Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Лисина М. И.
начальник отдела маркетингового анализа ОАО «Нэфис Косметикс» (г. Казань),
соискатель кафедры экономической теории Казанского государственного университета


конкурентоспособность российских предприятий: к истории проблемы
В статье прослеживаются истоки происхождения проблемы повышения конкурентоспособности предприятий в России. Анализируются особенности конкурентных позиций российской экономики и отдельных предприятий на различных этапах пореформенного развития. Раскрывается связь проблемы конкурентоспособности с процессами глобализации и углублением интеграции РФ в мировую экономику
Ключевые слова: рыночные реформы, конкурентоспособность, конкуренция, рейтинг конкурентоспособности

До 90-х гг. прошлого века в нашей стране не было практической необходимости в исследовании проблем конкуренции и конкурентоспособности. Предполагалось, что в социали­стическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью конкуренции. Таким образом, отсутствие частной собственности на средства производства и директивное планирование являлось причиной отсутствия конкуренции. Сама категория конкуренции рассматривалась в качестве характерной черты капитализма. Так, в Большой Советской Энциклопедии конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции ассоциировалось с хищническими методами и тяжелыми социальными последствиями, когда механизм конкуренции отождествлялся с анархией производства, разорением одних производителей и обогащением других.
Элементы конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Поэтому и категория «конкурентоспособность» связывалась в основном с экспортными товарами. Такое положение полностью соответствовало характеру советской хозяйственной системы. Основой конкурентоспособности выступала сравнительная прибыльность экспорта поставщиков. Ярким примером такого отношения к понятию конкурентоспособности является определение, данное первым заместителем министра торговли РФ Г.В. Габунией: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».
Интерес к исследованию данной категории в России начал усиливаться в последней четверти минувшего века в связи с ростом интернационализации хозяйственной жизни и усложнением взаимоотношений фирм различных стран. Именно хозяйственная интернационализация существенно усложнила взаимосвязи конкурирующих между собой компаний, что потребовало от страны серьезного анализа новой ситуации.
В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. На ХХVII съезде КПСС (1986 г.) Генеральным секретарем М.С. Горбачевым открыто была признана международная конкуренция, обострившаяся на почве научно-технического прогресса и набравшего силу транснационального капитала. В докладе Центрального комитета КПСС подчеркивалось, что на долю транснациональных корпораций к началу 80-х годов приходилось более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, около 80 процентов патентов на новую технику и технологию в капиталистическом мире. Как следствие, основным решением «исторической значимости» было ускорение социально-экономического развития страны, суть которого заключалась в повышении темпов экономического роста за счет всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. С новыми задачами связывалась и внешнеэкономическая деятельность, предполагающая для ускорения развития страны переход в экономических отношениях от преимущественно торговых связей к более глубокой специализации и кооперированию производства.
Непосредственно о целесообразности развития в нашей стране рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства заговорили летом 1990 года на ХХVIII съезде КПСС. Иностранные инвестиции, создание совместных предприятий, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были стать стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий. В результате экономической реформы предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию, что стало первым шагом на пути к рынку. Второе направление реформы состояло в расширении сферы деятельности для частной инициативы. Переход России от планово-директивной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов и привлек внимание к изучению самой проблемы конкурентоспособности.
Однако подчеркнем, что в последующий период становления рыночной экономики 1990–1998 гг., характеризующийся значительным спадом промышленного производства, вопросы конкуренции и конкурентоспособности отошли на задний план. К концу 1997 г. правительство столкнулось с весьма неприятным фактором: реформы продолжались, но долгожданного поворота к росту экономики так и не произошло. Преимущества рыночной экономики в области ее эффективности не смогли проявиться в условиях затяжного экономического спада производства. Так, к середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х упал на 70% в сравнении с 1991–1992 гг. Российские власти столкнулись со сложными проблемами, связанными, в частности, с размерами страны и масштабами начальных экономических дисбалансов, острой межрегиональной экономической неравномерностью и т.д.
К началу 1998 г. стало ясно, что за прошедшие годы реформ нормальная экономика в стране так и не был создана. Цели экономических агентов, условия их функционирования и реального поведения были настолько далеки от того, на чем реально базируется эффективность рыночной экономики, что началась новая полоса переосмысления итогов трансформационного процесса. Стало понятно, что удалось сделать не так уж и много. Были решены лишь первоочередные задачи — либерализация цен и внутренней торговли, быстрое сокращение доли государственной собственности и временная макроэкономическая стабилизация.
Однако именно последующий финансовый кризис 1998 г. послужил отправной точкой в вопросе изучения проблем конкурентоспособности в России, поскольку одним из позитивных последствий кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличить экспортные возможности.
Таким образом, высшее руководство страны и российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности лишь в кризисный 1998 год. В марте 1999 года президент РФ Борис Ельцин в ежегодном послании Федеральному собранию «Россия на рубеже эпох» указал, что «основным смыслом развития страны, главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики». Таким образом, впервые задача повышения конкурентоспособности предприятий была поставлена в 1999 году в рамках проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Повышение конкурентоспособности России в мире стало лейтмотивом послания президента Путина В.В. Федеральному собранию 2002 года. «Нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. И в этой борьбе России надо быть сильной и конкурентоспособной», — подчеркнул президент.
Необходимо заметить, что с 2003 года императив конкурентоспособности стал неотъемлемой частью приоритетных направлений развития страны. Идея повышения конкуренто­способности начала присутствовать во всем, начиная с национальной и заканчивая личной конкурентоспособностью. Из послания президента РФ Путина В.В. Федеральному собранию 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Конкурентоспособным должно быть у нас все — товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура». Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 гг.) закрепила за задачей поддержания конкурентоспособности России первостепенное значение.
Для решения поставленной проблемы при Правительстве РФ в 2004 г. был создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, в задачи которого входят в частности модернизация промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе внедрения новой техники и технологий, укрепление конкурентных позиций российских организаций на внешнем и внутреннем рынках и др.
Подобное пристальное внимание правительства к проблеме повышения конкурентоспособности предприятий логично и обосновано рядом внешних и внутренних причин.
Во-первых, к внешним причинам можно отнести ожидаемое присоединение страны к Всемирной торговой организации (ВТО), когда российские предприятия столкнутся лицом к лицу с гораздо более подготовленными конкурентами из-за рубежа. Надо заметить, проблема повышения конкурентоспособности отечественных производителей на протяжении последних четырех лет обострялась каждый раз с заявлениями представителей власти о ближайшем завершении переговоров о вступлении России в ВТО. Однако изменившаяся экономическая ситуация, когда в условиях мирового кризиса связи ВТО распадаются, когда страны, стараясь защитить свою экономику и производителей, ставят таможенные барьеры, побудила ряд экспертов сделать выводы о том, что сегодня ВТО больше заинтересована в России, нежели Россия — в ВТО. Косвенным доказательством этого стало сенсационное заявление в июне 2009 г. премьер-министра Путина В.В. о решении присоединиться к ВТО России, Белоруссии и Казахстана как единой таможенной территории. Таким образом, Россия намерена прекратить 16-летний переговорный процесс по вступлению по отдельности и приступить к совместным переговорам, что неизбежно приведет к затягиванию процесса. Тем не менее, эксперты уже назвали это «сильным ходом» России.
Во-вторых, интеграция России в мировое экономическое пространство привела к открытию рынков и возникновению гиперконкуренции товаропроизводителей.
Помимо тенденции расширения мировых торговых границ, вызванных процессом глобализации, основной причиной повышенного внимания к проблеме повышения конкурентоспособности служит и низкий рейтинг России. Давосский всемирный экономический форум (ВЭФ) в своем очередном годовом отчете о конкурентоспособности стран мира поставил Россию в 1998 на довольно унизительное для «великой державы» 52-е место (из 53 стран) — сразу после Зимбабве. По итогам 2008 г. Россия заняла 51-е место из 134 исследуемых стран, тогда как по показателю конкурентоспособности бизнеса — лишь 91.
К внутренним причинам повышенного интереса к проблеме конкурентоспособности относится слабая технологическая база российских предприятий. Устаревшее оборудование остается, согласно ежегодным опросам предприятий Институтом экономики переходного периода, самой главной помехой росту конкурентоспособности выпускаемой продукции. В 2007 г. так считали 57% предприятий (в 2006 г. — 48%). Усугубляет ситуацию возникшая в 2007 г. и обострившаяся в 2008 г. абсолютная нехватка мощностей в российской промышленности. Основной источник увеличения мощностей — запуск простаивающих — определенно исчерпан. Да и то, что запускалось ранее, требует замены, так как создавалось, как правило, во времена СССР. Поэтому модернизация оборудования постепенно становится все более распространенной мерой повышения конкуренто­способности в российской промышленности. Если в 1998 г. ее упоминали 19% предприятий, то в 2008 г. — 48%.
Развернувшийся мировой финансовый кризис, непосредст­венно затронувший реальный сектор экономики РФ, лишний раз подтвердил необходимость повышения конкурентоспособности отечественных производителей. «Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход — это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» (из послания президента РФ Медведева Д.А. Федеральному собранию 2008 г.).
«Россия срочно нуждается в развитии конкурентоспособности на уровне компаний, чтобы полностью использовать свой ресурсный потенциал и создать более диверсифицированную и динамичную экономику», — считает один из составителей рейтинга конкурентоспособности ВЭФ, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.


Литература
1. Агапова И.И. История экономики: Учебное пособие. — М.: Магистр, 2007.
2. Багров А. Президент сказал новое слово // Деньги. — 1999. — № 13(217).
3. Горбачев М.С. Избранные речи и статьи. Т. 3. — М.: Политиздат, 1987.
4. Рябов Е.Н. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Проблемы образования, науки и культуры. — 2007. — № 50.
5. Большая Советская Энциклопедия. Т.13. — М.: Советская энциклопедия, 1973.
6. www.economic-crisis.ru/economicheskie-crizisy/krizis-rossii-1998.html
7. www.kasparov.ru/note.php?id=46305D12440C4
8. www.kremlin.ru/text/appears/2003/05/44623.shtml
9. www.vz.ru/economy/2009/6/9/295786.html
10. www.weforum.org/en/initiatives/gcp/index.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия