Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Яковлев Ю. В.
генеральный директор ОАО «НК Нефтеспецтранстехнология» (Москва),
кандидат экономических наук


Актуальные проблемы управления сложными инвестиционно-строительными проектами
В статье раскрыта сущность и содержание сложного инвестиционно-строительного проекта, проанализированы особенности организации управления такими проектами
Ключевые слова: сложный инвестиционно-строительный проект, управление проектами

Начало XXI века характеризуются энергичным развитием всех видов строительства в большинстве развитых и многих развивающихся странах мира, что позволяет реализовывать масштабные инвестиционно-строительные проекты в сферах общественного, коммерческого и жилищного строительства, а также в области развития инфраструктуры — транспортной, энергетической, коммунальной. Проекты этого рода характеризуются рядом общих черт, таких как:
● масштабное освоение новых и проблемных территорий;
● инновационный характер проектов, применение наиболее совершенных технологий;
● большие объемы и разнообразие источников инвестиций, сложные схемы финансирования;
● высокая социальная значимость создающихся объектов;
● высокий общественный и политический резонанс, вызываемый этими проектами.
Перечисленные общие черты характерны для очень крупных инвестиционно-строительных проектов, которые специалисты относят к мегапроектам.
Мегапроектами в строительстве называют крупные проекты повышенной сложности или программы, которые включают несколько меньших по объему взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Мегапроекты часто бывают международными и межотраслевыми. Они обладают рядом особенностей:
● высокой стоимостью (порядка $1 млрд и более);
● большой трудоемкостью — 1,5–2 млн человеко-часов на проектирование, 15 и более млн. человеко-часов на строительство;
● длительностью реализации: до 5 и более лет;
● сильным влиянием на социальную и экономическую среду города, региона, где реализуется проект, а иногда и страны в целом [7].
Мегапроекты в силу своего масштаба и инновационного характера оказывают существенное влияние на внешнюю среду, изменяя и формируя ее, а потому затрагивают множество разнообразных интересов.
Рис. 1. Дальнее окружение крупного инвестиционно-строительного проекта
Внешнее окружение сложного инвестиционно-строительного проекта — это комплекс факторов, постоянно воздействующих на проект. Окружение проекта принято делить на два «круга»: ближнее окружение — родительскую организацию, в составе которой реализуется проект, либо пул инвесторов, которые финансируют проект, и дальнее окружение — внешнюю среду, представляющую собой окружение самой организации, осуществляющей проект [2, 7].
Ближнее окружение проекта определяет его устойчивость с точки зрения неизменности целей проекта и эффективности способов их достижения, то есть может рассматриваться как в целом «дружественное» окружение, которое, если и несет риски, то связанные с изменением целей заказчика, лимитами финансирования и управленческим ошибками. Дальнее окружение — это окружение практически не связанное с проектом, но подвергаемое воздействию со стороны проекта, которое приводит к изменениям внешней среды. Такое воздействие, как правило, встречает сопротивление внешней среды, и чем сложнее и масштабнее проект, тем больше это сопротивление. В целом для сложных инвестиционно-строительных проектов их внешнее окружение можно рассматривать как «недружественную» среду, несущую большое количество рисков, управление которыми затруднено или невозможно.
Рассмотрим факторы дальнего окружения, которые могут оказывать решающее или весьма ощутимое воздействие на сложный инвестиционно-строительный проект. К таким факторам относятся:
Политические факторы:
уровень политической стабильности в государстве и регионе в период реализации проекта; наличие поддержки проекта правительством и региональными властями.
Экономические факторы:
стабильность экономической системы государства и региона; уровень инфляции и устойчивость валюты; налоговая политика; развитость рыночной инфраструктуры; наличие и стабильность источников инвестиций; гарантии и льготы.
Общественные факторы:
средства массовой информации; общественные организации; местное население.
Природные и экологические факторы:
● природные условия в месте реализации проекта; влияние проекта на экологию.
Правовые факторы:
● эффективность правовой системы в государстве и регионе; правовое обеспечение проекта.
Технические факторы:
● наличие научно-технической базы для реализации проекта; наличие квалифицированных исполнителей проекта.
Факторы дальнего окружения сложного инвестиционно-строительного проекта показаны на рис. 1.
Для обеспечения устойчивости инвестиционно-строительного проекта по отношению к воздействию дальнего окружения (внешней среды) из всех перечисленных категорий выделяют те факторы, которые могут оказать наибольшее влияние на ход реализации проекта, и учитывают их при планировании проекта. Для этой цели используется так называемый STEP анализ [4], название которого происходит от первых букв английских слов, входящих в названия категорий факторов: Sociological — социальные факторы; Technological — технологические факторы; Economical — экономические факторы; Political — политические факторы.
Несмотря на то, что в данном названии политические факторы находятся на последнем месте, для сложного инвестиционно-строительного проекта они являются основополагающими и должны учитываться на всех стадиях реализации проекта. Без политической поддержки на местном, региональном, государственном и межгосударственном уровнях, успешная реализация крупного инвестиционно-строительного проекта не представляется возможной.
Примером того, как трудно приживается новое и масштабное, является история сооружения Эйфелевой башни — ныне символа Парижа. Сегодня трудно поверить в то, что когда-то это сооружение вызывало гневные протесты со стороны большей части парижан. Все два с лишним года, во время которых велось сооружение башни, в прессе и обществе не стихала волна критики. Известно, что триста писателей и художников подписали протест в адрес мэра Парижа, характеризуя конструкцию как бесполезную и чудовищную, наносящую ущерб сложившейся городской среде. В акциях протеста участвовали такие известные деятели искусства как Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан, композитор Шарль Гуно и другие. В то же время после завершения строительства Эйфелева башня стала пользоваться большой популярностью. Уже через год после ввода ее в эксплуатацию удалось возместить три четверти затрат на строительство.
Сложные инновационные объекты, носящие градообразующий характер, способствуют повышению инвестиционной привлекательности района или города, в котором они возводятся. В качестве классических примеров последних десятилетий можно привести развитие районов старых доков в Лондоне и Манчестере (Великобритания). Организация этих проектов осуществлялась с участием государственных и муниципальных властей, которые играли особенно большую роль на начальном этапе, выполняя функцию девелоперов, привлекая государственные инвестиции, вкладывая собственные средства и пользуясь заемными средствами, а также обеспечивая информационную и рекламную поддержку. По мере развития проектов основное бремя финансирования ложится на частных девелоперов, осваивающих ставшие инвестиционно-привлекательными территории.
Сложные инновационные инвестиционно-строительные проекты требуют создания всеобъемлющей и эффективной системы управления. Под управлением инвестиционно-строительным проектом традиционно понимается организационно-управленческая деятельность, направленная на обеспечение эффективности инвестиций в объект строительства и достижение полного соответствия объекта его целевому назначению, требованиям инвестора (заказчика) к стоимости, срокам и качеству исполнения, требованиям законодательства Российской Федерации и местного законодательства, а также максимально высоким стандартам качества [3, 7]. Обеспечение соответствия максимально высоким стандартам качества является главной целью управленческой деятельности по любому строительному проекту.
Важность обеспечения качественного управления инвестиционно-строительными проектами может быть подтверждена результатами опроса, проведенного в Европе в 2003 году. По результатам опроса представителей 450 организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в строительстве в шести странах Европы, было установлено, что только у 55% из них присутствует документированная система управления проектами. Из 450 опрошенных только 18% заявили, что большинство проектов, в которых им когда-либо доводилось работать, были завершены в срок и в рамках отведенных для них бюджетов. Более того, 80% респондентов заявили, что 10% проектов были полностью и окончательно закрыты. В числе наиболее часто упоминаемых причин неудачного завершения проектов назывались изначально плохо сформулированные и меняющиеся в ходе строительства требования к объекту, некачественная проектная документация и неспособность сторон достигать компромисса [4].
К наиболее актуальным проблемам управления следует отнести формирование эффективной управленческой структуры проекта и организацию взаимодействия между участниками проекта путем обеспечения эффективного управления договорными отношениями.
Основу системы управления инвестиционно-строительными проектами в России составляют заказчики (заказчики-застройщики) — уполномоченные инвестором физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов (п. 3 ст.4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39–ФЗ (с изменениями от 02.01.2000 г. № 22–ФЗ). Заказчики могут вести капитальное строительство на собственные средства, в этом случае они выступают в качестве заказчиков-инвесторов. Заказчики, не являющиеся инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации [6].
Вид деятельности заказчика-застройщика в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 г. № 454 и приложением №1 к инструкции Госкомстата России от 24.12.2002 г. № 224, квалифицируется как деятельность, связанная с консультационными услугами в области строительства — код по ОКВЭД 74.14.
В связи с вышеуказанным представляется очевидным, что в центре структуры управления сложным инвестиционно-строительным проектом, реализуемым в Российской Федерации, как правило, находится заказчик-застройщик, вокруг которого и формируется управленческая команда проекта. Содержание и объем услуг по выполнению функций заказчика-застройщика могут включать: поиск источников финансирования и управление финансами в ходе выполнения проекта, заключение договоров от имени заказчика с подрядчиками, поставщиками и консультантами, управление недвижимостью и эксплуатацию объектов заказчика, а также другие функции, выполнение которых влечет за собой ответственность консультанта за стоимость, сроки и качество выполнения проекта.
В международной практике аналогом заказчика-застройщика является генеральный консультант, который, в свою очередь, назначает субконсультантов по управлению различными аспектами инвестиционно-строительного проекта.
Одна из наиболее авторитетных международных профессиональных организаций ФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) делит услуги, оказываемые в рамках инвестиционно-строительного проекта, на две группы:
1) управленческие услуги, в содержание которых входит управление ключевыми характеристиками проекта, такими как стоимостные показатели проекта, сроки и качество работ;
2)услуги, ограниченные узкоспециализированными областями, оказание которых не призвано воздействовать напрямую на ключевые характеристики проекта [4].
К услугам первой группы принято относить следующие:
выполнение функций генерального консультанта (заказчика-застройщика);
управление инвестиционно-строительным проектом;
управление строительной частью проекта;
услуги инженера (инженерной организации) [10].
В зарубежной практике строительства к услугам первой группы также относится проектирование объекта строительства, что не соответствует российскому законодательству, т.к. в соответствии с параграфом 4 Статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, проектирование относится к подрядным работам [1].
К услугам второй группы относятся услуги, оказываемые в специальных областях, например юридические, риэлтерские, оценочные, инжиниринговые, переводческие и другие подобные услуги. В данной статье мы ограничимся рассмотрением консультационных управленческих услуг первой группы.
Услуги по выполнению функций заказчика-застройщика.
Под заказчиком-застройщиком понимается организация (или подразделение внутри структуры самого заказчика), которой делегируется часть функций заказчика строительства, связанная с непосредственным управлением инвестиционно-строительным проектом в части проектирования и строительства. Заказчику-застройщику, как правило, делегируются полномочия распоряжения денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений и всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства. Он несет ответственность (в части делегируемых ему полномочий) за ввод объекта в действие в установленные сроки, в пределах установленного финансирования и соблюдение требований к качеству. Привлечение консультанта для выполнения функций заказчика-застройщика может быть обосновано в следующих случаях:
работы по проекту характеризуются повышенной сложностью и (или) объект является уникальным;
объект сооружается в регионе, отдаленном от расположения инвестора (заказчика);
необходимость привлечения консультанта для выполнения функций заказчика-застройщика диктуется условиями инвестора.
Услуги профессионального управляющего проектом.
Профессиональный управляющий проектом — это консультант, привлекаемый заказчиком (заказчиком-застройщиком) для организации выполнения инвестиционно-строительного проекта и управления деятельностью всеми участниками проекта. Управляющий проектом, как правило, назначается на самой ранней стадии проекта и привлекается к работе по обоснованию инвестиций в проект, подбору других консультантов и управлению их деятельностью, организации закупок работ и услуг, а также к управлению процессами проектирования и строительства объекта. В отличие от заказчика-застройщика, управляющий проектом не распоряжается денежными средствами и прочими ресурсами по проекту. Управление проектами характеризуется, прежде всего, как работа с временными коллективами, формируемыми для реализации инвестиционно-строительного проекта. Консультантом по управлению проектами может быть как компания-консультант, так и физическое лицо. В США, например, при выполнении инвестиционно-строительных проектов широко применяется практика назначения в качестве управляющего проектом представителя компании, выполняющей проектирование объекта. При этом с компанией-проектировщиком подписывается отдельный контракт на оказание услуг по управлению проектом, а лицо, назначаемое в качестве управляющего, должно иметь все необходимые лицензии и соответствовать требованиям (как правило, довольно жестким) заказчика. С целью обеспечения соответствия требованиям заказчика к управлению проектами, компании-проектировщики практикуют использование наемных специалистов для выполнения обязанностей управляющего под конкретный проект. Указанная практика требует наличия развитого рынка профессиональных услуг специалистов по управлению проектами.
Услуги по управлению строительством.
Управляющий строительством — это консультант, назначаемый для управления инвестиционно-строительным проектом в части организации и проведения строительных работ. Назначение управляющего строительством считается целесообразным при следующих условиях:
строительные работы отличаются повышенной сложностью;
к выполнению строительных работ привлекаются несколько или много подрядчиков (например, по методу пакетных контрактов);
заказчик не имеет опыта управления строительством объектов.
Преимуществом назначения управляющего строительством также считается тот факт, что такой управляющий назначается, как правило, до начала или в ходе проведения проектных работ, и привлекается к процессу проектирования в качестве консультанта по строительству. Привлечение управляющего строительством к участию в процессе проектирования способствует повышению качества рабочего проекта и сокращению вероятности задержек и (или) дополнительных затрат, связанных с недоработками в проектной документации.
Услуги инженера-консультанта (инженерной организации).
Инженер-консультант — это лицо (юридическое или физическое), нанимаемое заказчиком (заказчиком-застройщиком) для организации проектирования объекта строительства, обеспечения всех видов закупок по проекту и контроля над выполнением строительных работ. Отличие функций инженера-консультанта от функций управляющего проектом или строительством заключается в следующем:
инженер-консультант, как правило, отвечает за проектирование объекта строительства (либо выполняет проектирование своими силами, либо нанимает проектную организацию);
инженер-консультант самостоятельно осуществляет технический (а часто и авторский) надзор за строительством;
инженеру может быть вменено выполнение функций посредника при разрешении на доарбитражном уровне споров между заказчиком и подрядчиком строительства [8].
Практика привлечения инженеров-консультантов имеет широкое распространение в европейских странах, а также в США. Назначение инженера-консультанта является обязательным условием финансирования объектов капитального строительства за счет кредитов международных банков и финансовых агентств (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский Союз) а также получения правительственных грантов европейских государств. На международном рынке строительства работают большое количество компаний, специализирующихся на предоставлении услуг инженера-консультанта. В Гражданском кодексе Российской Федерации также учтен международный опыт регулирования взаимоотношений участников инвестиционно-строительных процессов и Статьей 749 предусмотрена возможность назначения инженера (инженерной организации) [2].
Рис 2. Организация управления крупным инвестиционно-строительным проектом
Пример организации управления сложным инвестиционно-строительным проектом по правилам ФИДИК, представлен на рис 2.
Российский рынок консультационных услуг первой группы в настоящее время находится в стадии становления, поэтому для реализации крупных инвестиционно-строительных проектов пока приходится обращаться к услугам зарубежных консультантов. Так, в реализации проекта строительства офисно-делового центра «Охта» в Санкт-Петербурге участвует зарубежная управляющая компания и иностранный инженер-консультант, победившие в конкурсе на право оказания управленческих услуг российскому заказчику-застройщику.
Как показано выше в настоящей статье, к сложному инвестиционному проекту привлекается большое количество участников, и эти участники формируют достаточно сложную структуру договорных отношений. Договорные отношения в строительном проекте можно рассматривать как системообразующий фактор, позволяющий участникам проекта регламентировать и осуществлять согласованную с внешним окружением деятельность по достижению конечного результата проекта [5]. Системообразующий характер договора в строительном проекте определяется следующими факторами:
договор является документом, в котором содержится вся информация о проекте, начиная от требований заказчика к объекту строительства и заканчивая договорной ценой и условиями выполнения проекта сторонами, в том числе распределением рисков;
договор служит средством согласования интересов контрагентов и является единственным документом, в котором описываются обязательства сторон друг перед другом и их права;
договор является средством принуждения выполнения контрагентами своих обязательств по строительному проекту.
Управление договорными отношениями является составной частью управления строительным проектом и включает следующие элементы:
определение метода реализации строительного проекта, состава его участников и принятие решения относительно типов и особенностей применяемых договоров;
распределение рисков между сторонами каждого договора;
составление условий договоров, проведение переговоров с контрагентами и согласование условий;
контроль над соблюдением контрагентами своих обязательств по договорам в рамках оперативного управления подрядом;
управление изменениями в ходе выполнения строительного проекта;
защита своих интересов с использованием механизмов, предусмотренных договорами, в том числе путем выставления требований, исков и обращения в арбитраж.
Управление договорными отношениями не должно рассматриваться в отрыве от управления предметной областью проекта, то есть управления подрядом как таковым. Однако большинство исследователей полагает, что контрактные отношения не ограничиваются только физическим созданием объекта, а должны рассматриваться в более широком аспекте, включая следующие области:
администрирование контрактов, обеспечивающее своевременное и правильное выполнение сторонами договорных условий и процедур;
выполнение правил документооборота по проекту;
контроль затрат и принятие мер, предусмотренных договором для соблюдения бюджета проекта;
контроль отклонений и дополнительных работ;
координация деятельности участников проекта, работающих по различным договорам;
урегулирования споров между участниками проекта.
Следует также отметить, что управление договорными отношениями является прерогативой управленцев. Нам кажется, что большую ошибку делают руководители, которые сводят все аспекты управления договорами к работе юристов и юридических отделов. В соответствии с рекомендациями ФИДИК, основную роль в составлении строительных договоров, а также управлении ими в ходе реализации строительных проектов играют управленцы, а юристы выступают в роли экспертов, то есть лиц, оказывающие услуги второго уровня, не связанные с управлением [9].
В заключение хочется подчеркнуть, что опережающее развитие строительной отрасли и увеличение масштабов инвестиций в строительство, наблюдающееся сейчас в Российской Федерации, стимулирует реализацию все новых мегапроектов. В связи с этим практические и теоретические вопросы управления крупными инвестиционно-строительными проектами требуют серьезного внимания профессионального и научного сообщества России.


Литература
1. Герасимов Е.П. За работу, товарищи! // Санкт-Петербургский строительный еженедельник. — 2008. — №9 (300).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации». — М.: Изд-во «Филинъ», 1998.
3. Заренков В.А. Управление проектами. — СПб.: Изд-во АСВ, 2006.
4. Клиффорд Грей Управление проектами: Практ. Руководство / Пер. с англ. — М.: Изд-во ДиС, 2003.
5. Лысаков А.В. Новиков Д.А. Договорные отношения в управлении проектами — М.: ИПУ РАН, 2004.
6. Методическое пособие по организации деятельности государственного заказчика на строительство и заказчика-застройщика» МДС 11–15, Госстрой РФ. — М., 2001.
7. Немчин А.М., Никешин С.Н., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: Учебник для вузов. — СПб.: Два-Три, 1996.
8. Руководство по применению Типового договора между заказчиком и консультантом на оказание услуг. 2-е изд. ФИДИК. — Лозанна, 1998.
9. Смирнов Е.Б. Чурбанов А.Е. Типовые формы международных и национальных строительных контрактов и вопросы их адаптации к условиям России // Конкурсные торги. — 2002. — №5–6.
10. Чурбанов А.Е., Яковлев Ю.В. Классификация управленческих консультационных услуг в международном строительстве // Общество. Личность. Культура (социально-гуманитарные исследования): Сб. науч. тр. — Белгород–СПб., 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия