Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Нуруллина Г. Ф.
аспирант Санкт-Петербургского
государственного университета экономики и финансов


О НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ ИСЛАМСКОГО БИЗНЕСА

Процесс использования этических норм и правил бизнеса в России находится в начальной его стадии. Сформировавшийся в общественном сознании облик "нового русского", независимо от его национальности, представляется не привлекательным, а скорее отталкивающим с позиций морали и этики.
В период экономического кризиса и начального этапа реформ в России стремление к быстрым и легким деньгам выражалось в широком распространении навыков спекулятивных финансовых операций, нацеленных на максимальную прибыль, в процветании криминальных структур и т.д.
Однако постепенно представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении стало изменяться. Бизнесмены все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии, в том числе в исламской экономике.
К сожалению, существует дефицит достоверной информации об исламской экономике, ее принципах, целях, используемых моральных и этических нормах. Между тем, для достижения взаимопонимания и оптимального решения проблем современной рыночной экономики как на государственном, так и межгосударственном уровнях изучение и понимание исламской этики необходимо как мусульманскому, так и немусульманскому населению.
В данной статье делается поэтому попытка представить этические ценности в исламской экономической доктрине, играющей все более заметную роль в формировании современных хозяйственных связей на Востоке, и рассмотреть некоторые вопросы исламского финансирования.
Известно, что этика бизнеса предполагает изучение соответствия моральных норм человека нормам деятельности и целям организаций.[1] В то же время государства восточного и западного цивилизационного типа имеют разные системы ценностей: для западной цивилизации характерным является приоритет индивидуальных ценностей над общественными, материальных - над духовными, для восточной - приоритет общественных ценностей над индивидуальными, духовных - над материальными, стремление к изменению социальной среды через самосовершенствование человека.
В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество нравственных ценностей перед экономическими благами. Священный Коран представляет мусульманам свод морально-нравственных законов, регулирующих поведение в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Это, прежде всего, касается представлений о собственности, труде как источнике благосостояния, греховности накопительства, ростовщичества, несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и индивида, а также вопроса о справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный на максимизации личной выгоды и выгоды для общего социального благосостояния. Исламская экономическая система признает частную собственность и рыночную конкуренцию, но главным в ней является положение о том, что все богатство принадлежит Богу, который передает его во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться и к природным ресурсам, и сохранять природу для будущих поколений.
Мораль ислама отрицает любое поведение, которое ведет к несправедливости и нарушению прав человека. Считаются незаконными любые спекулятивные сделки, обман, обособление финансовых ресурсов от реальной экономики. В исламской модели четко оговаривается понятие зульм, означающее "несправедливость, ущерб, зло". В любом запрещенном или порицаемом шариатом бизнесе осуждается даже элемент зульма, несущий вред вовлеченным в этот бизнес людям или интересам общества. Вред может быть явным или скрытым (последствия его могут стать ощутимыми спустя некоторое время), может выражаться не только в имущественной форме, но и в серьезном нарушении нормальной работы государственных органов или отдельных коммерческих организаций. С целью борьбы с несправедливым и приносящим урон обществу поведением или бизнесом в исламской экономике запрещается любое незаконное присвоение чужой собственности или дохода, составляющее основу ростовщичества, так же как явно преступные действия - воровство, либо мошенничество.
Исламская этика бизнеса, базирующаяся на принципах справедливости, отвергает и возможность взяток, монополизацию и предоставление неверной информации при определении стоимости ценных бумаг, не приемлет быстрых и нечестных способов обогащения, как-то: азартных игр или спекуляций на фондовом рынке. Исламская модель оценивает эффективность фондовых рынков объемами инвестиций в реальные проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.
Рассматриваются в исламе как запрещенные:
ростовщичество (риба);
неопределенные сделки с повышенным риском (гарар), например, опционы и фьючерсы;
виды деятельности, категорически несовместимые с моралью ислама: игорный бизнес (мейсир), лотереи, спекуляция ценными бумагами;
традиционное (коммерческое) страхование;
производство и торговля запрещенными товарами;
установление монополии, а также сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар;
нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.
В отдельную категорию можно выделить те запрещенные виды деятельности, которые практически в любой стране мира рассматриваются как экономические преступления, в том числе и с точки зрения шариата: коррупцию, коммерческий шпионаж, обман и дезинформацию, разглашение секретов и тайн, мошенничество, выпуск фальшивых денег и т.д.
Главным действующим лицом в исламской экономике являются исламские банки, что подтверждается бурным развитием их в рамках международного банковского бизнеса. Хорошие экономические показатели как нельзя лучше говорят о перспективности развития этой сферы исламского бизнеса. Так, в частности, банки Малайзии, успешно применяя на практике принципы исламской экономики, довольно быстро оправилась от кризиса, разразившегося на финансовых рынках азиатских стран.
И традиционные банки заинтересованы в привлечении клиентов, чьи убеждения не расходятся с нормами мусульманской этики, и предлагают им заимствованные у исламских банков "освобожденные" от процента банковские услуги.
Исламские банки оперируют разными инструментами, которые условно можно разделить на две группы: в первой используется принцип долевого участия (мушарака, мудараба), во второй - долговое финансирование или финансирование в рассрочку (иджара, мурабаха, салям, истисна).
Представляется интересным сопоставление контрактов мушараки и иджары (лизинга).
При долговом финансировании (лизинге) ставка арендных платежей фиксирована в договоре изначально и выплачивается независимо от фактически полученной прибыли, в то время как в договоре мушарака запрещается устанавливать заранее определенную сумму прибыли, либо процент возврата на капитал, который будет зависеть только от фактически полученного дохода и доли инвестируемого участниками капитала. Собственник имущества изначально может выбрать между двумя этими контрактами и использовать свое имущество в контракте мушарака, либо иджара.
Если он заключает первый контракт, тогда его имущество становится частью уставного капитала и в дальнейшем его прибыль будет зависеть от доли этой собственности в капитале предприятия. В контракте иджара имущество будет передано в аренду на определенный срок, арендный платеж фиксирован как для арендатора, так и для арендодателя (им чаще всего выступает сам банк). Эта плата обусловлена в контракте и не зависит от дохода или прибыли арендатора. Арендатор по своему усмотрению может использовать арендованное имущество как для коммерческих, производственных, так и для личных, непроизводственных целей, скажем, аренды дома, квартиры, машины и т.д.
В контракте мушарака участники сделки не могут претендовать на прирост к своему капиталу, пока фактически не определится результат сделки в виде совместной прибыли, как и требовать выплаты возмещения в случае понесенных убытков, они должны распределять их на основе равного участия.
На первый взгляд, может показаться, что иджара противоречит экономическим принципам шариата, так как имеется некое сходство со ставкой арендной платы и банковского процента. Ставка определяется изначально как процент от капитала (в первом случае от первоначальной стоимости арендуемого имущества, во втором - от размера заемного капитала). Но это сходство лишь поверхностное.
Во-первых, в исламской экономике только оперативный лизинг признается законным, а финансовый лизинг не одобряется. Как объясняют мусульманские экономисты, аренда имущества не равносильна аренде денег. Арендуемое имущество имеет конкретную потребительскую полезность, которую получает арендатор в процессе его эксплуатации. Эта полезность (например, производственная мощность машин) ощутима и может быть измерена в виде конечного продукта или услуги. В процессе эксплуатации полезность уменьшается, соответственно уменьшается и стоимость имущества. Арендный платеж, соответственно, должен включать амортизационные начисления. В случае, когда деньги отдаются взаймы, заемщик предполагает, что он также будет иметь некую выгоду от вложения этих денег, но он не знает, какой именно доход принесут эти средства. Поэтому нельзя говорить о заранее определенной плате, устанавливать банковский процент за кредит. В ином варианте, когда будет установлена плата за пользование кредитом, заемщик столкнется с элементом гарара (неопределенности).
Во-вторых, даже при том, что арендная ставка фиксирована для арендатора, это не означает, что арендодатель будет иметь фиксированную, определенную прибыль от арендных платежей как в случае с платежами по кредиту, которые стабильны для кредитора. Владелец арендуемого имущества несет расходы по поддержанию имущества в рабочем состоянии, обеспечивает ремонт в случае необходимости с той целью, чтобы полезность имущества не уменьшалась. То есть лизингодатель берет на себя несколько рисков: 1) когда он приобретает оборудование, он не знает будет ли оборудование оставаться в рабочем состоянии в течении всего срока эксплуатации; 2) оборудование может быть подвержено воздействию извне, разрушено или украдено и если оно не застраховано, то все убытки ложатся на арендодателя. Поэтому конечная прибыль арендодателя с учетом расходов по содержанию имущества становится неопределенной. А любые попытки переложить на арендатора расходы по содержанию, либо получить арендную плату сразу за весь период считаются в контракте иджара незаконными. В то же время арендатор имущества не может отказаться от выплаты аренды или требовать уменьшить ее в течение действия договора, мотивируя это тем, что он какое-то время не использовал рабочее оборудование. Независимо от периода эксплуатации или простоя, остаточная стоимость оборудования уменьшается, следовательно, при отказе выплаты аренды арендодатель будет нести убытки, что несправедливо и запрещается в данном контракте.
В договоре мушарака доход не может быть гарантирован, следовательно, гарантии, предоставляемые сторонами, могут быть использованы только в случае нарушения условий договора, например, обмане или умышленной бесхозяйственности, но никак не для погашения убытков. Для того, чтобы не допустить нечестного или халатного поведения участника сделки, каждая сторона имеет право контролировать действия партнера. В частности, в исламских банках имеется отдел контроля, сотрудники которого рассматривают ежемесячные отчеты клиентов, проверяют плановые и фактические показатели, регулярно посещают заводы и стройплощадки. При возникновении различных проблем с выполнением условий договора отдел контроля оказывает помощь клиенту. Если клиент не соблюдает условия контракта, что приводит к убыткам, то только он несет за это материальную ответственность. В иджаре гарантии клиентов используются как при нарушении условий договоров, так и в случае неуплаты арендных платежей, срок которых истек.
Исламская экономика, по мнению законоведов, должна быть конкурентоспособной и эффективной. Следовательно, использование в практике исламских банков гарантий и других способов страхования и защиты своих интересов является оправданным.
Вместе с тем в исламской экономической модели большую роль играет элемент благотворительности, которая регулирует отношения посредством нерыночных инструментов. Разные некоммерческие и благотворительные фонды, а также и некоторые банки занимаются поддержкой малого бизнеса, предоставляя безвозмездные кредиты и финансовую помощь для начального этапа организации предприятия или для расширения уже имеющегося.
Предположим, клиент обращается в банк с просьбой профинансировать покупку дома. Исламский банк, вместо выдачи кредита, приобретает дом на свое имя и отдает его в аренду на определенный срок с полной передачей права собственности клиенту в конце срока путем продажи по остаточной стоимости или на основе договора дарения. В течение срока аренды к арендатору переходит право собственности в размере, пропорциональном выплаченной сумме от полной стоимости дома.
Исламские экономисты рассчитывают ставку дисконта не на основании фиксированного прироста капитала. Эта ставка является коэффициентом ожидаемой доходности капитала по депозитам исламских банковских операций, которые не известны заранее, но предполагаемы. Например, этот коэффициент можно рассчитать на основе финансирования по методу мурабаха (краткосрочное финансирование торговли). Большинство исламских банков будет иметь примерно одинаковую ставку торговой наценки (mark-up). Это значит, что коэффициент доходности депозитов будет в общем постоянен по таким вкладам. Следовательно, его можно применять и в расчетах при принятии инвестиционного решения. В некоторых мусульманских странах и само государство прибегает к использованию мурабахи в качестве средства финансирования госзакупок и снижения бюджетного дефицита.
Услуги мурабаха являются операцией с минимальным риском и определенной нормой прибыли (торговой наценкой), которую банк разделяет со своими вкладчиками. Например, в Саудовской Аравии фонды взаимного торгового финансирования предлагают услугу мурабаха с доходностью около 4,5% ежегодно. Саудовские инвесторы пользуются этим показателем и при принятии инвестиционных решений.
Вместе с тем, несмотря на то, что количество исламских финансовых учреждений в мире с каждым годом увеличивается, для мусульманского инвестора может быть затруднительным расчет показателя доходности по исламским депозитам при оценке инвестиционных проектов, выходящих на международный финансовый рынок. Здесь мы сталкиваемся с очень важным обстоятельством. В исламском финансировании нет запрета на понятие "приведенная стоимость денег" при инвестировании, но нельзя апеллировать к этому показателю при кредитовании, то есть цена денег во времени должна оставаться неизменной. Поэтому при оценке инвестиций нет ничего предосудительного, если инвестор использует процентную ставку. Однако, перед тем, как мусульманский инвестор приступит к задаче сопоставления ожидаемого дохода с понесенным риском или определения вероятности изменения ожидаемого дохода, ему необходимо изучить инвестиционный проект или компанию, акции которой он хочет приобрести, на соответствие следующим условиям: производственная или торговая деятельность компании не должная противоречить этике ислама, компания не должна кредитовать или брать взаймы на процентной основе, не должна стремиться к монопольному положению на рынке и должна зарекомендовать себя как честный работодатель.
При некоторых имеющихся пробелах в прикладной сфере исламской теории финансов, этика исламского бизнеса является для мусульманского сообщества главным критерием развития и в банковском деле. Она способствует экспансии исламских банков на рынках развивающихся стран, стимулирует развитие внешней торговли в рамках мусульманского мира.
Роль исламских банков в обществе была четко зафиксирована в официальном заявлении Международной Ассоциации исламских банков. "Исламская банковская система затрагивает социальные аспекты, которые связаны напрямую с исламским образом жизни и являются главным отличием исламских банков от традиционных, по философии их деятельности. В своих операциях исламские банки ориентируются на социальные последствия принимаемых ими решений. Прибыльность проекта - несмотря на важность и приоритет этого показателя - не единственный и не главный критерий, по которому оценивается деятельность исламских банков, поскольку они должны преследовать как материальные, так и социальные цели, соответствующие интересам общества, и играть роль социального гаранта. Социальные цели должны быть неотъемлемой частью исламской банковской системы, без которых нельзя обойтись и которыми нельзя пренебрегать".[2] Исламский банк оказывает на вкладчика не только экономическое, но и социально-воспитательное воздействие, стимулирует сбережения и развитие инвестиционной деятельности.
Философия исламских банков исходит из принципов исламского бизнеса, закрепленных в Коране и хадисах (изречениях пророка Мухаммеда). Исламские банкиры и предприниматели имеют право заниматься только разрешенным бизнесом. Все деловые операции должны основываться на принципах справедливости и равенства. Чрезмерное расходование и трата средств осуждаются, а излишек средств должен быть использован на благотворительные цели. Соответственно и инвестиционная логика определяется не столько непосредственной выгодой банка, сколько увеличением общественной выгоды. При инвестиционных решениях предпочтение отдается: долгосрочному финансированию, особенно участию в уставном капитале других предприятий; содействию малому бизнесу, так как он представляет собой одну из опор экономики исламских стран; первоочередному кредитованию тех отраслей, которые производят товары первой необходимости и базисные услуги.
При исламском подходе к кредитованию не банки задают темп развитию реальной экономики, а производительный сектор, создавая благоприятный инвестиционный климат и пользуясь услугами банков для повышения эффективности производства.


1 Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М.,2001. - С.58.
2 Al Omar Fuad Islamic Banking. Theory and Practice. Challenges. 1996, p.27.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия