Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (6), 2003
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(инновационный проект)
Проект подготовлен коллективом авторов в составе:
В.В.Бузырев, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации;
А.Д.Кот, заместитель генерального директора по экономике ООО "Сургутгазпром", кандидат экономических наук, докторант Тюменской государственной инженерно-строительной академии;
С.Н. Стрижков, кандидат технических наук, докторант Тюменской государственной инженерно-строительной академии
Контактные телефоны: тел./факсы(812)166-47-22, 166-01-01, (3462)28-37-68

1. Цели и задачи проекта
Национальные инновационные системы различных стран подчас существенно отличаются друг от друга. Единая методология их формирования не разработана. Кроме того, перед ними могут ставиться и различные задачи.
Однако общей целью всех национальных инновационных систем являются:
- создание дополнительных рабочих мест в сферах науки, производства и услуг;
- увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и доходов населения;
- повышение образовательного уровня населения;
- решение экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.
Для регулирования их развития все государства определяют условия осуществления инновационного бизнеса, разрабатывают прогнозы технологических изменений и стратегию инновационного развития экономики, определяют на этой базе научно-технологические приоритеты, содействуют формированию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, непосредственно и косвенным путем стимулируют инновационную деятельность, участвуют в организации исследований и разработок. Во всех странах национальные инновационные системы необходимо вместе с тем рассматривать и как один из основных инструментов регионального развития.
Как показывает мировой опыт, для успешного становления этих систем требуется:
- стабильная система государственного управления сферой исследований и разработок,
- четкая постановка целей и задач,
- обоснованная государственная инновационная политика и соответствующее нормативно-правовое и ресурсное обеспечение ее реализации,
- эффективное взаимодействие центральных и региональных властей,
- равноправное участие науки, организаций промышленности и бизнеса в реализации инновационной политики.
Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что национальная (государственная) инновационная система должна соответствовать характеру общественно-экономических отношений и уровню развития производительных сил стран, на территории которых она создается и функционирует. В результате она приобретает индивидуальные для каждой страны особенности. Но при ее организации и развитии могут и должны быть использованы положительно зарекомендовавшие себя подходы других стран к функционированию таких систем.
Новый этап развития научно-инновационных систем связан с объединением их в единую гипер-сеть. Он начался в 2000 году, в котором Европейским Советом была предложена комплексная программа, предусматривающая развитие инфраструктуры знаний, согласованную активизацию процесса инноваций и экономических реформ, модернизацию существующих систем социальной поддержки и образования.
Для объединения усилий ученых различных стран было признано необходимым иметь концепцию создания единого исследовательского и инновационного пространства в Европе. Были определены и конкретные шаги на пути решения проблемы. Особое внимание при этом уделялось обеспечению максимума инновационных преимуществ за счет как национальных, так и общеевропейских усилий по поддержке исследований, а также созданию благоприятной среды для развития инновационного бизнеса.
Одним из первых шагов по формированию единого инновационного пространства стала разработка показателей инновационной деятельности, необходимых для сравнительных оценок ее развития в странах ЕС и в других странах, прежде всего США и Японии.
Предложенная Директоратом по предпринимательству ЕС система показателей включает 16 индикаторов, разделенных на четыре группы. В таблице 1 эти показатели даны в сравнении с соответствующими показателями по Российской Федерации.
Таблица 1. Показатели инновационной деятельности в ЕС и РФ в 2000 г.
Источник: составлена по данным ОЭСР и Евростат (статистика и обозрения) за 2000 год.
В РФ, по нашим оценкам необходимо:
1. Увеличить долю работающих на средне- и высокотехнологичных производствах и долю работающих в секторе высокотехнологичных услуг более чем в 2,5 раза.
2. Увеличить бюджетное финансирование исследований и разработок в 1,99 раза.
3. Количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, в расчете на 1 млн. жителей увеличить минимум в 1,86 раза.
4. Венчурное инвестирование в технологические фирмы увеличить в 3 раза.
5. Количество пользователей Internet на 100 жителей увеличить более чем в 7 раз.
6. Объем рынка информационных технологий увеличить в 5 раз.
Вместе с тем, в обозримой перспективе в России неизбежно сочетание активного инновационного развития, предполагающего реализацию на мировых рынках собственных инновационных разработок, и "имитационного", базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенном внедрении в собственную инновационную систему.
Необходимо при этом учитывать и тот факт, что субъекты Российской Федерации существенно различаются по экономическому, природно-ресурсному и научно-технологическому потенциалу, по уровню социально-экономического развития. Ситуация в России принципиально отличается от ситуации в ЕС, где такие региональные различия по планам его развития не должны превышать 25 %.
Для каждого региона (или группы регионов) России требуется индивидуальный подход к решению проблем инновационного развития.
В каждом регионе или группе регионов должны быть созданы национальные региональные инновационные системы, а на федеральном уровне инновационная система, соответствующая задачам макроэкономической политики. Федеральная и региональные системы сформируют единую Российскую инновационную систему.
К настоящему времени в этой сфере уже сложились многоуровневые отношения между регионами и Федерацией, в рамках которых решаются вполне определенные задачи.
На федеральном уровне определяются приоритеты развития экономики в целом, разрабатываются и реализуются программы и проекты, имеющие значение для всех регионов. На региональном уровне определяются приоритеты субъекта Российской Федерации, формируются и выполняются региональные программы и проекты. На федерально-региональном уровне - формируется единая нормативно-правовая база инновационной деятельности, обеспечивается согласование интересов государства и регионов, определяется степень участия федерации в решении региональных проблем, а регионов - в решении федеральных. На межрегиональном уровне решаются проблемы взаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес для нескольких регионов, в частности, в рамках федеральных округов. На муниципальном уровне осуществляются конкретные мероприятия по обеспечению жизнедеятельности и развития территорий.
Существует ряд объективных причин, определяющих повышение роли региональных органов управления в развитии научно-технической деятельности. Во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному управлению. Региональные звенья управления лучше приспособлены к решению ее задач.
Во-вторых, на региональном уровне, на основе существующих неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, полнее обеспечивается необходимое взаимодействие между образованием, наукой и высокотехнологичным производством, соединение образовательного, научного и промышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке.
Нами предлагается в этой связи создать Российскую двухуровневую (федерально-региональную) инновационную систему как систему генерации и поддержания инновационных процессов, действующую в рамках реализации инновационной политики государства.
Основная цель системы - обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе интенсификации инновационной деятельности.
Для достижения этой цели прежде всего должна быть разработана и законодательно утверждена федерально-региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса страны и высокотехнологичной промышленности.
II. Принципы формирования и управления Российской инновационной системой
Основными принципами формирования системы должны быть: системный подход к разработке инновационной политики; самостоятельное формирование региональных инновационных систем с учетом специфики регионов и их последующей интеграции в единую общегосударственную систему; согласование региональных и федеральных приоритетов; приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности; во всех регионах концентрация ресурсов на приоритетных направлениях при четком определении источников финансирования.
При формировании Российской инновационной системы особое значение имеет учет нескольких факторов.
1. Опыт последнего десятилетия показал, что не реально рассчитывать на зарубежные инвестиции в объемах, позволяющих существенно повлиять на развитие науки и технологий. Основными источниками инвестиций в инновации в настоящее время являются собственные средства предприятий (87%). Доля финансирования из федерального бюджета, бюджетов федерации и местных бюджетов составляет 4,2%, из внебюджетных фондов- 3,8%. На иностранные источники приходится около 5%. Иностранные инвестиции используют примерно 2% хозяйствующих субъектов.
2. По имеющимся оценкам, доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет лишь 0,3%.
3. Внутренний рынок России еще, как правило, не в состоянии противостоять конкуренции многих зарубежных товаров.
4. Расширение сферы применения стандартов вооружений, используемых НАТО, в определенной мере сужает возможности России по продвижению наукоемкой высокотехнологичной (прежде всего военной) продукции на мировые рынки.
5. Недостаточно эффективно управление инновационными процессами. После упразднения Миннауки России и последующих реорганизаций управление инновационной деятельностью осуществляется из трех фактически независимых центров - Минпромнауки России, Минобразования России и РАН.
Отсутствие реальной координации принимаемых решений не позволяет иметь действительно единую государственную инновационную политику и начать ее реализацию. Эта проблема может быть решена посредством создания Межведомственного координационного совета по проблемам инновационной деятельности из представителей федеральных и региональных органов государственной власти и РАН. Одновременно с решением организационных и методических проблем Совет мог бы обеспечить координированное распределение государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности.
Общий объем инвестиций в инновации не должен быть меньше определенной доли ВВП. Мировая практика показывает, что на поддержание научно- технического комплекса страны необходимо выделять бюджетные средства в размере не менее 1% ВВП. В противном случае неизбежна деградация научно-технического потенциала. В США, Германии, Японии этот показатель составляет около 3%, а в Великобритании и Франции - более 2%.
В России программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя, повышение конкурентоспособности продукции, реализацию крупных инновационных проектов должны основываться прежде всего на уже завершенных НИОКР, обеспечивая создание новых высокотехнологичных производств, и финансироваться, поскольку уровень приватизации промышленности составляет 83-97%, в первую очередь собственниками предприятий. Прямая государственная поддержка может осуществляться как посредством капитальных вложений, так и путем передачи прав на интеллектуальную собственность. При этом объем прямых инвестиций, как правило, не должен превышать суммы налогов, перечисленных конкретным предприятием в федеральный бюджет.
На программной основе из средств государственного бюджета должны финансироваться:
-только социально значимые исследования и разработки (например, значительная часть медицинских НИОКР);
-разработка новых технологий, важных для государства в целом, но не привлекательных сегодня для большинства субъектов рынка;
-работы по созданию общественно значимой инфраструктуры (например, инновационно-технологических центров);
-конкурсные коммерческие проекты с целью стимулирования развития малого высокотехнологичного бизнеса.
Формирование инфраструктуры может осуществляться за счет выделения на эти цели до 10% средств государственной инвестиционной программы. Ключевым в создании инновационной инфраструктуры является участие регионов. Целесообразно рекомендовать региональным и местным органам власти установить норматив расходов на поддержку инновационной деятельности в объеме не менее 10% их бюджетов развития. Катализатором развития инфраструктуры должно стать и более эффективное использование государственной собственности, предполагающее организацию государственного научно-технологического сектора.
Двухуровневая единая российская инновационная система по предлагаемому проекту должна иметь следующий вид (схема 1) и соответствующий механизм, обеспечивающий ее организацию и управление системой (схемы 2-4).
Схема 1. Единая российская инновационная система
Схема 2. Организационная подсистема регулирования инновационно-инвестиционной деятельности
Схема 3. Программно-нормативная подсистема регулирования инновационно-инвестиционной деятельности
Схема 4. Подсистема косвенного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности в нефтегазовом комплексе

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия