Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Кальницкая И. В.
доцент Омского филиала Академии бюджета и казначейства Минфина России,
кандидат экономических наук


Управление организацией и его модели
В статье исследуется система управления организацией в двух аспектах: теоретическом и практическом. Установлена объективная связь элементов управления в рамках целенаправленной деятельности. Представлена модель управления объектом в целом и его отдельными звеньями
Ключевые слова: управление организацией, объект управления, концепция управления, показатели

В экономической литературе, посвященной проблемам управления, существует множество разнообразных концепций по определению управления и выделению этапов ее развития. Для теории управления характерен активный поиск новой парадигмы, способной определить решения современных проблем управления организацией. Одной из ключевых управленческих проблем является формирование информационной системы с позиции теории и практики. Относительно данной проблемы управление организацией можно определить как формализованное представление системы управления, и цель заключается в отражении множества отдельных элементов со всеми их свойствами, функциями, особенностями, в установлении взаимозависимостей и взаимосвязей.
Исследование системы управления организацией представим в двух взаимосвязанных аспектах: теоретическом и практическом. Теоретический аспект формирования модели управления включает: исследование стратегии, субъекта и объекта управления, функций, методов, технологии управления, системы показателей результативности и эффективности управления. Отдельные вопросы по определению системообразующих элементов модели управления организацией были исследованы ранее [1]. Практический аспект исследования системы управления предполагает определение моделей управления по его подсистемам в соответствии с деятельностью организации.
Для современного состояния научной разработки проблем управления характерен дифференцированный подход специалистов к анализу его сущности. Управление определяют по-разному. Очевидно, необходимо не столько дать универсальную трактовку понятия управления, сколько представить подход к проблеме с позиций представителей различных научных направлений: философии, теории управления, экономики, права, политики и др. [1].
В экономической литературе имеется широкий спектр публикаций о проблемах понятийного аппарата управления. Не стремясь к охвату всего спектра определений управления, отметим наиболее распространенные и утвердившиеся взгляды. Анализ различных точек зрения о сущности рассматриваемой экономической категории позволил выделить следующие подходы к управлению, как: абстрактная научная категория; функция; процесс; технология; особый вид деятельности; организация; управление. Анализ этих подходов показывает, что одни из них отражают свойство управления воздействовать на объект (технология, аппарат, организация), другие имеет процессный характер (процесс, функция, вид деятельности).
В рамках проводимого исследования определим управление как совокупность системообразующих элементов, направленных на реализацию управленческих технологий. Конечным результатом исследования информации является процесс принятия управленческих решений. Данное определение в большей степени соответствует области инструментария воздействия на объект управления в контексте информационного обеспечения системы управления.
В научной литературе представлено достаточно вариантов определений стратегии, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этой сложной экономической категории. Понятие стратегии значительно варьируется в зависимости от того, кто и в каком контексте ее рассматривает.
При всем многообразии определений стратегии большинство авторов придерживаются мнения, что стратегия — это представление о способе достижения цели организации, учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы достижения цели. Выбор жизнеспособных стратегий представляет собой сложный процесс системной интеграции большого объема различной информации в соответствии с целями развития организации.
Одним из значимых элементов формирования модели управления организацией является определение субъекта управления и объекта управления. Субъект управления — это управляющий или группа управляющих, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, а объект управления — это то, на что направлено их воздействие, управляющее или определяющее его поведение. Управление осуществляется в рамках организации, в пределах прав и ответственности субъекта управления. Решение принимает субъект управления, а реализуется оно в пределах объекта управления, которым может быть как организация в целом, так и его составная часть.
Воздействие субъекта управления на объект осуществляется с помощью информационных потоков между управляющей и управляемой подсистемами, поскольку процесс управления включает владение, использование и передачу информации. В связи с этим следует отметить, что изменения во внешней среде, усложнения в производственной деятельности организаций, расширение масштабов деятельности и увеличение объемов и скорости получения информации повышают значимость информационного обеспечения управления. Между субъектом и объектом управления в информационном контексте существует прямая и обратная связь. Прямая связь — это поток управляющей информации, направленный от субъекта управления на объект управления. С помощью этой информации оказывается управляющее воздействие на объект управления. Обратная связь — это встречный информационный поток от объекта управления к субъекту управления. С помощью прямой и обратной связей формируется информационный контур, в котором обеспечивается двухсторонняя передача информации между субъектом и объектом управления.
Субъект управления можно определить как управляющая подсистема модели управления организацией, а объект управления — как управляемая ею подсистема. Определяя субъект и объект управления, следует отметить, что субъект управления одновременно может быть рассмотрен как объект управления, так же как объект управления одновременно может трактоваться как субъект управления.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что субъект управления и объект управления имеют двойственный характер: субъективно- объективный. Следовательно, вся совокупность взаимодействий в конечном итоге может рассматриваться как взаимодействие субъекта и объекта управления. При этом как субъект, так и объект управления имеют сложную, многоуровневую структуру, где структура рассматривается как относительно устойчивый способ связи элементов объекта, а элемент — это некоторая часть объекта, будучи связанной с другими частями объекта, образует сам объект [2].
Эффективное функционирование модели управления организацией возможно при соблюдении определенных принципов. В научной литературе представлены принципы управления как зарубежными, так и отечественными исследователями. Однако не выработано единой позиции относительно их необходимого и достаточного состава. Исходя из классического определения понятия «принципа» как основного, так и исходного положения теории, выделены универсальные принципы управления:
— научность — использование новейших методов и средств управления;
— рациональность — обеспечение высокой прибыльности функционирования организации;
— непрерывность — постоянное осуществление процесса управления;
— комплексность и системность — в процессе управления следует учитывать все факторы и анализировать их влияние во взаимозависимости и взаимообусловленности;
— гибкость — адаптируемость к изменяющимся условиям;
— целенаправленность — цели должны быть реальными и достижимыми;
— принцип участия — согласованная деятельность всех участников организации в процессе управления;
— принцип соответствия — выполнение управленческих функций должно соответствовать возможностям исполнителя;
— иерархичность уровней управления — многоуровневая структура управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется органом более высокого уровня.
Перечень универсальных принципов управления является открытой системой, поскольку он постоянно обогащается с развитием теории и практики управления.
Эффективность управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания функций управления. Подходы к определению функции управления, содержащиеся в работах ученых, как правило, демонстрируют наличие различных точек зрения на их сущность и нередко носят обобщенный характер. Вследствие этого, применительно к предмету исследования, дадим следующее определение функции управления: функция управления — это объективная составляющая управления, конкретный вид управленческой деятельности, характеризующийся единством и однородностью содержания и направленный на достижение определенных целей организации. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что каждая отдельная функция управления характеризует специфическую управленческую деятельность, следовательно, совокупность функций управления формирует систему управления.
Основоположником функционального подхода в управлении считается А. Файоль. Он сгруппировал все виды управленческой деятельности в следующие основные функции, которые применимы ко всем организациям: предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. По мере развития теории управления были выделены дополнительные функции управления: прогнозирование, целеполагание, нормирование, регулирование, стимулирование, учет и анализ и др. Данные функции управления принято считать частными, поскольку детальное изучение их содержания позволяет сделать вывод, что они являются разновидностью классической (общей) функции управления. На разных уровнях управления, в зависимости от условий производства и других факторов, содержание классических функций варьируется. Каждая из общих функций управления может быть в дальнейшем дифференцирована.
В состав общих функций управления необходимо ввести функцию управления знаниями, предложенную Б.З. Мильнером [3]. Содержание функции управления знаниями заключается в аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении и распространении имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний. Использование интеллектуального капитала обеспечивает успешное функционирование организации. От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ [3, с. 414]. Функция управления знаниями в предлагаемой модели управления организацией является ключевой.
Реализация функций управления осуществляется посредством определенных методов. В общепринятом смысле под методом понимается совокупность приемов и способов познания объекта исследования. Следовательно, метод управления можно определить как совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения целей функционирования и развития организации. Данное определение предполагает следующие методы управления:
— организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
— экономические, обусловленные экономическими отношениями;
— социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников [4].
На практике все методы управления воздействуют комплексно, вследствие этого не следует их противопоставлять. Все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии в зависимости от условий функционирования организации.
Следующим системообразующим элементом модели управления организацией является технология управления. Технология управления — это сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс. Деятельность субъектов управления направлена на достижение целей функционирования и развития организации посредством реализации определенных функций. Основным инструментом технологии управления выступает управленческое решение.
Результативность модели управления организацией определяется посредством системы показателей оценки результативности и эффективности управления. Применительно к области исследования результативность и эффективность определяются как:
— результативность управления — способность системы управления обеспечить достижение конечных результатов, соответствующих поставленной цели, удовлетворяющих конкретную потребность человека, общества, государства и создающих условия для устойчивого развития организации;
— эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности [4].
Состав показателей оценки результативности и эффективности управления зависит от конкретной области управления и индивидуален для каждой из них.
Общую модель управления организацией расширим посредством раскрытия ее практического аспекта. Вначале следует в общей системе управления организацией выделить следующие подсистемы управления: производство, маркетинг, финансы, персонал, инновации.
Содержание предложенной модели управления организацией в теоретическом аспекте проецируем на выделенные подсистемы с определением их системообразующих элементов. Модели управления организацией в практическом аспекте являются открытой системой, поскольку их содержание зависит от масштабов деятельности конкретной организации и целей ее функционирования и развития. По результатам исследования предложены ключевые системообразующие элементы. Модель управления организацией имеет многоцелевой характер, следовательно, ее формирование может быть продолжено посредством расширения и дополнения ее другими элементами.
Представим элементы модели управления применительно к каждой из выделенных подсистем управления организацией.
Стратегия в модели управления представляет собой основу практической деятельности организации, координацию ее отдельных направлений деятельности. Стратегия применительно к подсистемам управления определяется с учетом следующих основных требований:
— реальность, предполагающая соответствие стратегии целям, техническому и экономическому потенциалу организации, опыту и навыкам работников;
— логичность, внутренняя целостность, непротиворечивость отдельных элементов стратегии, поддержка ими друг друга, порождающая синергетический эффект;
— совместимость со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней. Стратегия находится под влиянием изменений во внутренней и внешней среде организации и сама может формировать эти изменения;
— оправданная рискованность;
— направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха.
— альтернативность [5, c. 18].
Содержание стратегий по подсистемам управления с учетом их декомпозиции раскрывается следующими характеристиками.
1.Производство. Ключевая стратегия: концепция воспроизводства материальных благ и производственных отношений.
2. Маркетинг. Ключевая стратегия: концепция действий на рынке сбыта.
3. Финансы. Ключевая стратегия: концепция привлечения финансовых средств и их распределение на различные нужды.
4. Персонал. Ключевая стратегия: концепция действий по обеспечению организации работников заданной квалификации и рациональному использованию трудового потенциала.
5. Инновации. Ключевая стратегия: концепция создания принципиально новых товаров и технологий, не имеющих на рынке аналогов, или удовлетворение потребностей новым способом.
Функционирование моделей управления основывается на определенных принципах. По результатам исследования выделены универсальные принципы управления, действие которых распространяется на любую модель управления. В дополнение к универсальным разрабатываются специфические принципы. Например, как дополнение к модели управления производством можно предложить следующие принципы:
— ритмичность — равномерность выпуска продукции;
— специализация — закрепление за каждым центром ответственности конкретных производственных операций.
Для модели управления финансами, наряду с универсальными, обязательно соблюдение следующих принципов:
— преемственность и многократное использование учетной информации;
— системность коммуникационных связей внутри организации;
— полнота, достоверность и своевременность информации;
— релевантность.
Для модели управления персоналом характерны следующие дополнительные принципы:
— перспективность — при формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации;
— комфортность — обеспечение максимума удобств для разработки и принятия решений.
В процессе исследования функций управления было выявлено, что в зависимости от подсистемы управления содержание классических функций варьируется. Каждая из общих функций управления дифференцируется в конкретной модели.
Функции управления производством включают:
— планирование программы производства;
— организация производственного процесса;
— организация инструментального хозяйства;
— организация материально-технического снабжения;
— координация и контроль за функционированием всей производственной структуры;
— контроль затрат;
— выбор технологического процесса.
Управление маркетингом включает следующие функции:
— планирование программы продаж;
— организация сбора и обработки маркетинговой информации;
— выбор целевых рынков и их сегментирование;
— реализация маркетинговых решений;
— анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Состав функций управления персоналом:
— планирование кадрового состава;
— планирование направлений социального развития коллектива;
— организация набора персонала;
— управление трудовыми отношениями;
— управление мотивационным поведением персонала.
Функциями управления инновациями являются:
— планирование инновационной программы;
— организация инновационного процесса;
— выбор и реализация стратегии НИОКР;
— оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
— внедрение результатов НИОКР.
При формировании модели управления определенную сложность составляет определение субъектов управления и объектов управления. Особым объектом управления следует выделить информацию и информационные процессы, возникающие в модели управления информационной системой: производством, маркетингом, финансами, персоналом, инновациями.
Управление следует рассматривать как процесс преобразования информации. Информация об объекте управления исследуется (идентифицируется, измеряется, анализируется, интерпретируется и т.д.) субъектом управления в соответствии с целями управления и передается на объект управления, а информацию следует рассматривать в экономическом контексте ее значения для системы управления. Информация одновременно является и предметом, и результатом управления. Информация образуется вследствие управления, а управление является следствием информации, т.е. без информации нет управления, без управления нет информации.
Методы управления как способы воздействия субъекта на объект разнообразны и применимы в определенных комбинациях ко всем рассматриваемым моделям управления.
Под технологией управления применительно к выделенным моделям управления в широком смысле следует рассматривать организацию взаимодействия всех системообразующих элементов модели, проводящей к достижению желаемых результатов. Исходя из данного положения, определим технологии управления по рассматриваемым моделям.
1. Технология управления производством — организация взаимодействия элементов производственной деятельности в целях выпуска в установленные сроки продукции требуемого объема и качества при минимальных издержках производства.
2. Технология управления маркетингом — организация взаимодействия элементов маркетинговой деятельности в целях продвижения продукции до потребителя.
3. Технология управления финансами — организация взаимодействия элементов финансовой деятельности с целью определения источников финансовых ресурсов и их распределение в рамках организации.
4. Технология управления персоналом — организация взаимодействия элементов управления персоналом с целью обеспечения организации работниками определенной квалификации и рационального использования трудового потенциала.
5. Технология управления инновациями — организация взаимодействия элементов инновационной деятельности с целью выпуска принципиально новых или усовершенствование прежних видов продукции и технологий для повышения их потребительских свойств и конкурентных преимуществ.
Завершающим системообразующим элементом моделей управления является оценка ее результативности и эффективности. Для этого формируется система показателей результативности и эффективности управления производством, маркетингом, финансами, персоналом, инновациями. В качестве примере приведем некоторые из них.
Результативность управления производством характеризуется ростом объема производства продукции, оптимальной структурой производства, стоимостью одного часа работы оборудования и др. Показатели эффективности управления производством включают:
— средний коэффициент сортности;
— средневзвешенный балл качества продукции;
— коэффициенты: ритмичности, вариации, аритмичности;
— производительность труда;
— трудоемкость продукции;
— фондоотдача, фондоемкость;
— рентабельность основных средств;
— относительная экономия основных средств, материалов;
— коэффициент использования производственной мощности;
— коэффициент интенсивной загрузки мощности;
— материалоотдача, материалоемкость;
— штрафы за некачественную продукцию и др.
Для модели управления маркетингом основными результативными показателями являются рост объема продаж продукции, оптимальная структура рынков сбыта, увеличение объема экспортных поставок. К показателям эффективности управления маркетингом можно отнести коэффициент ценовой эластичности, доходность продукции на рынке сбыта, единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции и др.
Состав показателей результативности управления финансами обширен, он включает: прибыль, маржинальный доход, размер уставного капитала, величина дебиторской и кредиторской задолженности, период оборачиваемости производственных запасов, чистый денежный поток по операционной деятельности, величина чистых активов.
Ключевыми показателями эффективности управления финансами являются показатели рентабельности: продукции, операционной деятельности, продаж, операционного капитала, совокупных активов и др.
Результативность управления персоналом характеризуется численностью персонала, фондом рабочего времени, целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени и другими показателями. Эффективность управления персоналом определяется коэффициентом текучести кадров, производительностью труда, трудоемкостью продукции, рентабельностью персонала и другими показателями.
Для модели управления инновациями ключевыми результативными показателями являются прирост объема производства продукции, прирост добавленной стоимости, производство новых видов продукции. В качестве примера показателей эффективности управления инновациями можно выделить следующие: экономия затрат от снижения себестоимости продукции, рост производительности труда, прирост чистого дохода.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что формирование модели управления возможно и целесообразно не только в целом по организации, но и по отдельным ее подсистемам с определением системообразующих элементов. Используя возможность построения моделей управления можно определить оптимальные способы и методы воздействия как на объект управления в целом, так и на его отдельные элементы, добиваясь таким образом оптимального управления организацией. Реализация целевых установок определенных моделей управления возможна только при наличии эффективной информационной системы, что обосновывает целесообразность использования в управлении информационного подхода.
Предложенный подход к исследованию системы управления организацией будет способствовать решению проблем в области управления организацией.


Литература
1. Кальницкая И.В. Модель управления предприятием с позиции структурного подхода // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 24. — С. 35–38.
2. Основы управления предприятием: Современные тенденции в управлении / Под ред. Г.И. Андреева, В.А. Тихомирова. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 400 с.
3. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. — М.: Инфра, 2009. — 864 с.
4. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2007. — 280 с.
5. Веснин В.Р. Стратегическое управление. — М.: ТК Велби. Изд–во Проспект, 2006. — 328 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия