Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор

Хикматов У. С.
докторант Таджикского национального университета, (г. Душанбе),
кандидат экономических наук


Формирование и развитие микрофинансового сектора Республики Таджикистан
В статье проведен анализ формирования и становления микрофинансовой деятельности в Республике Таджикистан. Определены структура и объем микрофинансового сектора, дана оценка его состояния. Сформулирован комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие микрофинансового сектора
Ключевые слова: микрофинансирование, финансовая среда, микрофинансовая организация, микрокредитная депозитная организация, микрозаемная организация, микрозаемный фонд

Поиск путей выхода экономики Республики Таджикистан из затянувшего кризиса и ее перевод на устойчивый экономический рост заставляет все глубже осознавать важную роль малого предпринимательства в этом процессе. В свою очередь, весьма медленные темпы развития малого предпринимательства усложняют и делают данный процесс длительным.
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 15 апреля 2009 г., с целью обеспечения развития малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов производства отечественной продукции, повышения экспортного потенциала страны и увеличения на этой основе количества новых рабочих мест, указано: «Коммерческим банкам и небанковским кредитным организациям рекомендуется пересматривать проценты по предоставляемым кредитам в зависимости от уровня инфляции и более активно направлять имеющиеся средства на поддержку реального сектора экономики, особенно производственного предпринимательства» [1].
Одной из основных причин медленного развития малого предпринимательства является проблема финансирования и кредитования. Традиционные источники финансирования, под которыми в данной статье имеются в виду банковские услуги, во многих случаях недоступны субъектам малого предпринимательства. Ситуацию также усугубляют жесткие требования банков по залоговому обеспечению, негибкая кредитная политика, а также коррупция, которая, в конечном счете, приводит к потере времени и удорожанию стоимости кредита. Настоящим решением проблемы для малого предпринимательства в вопросах финансирования и кредитования стали нетрадиционные источники, одним из которых является микрофинансирование.
Признанием микрофинансирования со стороны мирового сообщества, как очень важного и эффективного инструмента в решении социально-экономических проблем общества, стало объявление 2005 года — международным годом микрофинансирования.
Современную историю микрофинасирования связывают с именем Нобелевского лауреата М. Юнуса. Именно он в 1976 году в Бангладеш, основал банк «Грамин», который занимался выдачей микрокредитов. «Грамин» банк стал кредитовать самые бедные слои населения, которые фактически не могли кредитоваться ни в одном банке. Тем самым банк занял ту нишу, которую до него не решался занять никто. Технология банка предусматривала «двойную направленность»: в первую очередь финансирование решения социальных задач, а также обеспечение доходности банка. Оба этих направления удачно сочетались в микрофинансировании, что породило множество последователей в различных (в основном в бедных и развивающихся) странах. Так, например, в Нигерии в 2008 г. было зарегистрировано более 750 мелких региональных банков, предоставляющих микрокредиты [2].
Необходимо отметить, что очень часто в отечественной зарубежной литературе микрофинансирование отожествляют с микрокредитованием или выдачей займов. В материалах международной конференции «Микрофинансирование в России», в частности отмечено, что «микрофинансирование — это «короткие деньги», выдаваемые под высокий процент на старт и ли пополнение оборотных средств» [3]. Так же дается другое определение — «микрофинансирование можно определить как легитимное финансирование в небольших объемах микро- и малых предпринимателей, как стартующих, так и испытывающих затруднения при доступе к традиционному банковскому финансированию уже на стадии роста, направленное на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства» [4].
На наш взгляд, выдача микрокредитов или займов это один из элементов микрофинансирования. Мы считаем, что определение, предложенное Азиатским банком развития и использованное в своих отчетах Программой развития ООН более ясно характеризует данное понятие: «Микрофинансирование представляет собой предоставление широкого спектра услуг, таких как займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование и др., для домохозяйств и микропредприятий с невысоким уровнем дохода».
Программы микрофинансирования в Республике Таджикистан начали реализовываться в 1998–2000 гг. рядом международных организаций: Care International, Mercy Corps, ACTED, Фондом Ага-Хана, Германской АгроАкцией, Counterpart Consortium, Программой развития ООН и местными неправительственными организациями — Национальной Ассоциацией Деловых Женщин Таджикистана (НАДЖТ), ОО «Ситораи Наджот», НПО «Мехрангез», НПО «Оила».
Основными результатами работы проектов, реализуемых данными организациями, стало реальное расширение доступа к финансовым ресурсам людей с низким уровнем дохода для ведения микробизнеса, участия в торговле, производственной деятельности, а также предоставления услуг небольшого масштаба.
Крайне важными стали усилия Таджикистана по содействию устойчивому социально-экономическому развитию и сокращению бедности через формирование политики микрокредитования. Это позволило в современных условиях использовать потенциал микрокредитования в интересах реализации новой экономической политики, развития малого бизнеса. Такая политика позволяет существенно снизить экономические риски, преодолеть такие негативные явления как коррупция и не целевое использование средств.
В условиях быстро развивающегося экономического кризиса и с учетом новых вызовов и угроз, необходимо пересмотреть имеющиеся в наличии кредитные инструменты, особенно существующие в системе микрофинансирования. Исходя из потенциальных возможностей институтов микрофинасирования, на территории Таджикистана получает развитие отдельная программа использования международного ресурса.
Создаваемая в процессе глобализации финансовая среда определяет возможности использования эффективных форм микрофинасирования. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденной постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 года № 704 среди основных направлений действий в области совершенствования денежно-кредитной политики и финансового сектора указывается на развитие микрофинансовых институтов [5].
Отправной точкой для формирования законодательной и нормативно-правовой базы деятельности микрофинансовых организаций и развития микрофинансового сектора Республики Таджикистан стал разработанный Международной финансовой корпорацией на основе Меморандума о взаимопонимании между Национальным банком Таджикистана и USAID и, принятый 17 мая 2004 (№ 38) Закон Республики Таджикистан «О микрофинансовых организациях».
Принятые законодательные меры позволили отрегулировать правовые и организационные основы микрофинансовой деятельности и превратить микрофинансвый сектор Республики Таджикистан в существенную часть национальной финансовой системы, которая способна представить финансовые ресурсы наиболее уязвимым слоям населения и стимулировать развитие предпринимательства и мелкого бизнеса.
В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О микрофинансовых организациях» (МФО), последние имеют право осуществлять свою деятельность в следующих формах [6]:
микрокредитная депозитная организация — коммерческая микрофинансовая организация, осуществляющая деятельность по привлечению депозитов, предоставлению микрокредитов и иную деятельность, предусмотренную настоящим Законом и осуществляемую на основании лицензии Национального банка Таджикистана;
микрозаемная организация — коммерческая микрофинансовая организация, осуществляющая деятельность на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком Таджикистана и предоставляющая микрозаймы и иные услуги;
микрозаемный фонд — некоммерческая микрофинансовая организация, осуществляющая свою деятельность на основании свидетельства, выдаваемого Национальным банком Таджикистана и предоставляющая микрозаймы и иные услуги.
Необходимо отметить, что в течении 5-лет с момента принятия Закона о микрофинансовых организациях в Республике Таджикистан наблюдается высокий рост количества МФО. По данным Национального Банка Таджикистана на 30 апреля 2009 г. на территории республики действовало 106 МФО, которые разделились следующим образом (см. табл. 1) [7].
Таблица 1

Следует отметить, что в Республике Таджикистан официально была зарегистрирована в январе 2004 г. «Ассоциация Микрофинансовых Организаций Таджикистана», которая является одной из первых организаций подобного рода в Центрально-Азиатском регионе.
Ассоциация Микрофинансовых Организаций Таджикистана (АМФОТ) является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, а также иные организации заинтересованные в развитии микрофинансирования в Республике Таджикистан.
Целью АМФОТ является содействие в становлении и развитии микрофинансового рынка страны, как важнейшей составляющей финансовой системы государства, позволяющей оказывать доступные микрокредитные услуги населению Республики Таджикистан. К задачам, которые призвана решать АМФОТ относятся следующие [8].
разъяснение значения микрофинансирования для общества, как возможности доступа беднейших слоев населения к кредитным и финансовым ресурсам, способствующим повышению уровня их жизни;
защита прав и интересов членов Ассоциации путем выработки единых стратегических и тактических подходов и координации действий микрофинансовых организаций;
организация конструктивного сотрудничества с органами государственного управления, донорскими организациями и другими субъектами микрофинансового рынка;
участие в формировании благоприятной законодательной и нормативно-правовой среды для развития мирофинансового рынка;
разработка и внедрение современных образовательных программ, системы консультационных услуг и информационных технологий для повышения уровня знаний участников микрофинансового рынка, подготовки и переподготовки кадров в области микрофинансирования;
внедрение инновационных методологий микрокредитования для увеличения доступа к микрокредитным ресурсам;
содействие в привлечении финансовых ресурсов для развития микрофинансовой деятельности в стране.
На сегодняшний день членами АМФОТ являются 66 организаций, из которых: МФО — 58; банков — 2 и 6 других организаций.
Количество активных клиентов членов АМФОТ по Таджикистану на 01 января 2009 г. составляло 93.965 клиентов, которые распределены по следующим МФО (рис. 1.) [9].
Согласно имеющимся данным на 01 января 2009 года, активный портфель АМФОТ достиг 71.904.052 долл. США, который распределен следующим образом (рис. 2) [10].
Рис. 1. Распределение общего количества активных клиентов
Рис. 2. Распределение активного портфеля

Анализ рис.1 и рис.2. свидетельствует о том, что на микрофинансовом рынке Республики Таджикистан выделяются явные фавориты, которые аккумулируют более 78% всех активных клиентов и более 82% всего активного портфеля. Речь идет о пяти крупных МФО. На долю остальных, то есть на 101 МФО приходиться менее 22% активных клиентов и менее 18% кредитного портфеля, что, безусловно, говорит об их слабости и явно выраженной дифференциации между крупными, средними и мелкими МФО.
Рис.3. Распределение активного портфеля по размеру займов
Рис.4. Распределение всех выданных займов между МФО
Рис.5. Распределение представленных займов по секторам

Из общего активного портфеля членов АМФОТ на займы до 500 долл. США было выдано 13,7%, на займы от 501 до 1000 долл. США — 23,1%, на займы от 1001 до 5000 долл. США — 38,2% и на займы более 5001 долл. США — 25% (рис. 3) [11].
С начала 2008 г. по 31 декабря 2008 г. МФО выдали займов на общую сумму 125,1 млн. долл. США, что превышает в 1,7 раза активный портфель членов АМФОТ.
Общее количество займов выданных в четвертом квартале 2008 г. составило 88.052 займов, в то время как их общая сумма достигла 72,6 млн. долл. США (рис. 4) [12].
Распределение займов по секторам экономики показано на рис. 5 [13]. Анализ рис.5 также свидетельствует о том, что общая сумма займов, которые были выданы по секторам экономики, существенно отличаются друг от друга. Так, на долю сельского хозяйства и торговли приходится 90,5% всех выданных займов, а на производство всего лишь 6,4%. Высокая концентрация займов в сельскохозяйственном секторе объясняется аграрной направленностью республики, хотя с другой стороны по уровню рисков именно займы на обеспечение сельского хозяйства являются рисковым. Низкие показатели в секторах производства и услуг по объему финансирования объясняются неразвитостью этих секторов в сельской местности (большинство клиентов МФО проживают в сельской местности).
Необходимо отметить, что выданные займы по срокам в среднем были в основном краткосрочные. В период с 01.01.2008 по 31.12.2008 г.г. средний срок займов выданных МФО в Республике Таджикистан равен 9 месяцам.
Одним из основных индикаторов определения качества деятельности МФО является качество выданных им займов. К сожалению, часть МФО в погоне за клиентами забывали про качество работы. Ситуацию также усугубляет слабый менеджмент во многих МФО. Очень часто топ-менеджмент многих МФО формировался из сотрудников неправительственных, гуманитарных организаций, у которых отсутствовал опыт работы в данной сфере.
Общий портфель в риске (PAR) на конец 2008 г. составил 1,4% общего активного портфеля членов АМФОТ (портфель в риске до 30 дней составил 0,6%; от 31 до 60 дней — 0,2%; от 61 до 90 дней — 0,2%; более 91 дня — 0,4%). Общая сумма списанных займов составляет 0,1% или 77.661 долл. США. В течение 6 месяцев, ситуация по качеству кредитного портфеля существенно ухудшилась. Так, в конце 2-го квартала 2009 г. PAR составил 16,8% от общего активного портфеля членов АМФОТ (портфель в риске до 30 дней составил 5,5%; от 31 до 60 дней — 1,3%; от 61 до 90 дней -2,5%; более 91 дня — 7,5%) (рис. 6) [14]. Общая сумма списанных займов составляет 0,2% или 438.786 долл. США, что почти в 6 раз больше чем за весь 2008 год (рис.7) [15].
Рис. 6. Кредитный портфель в риске
Рис. 7. Сумма списанных кредитов (в $ США)

За первые 6 месяцев 2009 г. качество кредитного портфеля МФО ухудшилось более чем в 10 раз. Большинство руководителей МФО объясняют данную ситуацию влиянием мирового финансового-экономического кризиса и сокращением поступления денежных переводов. Отчасти данный факт объясняет ситуацию с ухудшением качества кредитного портфеля, но это лишь верхушка айсберга, его огромная подводная часть заключается в качестве персонала МФО — их компетентности и глубине понимания их деятельности, слабом контроле, низком уровне топ-менеджемента. Все вышеназванные проблемы не позволили многим МФО своевременно изменить свою политику в новых условиях, с которыми столкнулся весь мир. А это в свою очередь привело к потерям в связи со списанием займов, что показано на рис. 7.
С целью дальнейшего развития микрофинансового сектора Республики Таджикистан, по нашему мнению, необходимо принять следующие меры, которые должны способствовать развитию сектора:
предоставление со стороны государства финансовой и технической поддержки МФО (особенно в горных местностях);
упрощение требований по отчетности МФО;
поддержка организаций, которые осуществляют тренинго-консалтинговую деятельность для МФО;
создание специализации «Микрофинансирование» по специальности «Банковское дело» в специализированных ВУЗах республики и организация обучения по ней;
выделение квот со стороны государства предпринимателям, обеспечиваемым в секторе микрофинансирования, при государственных закупках;
развитие инфраструктуры для продажи продуктов предпринимателей, пользующихся услугами МФО;
публикация в СМИ материалов, способствующих развитию системы микрофинансирования.
Таким образом, наличие проблем в микрофинансовом секторе республики объясняется внутренними и внешними факторами, а также недостатком практического опыта топ-менеджмента МФО. В то же время, современное состояние микрофинансового сектора Республики Таджикистан можно оценить как динамично развивающееся.


Литература
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан (15 апреля 2009 года). — Душанбе, 2009. — С. 54
2. Nigeria: Selected Issues //IMF Country Report No. 08/65, February 2008. http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.cfm?sk=21726.0
3. Микрофинансирование в России: Матер. междунар. конф. — М., 1997.
4. Анализ развития микрофинансирования в России. Ч.I. Оценка спроса: Аналитические материалы. — М., 2003.
5. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. — Душанбе, 2007. — С. 67.
6. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. № 5. — Душанбе, 2004. — С.35-36.
7. Официальный сайт Национального Банка Таджикистана // www.nbt.tj
8. Официальный сайт Ассоциации Микрофинансовых организаций Таджикистана // www.amfot.tj
9. Анализ статистический данных членов АМФОТ. Отчетный период 01 января по 31 декабря 2008 г. / АМФОТ. — Душанбе, 2009. — С. 2.
10. Там же. — С.3.
11. Вестник АМФОТ. 2009. — № 1. — С. 3.
12. Анализ статистических данных членов АМФОТ. Отчетный период 01 января по 31 декабря 2008 г. / АМФОТ. — Душанбе, 2009. — С.4.
13. Результаты проведенного опроса МФО.
14. Анализ статистических данных членов АМФОТ. Отчетный период 01 января по 31 декабря 2008 г. / АМФОТ. — Душанбе, 2009. — С.7. и «Анализ статистический данных членов АМФОТ. Отчетный период 01 января по 30 июня 2009 г.». АМФОТ. Душанбе, 2009. — С.8.
15. Там же.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия