| | Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Щербаков В. В. заведующий кафедрой коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
почетный работник высшей школы РФ,
доктор экономических наук, профессор Кубасова Т. И. доцент Байкальского государственного университета экономики и права,
кандидат экономических наук
| |
| | Обозначены перспективы развития проектной логистики, логистического менеджмента и создания проектно-ориентированных логистических систем при реализации механизма ипотечного кредитования строительства. Доказана приоритетность управления инвестиционным потоком при наличии ипотечно-строительных проектов. Введено понятие потока взаимодействий участников проекта, выражающего в передаче исполнительских полномочий и юридической ответственности | Ключевые слова: проектная логистика, менеджмент, проектно-ориентированная система, взаимодействие участников | Расширение масштабов практического применения логистики позволяет выдвинуть и принять в разработку идею формирования логистических основ управления ипотечно-строительными проектами.
Позиционирование ипотечно-строительных проектов осуществляется на основе констатации того, что по своей природе они являются инвестиционными проектами. В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают физические объекты (здания, сооружения, производственный комплекс), инвестиционный проект конкретизируется понятием инвестиционно-строительного проекта. Инвестиционно-строительные проекты различаются по объектам вложения инвестиций, в качестве которых предстают, как известно, объекты недвижимости. Под объектом недвижимости понимается имущественный комплекс: земля и строения — здания, сооружения с подразделением их по направлениям использования; при этом наряду с физической сущностью принимается во внимание комплекс связанных с недвижимостью имущественных прав. При рассмотрении объекта недвижимого имущества как объекта собственности учитываются права собственности, а именно право владеть, пользоваться и распоряжаться, в том числе право на продажу объекта недвижимости, на его использование и сдачу в аренду и на внесение в качестве залога.
Для позиционирования ипотечно-строительных проектов в классе инвестиционно-строительных проектов важным оказывается объектный признак, с учетом которого ипотечно-строительный проект — это проект строительства объекта жилой недвижимости с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечно-строительные проекты характеризуются тем, что в них применяются особые, специфические формы привлечения средств для ипотечного кредитования. В мировой практике действуют две основных системы такого привлечения. Одна из них предполагает выпуск банками долгосрочных облигаций с ипотечным покрытием стандартной структуры с выплатой суммы основного долга в конце платежного периода. Кредиты, входящие в состав ипотечного покрытия, в этом случае остаются на балансе банка-эмитента. Эта система получила распространение в странах ЕС. Другая — представляет собой систему рефинансирования ипотечных кредитов, в основе которой лежит уступка прав требований банками по уже выданным ипотечным кредитам другим финансовым институтам, т.е. операторам вторичного рынка. Последние выпускают ипотечные ценные бумаги различного вида, к числу которых относятся облигации с ипотечным покрытием традиционной структуры или ценные бумаги с потоком платежей, близким по структуре к платежам по аннуитетным ипотечным кредитам. Эта система действует в США. В России используются обе системы привлечения средств, одновременно получает применение третья модель, которая реализует опыт немецких стройсберкасс. В целом это позволяет рассматривать подлежащие управлению ипотечно-строительные проекты как проекты с логистическим обеспечением, инвестиционная природа которых должна обусловливать содержательную специфику проектной логистики.
Необходимость и целесообразность трансформации логистики в связи с ее применением в управлении ипотечно-строительными задают инвариантную для всех инвестиционных проектов линию трансформации, которая выстраивается на достижении единства процессно-ориентированного и проектно-ориентированного подходов к управлению потоками. При этом процессно-ориентированный подход обнаруживает избирательный принцип действия, что обусловливается одновременным применением в логистическом менеджменте проектно-ориентированного подхода, соотносимого с решением задач управления проектами.
Логистический менеджмент имеет системное приложение в том смысле, что обеспечивает оптимизацию потоков в экономических системах в интересах осуществления стоящих перед ними целей. Сложность функционирования экономической системы, находящейся в поле действия логистического менеджмента и обретающей в этой связи признаки логистической системы, обусловливается спецификой объекта управления — это потоковый процесс, возникающий на основе внутрисистемных и межсистемных связей и протекающий на линиях внутрисистемного и межсистемного взаимодействия элементов системы. В свете общих представлений главное, что определяет избирательность процессно-ориентрованного подхода, — это его целевая направленность на управление проектами и создание проектно-ориентированных логистических систем.
Проектно-ориентированный подход чаще всего рассматривается в контексте организации бизнеса и это дает основание предположить, что проектно-ориентированный подход является в большей степени приемом логистического менеджмента. В сравнении с ним процессно-ориентированный подход более универсален, он является одновременно приемом логистического менеджмента и приемом логистики, отсюда следует, что именно в логистическом менеджменте осуществляется сочетание двух методических приемов, при этом практический менеджмент ставит новые задачи перед логистикой как наукой. Сочетание процессно-ориентированнного и проектно-ориентированного подходов открывает перспективы для развития проектной логистики, которая продолжает движение от управления объектами через управление процессами к управлению логистическими цепями, или более обще — цепями взаимодействия.
Проектная логистика — это специальное направление в прикладной логистике, связанное с осуществлением трансакционных отношений участников проекта (см. рис.). В соответствии с этим понятием определяется объектная специфика проектной логистики — потоковые процессы проектов, специфика, к которой адаптируются общенаучные категории логистики: внутренний поток — это поток, циркулирующий в рамках проекта и проч. (см. табл.). Одновременно вводится категория «поток взаимодействий», имея в виду, что этот поток должен отражать процесс совершения внутренних и внешних трансакций при осуществлении проекта. Поток взаимодействий обнаруживается в передаче исполнительских полномочий, управленческих, в том числе функциональных, компетенций, юридической ответственности, прав и рисков.
С учетом инвестиционной природы проектов ключевую роль в проектной логистике играет инвестиционный поток. Этот поток, как и сами инвестиции, может существовать в денежной форме (инвестиции реальными деньгами, отечественной и иностранной валюте — денежный поток), товарной форме (товарные инвестиции — товарный поток), интеллектуальной форме (инвестиции объектами интеллектуальной собственности — информационный поток). Инвестиционный поток является признаком совершаемых в рамках проекта инвестиционных процессов. Он обладает общностью с финансовым потоком в части его денежной составляющей, вместе с тем инвестиционный поток — это более широкое понятие, которым определяется, в том числе, движение материальных и информационных ресурсов. Особенности инвестиционного потока в его общности с финансовым потоком определяет движение ценных бумаг. Подобно тому, как в материальной логистике финансовый поток поддерживает материальный поток, так в проектной логистике денежный поток поддерживается движением ценных бумаг. | | | Рис. Схема взаимодействия участников ипотечно-строительного проекта | | Таблица Классификация логистических потоков | | Составлено по: [1, с. 43]. | В соответствии с ресурсной концепцией логистики в более низком ранге, по отношению к инвестиционному потоку, состоит спектр потоков, инициируемых инвестиционным потоком на отдельных фазах жизненного цикла проекта: «концепция», «разработка», «выполнение», «завершение». При этом самое широкое разнообразие обнаруживается при наступлении фазы «выполнение», когда получают развитие многообразные управленческие и технологические процессы, развитие которых поддерживают сервисные потоки услуг управленческого и технологического характера.
Применение проектной логистики предполагает постановку проектного логистического менеджмента. Проектный логистический менеджмент интерпретируется как содержательно-адаптированный, системно-организованный процесс управления инвестиционными и инициируемыми ими материальными, сервисными, финансовыми, информационными потоками проекта, реализуемого в последовательности фаз жизненного цикла в соответствии с правилами логистики посредством построения цепей взаимодействия участников. Неотъемлемой частью управления в контексте поддержания логистических активностей участников проекта становится управление рисками.
В настоящее время в управлении проектами методический инструментарий логистики востребован слабо. Логистика не обрела должного организационного обеспечения на практике. Опыт ограничивается участием в управлении проектом функционального менеджера-логиста. Он проявляется чаще всего в инвестиционно-строительной сфере, при этом функции логиста фактически исполняет специалист по материально-техническому снабжению и комплектации строек.
Между тем задачи управления ипотечно-строительными проектами обнаруживают потребность в формировании новой методологии в связи с осознанием их отличительных особенностей в классе инвестиционно-строительных проектов. Приоритеты смещаются от применения отработанных управленческих процедур в фазе выполнения проекта в его строительной части к обоснованию процедур концептуальной фазы, фазы разработки и фазы завершения проекта. С учетом стадийности работ ипотечно-строительного проекта принятие ключевых управленческих решений сосредоточивается на этапах анализа потенциала ипотечного жилищного кредитования (стадия инициации проекта), формирования стратегии и концепции проекта, разработки условий ипотеки, привлечения денежных средств населения посредством ипотеки (предпроектная стадия), передачи жилья клиентам ипотеки (стадия строительства). Основной задачей логистики в управлении ипотечно-строительными проектами становится синхронизация финансовых и инвестиционных потоков, с одной стороны, а также инвестиционных и материальных потоков, — с другой.
В условиях, когда роль логистики соотносилась исключительно с фазой выполнения проекта, а сама логистика рассматривалась инструментом материально-технического снабжения и производственно-технологической комплектации строек, ее инновационные аспекты связывались с организацией хозяйственных связей и управлением цепями поставок. Во вновь формируемой методологии логистики предусматривается более широкая интерпретация логистических цепей, а именно не как цепей поставок, а как цепей взаимодействия, выстраиваемых на основе заключения договоров или контрактов. Исходя из этого, следует заключить, что проектная логистика по своей форме — это, прежде всего, контактная логистика, которая должна рассматривать, в том числе, движение юридической ответственности, прав и рисков. |
| |
|
|