Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (31), 2009
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Пронина Л. Б.
аспирант факультета экономики, управления и бизнеса Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар)

Основы формирования курортно-санаторного и туристического бизнеса
Статья посвящена теоретическим основам формирования курортно-санаторного и туристического бизнеса. Автором производится анализ и рассматривается ряд основных факторов влияющих на формирование данного рода сферы услуг, обосновывается необходимость учитывать эти факторы для достижения максимального результата
Ключевые слова: курортно-санаторный бизнес, туристический бизнес, организационно-экономический фактор, рекреационный фактор, государственная туристическая политика, инвестиции, инновации

Курортно-санаторный бизнес относится к ведущим отраслям сферы производства услуг, является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Туристический бизнес — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция туризма — это комплексная услуга (так называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и других учреждений и предприятий. [1]
Туристическая отрасль в последние 15 лет развивалась ускоренными темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранялась положительная тенденция к росту. Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления. [2]
В основе формирования курортно-санаторного и туристического бизнеса лежит планирование на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном. В процессе планирования должны учитываться человеческие ресурсы, инвестиции и инновации в туристический бизнес, территории туристического развития (так называемые особые экономические зоны). В законодательной сфере необходимо учитывать ряд критериев: материальную базу, транспортные артерии, безопасность, подготовку кадров, а также направления для туристического развития в соответствии с потребностями, сложившимися на рынке предоставления данного рода услуг.
При формировании курортно-санаторного и туристического бизнеса необходимо опираться на ряд основных факторов: организационно-экономических и рекреационных (рис. 1).
Рис. 1. Факторы формирования курортно-санаторного и туристического бизнеса
К группе организационно-экономических факторов относятся доходы покупателей турпродукта, цены на туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень развития туристской индустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг, транспортной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для туристов, реализующих им товары по низким ценам. Организационно-экономические факторы играют первостепенную роль при формировании ассортимента недорогих товаров и влияют на количество туристов со средними доходами.
Анализ факторов, формирующих спрос населения на рекреационные услуги позволяет подразделить их на: специфические, универсальные, внутренние.
К специфическим относятся факторы, которые способны сформировать качественно новый характер спроса, изменить, как минимум, его структуру. Как правило, специфические факторы дают о себе знать, когда происходят существенные изменения в жизнедеятельности людей. Другая группа факторов, именуемая как универсальная, потому что формирует рекреационный спрос населения независимо от того, какую экономику мы рассматриваем и на каком уровне развития она находится, более многочисленна, чем специфические факторы. Их можно подразделить на: экономические, психологические, производственные и природно-географические. К факторам внутренней среды предприятий можно отнести следующие: цели и задачи, которые ставят перед собой организации для достижения максимального результата; организационно-правовая база; материально-техническая база; внутренние источники инвестиций; персонал; маркетинг.
Все выше перечисленные факторы характеризуются параметрами количественными и качественными, их составляющая постоянно увеличивается в связи с тем, что рекреационный спрос постоянно меняется. Потребители данного рода услуг влияют на рекреационные технологии, тем самым на объем и структуру товарного предложения. Для повышения курортно-санаторного и туристического потенциала необходимо:
— учитывать организационно-экономические и рекреационные факторы для достижения максимального эффекта;
— использовать весь объем имеющихся ресурсов и постоянно их увеличивать;
— повышать качество предоставляемых услуг, то есть предоставляемые услуги должны удовлетворять рекреационно-туристическим потребностям;
— повышать эффективность использования ресурсов, то есть увеличивать конечный результат, получаемый с единицы каждого ресурса;
— сбалансировать совокупность всех ресурсов.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. Объем туристической деятельности в зависимости от сезона может иметь очень серьезные колебания. Рекреант для отдыха стремится выбрать наиболее благоприятное время, солнечный период и температурный режим. От природно-климатических условий зависит период, когда можно загорать, купаться, находиться на воздухе, путешествовать, заниматься спортом. Желания потреблять эти блага в возможное и желаемое время вызывают сильные колебания спроса, тем самым потребители туристического продукта оказывают влияние на социально-экономическое развитие региона в целом, и городов с рекреационной специализацией в частности. С другой стороны курортно-санаторные и туристические предприятия сезонного характера для того, чтобы начать работать в сезон, требуют первоначальных затрат из фондов денежных средств. Фондами для такого накопления являются кредиты, ссуды и собственный капитал.
На развитие туризма негативно влияют сдерживающие факторы, к которым относятся: кризисы; финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют); рост внешней задолженности; политический хаос; рост цен на предметы потребления; безработица и забастовки; криминогенная обстановка; неблагополучная экологическая обстановка; банкротство предприятий сферы услуг; невыполнение туристическими фирмами своих обязательств.
Экономическая эффективность туризма означает получение экономического эффекта (или, другими словами, выигрыша) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь максимальной выгоды. Развитие туризма может оказать существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты: будут появляться новые рабочие места, улучшится инфраструктура, то есть будут строиться новые отели, дороги, парки, магазины. Экономические выгоды являются основной движущей силой туристского развития. Для того чтобы получить максимальную выгоду от развития туризма, государству необходимо разработать туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на работу сферы туризма для осуществления конкретных целей развития социально-экономического комплекса. Стратегия, на которой базируется государственная туристская политика, заключается в разработке концепции развития и составления целевых программ по развитию туризма как на уровне федерации в целом, так и на уровне отдельного субъекта федерации. Для реализации целевых программ по развитию туризма требуются большие финансовые ресурсы. Помимо этого, государство осуществляет регулирование туристской деятельности путем: создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках; прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма. [3]
Помимо туристической политики государства необходимо учитывать и развивать инвестиционную активность и инновационную деятельность для формирования и успешного функционирования курортно-санаторного и туристического бизнеса.
В современных условиях инвестиционные ресурсы играют важнейшую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Ресурсы должны быть доступными, емкими и надежными, а инвестиционная среда для их реализации — благоприятной для внутренних и внешних инвесторов.
К числу основных факторов инвестиционной привлекательности относятся: удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура; политическая стабильность; диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства; высокий потенциал предприятий сельскохозяйственной отрасли; наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха; наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур; богатые природные ресурсы; наличие высококвалифицированной рабочей силы; динамично формирующаяся нормативно-правовая база.
Рассмотрим инвестиционную привлекательность на примере Краснодарского края, интерес к которому как к перспективному региону растет. Инвестиционные возможности вкладываются как в крупный бизнес, так и в малое предпринимательство. Ежегодно край посещают более 20 иностранных делегаций с целью укрепления партнерских отношений и поиска новых сфер сотрудничества, привлечения дополнительных инвестиций в экономику края. Край является участником крупных международных выставок, а также организатором презентаций за рубежом.
От иностранных инвесторов за последние шесть лет поступило порядка 2,8 млрд долл. США. Только в 2007 г. — 715 млн долл. За 1-ое полугодие 2008 г. объем иностранных инвестиций составил 540,1 млн долл. США, что выше аналогичного показателя 2007 г. в 2,5 раза.
Инвестиционное законодательство края одно из самых прогрессивных в стране. Законодательная база защищает и гарантирует права инвесторов. В крае действуют законы, обеспечивающие предоставление инвесторам господдержки на уровне края. Для этих целей в краевом бюджете предусматриваются значительные средства. В качестве основных форм государственной поддержки инвесторов краевым законодательством предусмотрены: налоговые льготы в части платежей, уплачиваемых в краевой бюджет, на сегодняшний день это освобождение от уплаты налога на имущество, созданное или приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта; предоставление гарантий краевого бюджета; бюджетные кредиты, в том числе на осуществление лизинговой деятельности.
В прошедшем году в Закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» были внесены дополнения, расширяющие спектр мер господдержки инвестиционной деятельности. В качестве дополнительного инструмента вводится субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставляемым на инвестиционные цели.
Кроме того, инвесторам могут быть установлены льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, а также переданы на льготных условиях объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью.
Постановлением главы администрации края «О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края» предусмотрен понижающий коэффициент к арендной плате за землю: на период проектирования и строительства. Налоговые льготы предоставляются предприятиям, вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус «одобренных».
Отечественные и иностранные инвесторы имеют равные права в получении налоговых льгот.
В качестве одной из форм государственной поддержки инвесторов Законом «О государственном стимулировании инве­стиционной деятельности в Краснодарском крае» предусмотрено сопровождение инвестиционных проектов. Сопровождение заключается в организации текущей работы специальной группой в содействии инвесторам в реализации инвестиционных проектов, контролю за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Краснодарского края. В общей сложности льготы могут снизить затраты инвесторов на 25–30%. [4]
Основными направлениями инновационной деятельности туристических организаций являются: использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг; внедрение новых услуг с новыми свойствами; использование новых туристических ресурсов, ранее не использовавшихся; изменения в организации производства и потребления традиционных туристических услуг; выявление и использование новых рынков сбыта туристических услуг и товаров.
Таким образом, при формировании курортно-санаторного и туристического бизнеса необходимо рассматривать и развивать ряд факторов, таких как, организационно-экономические и рекреационные, а также учитывать туристическую политику государства, опираться на законодательную базу, привлекать инвестиции и применять инновации.


Литература
1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. — М.: Профиздат, 1993.
2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Официальный интернет сайт Краснодарского края: www.economy.kubangov.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия