| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Логинова В. А. доцент кафедры экономики и менеджмента Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск),
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена исследованию воздействия внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность экономических систем разного уровня. Приводятся аргументы в пользу признания свойств конкурентоспособности за такими системами, как город или регион. Анализируется влияние на конкурентоспособность фирм разной региональной принадлежности социально-экономических параметров, имеющих региональную дифференциацию | Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, экономическая система, внешняя среда | Развитие любой экономической системы находится под влиянием различных факторов, часть из которых присуща самой системе. Это обусловливает различия в эффективности функционирования экономических систем, находящихся под воздействием одинаковых экзогенных факторов, и, соответственно, приводит к различной конкурентоспособности.
В соответствии с институциональной теорией внешняя среда рассматривается как совокупность институциональных условий функционирования фирмы, т.е. формальных и неформальных правил, регулирующих ее экономическую деятельность. По мнению некоторых исследователей, конкурентоспособность фирмы представляет собой ее восприимчивость к изменениям во внешней и внутренней среде и способность приспосабливаться к этим изменениям таким образом, чтобы поток прибыли создавал гарантии долгосрочного функционирования фирмы [1].
При исследовании взаимосвязи конкурентоспособности производственных и территориальных экономических систем наибольший интерес представляют как раз факторы внешней среды. Внешняя среда является важнейшим фактором конкурентоспособности производственной системы в условиях работы на внешних относительно данного региона рынках, т.е. в условиях межрегиональной и межстрановой конкуренции. Для того чтобы поддерживать конкурентной микросреду, фирма вынуждена и должна иметь возможность адаптироваться к факторам внешней среды. При этом каждая фирма самостоятельно решает проблему адаптации, стараясь усилить позитивное воздействие и нейтрализовать или уменьшить последствия негативного влияния внешней среды.
Экзогенные факторы имеют различные уровни и характер воздействия. Возможно разделение этих факторов на три уровня: региональный, национальный и наднациональный (международный). По характеру влияния на производственную систему факторы могут быть стабилизирующими или дестабилизирующими. Определенное воздействие оказывают на производственные системы состояние экономики, природные, социально-политические, нормативно-правовые факторы и т.д. Обобщая сказанное, можно выделить следующие группы факторов, оказывающих внешнее воздействие на конкурентоспособность производственных систем:
— политико-правовая среда (правовое регулирование экономики);
— состояние экономики;
— научно-технические и технологические факторы;
— социально-демографическая и культурная среда (политика в области трудовых ресурсов);
— природно-климатические условия;
— инфраструктурная среда (финансовые, торгово-посреднические организации, рекламные агентства, развитие консалтинга, аудита и т.п.).
Анализ внешних факторов производственных систем показывает, что они представляют собой, по сути, внутренние факторы страны или региона, обеспеченные действием функциональных экономических систем (банковской, образовательной, налоговой и т.п.). Уровень конкурентоспособности страны и региона, в частности, определяются климатическими условиями и природными ресурсами, качеством рабочей силы, инвестициями в науку и образование, качеством правовой среды. Именно государство и (или) регион обеспечивают существование определенных институциональных норм через функционирование таких систем, как банковская, в том числе процентные ставки в стране и регионах, система образования, подготовки и переподготовки кадров в стране, регионе и т.д. Таким образом, в данном контексте все экзогенные факторы конкурентоспособности производственных систем можно свести к факторам страны, региона или муниципального образования.
С позиции взаимоотношения производственных, территориальных и функциональных систем внешние факторы для предприятия (производственной системы) — это внутренние факторы страны, регионов и функциональных систем. Перечисленные факторы формируют особенности рыночной конкурентной среды. Влияние этих факторов усиливает или ослабляет потенциальный уровень конкурентоспособности предприятий, и на все перечисленные внешние факторы предприятие практически не может оказывать влияние.
При прочих равных условиях фирмы конкурируют друг с другом на основе цены и качества их продуктов. Однако если фирмы расположены в различных городах, регионах или странах, у них появляются дополнительные источники конкурентоспособности.
Во-первых, стоимость факторов производства, которые в основном определяют цену товаров. Например, стоимость рабочей силы и стоимость отдельных ресурсов, в частности, энергетических, значительно влияют на цену товаров. При этом имеются существенные различия в этих показателях не только между странами, но и среди отдельных территорий одной страны.
Подтверждением данного тезиса является статистика по федеральным округам и субъектам федерации Российской Федерации. Так, в 2006 году соотношение между максимальной и минимальной среднемесячной номинальной заработной платой в субъектах РФ составляло 5,7 раза (минимальная — 4530 рублей в республике Дагестан, максимальная — 25 703 руб. в Чукотском автономном округе). Учитывая значительную дифференциацию как природно-географическую, в том числе в наделенности природными ресурсами, так и в уровне экономического и социального развития территорий, целесообразно рассмотреть степень дифференциации анализируемого показателя внутри отдельных федеральных округов. В табл. 1 приведены данные о соотношении среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по отдельным федеральным округам. | | Таблица 1
Оценка среднемесячной начисленной заработной платы по отдельным субъектам федеральных округов России | | Примечание. Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. С. 159–160. | Как видно, соотношение между максимальной и минимальной начисленной заработной платой колеблется от 1,52 в Приволжском федеральном округе до 3,25 в Уральском федеральном округе. На рисунках 1–5 представлена среднемесячная начисленная заработная плата и доля безработных по отдельным субъектам различных федеральных округов.
Среднемесячная заработная плата, руб. Уровень безработицы, % | | | Рис. 1 Среднемесячная заработная плата и уровень безработицы в 2006 году по отдельным субъектам Северо-Западного федерального округа | Среднемесячная заработная плата, руб. Уровень безработицы, % | | | Рис. 2 Среднемесячная заработная плата и уровень безработицы в 2006 году по отдельным субъектам Центрального федерального округа | Среднемесячная заработная плата, руб. Уровень безработицы, % | | | Рис. 3. Среднемесячная заработная плата и уровень безработицы в 2006 году по отдельным субъектам Приволжского федерального округа | Среднемесячная заработная плата, руб. Уровень безработицы, % | | | Рис. 4. Среднемесячная заработная плата и уровень безработицы в 2006 году по отдельным субъектам Сибирского федерального округа | Среднемесячная заработная плата, руб. Уровень безработицы, % | | | Рис. 5. Среднемесячная заработная плата и уровень безработицы в 2006 году по отдельным субъектам Дальневосточного федерального округа | Как видно из рисунков, высокую дифференциацию по регионам имеют как среднемесячная начисленная заработная плата, так и доля безработных, что характеризует территорию с двух сторон: развитие производства (занятость) и наличие свободной рабочей силы. Причем, как правило, чем выше уровень заработной платы в регионе, тем меньше уровень безработицы (коэффициент корреляции более 0,5).
Другим примером влияния стоимости факторов на производство является диффузия трудоемкого производства из западноевропейских стран, США и Японии в Китай, Индию и другие страны Юго-Восточной Азии, что обусловлено наличием большого количества дешевой рабочей силы.
Во-вторых, косвенные внешние для фирм факторы также оказывают влияние на их функционирование. К таким факторам относятся, например, качество окружающей среды, городская или региональная инфраструктура, производственные кластеры, которые являются местной спецификой и составляют важную часть городской или региональной конкурентоспособности, независимой от конкурентоспособности фирм. Например, загруженность транспортных магистралей будет влиять на поставки товаров или услуг, наличие местных поставщиков удешевляет при прочих равных условиях производство продукции, высокое качество окружающей среды привлекает высококвалифицированную мобильную рабочую силу, что в совокупности с доступностью более совершенных бизнес услуг повышает качество продукции. Существующие постоянные различия между странами также влияют на эффективность городов и регионов.
В-третьих, региональная и муниципальная политика и управление также имеют значимое влияние на функционирование фирм и, в конечном итоге, на функционирование и конкурентоспособность соответствующей территории. Кажется, что основная область влияния территориальной политики лежит в улучшении бизнес среды, способствовании инновациям и обучению, гарантировании социального согласия. Нельзя не отметить, что П. Кругман, скептически относясь к понятию конкурентоспособности города (территории), считает, что правительство не должно вмешиваться в функционирование рынка и становиться угрозой свободной торговле, в частности, за счет низких налоговых ставок для отдельных секторов экономики или фирм [9]. И, тем не менее, города, регионы и страны имеют достаточно широкий диапазон влияния на конкурентоспособность фирм-резидентов, расположенных на данной территории. Поэтому продвижение идей конкурентоспособности территории (как города, так и региона или страны) не обязательно станет барьером для свободной торговли.
В-четвертых, национальная политика и регулирование влияют на функционирование фирм в пределах страны. Например, торговые нормы, членство в международных торговых организациях и торговые соглашения, подписанные с иностранными государствами, имеют существенное значение для фирм. Экономическая свобода во многих исследованиях, в частности, в оценках конкурентоспособности Международного экономического форума и Международного института развития менеджмента, приведена как важный показатель уровня конкурентоспособности для страны. Национальная политика и регулирование среды обусловливают конкурентоспособность стран. Конкурентоспособность фирм и функционирование экономики являются важными детерминантами конкурентоспособности городов, регионов и стран. Но конкурентоспособность городов и конкурентоспособность стран имеют дело не только с экономикой успешных фирм-резидентов, но также с благополучием жителей, социальным согласием и долгосрочным непрерывным развитием. | | | Рис.6 Схема взаимосвязи конкурентоспособности производственных и территориальных экономических систем | Взаимосвязь и взаимозависимость производственных и территориальных экономических систем находит отражение во многих исследованиях. Согласно одним исследователям, позиции страны в мировой экономике определяются положением ее товаропроизводителей. «...За позицией страны в мировой экономике стоят прежде всего позиции ее реального сектора на мировом рынке как внутри, так и за пределами территории страны. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от возможностей ее фирм занять (удержать) достойные места на товарных рынках мира» [10]. Или: «страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке» [11].
Другие исследователи констатируют практически обратную зависимость. В частности, М. Портер отмечает, что «...успех фирмы в состязании с конкурентами, прежде всего, зависит от положения дел в стране» [7]. «Конкурентоспособный товар не появится без эффективного гибкого производителя. Конкурентоспособная фирма может родиться лишь в условиях экономической системы, стимулирующей ее в борьбе за преимущества над соперниками. Конкурентна не та страна, которая располагает идущим нарасхват товаром, а та, что имеет динамичный потенциал выпуска новых и новых изделий — лидеров мирового рынка. Конкурентоспособным должен быть хозяйственный механизм страны» [12]. Или: «...конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны» [13].
Таким образом, можно проследить следующую взаимосвязь конкурентоспособности фирмы (производственной системы), города, региона и страны (см. рис. 6)
По мнению Jensen-Butler [14] конкурентоспособность города главным образом определяется его позицией в национальной и/или международной иерархической системе городов в транспорте, связи, инфраструктурой электро- и водоснабжения, эффективном функционировании городской администрации, возможностях научных исследований и опытно-конструкторских разработок, образовании и качестве человеческих ресурсов. Этот вывод можно распространить и на уровень регионов.
Источники конкурентоспособности фирм включают вышеуказанные благоприятные показатели, а также такие, как специальная технология и организационная стабильность на уровне фирмы и отраслевом уровне. Это доказывает, что конкурентоспособные фирмы содействуют конкурентоспособности городов.
Следовательно, имеются независимые сферы конкурентоспособности у фирм, городов, регионов и стран. Но конкурентоспособность рекурсивна в том смысле, что конкурентоспособность нижнего уровня является частью конкурентоспособности более высокого уровня. Территориальная конкурентоспособность включает, как один из основных параметров, уровень жизни и шире, чем понятие конкурентоспособности фирмы, которое фокусируется на прибыли и рыночной доле фирмы. Нельзя не отметить, что в некоторых случаях конкурентоспособность фирм может вступать в противоречие с конкурентоспособностью территорий (городов, регионов и стран). Например, в результате снижения уровня заработной платы, стандартов безопасности повышается конкурентоспособность фирм, но ухудшается уровень и качество жизни резидентов территории, что приводит к снижению конкурентоспособности городов, регионов и стран.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что существует взаимосвязь и взаимовлияние конкурентоспособности производственных и территориальных систем различного уровня. Формирование конкурентных преимуществ в одних экономических системах позволит сформировать вертикаль конкурентоспособности, начиная от уровня производственных систем, до уровня конкурентоспособности страны. |
| |
|
|