| | Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Комилов С. Д. заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор Хикматов У. С. докторант Таджикского национального университета, (г. Душанбе),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проведен анализ формирования и становления микрофинансовой деятельности в Республике Таджикистан. Определены структура и объем микрофинансового сектора, дана оценка его состояния. Сформулирован комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие микрофинансового сектора | Ключевые слова: микрофинансирование, финансовая среда, микрофинансовая организация, микрокредитная депозитная организация, микрозаемная организация, микрозаемный фонд | Поиск путей выхода экономики Республики Таджикистан из затянувшего кризиса и ее перевод на устойчивый экономический рост заставляет все глубже осознавать важную роль малого предпринимательства в этом процессе. В свою очередь, весьма медленные темпы развития малого предпринимательства усложняют и делают данный процесс длительным.
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 15 апреля 2009 г., с целью обеспечения развития малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов производства отечественной продукции, повышения экспортного потенциала страны и увеличения на этой основе количества новых рабочих мест, указано: «Коммерческим банкам и небанковским кредитным организациям рекомендуется пересматривать проценты по предоставляемым кредитам в зависимости от уровня инфляции и более активно направлять имеющиеся средства на поддержку реального сектора экономики, особенно производственного предпринимательства» [1].
Одной из основных причин медленного развития малого предпринимательства является проблема финансирования и кредитования. Традиционные источники финансирования, под которыми в данной статье имеются в виду банковские услуги, во многих случаях недоступны субъектам малого предпринимательства. Ситуацию также усугубляют жесткие требования банков по залоговому обеспечению, негибкая кредитная политика, а также коррупция, которая, в конечном счете, приводит к потере времени и удорожанию стоимости кредита. Настоящим решением проблемы для малого предпринимательства в вопросах финансирования и кредитования стали нетрадиционные источники, одним из которых является микрофинансирование.
Признанием микрофинансирования со стороны мирового сообщества, как очень важного и эффективного инструмента в решении социально-экономических проблем общества, стало объявление 2005 года — международным годом микрофинансирования.
Современную историю микрофинасирования связывают с именем Нобелевского лауреата М. Юнуса. Именно он в 1976 году в Бангладеш, основал банк «Грамин», который занимался выдачей микрокредитов. «Грамин» банк стал кредитовать самые бедные слои населения, которые фактически не могли кредитоваться ни в одном банке. Тем самым банк занял ту нишу, которую до него не решался занять никто. Технология банка предусматривала «двойную направленность»: в первую очередь финансирование решения социальных задач, а также обеспечение доходности банка. Оба этих направления удачно сочетались в микрофинансировании, что породило множество последователей в различных (в основном в бедных и развивающихся) странах. Так, например, в Нигерии в 2008 г. было зарегистрировано более 750 мелких региональных банков, предоставляющих микрокредиты [2].
Необходимо отметить, что очень часто в отечественной зарубежной литературе микрофинансирование отожествляют с микрокредитованием или выдачей займов. В материалах международной конференции «Микрофинансирование в России», в частности отмечено, что «микрофинансирование — это «короткие деньги», выдаваемые под высокий процент на старт и ли пополнение оборотных средств» [3]. Так же дается другое определение — «микрофинансирование можно определить как легитимное финансирование в небольших объемах микро- и малых предпринимателей, как стартующих, так и испытывающих затруднения при доступе к традиционному банковскому финансированию уже на стадии роста, направленное на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства» [4].
На наш взгляд, выдача микрокредитов или займов это один из элементов микрофинансирования. Мы считаем, что определение, предложенное Азиатским банком развития и использованное в своих отчетах Программой развития ООН более ясно характеризует данное понятие: «Микрофинансирование представляет собой предоставление широкого спектра услуг, таких как займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование и др., для домохозяйств и микропредприятий с невысоким уровнем дохода».
Программы микрофинансирования в Республике Таджикистан начали реализовываться в 1998–2000 гг. рядом международных организаций: Care International, Mercy Corps, ACTED, Фондом Ага-Хана, Германской АгроАкцией, Counterpart Consortium, Программой развития ООН и местными неправительственными организациями — Национальной Ассоциацией Деловых Женщин Таджикистана (НАДЖТ), ОО «Ситораи Наджот», НПО «Мехрангез», НПО «Оила».
Основными результатами работы проектов, реализуемых данными организациями, стало реальное расширение доступа к финансовым ресурсам людей с низким уровнем дохода для ведения микробизнеса, участия в торговле, производственной деятельности, а также предоставления услуг небольшого масштаба.
Крайне важными стали усилия Таджикистана по содействию устойчивому социально-экономическому развитию и сокращению бедности через формирование политики микрокредитования. Это позволило в современных условиях использовать потенциал микрокредитования в интересах реализации новой экономической политики, развития малого бизнеса. Такая политика позволяет существенно снизить экономические риски, преодолеть такие негативные явления как коррупция и не целевое использование средств.
В условиях быстро развивающегося экономического кризиса и с учетом новых вызовов и угроз, необходимо пересмотреть имеющиеся в наличии кредитные инструменты, особенно существующие в системе микрофинансирования. Исходя из потенциальных возможностей институтов микрофинасирования, на территории Таджикистана получает развитие отдельная программа использования международного ресурса.
Создаваемая в процессе глобализации финансовая среда определяет возможности использования эффективных форм микрофинасирования. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденной постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 года № 704 среди основных направлений действий в области совершенствования денежно-кредитной политики и финансового сектора указывается на развитие микрофинансовых институтов [5].
Отправной точкой для формирования законодательной и нормативно-правовой базы деятельности микрофинансовых организаций и развития микрофинансового сектора Республики Таджикистан стал разработанный Международной финансовой корпорацией на основе Меморандума о взаимопонимании между Национальным банком Таджикистана и USAID и, принятый 17 мая 2004 (№ 38) Закон Республики Таджикистан «О микрофинансовых организациях».
Принятые законодательные меры позволили отрегулировать правовые и организационные основы микрофинансовой деятельности и превратить микрофинансвый сектор Республики Таджикистан в существенную часть национальной финансовой системы, которая способна представить финансовые ресурсы наиболее уязвимым слоям населения и стимулировать развитие предпринимательства и мелкого бизнеса.
В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О микрофинансовых организациях» (МФО), последние имеют право осуществлять свою деятельность в следующих формах [6]:
микрокредитная депозитная организация — коммерческая микрофинансовая организация, осуществляющая деятельность по привлечению депозитов, предоставлению микрокредитов и иную деятельность, предусмотренную настоящим Законом и осуществляемую на основании лицензии Национального банка Таджикистана;
микрозаемная организация — коммерческая микрофинансовая организация, осуществляющая деятельность на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком Таджикистана и предоставляющая микрозаймы и иные услуги;
микрозаемный фонд — некоммерческая микрофинансовая организация, осуществляющая свою деятельность на основании свидетельства, выдаваемого Национальным банком Таджикистана и предоставляющая микрозаймы и иные услуги.
Необходимо отметить, что в течении 5-лет с момента принятия Закона о микрофинансовых организациях в Республике Таджикистан наблюдается высокий рост количества МФО. По данным Национального Банка Таджикистана на 30 апреля 2009 г. на территории республики действовало 106 МФО, которые разделились следующим образом (см. табл. 1) [7]. | | Таблица 1 | | Следует отметить, что в Республике Таджикистан официально была зарегистрирована в январе 2004 г. «Ассоциация Микрофинансовых Организаций Таджикистана», которая является одной из первых организаций подобного рода в Центрально-Азиатском регионе.
Ассоциация Микрофинансовых Организаций Таджикистана (АМФОТ) является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, а также иные организации заинтересованные в развитии микрофинансирования в Республике Таджикистан.
Целью АМФОТ является содействие в становлении и развитии микрофинансового рынка страны, как важнейшей составляющей финансовой системы государства, позволяющей оказывать доступные микрокредитные услуги населению Республики Таджикистан. К задачам, которые призвана решать АМФОТ относятся следующие [8].
разъяснение значения микрофинансирования для общества, как возможности доступа беднейших слоев населения к кредитным и финансовым ресурсам, способствующим повышению уровня их жизни;
защита прав и интересов членов Ассоциации путем выработки единых стратегических и тактических подходов и координации действий микрофинансовых организаций;
организация конструктивного сотрудничества с органами государственного управления, донорскими организациями и другими субъектами микрофинансового рынка;
участие в формировании благоприятной законодательной и нормативно-правовой среды для развития мирофинансового рынка;
разработка и внедрение современных образовательных программ, системы консультационных услуг и информационных технологий для повышения уровня знаний участников микрофинансового рынка, подготовки и переподготовки кадров в области микрофинансирования;
внедрение инновационных методологий микрокредитования для увеличения доступа к микрокредитным ресурсам;
содействие в привлечении финансовых ресурсов для развития микрофинансовой деятельности в стране.
На сегодняшний день членами АМФОТ являются 66 организаций, из которых: МФО — 58; банков — 2 и 6 других организаций.
Количество активных клиентов членов АМФОТ по Таджикистану на 01 января 2009 г. составляло 93.965 клиентов, которые распределены по следующим МФО (рис. 1.) [9].
Согласно имеющимся данным на 01 января 2009 года, активный портфель АМФОТ достиг 71.904.052 долл. США, который распределен следующим образом (рис. 2) [10]. | | | Рис. 1. Распределение общего количества активных клиентов | | | Рис. 2. Распределение активного портфеля | Анализ рис.1 и рис.2. свидетельствует о том, что на микрофинансовом рынке Республики Таджикистан выделяются явные фавориты, которые аккумулируют более 78% всех активных клиентов и более 82% всего активного портфеля. Речь идет о пяти крупных МФО. На долю остальных, то есть на 101 МФО приходиться менее 22% активных клиентов и менее 18% кредитного портфеля, что, безусловно, говорит об их слабости и явно выраженной дифференциации между крупными, средними и мелкими МФО. | | | Рис.3. Распределение активного портфеля по размеру займов | | | Рис.4. Распределение всех выданных займов между МФО | | | Рис.5. Распределение представленных займов по секторам | Из общего активного портфеля членов АМФОТ на займы до 500 долл. США было выдано 13,7%, на займы от 501 до 1000 долл. США — 23,1%, на займы от 1001 до 5000 долл. США — 38,2% и на займы более 5001 долл. США — 25% (рис. 3) [11].
С начала 2008 г. по 31 декабря 2008 г. МФО выдали займов на общую сумму 125,1 млн. долл. США, что превышает в 1,7 раза активный портфель членов АМФОТ.
Общее количество займов выданных в четвертом квартале 2008 г. составило 88.052 займов, в то время как их общая сумма достигла 72,6 млн. долл. США (рис. 4) [12].
Распределение займов по секторам экономики показано на рис. 5 [13]. Анализ рис.5 также свидетельствует о том, что общая сумма займов, которые были выданы по секторам экономики, существенно отличаются друг от друга. Так, на долю сельского хозяйства и торговли приходится 90,5% всех выданных займов, а на производство всего лишь 6,4%. Высокая концентрация займов в сельскохозяйственном секторе объясняется аграрной направленностью республики, хотя с другой стороны по уровню рисков именно займы на обеспечение сельского хозяйства являются рисковым. Низкие показатели в секторах производства и услуг по объему финансирования объясняются неразвитостью этих секторов в сельской местности (большинство клиентов МФО проживают в сельской местности).
Необходимо отметить, что выданные займы по срокам в среднем были в основном краткосрочные. В период с 01.01.2008 по 31.12.2008 г.г. средний срок займов выданных МФО в Республике Таджикистан равен 9 месяцам.
Одним из основных индикаторов определения качества деятельности МФО является качество выданных им займов. К сожалению, часть МФО в погоне за клиентами забывали про качество работы. Ситуацию также усугубляет слабый менеджмент во многих МФО. Очень часто топ-менеджмент многих МФО формировался из сотрудников неправительственных, гуманитарных организаций, у которых отсутствовал опыт работы в данной сфере.
Общий портфель в риске (PAR) на конец 2008 г. составил 1,4% общего активного портфеля членов АМФОТ (портфель в риске до 30 дней составил 0,6%; от 31 до 60 дней — 0,2%; от 61 до 90 дней — 0,2%; более 91 дня — 0,4%). Общая сумма списанных займов составляет 0,1% или 77.661 долл. США. В течение 6 месяцев, ситуация по качеству кредитного портфеля существенно ухудшилась. Так, в конце 2-го квартала 2009 г. PAR составил 16,8% от общего активного портфеля членов АМФОТ (портфель в риске до 30 дней составил 5,5%; от 31 до 60 дней — 1,3%; от 61 до 90 дней -2,5%; более 91 дня — 7,5%) (рис. 6) [14]. Общая сумма списанных займов составляет 0,2% или 438.786 долл. США, что почти в 6 раз больше чем за весь 2008 год (рис.7) [15]. | | | Рис. 6. Кредитный портфель в риске | | | Рис. 7. Сумма списанных кредитов (в $ США) | За первые 6 месяцев 2009 г. качество кредитного портфеля МФО ухудшилось более чем в 10 раз. Большинство руководителей МФО объясняют данную ситуацию влиянием мирового финансового-экономического кризиса и сокращением поступления денежных переводов. Отчасти данный факт объясняет ситуацию с ухудшением качества кредитного портфеля, но это лишь верхушка айсберга, его огромная подводная часть заключается в качестве персонала МФО — их компетентности и глубине понимания их деятельности, слабом контроле, низком уровне топ-менеджемента. Все вышеназванные проблемы не позволили многим МФО своевременно изменить свою политику в новых условиях, с которыми столкнулся весь мир. А это в свою очередь привело к потерям в связи со списанием займов, что показано на рис. 7.
С целью дальнейшего развития микрофинансового сектора Республики Таджикистан, по нашему мнению, необходимо принять следующие меры, которые должны способствовать развитию сектора:
предоставление со стороны государства финансовой и технической поддержки МФО (особенно в горных местностях);
упрощение требований по отчетности МФО;
поддержка организаций, которые осуществляют тренинго-консалтинговую деятельность для МФО;
создание специализации «Микрофинансирование» по специальности «Банковское дело» в специализированных ВУЗах республики и организация обучения по ней;
выделение квот со стороны государства предпринимателям, обеспечиваемым в секторе микрофинансирования, при государственных закупках;
развитие инфраструктуры для продажи продуктов предпринимателей, пользующихся услугами МФО;
публикация в СМИ материалов, способствующих развитию системы микрофинансирования.
Таким образом, наличие проблем в микрофинансовом секторе республики объясняется внутренними и внешними факторами, а также недостатком практического опыта топ-менеджмента МФО. В то же время, современное состояние микрофинансового сектора Республики Таджикистан можно оценить как динамично развивающееся. |
| |
|
|