Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
Эффективная интеграция экономической науки, производства, государства - требование нового времени
Марышев А. Н.
Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС

ОТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА - К ЕВРАЗИЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ
"Конструктивный заряд, который несут в
себе евразийские идеи, особенно важен
сегодня, когда мы выстраиваем подлинно
равноправные отношения между странами
Содружества Независимых Государств".
(В.В.Путин, Президент Российской Федерации.
Из выступления в Университете
им. Л.Н.Гумилева. 10.10.2000 г. г.Астана,
Казахстан)

Интеграция как международный феномен предполагает согласование национально-государственных интересов на основе формирования общего эко-номического, научно-технологического, информационного пространства, создание политических объединений в виде межгосударственных сообществ, со-дружеств, союзов.
Одно из таких региональных объединений на территории СНГ - Тамо-женный союз начинался с подписания соответствующих соглашений: сначала между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 6 января 1995 года, за-тем и Республикой Казахстан 20 января 1995 года. Основой договоренности при этом было: стремление к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, признание международных обще-принятых норм в экономических отношениях, ориентированных на правила ГАТТ/ВТО; намерение продолжить реализацию положений Договора о. созда-нии Экономического союза путем перехода к поэтапному формированию Та-моженного союза.
Целями создания Таможенного союза были провозглашены:
- обеспечение социально-экономического прогресса государств - участ-ников Таможенного союза, путем устранения между ними разделяющих пре-пятствий, мешающих свободному экономическому взаимодействию хозяйст-вующих субъектов,
- устойчивое развитие экономики, свободный товарообмен и добросове-стная конкуренция;
- координация экономической политики;
- создание условий для формирования общего экономического пространства;
- создание условий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок.
Механизм создания Таможенного союза предполагал осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий. Первый этап - практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и, прежде всего, отмена тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Предполагалось также провести унификацию внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и других национальных законодательств, затрагивающих внешнеэко-номическую деятельность.
Второй этап - объединение таможенных территорий государств в единую таможенную территорию, решение вопроса о международной правосубъектно-сти Таможенного союза.
Соглашениями также определялись условия введения временных ограничений во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер, а также таможенного контроля на основе обеспечения единства управления таможенными службами.
Главным достижением Таможенного союза в 1995 году, безусловно, стала реализация режима свободной торговли без пошлин и ограничений, что дало мощный толчок торговле и благотворно отразилось на взаимодействии хозяйствующих субъектов государств.
Накопленный опыт по реализации соглашений о Таможенном союзе способствовал подготовке и подписанию более масштабного документа о тесном взаимодействии и сотрудничестве государств. 29 марта 1996 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях с целью создания Сообщества интегрированных государств. Стороны договорились направить совместные усилия на по-этапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре и социальной сфере при соблюдении суверенитета Сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. В 1999 году к Договору присоединилась Республика Таджикистан.
В качестве основных целей интеграции Договором определены:
- последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса;
- обеспечение устойчивого демократического развития государств;
- формирование единого экономического пространства, предусматривающее эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических, информационных систем;
- разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан;
- создание равных возможностей получения образования и доступа к достижениям науки и культуры:
- согласование внешнеполитического курса, обеспечение достойного места на международной арене:
- совместная охрана внешних границ Сторон, борьба с преступностью и терроризмом.
В настоящее время "пятерка" объединяет государства, обладающие крупным совокупным экономическим потенциалом и существенно сблизившие национальные законодательства и хозяйственные механизмы. Это позволило поставить более масштабные задачи на пути интеграции, сформулированные в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, правовой основой которого служат общепризнанные нормы, принципы международного права и национальные законодательства Сторон.
Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве предусматривается поэтапное формирование единого экономического пространства. Переход от этапа к этапу будет обусловлен фактическим достижением целей данного Договора и выполнением Сторонами принятых по нему обязательств.
Первый этап имеет целью завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории. Второй этап предполагает создание Единого экономического пространства, включающего общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики, функционирование единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательств Сторон. На последующих этапах экономического сотрудничества будут формироваться и согласовываться параметры основных макроэкономических показателей.
За время, прошедшее после подписания указанного Договора, были достигнуты определенные позитивные результаты как в проведении согласованной внешнеэкономической и таможенной политики, так и в деле сближения и унификации национальных законодательств. Отменены тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, введены по большинству номенклатуры товаров Общие таможенные тарифы, осуществляются согласованные меры нетарифного регулирования. Реализуется задача по созданию единой таможенной территории и контролю за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми между государствами - членами Таможенного союза, определены единые условия транзита через их территории. Формируются единое правовое пространство и общие торговые режимы, намечены конкретные пути по проведению согласованной структурной перестройки экономик. Определены основные направления сотрудничества в гуманитарной сфере на ближайшие годы, позволяющие ускорить процесс адаптации граждан к новым социально-экономическим условиям.
В то же время объективная логика развития сотрудничества между государствами - участниками Таможенного союза, осознанное стремление народов к ускоренной реальной интеграции определяют необходимость поиска новых, более тесных организационных форм сотрудничества и взаимодействия, а также совершенствования механизмов взаимоотношений между государствами.
Кроме того, анализ мирового опыта показывает, что для дальнейшего формирования единого таможенного и экономического пространства необходимо решить проблемы правосубъектности региональных экономических образований в СНГ, формирования наднациональных органов управления интегра-цией государств - партнеров по Таможенному союзу и Единому экономическо-му пространству.
В связи с этим 23 мая 2000 года Межгосударственный Совет принял решение о формировании на базе Таможенного союза новой международной организации, наделенной функциями, связанными с вступлением в ВТО, формированием внешних таможенных границ, проведением единой внешнеэкономической политики, тарифами и ценами, обеспечением иных составляющих функционирования общего рынка. 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. А к 31 мая 2001 года Договор ратифицирован парламентами всех государств - участников и вступил в силу. В соответствии с Договором учреждены и формируются органы управления интеграции: Межгосударственный Со-вет, Межпарламентская Ассамблея, Интеграционный Комитет, Суд Сообщества.
В Договоре заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определенных Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей и механизмы синхронного и адекватного выполнения заключенных международных договоров, введение системы контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
В рамках Сообщества предполагается решение вопросов, направленных на завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования, согласование позиций государств - членов во взаимоотношениях с ВТО, создание общей таможенной территории с общей системой таможенного регулирования и единым управлением таможенными службами. Определены перспективы развития сотрудничества в социально-гуманитарной сфере, предусматривается углубление взаимодействия правовых систем, дальнейшее сближение и гармонизация национального законодательства государств - учредителей.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия