| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Савельев И. И. аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета
| |
| | В статье обосновывается необходимость разработки стратегии по развитию экспортного потенциала, объемов и номенклатуры экспорта продукции предприятий и организаций регионов России. Предлагается механизм развития экспортного потенциала региона (на примере Владимирской области) | Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспортный потенциал, регион | Интеграция России и, соответственно, отечественных хозяйствующих субъектов, в мировую экономику требует их постоянного развития. Возрастает значимость внешнеторговой деятельности, как для всей экономики, так и для экономики отдельного региона и предприятия. Рост объемов внешнеторгового оборота обеспечивается в первую очередь за счет ускоренного роста объемов экспорта продукции предприятий. Экспортная деятельность приобрела большое значение для экономики, поскольку многие промышленные предприятия являются экспортоориентированными, а значительная часть федерального бюджета формируется за счет таможенных платежей от экспортной деятельности предприятий.
Однако отечественному экспорту присущи значительные негативные черты:
— увеличение объемов экспорта обеспечивается в первую очередь за счет поставок топливно-сырьевых ресурсов;
— в структуре экспорта преобладают энергоносители и сырьевые товары;
— доля продукции обрабатывающих отраслей снижается и составляет в среднем 7–8%.
В январе-мае 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года опережающими темпами продолжал расти экспорт топливно-энергетических товаров на 164%, что повлекло увеличение доли этих товаров в структуре экспорта — более 69% и снижение доли других групп товаров, несмотря на значительные темпы их роста (рис. 1, 2) [1]. | | | Рис. 1. Товарная структура экспорта России (январь-май 2008 г.) (по данным таможенной статистики, с учетом данных Республики Беларусь) | | | Рис. 2. Изменение товарной структуры экспорта России
(по данным таможенной статистики, с учетом данных Республики Беларусь) | Доля поставок продукции предприятий в структуре отечественного экспорта, под воздействием различных факторов, снижается. На сегодняшний день экспорт имеет крайне неблагоприятную структуру, идущую в разрез с общемировой структурой экспорта, и тем более со структурой экспорта промышленно развитых стран.
В то же время, в осуществлении экспортных операций российскими предприятиями-производителями готовой продукции сегодня зачастую отсутствует системный подход, а экспортные сделки носят, в основном, разовый характер и основываются на временном спросе со стороны потребителей. Отсутствие специализированных экспортных служб и недостаточное внимание, оказываемое вопросам построения целостной стратегии экспорта, сказывается на потере огромных возможностей для роста компаний, связанных с участием в международных торговых отношениях.
Таким образом, очевидна необходимость качественного развития экспортной деятельности, по пути повышения в его структуре доли продукции высоких технологий, инновационной продукции. Это неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент РФ, нашло свое отражение в ряде постановлений Правительства РФ.
Анализ экспортной деятельности регионов России за 2007 г. показал, что лишь в 12 субъектах РФ степень экспортной ориентированности выше среднего российского показателя. В их число входят: г. Москва, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Красноярский край, Свердловская область, Ленинградская область, Сахалинская область, Челябинская область, Кемеровская область, Самарская область, Республика Башкортостан. На эту группу регионов приходится 79% общей стоимости экспорта России.
В силу диспропорций регионов страны по масштабам ресурсного и производственного потенциалов большинство субъектов РФ слабо интегрировано в мировую экономику, доля их экспорта незначительна.
Типологизация регионов России по степени экспортной ориентированности их экономик приведена в табл. 1.
Учитывая необходимость развития экспортной деятельности по пути повышения доли инновационной продукции, анализируя продукцию, производимую предприятиями Владимирской области на экспорт в настоящее время (7–8% от общего объема производства), а также то, что Владимирская область входит в группу регионов с низкой экспортной ориентированностью (табл. 1), необходима концепция совершенствования механизма развития экономического потенциала региона, на основе которой инновационные продукты в будущем составят основу загрузки производственных мощностей (70–80% от общего объема производства), и, соответственно, откроются новые рынки сбыта (рис.3). | | Таблица 1
Группы субъектов РФ по степени экспортной ориентированности | | | | Рис. 3. Схема развития экспортной составляющей в общем объеме производства | Данный подход, рассматривает возможность качественного изменения продукции предлагаемой предприятиями на экспорт, которое будет осуществляться на базе инновационных преобразований экспортируемых сегодня видов продукции. Поэтому необходима структура, которая сможет претворить в жизнь предлагаемый механизм совершенствования экспортного потенциала.
Оорганизационно-правовая форма (ОПФ) структуры представляется в виде некоммерческого партнерства (НП) или закрытого акционерного общества (ЗАО) на базе Владимирского государственного университета, т.к. это возможность использовать в работе огромный научный потенциал сотрудников, внедрение проведенных исследований непосредственно в учебный процесс, привлечение к работе студентов и т.д. (рис. 4).
Цель создаваемой на базе данной концепции организационной структуры — расширение рынков сбыта продукции предприятиями и организациями области, ориентированными на выпуск товаров на экспорт, а также формирование организационно-правовых и экономических механизмов по встраиванию народного хозяйства области в разрабатываемую федеральными органами новую эффективную модель участия России в международном разделении труда. Для этого необходимы:
выработка стратегии развития экспорта во Владимирской области; совершенствование структуры регионального экспорта; расширение ассортимента и улучшение качества производимой и экспортируемой продукции предприятиями региона; совершенствование географической структуры экспорта; формирование эффективного порядка инвестиционной поддержки инноваций.
Основными задачами структуры являются:
1. Анализ взаимодействия предприятий области по основным направлениям экспортируемой продукции с партнерами из стран СНГ: комплексный анализ развития экспортной деятельности Владимирской области; оценка потребностей стран СНГ в продукции владимирских предприятий и организаций; анализ конкурентных преимуществ Владимирской области; идентификация факторов, влияющих на развитие экспортной деятельности предприятий Владимирской области.
2. Исследование проблем качества производимой экспортной продукции предприятиями Владимирской области: оценка существующего уровня качества экспортируемой продукции, производимой в области и определение проблемного поля; анализ мировых производителей аналогичной продукции, покупателей и оценка их влияния на экспортные поставки Владимирской области в страны СНГ; определение заинтересованных в развитии экспортного потенциала региональных бизнес-структур, ассоциаций и консалтинговых компаний.
3. Разработка методических рекомендаций по увеличению экспорта продукции владимирских товаропроизводителей в страны СНГ в разрезе стран и товарной структуры: разработка методических рекомендаций по увеличению экспортного потенциала области в страны СНГ; выявление основных направлений и разработка механизмов стимулирования и поддержки промышленного экспорта предприятий; разработка рекомендаций по вовлечению региональных бизнес-структур в процессы активизации экспортной деятельности в области.
4. Создание Интернет-площадки для экспортеров.
5. Расширение и углубление международных контактов с промышленно-развитыми странами, взаимодействие и работа с международными организациями.
6. Восстановление и развитие связей с республиками СНГ.
7. Анализ перспективных вопросов развития внешнеэкономической деятельности, формирование основных мероприятий региона в рамках федеральной целевой программы развития экспорта.
8. Привлечение частных и иностранных инвесторов путем создания благоприятного инвестиционного климата и процедур, установление четкой технологии работы администрации с предприятиями и внешнеторговыми фирмами.
9. Проведение постоянного мониторинга экспортной деятельности предприятий Владимирской области для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством эффективного использования предоставляемой поддержки со стороны государства.
При этом интересы региона требуют развития делового сотрудничества в первую очередь путем установления прямых экономических связей с областями и регионами других стран. Выполнение основных мероприятий позволит обеспечить расширение номенклатуры и увеличение объемов экспорта продукции промышленных предприятий региона, что значительно пополнит областной бюджет. Главной же задачей предлагаемой структуры является реализация на территории Владимирской области регионального компонента государственной внешнеэкономической деятельности: формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития экспорта и повышения его эффективности, с использованием в рамках федеральных целевых программ механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных региональных мероприятий.
Функции организационной структуры:
1. Анализ и обобщение исходного состояния экономического потенциала области.
2. Разработка выставочной стратегии и конкретных мероприятий по участию в международных выставках предприятий и организаций Владимирской области, способных своими товарами и услугами сформировать торговую марку и престиж области.
3. Запрос и получение от предприятий фактической и возможной номенклатуры выпускаемой продукции (с указанием объемов).
4. Обработка полученных данных, составление справочников экспортного потенциала.
5. Методическое содействие в бизнес-планировании экспортных проектов.
6. Разработка предложений, с обоснованием финансирования научно-исследовательских работ по комплексному изучению экспортного потенциала Владимирских предприятий, выявлению приоритетных проектов с учетом внутренних возможностей и мировой конъюнктуры.
7. Расширение взаимодействия Владимирской области с международными финансовыми и экономическими организациями.
8. Оказание предприятиям Владимирской области организационной, информационной и других видов помощи о контрагентах, конъюнктуре рынка.
9. Проведение маркетинговых исследований по основным группам товаров и формирования маркетинговой стратегии развития промышленных предприятий.
10. Формирование инновационной и инвестиционной стратегий развития промышленных предприятий.
11. Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
Ниже представлен предполагаемый состав основных стейкхолдеров, их интересы и вклад в предлагаемую концепцию развития экспортного потенциала Владимирской области (табл. 2). | | Таблица 2
Основные стейкхолдеры в концепции развития экспортного потенциала Владимирской области | | Стейкхолдеры формируют совет директоров некоммерческого партнерства (НП), который, в свою очередь оказывает прямое влияние на проектный центр, формирующий цели качественных изменений структуры экспорта Владимирской области и т.д. Ведущую роль в общем представлении и реализации концепции будет играть университет, осуществляющий функции, показанные на рис. 4.
На рис. 5 представлен механизм взаимодействия некоммерческого партнерства с основными стейкхолдерами в реализации концепции развития экспортного потенциала Владимирской области. Базой создаваемой структуры выступает ведущий ВУЗ Владимирской области — Владимирский государственный университет.
Команда, которая формируется в нем под определенный проект (идею), берет на себя все управленческие обязанности (планирование, организацию, мотивацию и контроль) относительно порученной ей работы. Схема управления деятельностью создаваемого некоммерческого партнерства представлена на рис. 6. | | | Рис. 4. Функции Владимирского государственного университета в развитии экспортного потенциала Владимирской области | | | Рис. 5. Механизм взаимодействия некоммерческого партнерства на базе Владимирского государственного университета со стейкхолдерами в концепции развития экспортного потенциала Владимирской области | | | Рис. 6. Схема управления деятельностью создаваемого некоммерческого партнерства | Воплощение в жизнь данной концепции позволит создать правовые, экономические и организационные условия для улучшения финансово-экономического состояния предприятий и укрепления доходной базы бюджетов всех уровней, будет способствовать преодолению депрессивных тенденций в экспорте продукции, формированию нового структурно-экономического облика региона в соответствии с запросами российского и международного рынка, содействовать повышению жизненного уровня населения Владимирской области. Основными экономическими критериями эффективности будут следующие показатели: развитие экспортного потенциала области; снижение безработицы и рост занятости; увеличение объемов экспорта продукции; увеличение доли экспортной продукции в общем объеме производства; увеличение численности участников внешнеэкономической деятельности; увеличение поступлений в бюджет от экспортеров; изменение структуры экспортной продукции в сторону увеличения доли инновационной и т.д. |
| |
|
|