические подразделения и осуществлять масштабные исследования финансовых рынков, чтобы прогнозировать тенденции движения его отдельных сегментов и инструментов.
Относительно новым элементом инвестиционного банкинга является проведение сделок по слияниям и приобретениям. В таких сделках банки участвуют в качестве консультантов и посредников, которые не только помогают заключать и оформлять сделки, но и занимаются активным поиском продавцов и покупателей предприятий, частей предприятий и других активов.
Новые горизонты перед инвестиционным банкингом открывает широкое распространение акционерных отношений, превращающее сделки по слияниям и приобретениям в особую сферу операций с ценными бумагами.
К инвестиционному банкингу относят иногда и организацию проектного финансирования,
Инвестиционный банкинг обеспечивает банкам более высокие по сравнению с традиционными операциями прибыли, которые образуются за счет внедрения инноваций в эту сферу деятельности и ее распространения на новые сегменты экономики. Сейчас таким сегментом является сектор малых и средних предприятий, которые заинтересованы в получении дешевого финансирования с открытого рынка. Отвечая на их новые запросы, банки во всех странах активизируют деятельность по организации, сопровождению и поддержке эмиссий ценных бумаг этой группой предприятий.
Однако и в инвестиционном банкинге конкуренция за клиентов обостряется, а затраты на совершенствование его информационной инфраструктуры и подготовку кадров возрастают. Для того, чтобы они окупались, необходимо расширять масштабы инвестиционного банкинга, чем большинство банков успешно занимается в последние годы, полагая, что инвестиционный банкинг - будущее банковского бизнеса.
Параллельно с освоением новых направлений деятельности происходят радикальные изменения в традиционных сферах банковского бизнеса. Структура банковского портфеля меняется в сторону расширения новых кредитных продуктов, финансового консультирования и управления наличностью (управления потоками платежей). В связи с ростом международных операций клиентов растет и спрос на услуги торгового финансирования. На волне секьюритизации расширяются услуги по размещению свободных средств предприятий в доходные активы и управлению инвестиционными портфелями. Эти услуги обеспечивают банкам получение прибыли при одновременном сохранении ликвидности и расширяют возможности внедрения финансового инжиниринга с целью наиболее эффективного размещения ресурсов.
Глубокая реструктуризация коснулась и такой сферы банковского бизнеса, как обслуживание частных лиц (Private banking). В отношении частных лиц в развитых странах уже не наблюдается характерный для предыдущих этапов быстрый рост продаж банковских услуг. Этот рыночный сегмент близок к насыщению, отыскивать на нем свободные ниши становится все труднее, а конкуренция между банками возрастает, что и обусловливает необходимость радикального изменения подходов к организации Private banking. Смысл происходящих изменений состоит в более глубокой ориентации услуг на потребности конкретных групп клиентов и достижении на этой основе общей рентабельности данного направления банковской деятельности, которая в настоящее время неуклонно снижается. Крупные капиталовложения, произведенные банками в инфраструктуру услуг для частных лиц, могут окупаться и обеспечивать необходимую рентабельность лишь при постоянном возрастании объема предоставляемых услуг, чего трудно добиться в условиях насыщения рынка. Единственный путь поддержания спроса на эти услуги - их постоянное совершенствование в ответ на постоянно меняющиеся потребности клиентов. Но уловить общее направление изменений потребностей клиентов и их приоритетов чрезвычайно сложно, поскольку, как отмечают западные аналитики, на авансцену выходит "поколение конфетти", которое не склонно придерживаться "никаких" стандартов образа жизни, желает получать ярко выраженные индивидуализированные услуги, существенно различающиеся по многим разнородным группам потребителей. Реализация таких желаний в сфере банковских услуг может быть осуществлена путем расширения спектра услуг, что неизбежно сопровождается увеличением объема профессиональных консультаций. Но консультации обходятся банкам очень дорого.
Поиск компромисса между повышением качества услуг для частных лиц и сокращением затрат на их осуществление привел к более четкой и глубокой сегментации клиентов по социальному и имущественному признаку. Многие банки столкнулись с парадоксальной, на первый взгляд, ситуацией, когда стандартные банковские услуги для частных лиц в массе своей оказались убыточными, в то время как индивидуальное обслуживание состоятельных клиентов приносило неплохие прибыли.
При тщательном анализе выяснилось, что причина подобного положения в том, что и широкая частная клиентура, и эксклюзивные клиенты обслуживались в одних и тех же филиалах, одними и теми же сотрудниками, им предлагались продукты, требующие практически одинаковых затрат времени на консультации.
Постоянный рост затрат на содержание филиалов и оплату труда квалифицированных сотрудников в условиях растущей конкуренции и привел к тому, что массовые услуги, потребители которых наиболее чувствительны к повышению цен, в конце концов оказались убыточными, а эксклюзивные, цены на которые росли параллельно с ростом их качества и, соответственно, издержек, продолжали оставаться прибыльными. Причем, если потребности эксклюзивных клиентов действительно не могут быть удовлетворены без интенсивных дорогостоящих консультаций, то продукты и услуги, прелагаемые широкой клиентуре, по своему характеру часто вовсе не требуют консультационного сопровождения. Рост общего уровня образования клиентов еще более снижает потребности в консультациях по стандартным услугам.
Такие выводы послужили поводом для пересмотра политики банков в отношении услуг для частных лиц. Классические стандартные банковские услуги по приему денег, проведению платежей и текущему краткосрочному кредитованию все чаще передаются банкоматам и полностью автоматизированным филиалам, работающим круглосуточно. В результате увеличивается объем операций, проводимых через электронные информационные банковские системы, и сокращаются расходы на персонал филиалов, занятый обслуживанием и консультированием клиентов.
В отношении массовых услуг более высокого уровня - жилищного кредитования, доверительного управления имуществом, страхования, которое практически во всех странах осуществляется посредством использования филиальной сети банков, переход на полное обслуживание через банковские терминалы пока невозможен. Для сокращения затрат банка на их разработку и продажу при одновременном повышении качества и степени удовлетворения потребностей клиентов применяется принцип "индивидуального массового производства", когда из большого, но ограниченного числа базовых элементов формируется множество услуг, имеющих индивидуализированный характер. При таком подходе достигается максимальное использование информационных и коммуникационных банковских систем, а затраты на консультации сводятся к объяснению одной или нескольких модификаций услуги из большого числа их заранее подготовленных и просчитанных вариантов. Для продажи таких услуг наряду со стационарной филиальной сетью все шире используется телефонный банкинг, домашний банкинг, самостоятельные онлайновые фирмы, создаются гибкие и мобильные консультационные службы банка.
Только для небольших целевых групп клиентов предлагаются действительно индивидуальные услуги, которыми другие группы не пользуются. Предлагаются даже не услуги как таковые, а определяется характер финансовой проблемы клиента и на основе индивидуальных консультаций наиболее приемлемый вариант ее решения необходимые для этого инструменты. В этом случае банк отказывается от разработки стандартных пакетов услуг, целиком полагаясь на профессионализм и компетенцию своих консультантов.
Создание трех различных вариантов предоставления банковских услуг частным лицам и расширение альтернативных каналов их реализации рассматривается банками как необходимый шаг к созданию виртуального банка. Виртуальный банк предполагает не только отказ от традиционной стационарной филиальной сети и переход на виртуальные каналы сбыта, но и полное изменение структуры банка и форм его взаимодействия с клиентом. Под понятием "виртуальный банк" в настоящее время объединяют разнообразные электронные финансовые услуги: домашний банкинг (Homebanking), цифровой обмен данных (Electronic Data Interchange), электронный брокераж (Electronic Brokerage), чип-карты, рабочие видеоконференции (Desktop Videoconferencing), интерактивное или цифровое телевидение, телефонный банкинг (Telefonbanking) и др. Однако это является лишь промежуточной стадией на пути к подлинному виртуальному банку. По оценкам специалистов, говорить о виртуальном банке в полном его значении можно будет только тогда, когда клиенты будут воспринимать институт банка лишь как набор услуг, а не как физически существующую организацию.
В России за годы реформ была построена рыночно ориентированная банковская система. По мере повышения степени открытости экономики российские банки испытывают усиливающиеся воздействие всех тенденций, определяющих развитие современного банковского бизнеса, прежде всего, глобализации и внедрения информационных технологий. Чтобы не потерять конкурентные преимущества, они должны постоянно совершенствовать свои операции и услуги в ответ на растущие потребности клиентов, внедрять более прогрессивные структуры управления, которые позволяли бы гибко реагировать на изменяющиеся внешние условия и одновременно обеспечивали бы контроль издержек и эффективности. Наметившийся экономический подъем и связанный с ним рост спроса на кредит дает российским банкам хорошие шансы для того, чтобы ускорить внедрение новых прогрессивных банковских и информационных технологий.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия