Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР "ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ МУСУЛЬМАНСКОМ СООБЩЕСТВЕ"

Семинар на эту тему был проведен 9-11 июня 2003 года в г.Москве.
Он был организован Советом муфтиев России, Московским исламским университетом, банком "Бадр-Форте", Исламским Банком Развития для представителей религиозных и государственных организаций, российских и зарубежных научных центров и представителей российского бизнеса.
На заседаниях семинара широко обсуждались вопросы хозяйственной деятельности различных, в том числе и религиозных, организаций, возможности использования исламских экономических и финансовых инструментов, сотрудничества между религиозными организациями и экономическими и финансовыми институтами, между мусульманскими организациями и государственными структурами в России.
Доклады на семинаре были посвящены концепции исламской экономики, ее роли в развивающихся странах, формам исламского финансирования, его этическим принципам, хозяйственной деятельности мусульманских организаций и управлению их финансами, особенностям исламского страхования, перспективам развития вакуфных учреждений и т.д.
Семинар почтили своим вниманием посол Египта, его превосходительство г-н Саад Рауф и посол Малайзии, его превосходительство г-н Камарутдин Мустафа, проявившие большой интерес к обсуждавшимся проблемам. Интерес вполне понятный, так как прежде всего исламские банки, финансовые и инвестиционные компании Малайзии активно осваивают новые рынки услуг. Малайзия стала и пионером в создании исламских страховых компаний и внедрении новых схем страхования в соответствии с нормами шариата.
В составе участников был директор Института исламских исследований и подготовки кадров д-р Маабид аль-Джархи и научный сотрудник этого института д-р Федад Лаяши. (Институт учрежден при Исламском Банке Развития с целью изучения экономического, финансового, банковского потенциала мусульманских стран, профессионального обучения и повышения квалификации специалистов, занятых в банковской сфере стран-участниц Организации исламской конференции).
С приветственным словом к участникам семинара обратился Председатель духовного управления мусульман Европейской части России, Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.
Д-р Маабид аль-Джархи в докладе "Роль исламского финансирования в развивающейся экономике" подчеркнул, что исламское финансирование построено на отрицании ссудного процента и торговли деньгами, альтернативой которым считается долевое участие финансового посредника как в прибылях, так и в убытках, торговое финансирование, оперативная аренда. Исламский банк при выдаче кредита не может заранее оговорить фиксированный процент за пользование ссудой, он определяет лишь долю в будущей прибыли, что представляется более справедливым по отношению к заемщику.
Докладчик отметил семь следующих характерных черт исламского финансирования:
1.Заемные ресурсы не ссужаются под процент. Когда Банк Японии выдавал ссуды банкам при нулевой ставке процента (иногда повышая ее лишь до 0,5%) этот опыт принято было расценивать как отрицательный, но только до тех пор, пока и американская финансовая система не пошла по тому же пути.
2.Стабильность. Исламская финансовая система имеет дело не с отвлеченными финансовыми потоками, а с инвестициями в реальное производство. Это уберегает ее от финансовых кризисов и дефолтов. В мировой же финансовой системе в целом лишь 20-я часть денежной массы подкреплена реальными активами, 95% всех денежных трансакций не относится к коммерческим сделкам, они являются чисто спекулятивными.
3.Равномерное кредитование всех отраслей экономики с акцентом на те отрасли, которые производят товары первой необходимости и базисные услуги.
4.Предпочтение долгосрочному финансированию при принятии инвестиционных решений, особенно при участии в уставном капитале других предприятий.
5.Содействие малому бизнесу как важнейшему элементу экономики исламских стран, позволяющему гармонично развиваться всей экономике.
6.Социальная ответственность и благотворительность как обязательные условия деятельности исламских финансовых институтов.
7.Жизнеспособность. Исламское финансирование имеет внутреннюю способность к воспроизводству благодаря взвешенной инвестиционной политике, активному финансированию производства, привлекательности банковских услуг.
В заключении своего доклада д-р Маабид аль-Джархи отметил, что известный западный экономист М.Фридман еще в 1969 году в работе "Оптимальные деньги" обосновал теорию о том, что процентная ставка, равная нулю, более эффективна в экономике.
Практическую направленность имел доклад президента первого российского исламского банка "Бадр-Форте" А.Н.Джабиева, посвященный перспективам применения принципов исламской экономики в хозяйственной деятельности в рамках российского законодательства. Докладчик заявил, что морально-этические нормы, принятые в исламской экономике, не противоречат таким понятиям, как выгода и рыночная экономика. Глубокое изучение принципов исламской экономики позволяют утверждать, что подобного противоречия не существует. В исламской экономике деньги являются средством обмена и мерилом стоимости, но не средством накопления или предметом отсроченной сделки. Как только эти правила устанавливаются, нет причин для возникновения ссудного процента. Если же деньги рассматриваются как средство накопления, то существует большая вероятность, что сбережения могут потерять ценность в процессе девальвации или деноминации. Поэтому установки Корана до простоты справедливы по отношению к человеку, обществу, направлены на благо всем.
Было подчеркнуто, что на реализацию инструментов исламского финансирования в России влияет, прежде всего, правовая среда, а затем востребованность их мусульманами. Пока у 20 млн. мусульман, проживающих в России, отсутствует высокая самоидентификация, воля к консолидации. Российские мусульмане должны еще научиться консолидировать свои средства, данные им Всевышним, чтобы законным образом распоряжаться ими, с учетом и того, что исламские банки эффективны при использовании инструментов микрофинансирования, которые наиболее востребованы в малом бизнесе. Власти в принципе заинтересованы, чтобы мусульмане интегрировали свои этические нормы в общую систему нравственных ценностей общества, в том числе в сфере хозяйствования.
"Бадр-Форте" банку было разрешено, чтобы в его уставе было записано, что он функционирует, соблюдая исламские экономические принципы в рамках, не противоречащих российскому законодательству. Они были признаны ЦБ России и шариатским советом, в состав которого входят и зарубежные ученые.
Л.Р.Сюкияйнен в докладе "Принципы шариата и финансовые проблемы современного общества" обозначил общие принципы формирования правовых норм, регулирующих отношения в сфере исламских финансов.
В докладе "Исламская банковская система" Т.Г.Черниенко отметил, что под его руководством в обычном коммерческом банке "Делна" впервые в российской практике было открыто исламское "окно" - департамент, предоставляющий услуги с учетом требований шариата. Такое решение было принято после того, как в банке "Делна" был поставлен вопрос о расширении клиентской базы. Первыми шагами по реализации этого проекта стало заключение корреспондентских отношений с банками, которые поддерживают контакты с мусульманскими странами. Вторым этапом стала разработка финансовых инструментов, которые могут быть использованы бизнесменами, руководствующимися в своей деятельности исламскими этическими нормами.
А.Ю.Журавлев в выступлении "Исламские формы финансирования" обратил внимание на то, что при исламской модели банки выполняют те же функции, что и при западной. Исламские банки необходимы для компенсации пространственной и временной неравномерности спроса на финансовые ресурсы и их предложения, устранения неадекватности в информации, при трансакционных издержках, связанных с выявлением и приобретением желаемых активов, для привития профессиональных навыков и экономии от масштаба.
Изучение и преподавание исламской экономики в религиозных учебных заведениях стало темой выступления ректора Московского исламского университета М.Ф.Муртазина, указавшего на важность изучения и преподавания предмета "Исламская экономика" в учебных заведениях, поскольку мусульманское сообщество нуждается в восприятии нравственных принципов и при развитии предпринимательской деятельности, восприятии ислама не только как вероучения, но и образа жизни, который должен определять поведение и в хозяйственной сфере. Прежде, чем говорить о профессиональной подготовке, необходимо мусульманское сообщество подвести к такому уровню восприятия, при котором люди внутренне чувствовали бы, что значит харам (запрещенные действия) и халяль (разрешенные действия). Для этого нужны и кадры, которые будут заниматься просветительской деятельностью, основами исламской экономической этики, ведения предпринимательской деятельности.
Рассматривая особенности исламского страхования, Беккин Р.И. отметил те элементы традиционного страхования, которые являются недопустимыми с точки зрения шариата, еще раз подчеркнув, что основное отличие системы мусульманского страхования от традиционной заключается в механизме разделения прибылей и убытков. Такяфуль - страхование делится на общее и семейное. В общий такяфуль входят операции по имущественному страхованию. Разделение прибылей и убытков в семейном такяфуле позволяет говорить о его существенных отличиях от традиционного личного страхования. При учреждении такяфуль-компаний необходимо поэтому детально изучать не только страховое законодательство, но и нормы, закрепленные в Коране, в том числе и не имеющие, на первый взгляд, прямого отношения к институту страхования.
Законодательство РФ о предпринимательской деятельности религиозных организаций было темой выступления Председателя правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений А.Е.Себенцова. В соответствии с Конституцией РФ религиозные объединения отделены от государства (ст.14). Но необходимость обеспечить верующих возможностями для собраний, религиозной литературой, услугами, потребность в профессиональной подготовке служителей и других специалистов заставляет создавать организации, в том числе религиозные, с правом вести хозяйство и осуществлять предпринимательскую деятельность, вступать в гражданско-правовые отношения с другими юридическими лицами и гражданами, в трудовые отношения с собственными служителями и персоналом, в отношения с государством (прежде всего, связанные с налогами). Вместе с тем религиозные организации являются некоммерческими, обладают специальной правоспособностью: они вправе заниматься не любой деятельностью, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ГК РФ ст.50 и 117, НкО ст.6). Цели прописываются в уставах, а на органы юстиции возложен контроль за соответствием деятельности религиозной организации ее уставу (СвСиРО ст. 10,23,25).
В своем выступлении заместитель Председателя Совета муфтиев России Д.Х.Гизатуллин подчеркнул, что особое внимание в финансовой деятельности религиозных организаций уделяется уплате налогов и сборов, что при этом незнание законов не снимает с них ответственности. В бюджете этих организаций самая большая доля затрат приходится на оплату коммунальных услуг, на арендные платежи. В основном пожертвования расходуются именно по этой статье. Единственной льготой, которой пользуются, например, московские мусульманские организации, является льготный тариф на водообеспечение. Есть и незначительная льгота на электроэнергию. Но оформление права на пользование данной льготой отнимает много времени и средств. Выступающий призвал руководителей управлений не пренебрегать планированием, разрабатывать бизнес-планы перед тем, как принять решение о строительстве мечетей или медресе, и заранее просчитывать возможные затраты на содержание этих объектов.
М.Залялетдинов посвятил свое выступление развитию вакуфных учреждений и вакуфной системы[1] в российском мусульманском сообществе. Он подчеркнул, в частности, что определение вакуфного имущества было введено и в Конституцию Республики Татарстан. Вакфы должны стать основным экономическим источником развития мусульманских религиозных учреждении. Для управления вакуфным имуществом и для увеличения дохода от такой собственности потребуется создание специальных организационных структур.
Семинар был завершен обзором отечественной литературы и презентацией новых книг по исламской экономике и финансам на русском языке.
Участникам семинара были представлены следующие книги:
1.Павлов В.В. Исламские банки в исламском финансовом праве. - М.: Изд-во "Анкил", 2003. (В этой монографии рассмотрены концепция и механизм функционирования хозяйственных структур и банков в арабских государствах, возникновение исламских банков и формирование кредитно-банковских систем мусульманских стран, основные цели и приоритеты их инвестиционной деятельности).
2.Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. -М.: Изд-во "Анкил", 2001. (Первая в отечественной литературе книга, раскрывающая специфику деятельности страховых компаний в соответствии с положениями шариата).
3.Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. -М.: "Умма", 2003. (Изложение основ исламской экономической этики, норм бизнеса в соответствии с моральными требованиями шариата).
4.Постановления и рекомендации Исламской Академии правоведения (фикха). Пер. М.Ф.Муртазина. - М.:Лаломир, 2003. (Сборник содержит 117 решений и фетв (постановлений). Рассмотрены вопросы духовной практики, семейно-правовые отношения, экономические и финансовые, медицинские вопросы, исламские принципы заключения коммерческих сделок, аренды, урегулирования долговых обязательств и т.п.
По итогам работы семинара было отмечено, что развитие исламских финансовых отношений в России, с одной стороны, может обеспечить более динамичное торгово-экономическое сотрудничество России со странами исламского мира, с другой - позволит более успешно решать многие социально-экономические проблемы внутри страны.
Участники семинара рекомендовали:
-создать действующую на постоянной основе группу по исследованию вопросов применения исламских принципов экономики в России;
-организовать учебные курсы по применению исламских принципов в деятельности российских банков;
-изучить возможности для подготовки специалистов в области исламского банковского дела в России;
-подготовить и издать учебники и учебные пособия по исламским финансовым отношениям;
-продолжить практику проведения подобных семинаров;
-подготовить учебные программы для светских и религиозных вузов по предмету "Исламская экономика и финансы".

Г.Ф.Нуруллина
(Москва)


1 Вакф - собственность, переданная религиозным и благотворительным учреждениям.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия