| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Окружко В. Я. соискатель кафедры экономики и управления Санкт-Петербургского института управления и права,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье исследуется инновационная способность национальной экономики, выявляются недостатки государственного регулирования деятельности инвестиционных предприятий, и предлагаются пути развития инновационного потенциала страны | Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал, малое инвестиционное предприятие | Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам во всех производственных, организационных, финансовых, научно-исследовательских, учебных и других сферах, обеспечивающих получение максимального социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала. И в этой связи рассматривая инновационную деятельность как проявление творческого в повышении эффективности производства за счет использования нестандартных решений, необходимо отметить, что это стратегический путь развития страны, вне зависимости от факторов, влияющих на ее социально-экономическое развитие.
Инновационная способность национальной экономики характеризуется возможностью создавать и распространять во всех сферах новшества. Специфика инновации такова, что с одной стороны, потребность в ней формируется под воздействием спроса и предложения, а с другой — возникает в условиях конкуренции.
По различным источникам специальной литературы, в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют более 10% промышленных предприятий. В структуре произведенной продукции затраты на инновации составляют примерно 5%, в то время как в конце 80-х гг. их доля составляла 60–70%. При этом наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляло приобретение машин и оборудования (более 60%). В то же время на приобретение новых технологий расходовалось только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение прав, патентов, лицензий, промышленных образцов и полезных моделей приходилось 10,5%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства — более 80%, доля иностранных инвестиций — более 5%, федерального бюджета — около 3%, бюджетов субъектов Российской Федерации — чуть более 1%, внебюджетных фондов — около 3%.. Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время доля России в объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3–0,5% (доля Китая — 6%) [1, 2].
Инновационная деятельность является одним из важнейших способов удовлетворения потребностей производства и других сфер человеческой деятельности путем создания эффективной организации. При этом понятие «организация инноваций» может рассматриваться с позиций требований отдельных биологических, социальных, экономических и технических систем и объектов, реализующих определенные программы действий для достижения поставленных целей. Поскольку инновационная деятельность характеризуется высокими темпами морального устаревания полученных результатов, возникает необходимость создания и реализации все новых инноваций. При этом отсутствует какая-либо зависимость между затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов и получаемыми результатами.
Организация инновационных процессов охватывает информационную, научную, проектно-конструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социально-культурную деятельность и носит многовариантный характер. Особое значение придается имеющемуся в организации заделу в научных исследованиях и проектно-конструкторских проработках, позволяющих сократить время на создание инновации. Наиболее значимыми с точки зрения трудоемкости и важности получения конечных результатов, определяющих новизну и научно-технический прогресс в отрасли, является научная и проектно (опытно)-конструкторская деятельность. Поэтому возможные варианты организации научных исследований отличаются последовательностью выполнения работ, структурой ресурсов, характером развертывания работ во времени и возможными организационными связями. Рациональной считается такая организация инновационных процессов в сфере науки, которая сочетает в себе оптимальное соотношение величины затрат на создание инноваций, сроки их получения и реализации с учетом рыночных возможностей.
Организация инновационных процессов в сфере науки отличается спецификой работы научных, конструкторских и проектных коллективов. Известно, что предмет труда научных работников и специалистов в большинстве случаев не имеет вещественного выражения. В качестве его чаще всего выступают ранее накопленные человеческие знания, информация о которых находится в публикациях, в результатах исследований и разработках, зарегистрированных изобретениях, открытиях, в функционирующих системах.
Для реализации полученных знаний в сфере науки исключительное значение имеет техническая база научных исследований и опытно-конструкторских работ.
В зависимости от рыночного потенциала, проводимой государством политики инновационная деятельность может различаться:
спецификой создаваемых инноваций по отраслям экономики России;
уровнем использования имеющихся знаний при проведении фундаментальных или прикладных исследований, опытно-конструкторских работ;
организационной структурой управления и территориальным размещением отдельных подразделений;
структурой иерархических связей подразделений (вертикальных, горизонтальных, смешанных);
организационно-правовой формой собственности, преобладающей в организации.
Существуют два параметра, выполнение которых позволяет отнести предприятие к малым — это численность учредителей и работающих (число учредителей, не являющихся малыми предприятиями, не должно превышать 25%), и численность работающих (различная в разных отраслях).
Как показывает зарубежный опыт, особенно сильны позиции малых инновационных предприятий (МИП) в таких направлениях деятельности, где особенно интенсивно идет процесс смены поколений продукции, связанный с потоком радикальных инновационных изменений. При этом в МИП затраты на одного ученого и инженера в 2 раза меньше, чем в крупных, где не всегда представляется возможным эффективно использовать творческий потенциал специалистов из-за отсутствия заказов.
Наряду с малыми формами организации инновационной деятельности широкое распространение получают: ассоциации и консорциумы; технологические парки (научные, инновационные, экологические, конверсионные, технологические деревни и бизнес — парки); инкубаторы, объединяющие научные, инженерные и экономические коллективы творческих молодых специалистов. В крупных регионах получают развитие научно-производственные комплексы. Все эти организации создают предпосылки и условия для ускоренного освоения и реализации многих инноваций на внутреннем и внешних рынках [4].
Классификации инновационных предприятий можно рассматривать не только с позиций организационных признаков, но и принадлежности различным формам собственности. В настоящее время существуют организации с: государственной формой собственности (институты Российской Академии наук); акционерной формой собственности; кооперативной формой собственности; частной формой собственности; ассоциации организаций, занятых разрешением определенных научных проблем.
Перспективы развития инновационных организаций в России связаны с реализацией национальной системы государственно-общественной поддержки развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. Инновационный процесс можно представить в следующей технологической цепи: фундаментальные и прикладные исследования — создание объекта техники или технологий — его правовая охрана — введение в хозяйственный оборот объекта техники или технологий (коммерциализация).
Основой развития инновационной деятельности является государственная научно-техническая политика страны. Целью государственной инновационной политики является создание условий для устойчивого экономического роста путем реализации инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства. В условиях рыночных преобразований государственная научно-техническая политика страны должна быть подчинена задачам сохранения накопленного научно-технического потенциала и его мобилизации для ускорения структурных преобразований. Поэтому в России создано около 40 тыс. МИП. На основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности ими освоено производство новой продукции на десятки миллиардов рублей в год. Распределение МИП по профилю деятельности приведено в табл. 1.
Профиль деятельности МИП указан по описанию изобретения. Вместе с тем существует определенная разновидность МИП производственного назначения: одни предприятия могут разрабатывать новые технологии производства продукции или производства новой продукции; другие предприятия призваны осваивать производство новой продукции, включая новые технологии. | | Таблица 1
Распределение МИП по профилю деятельности | | Как видно из данных табл. 1, наибольшее количество МИП в своем названии не указывают профиля деятельности. Данные табл. 1 и 2 также свидетельствуют о достаточно большом диапазоне деятельности МИП, в котором превалируют научно-производственные, внедренческие и с внедренческим уклоном. По организационно-правовому статусу из общего количества МИП 187 имеют статус автономных, далее следуют государственные, остальные распределились по категориям [3]. | | Таблица 2
Распределение МИП по организационно-правовому статусу | | Среди партнеров МИП по совместному патентованию изобретений фигурируют НИИ, НПО, НТК, заводы, комбинаты, академические институты, учебные заведения. Это позволяет судить как о тематической широте разработок, так и о том, что многие крупные научные центры и организации, а также производственные предприятия и объединения видят в МИП не только надежных партнеров, но и источник развития инновационных возможностей.
Преимущества МИП заключаются в том, что они имеет высокую гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, быструю адаптацию к местным условиям, высокий уровень специализации производства и труда, быструю оборачиваемость средств, невысокие расходы по управлению. К отрицательным сторонам инновационной деятельности МИП следует отнести ограниченные финансовые возможности (кредитование, привлечение бюджетных средств), недостаточную информационную обеспеченность, высокий предпринимательский риск, ограниченные возможности выпуска продукции, отсутствие синергетического эффекта от совместной деятельности при реализации инноваций.
Инновационная деятельность, являясь рискованным видом предпринимательства, требует крупных единовременных затрат, которые не всегда окупаются. Поэтому существует актуальная потребность в страховой защите рисков инновационной деятельности как средства снижения финансовых потерь инвесторов в случае неудачной реализации проектов.
Для снижения инвестиционного риска и привлечения финансовых ресурсов МИП стремятся к тому, чтобы их деятельность осуществлялась в рамках государственных научно-технических программ, являющихся составной частью федеральных целевой программы научно-технической программы «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» [2].
Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской инновационной деятельности необходимо решить в предстоящий период целый ряд задач государственной инновационной политики. При этом особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности должны обеспечиваться не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
— современная организация инновационных процессов в России носит многовариантный характер и охватывает информационную, научную проектно-конструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-управленческую и социально-культурную деятельность. Преобладающая доля инноваций создается в рамках инновационных организаций, самостоятельных или входящих в более крупные предприятия или объединения, работающие в сфере науки и производства;
— особенно экономически выгодны позиции МИП в таких направлениях деятельности, как создание инновационных продуктов, где интенсивно идет процесс смены поколений продукции;
— практическая направленность всех этапов получения инновационной продукции направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшества, которые будут признаны уникальными в определенной области и на определенном рынке;
— в России государством проводится политика поддержки МИП. Однако отсутствие системного подхода в правовом регулировании, должной согласованности и гармонизации многочисленных законов, указов и постановлений отрицательно сказывается на эффективности деятельности предприятий. |
| |
|
|