| | Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Корнеев А. Е. руководитель комиссии по инвестиционной деятельности
Российского союза туриндустрии,
аспирант кафедры экономики туризма
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
| |
| | В статье предлагается имитационная модель развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге | Ключевые слова: гостиничный комплекс, инвестиции, имитационная модель, эффективность, опрос, экономические характеристики | Основными факторами, определяющими развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге являются: поток приезжих, нуждающихся в гостиничном обслуживании разного уровня; предложение гостиниц разной ценовой категории в разные периоды года; готовность приезжих воспользоваться гостиницами тех категорий, которые не рассматривались первоначально как наиболее предпочтительные; готовность приезжих изменить сроки посещения Санкт-Петербурга; размер инвестиций, необходимых для строительства гостиниц разного класса; инвестиционная привлекательность вложения средств в гостиничный бизнес по сравнению с другими вариантами их вложения; экономическая привлекательность деятельности гостиниц; территориальные возможности Санкт-Петербурга по размещению гостиниц разных классов.
В свою очередь, перечисленная совокупность факторов имеет причинно-следственные связи со значительным количеством внешних факторов, к числу которых можно отнести: темпы роста экономики Санкт-Петербурга; темпы роста экономики Российской Федерации, стран СНГ, Европы и мира; число и масштабы конгрессно-выставочных предприятий, проводимых в Санкт-Петербурге; число крупных российских и иностранных фирм, имеющих свои представительства (штаб-квартиры) в Санкт-Петербурге; интенсивность мероприятий по продвижению Санкт-Петербурга как привлекательной туристской дестинации.
Предлагаемая нами имитационно-динамическая модель состоит из трех блоков, первый из которых описывает динамику потока приезжих, второй — финансово-экономические результаты, получаемые в сфере гостиничного бизнеса, третий описывает динамику инвестиций в строительство гостиниц.
Блок оценки спроса на услуги гостиниц
Основой спроса на гостиничные услуги является поток приезжих, который дифференцируется по:
— цели приезда (i), которая включает такие категории как: туризм (i=1), бизнес-поездки (i=2); участие в конгрессно-выставочных мероприятиях (i=3); прочие цели посещения (i=4).
— группе стран пребывания (j), которая включает следующие группы: Россия (j=1), другие страны СНГ (j=2); страны Европы (j=3); прочие страны мира (j=4).
— уровню запрашиваемого качества и стоимости гостиничных услуг (k), которая включает: запрос на размещение в гостиницах 5* (k=1); запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 4* (k=2); запрос на размещение в мини-гостиницах 4* (k=3); запрос на размещение в крупных и средних гостиницах 3* (k=4); запрос на размещение в мини-гостиницах 3* (k=5); запрос на размещение в гостиницах эконом класса (k=6).
— сезону посещения (m), который делится на: «красный» -с 15 мая по 31 июля (m=1); «желтый» — с 1 апреля по 15 мая; с 1 августа по 30 сентября (m=2); «синий» — остальная часть года (m=3).
Первые уравнения модели описывают зависимость потенциального спроса (в чел.-днях) на проживание в гостиницах Санкт- Петербурга в году T (Dijkm(T)) от описанных выше внешних факторов. В общем виде подобная зависимость имеет вид: | | | где Eijkm1 — эластичность спроса для категории приезжих ijkm от роста экономики города; | | | Где γm — коэффициент предельного использования номерного фонда внутри m-го периода. Этот коэффициент отражает неравномерность спроса внутри периода. В частности, во время «красного» сезона имеются периоды как с очень высоким спросом, так и с относительно небольшим. И определенная часть туристов может оказаться несогласной с изменением сроков пребывания внутри одного сезона. Кроме того, гостиницы 4* и 5*, часто практикуют формирование резерва номеров для неожиданного приезда VIP персон. Поэтому, если теоретически γm равен 1, то на практике его величина оказывается меньше 1.
Дефицит или профицит гостиничных мест в сезоне m в гостиницах класса k определяется уравнением: | | | Если возникает профицит, то это означает, что все желающие приехать в соответствующий сезон, могут приехать и обеспечить ночевку в тех местах размещения, на которые они рассчитывали. Если возникает дефицит, то часть приезжающих может вообще отказаться от посещения Санкт-Петербурга (или сократить свое пребывание) либо согласиться на приезд в другое время или на размещение в гостиницах других категорий. Для того, чтобы оценить сдвиг спроса по категории гостиниц и сезону рассчитывается дефицит гостиничных мест для каждой категории приезжих (δijkm(T)), которая определяется исходя из предположения, что практически все категории туристов получают отказ прямо пропорционально спросу, т.е. | | | Сдвиг спроса определяется многими факторами, среди которых наиболее важными являются:
— γijkmln предельная доля приезжих категории ij сменить размещение в гостиницах класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше либо равна 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то γijkmln= 0.
— Aijkmln уровень удовлетворения приезжих категории ij при изменении размещения их в гостинице класса k в сезоне m на гостиницу класса l в сезоне n. Эта величина меньше 1. Если подобная замена полностью не удовлетворяет приезжих, то Aijkmln = 0.
Сдвиг спроса определяется на основе решения оптимизационной задачи, описывающей перераспределение не размещенных в соответствии со своими запросами приезжих, либо по гостиницам другого класса либо в другое время. Основной переменной задачи является Xijkmln, которая определяет какое количество приезжих категории ij согласны на изменение размещения в гостиницах класса k на гостиницы класса l и изменение сезона посещения с m на n. | | | В оптимизационной задаче (6.1 — 4) ограничение (6.1) означает, что должно быть перераспределено не больше того числа приезжих, которые не могут быть размещены в соответствии со своими запросами. Ограничение (6.2) означает, что невозможно перераспределить в определенную категорию мест размещения большего числа приезжих, чем там имеется мест.
Оптимальное решение задачи (6.1-4) обозначим через X*ijkmln.
Окончательный размер спроса (dkm) на размещение в гостинице категории k в сезоне m определяется на основе следующего равенства: | | | Нехватка мест и изменение условий размещений приводят к снижению оценки качества приема категорией приезжих ij, намеревавшихся посетить Санкт-Петербург в сезоне m и стремившихся разместиться в гостиницах класса k. Подобная оценка качества приема Qijkm(Т), оценивается по формуле: | | | Общая оценка качества приема в Санкт-Петербурге обычно происходит по группам потребителей, имеющих разную цель приезда и страну прибытия. Разные группы потребителей, ориентирующихся на гостиницы разных категорий, имеют разную значимость в формировании общественного мнения. Принято считать, что чем на большую классность гостиницы претендуют приезжие, тем большее влияние на общественное мнение они имеют. Оценка качества приема Qij(Т) в Санкт-Петербург приезжих категории ij определяется по формуле: | | | где Bijk значимость оценки категории туристов, ориентирующихся на k-ую категорию размещения для формирования мнения приезжающих категории ij.
Оценка качества приема сказывается на спросе на ночевки в следующем периоде T+1.
Блок оценки экономических результатов деятельности гостиничного бизнеса
Основной задачей, решаемой в этом блоке, является определение тех финансово-экономических результатов, которые позволяют оценить, насколько выгодно вкладывать деньги в гостиничный бизнес, а также отследить динамику цен на гостиничные услуги.
Первым из уравнений этого блока является определение среднего уровня цен на проживание в текущем периоде (Vk(T)). Поскольку в программах развития туризма в Санкт-Петербурге основной акцент делается на прием иностранных гостей, то все экономические характеристики должны быть выражены в резервной валюте. В качестве подобной валюты, исходя из географии мест прибытия гостей, для модели выбрано евро. | | | где — цены на 1 ночевку в сезоне m.
Вторым фактором, определяющим экономическую эффективность деятельности гостиничного бизнеса является заполняемость Zk гостиниц категории k, которая определяется по формуле: | | | Себестоимость ведения гостиничного бизнеса определяется постоянными и переменными затратами. Величина удельных переменных затрат (CVk(Т)) может считаться неизменной в фиксированных ценах, однако, в связи с реальными инфляционными процессами она увеличивается на величину инфляции, а также корректируется на курс евро/рубль. | | | Где CVRk — удельные переменные затраты в гостиницах k-ой категории в начальном году моделирования, выраженные в рублях;
J(T) — накопленный индекс инфляции к концу года T c конца начального года моделирования
EUR(T) — прогнозный курс евро/рубль в году T.
Постоянные затраты гостиниц складываются из таких составляющих как расходы на персонал, амортизация и прочие условно-постоянные расходы. Расчет постоянных затрат базируется на удельных расходах на 1 койко-место в гостиницах разных категорий.
Величина расходов на персонал определяется прежде всего числом работников (STk(Т)), обслуживающих гостиницы k-ой категории в Т-м году | | | Где λk — нормативная численность персонала в гостиницах k-ой категории на 1 койко-место.
Удельные расходы на персонал (PRk(Т)) на 1 койко-место определяются средней заработной платой персонала гостиниц k-ой категории в начальном году моделирования (WGk) в рублях, индексом роста заработной платы с момента начала моделирования (JW(T)), а также величиной социальных отчислений (ЕСН(T)), т.е. | | | Амортизационные отчисления (DEPk(T))определяются исходя из следующих допущений:
1) Величина амортизационных отчислений, связанная с объектами недвижимости остается неизменной с момента ввода гостиницы в эксплуатацию.
2) Величина амортизационных отчислений на другие виды оборудования (прежде всего инвентарь, лифтовое хозяйство, офисное оборудование, транспорт) изменяется с учетом индекса инфляции.
3) Полностью амортизированное имущество заменяется на новое.
Формализация этих допущений приводит к тому, что суммарная величина амортизационных отчислений равна: | | | Где DEPRk(T) — амортизационные отчисления на объекты недвижимости, используемые гостиницами категории k; DEPMk(T) — амортизационные отчисления на оборудование, используемые гостиницами категории k; νRk – средняя норма амортизации для объектов недвижимости категории k; νМk – средняя норма амортизации для оборудования гостиниц категории k; σRk(T) — доля инвестиционных расходов, приходящаяся на строительство объектов недвижимости при создании гостиницы категории k; ∆Nk(T)- прирост числа мест в Т-м году в k–ой категории гостиниц; Ik(T) — инвестиционные расходы, связанные с созданием 1-го койко-места в гостиницах k-ой категории;
J(T,T-1/νMk) — индекс инфляции за период с момента ввода оборудования T-1/νMk до момента времени Т.
Удельные амортизационные расходы на 1 койко-место в году Т определяются по формуле: | | | где — k -дополнительная прибыль гостиниц категории k от пребывания 1 гостя в течение 1 суток (прибыль от питания, предоставления дополнительных услуг и т.п.).
tp — ставка налога на прибыль.
Рентабельность эксплуатации 1 номера определяется следующей зависимостью: | | | Планируемая на следующий период величина цен на проживание зависит не только от спроса, но и от факторов, определяющих рост издержек
Дефицит в местах размещения обычно приводит к росту цен на гостиничные услуги. Исходя из практики работы российских гостиниц, можно утверждать, что дефицит в одном сезоне приводит к росту цен во всех других сезонах. Поэтому изменение средних цен на гостиничные услуги под влиянием спроса описывается уравнением: | | | εk эластичность цены от спроса для категории гостиниц k.
Формируя уровень цен на следующий период, владельцы гостиниц учитывают также необходимость покрытия своих ожидаемых постоянных издержек CFk(Т+1) и переменных издержек, величина которых определяется на основе текущего спроса, а также нормативного уровня рентабельности своей деятельности (NRk(Т)), т.е.: | | | Плановая средняя цена будущего периода (VFk(T+1)) определяется с учетом как возможной цены по спросу, так и по затратам. Кроме того, при определении цены будущего периода необходимо учитывать, что слишком резкое увеличение цены может резко обвалить спрос в будущем периоде, так как возникает шоковая реакция на неконтролируемый рост цен. Таким образом, плановая средняя цена будущего периода определяется по формуле:
VFk(T+1) = min(αk*VDk(T+1)+ (1-αk)*VCk(T+1);(1+ωk)*Vk(T)) (25)
где αk — коэффициент значимости спроса при определении цены для гостиниц k-ой категории; ωk — предельно допустимый прирост цен для гостиниц k-ой категории.
Цены на размещение приезжих в будущем периоде в m-ом сезоне обычно определяются с учетом надбавок (скидок) к средней цене (φkm), т.е.
Vkm(T+1) = VFk(T+1)*(1+φkm) (26)
Блок оценки размеров инвестиций в развитие гостиниц и прирост номерного фонда
В случае, если имеется дефицит номерной емкости, то инвесторы будут вкладывать средства в строительство новых мест размещения, только в том случае, когда имеется надежда на достаточно высокую окупаемость вложений. С целью оценки окупаемости новых вложений определяется стоимость строительства стандартной гостиницы категории k. Размер ISk(Т) вложений в стандартную гостиницу категории k зависит от числа мест SNk в стандартной гостинице и Mk(T) числа площадок в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории k в момент времени Т.
ISk(Т) = ISk (T, Mk(T))* SNk (27)
где ISk(T, Mk(T)) — функция удельных инвестиционных затрат на строительство 1 номера.
Рентабельность инвестиций в строительство гостиницы категории k определяется зависимостью:
ROIk(T) = REk(T)*SNk / Ik(Т) (28)
Простой срок окупаемости инвестиций RPk(T) оценивается как
RPk(T)= 1/ ROIk(T) + TEk(T) (29)
где TEk(T) — средний срок строительства гостиницы категории k, начатой строительством в году Т.
В качестве оценки привлекательности инвестиций (IPk(T)) в гостиницу категории k рассматривается отношение простого срока окупаемости вложений в гостиницу категории k со средним сроком окупаемости инвестиций в регионе (ARP(T)).
IPk(T) = max(0; RPk(T)/ ARP(T)) (30)
Дефицит номерного DNk(T) фонда категории k в году Т равняется
DNk(T) =max (max(0;δkm(T))/Lm) (31)
m=1:3
Реакция рынка инвестиций зависит от привлекательности инвестиций и сложившегося дефицита номерного фонда. При оценке размеров инвестиций необходимо также учитывать, что строительство новых гостиниц предполагает определенное минимальное число мест в новых гостиницах k-ой категории (MNk). Размер реальных инвестиций зависит также от коэффициента реакции рынка q на привлекательность вложений в гостиничный бизнес. Учитывая указанные обстоятельства получаем:
δNk(T) = MNk* [ DNk(T)*exp(q* IPk(T))/ MNk] (32)
где δNk(T) — число мест в гостиницах категории k, строительство которых началось в году Т.
[ ] — функция округления
Начало строительства новых гостиниц категории k приводит к изменению числа участков в Санкт-Петербурге, пригодных для размещения гостиниц категории k. Если считать, что число мест пригодных к строительству гостиниц категории k измеряется в квадратных метрах, то
Mk(T+1)= Mk(T)- SQk* δNk(T) (33)
Где SQk — площадь площадки, отводимой под строительство гостиницы категории k.
Ввод новых мест в гостиницах категории k осуществляется через TEk(T) лет, т.е.
∆Nk(T+1) = δNk(T- TEk(T)) (34)
Nk(T+1) =Nk(T)+∆Nk(T+1) (35)
Предложенная имитационная модель реализована (с небольшими упрощениями) для прогноза развития гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге. В качестве исходных данных для построения модели использовалась информация о развитии рынка гостиничных услуг за период с 2000 по 2007 гг., представленная в отчетах Петербургкомстата, Петростата, Госкомстата, а также в маркетинговых исследованиях, проводившихся по заказу Комитета по инвестициям и стратегическим проектам города в 2006 г. |
| |
|
|