| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Образцов М. В. начальник Управления платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье дается анализ тенденций развития безналичных расчетов физических лиц в Санкт-Петербурге. Сформулированы выводы о необходимости изменения подходов к развитию инновационных платежных технологий, используемых физическими лицами при осуществлении безналичных расчетов. Рассмотрены возможности дальнейшего роста доли безналичных расчетов в сфере микроплатежей при применении в российской практике новых инструментов, в том числе на основе анализа прецедентов, имеющихся в мировой практике | Ключевые слова: платежная система, безналичный расчет, платежная карта, платежные технологии, инновации | В данной статье мы попытались по-новому взглянуть на ставшие уже привычными цифры и факты, касающиеся тенденций развития розничных расчетов, имея в виду прежде всего платежи физических лиц. Нам хотелось бы поделиться теми наблюдениями и теми выводами, которые можно сделать исходя из анализа официальной статистики и информации из различных неофициальных источников по вопросу использования физическими лицами платежных карт в Санкт-Петербурге, которое представлено на рис. 1 и 2. | | | Рис. 1. Динамика платежных карт, приходящихся на 1 жителя Санкт-Петербурга | | | Рис. 2. Динамика соотношения между количеством эмитированных карт и численностью населения Санкт-Петербурга | На протяжении деcяти лет, пока ведется наблюдение на основе официальной статистики (по форме отчетности 0409250 «Сведения об операциях с использованием платежных карт и инфраструктуре, предназначенной для совершения с использованием и без использования платежных карт операций выдачи (приема) наличных денежных средств и платежей за товары (работы, услуги)»), наблюдается, в общем-то, стабильный и более-менее равномерный рост показателей по всем основным параметрам.
Так, количество эмитированных карт только за последние 4 года увеличилось в Санкт-Петербурге вдвое. А если сравнить, скажем, 2002 год, когда 1 карта приходилась на каждые 5 жителей города, и год 2009, когда уже на каждого жителя приходится в среднем по полторы карты, то изменения будут выглядеть и вовсе, прямо скажем, драматическими. | | | Рис. 3. Динамика темпов прироста количества наличных и безналичных карточных операций | Не менее драматическими выглядят и изменения в количестве и объеме операций, проводимых с использованием карт. За последние 10 лет объемы операций по снятию наличных с карточных счетов увеличились в 18 раз, а операций по безналичной оплате товаров (работ, услуг) с использованием платежных карт — в 24 раза. | | | Рис. 4. Динамика темпов прироста объема наличных и безналичных карточных операций | Но это все цифры, что называется, привычные. Равно как привычными являются и другие, менее утешительные цифры, касающиеся тех вопросов, что объемы операций по снятию наличных денежных средств с карточных счетов по-прежнему на порядок превышают объемы безналичных операций, а последние, в свою очередь, составляют лишь единицы процентов от общего оборота розничной торговли, общественного питания и сферы платных услуг для населения в регионе.
Но на самом деле все эти цифры, регулярно используемые в различных докладах и выступлениях по тематике платежных карт, стали привычными, и создают ложную иллюзию той якобы незначительной роли, которую играют платежные карты в платежном обороте, порождая представление о платежных картах как некоей экзотической игрушке, незаметной в ряду традиционных банковских операций и мало знакомой населению.
Хотя, вспомним самый первый график — при среднем объеме эмиссии в полторы карты на человека сейчас действительно трудно уже встретить в Петербурге человека, у которого в бумажнике не лежит хотя бы одна платежная карта.
Куда большее впечатление производят те же самые цифры, если подать их в несколько ином разрезе, если сопоставить их с иными показателями налично-денежного и платежного оборота, представленного на рис. 6. | | | Рис. 5. Доля операций по оплате товаров (услуг) в общем объеме операций по картам и в общем объеме расходов населения на покупку товаров (услуг) | | | Рис. 6. Доля карточных операций в денежных доходах населения | Не секрет, что в основном внедрение платежных карт в России шло по линии так называемых «зарплатных проектов»; зададимся вопросом — а какова же роль этих самых «зарплатных проектов» в обеспечении населения наличными (и безналичными) денежными средствами?
Мы сопоставили данные об объеме операций по платежным картам — суммарно получение наличных и осуществление безналичных платежей — и сведения об объеме денежных доходов населения, предоставляемые Госкомстатом. Тут следует отметить, что сопоставление получается не вполне корректным, потому что, с одной стороны, не все карты выпущены в рамках зарплатных проектов, и не все денежные средства поступившие на «карточные» счета, используются населением для снятия наличных или осуществления безналичных платежей; а, во-вторых, карточные операции включают в себя те, которые проведены за счет предоставленного кредита, что не входит в состав денежных доходов населения.
Однако следует отметить, что объемы карточных операций за счет предоставленного кредита в настоящее время крайне незначительны, составляя за 2009 год менее 4,5% общего объема операций. Что же касается внесения денежных средств на карточные счета помимо «зарплатных» проектов, то подавляющее большинство таких поступлений связано как раз таки с погашением предоставленных «карточных» кредитов. Так что в целом, хотя реальная картина и отличается несколько от той, которая представлена на графике рис. 7, но незначительно, с погрешностью в единицы процентов, не меняя качественные характеристики и тенденции, наглядно проиллюстрированные графиком на рис. 8. А он свидетельствует, что в настоящее время до 80% всех своих денежных доходов население в Санкт-Петербурге получает именно через платежные карты. | | | Рис. 7. Динамика карточных операций в сравнении с денежными доходами населения | | | Рис. 8. Доля карточных операций в денежных доходах населения | Следует отметить, что эта цифра очень хорошо, с точностью до единиц процентов корреспондирует с данными, получаемыми на основе формы 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте». Данные формы 0409202 за 2008 г. свидетельствуют, что объемы выдачи наличных денежных средств через банкоматы примерно в 4 раза превышают объемы выдачи наличных денег на цели выплаты заработной платы и денежных пособий через кассы предприятий и организаций.
Хочется еще раз подчеркнуть — все эти цифры не являются неожиданными, они вполне ожидаемы, поскольку в иных срезах многократно использовались при подготовке различных статей, докладов и аналитических материалов. И тем не менее они кажутся для многих неожиданными, поскольку получилось так, что экзотикой теперь уже стало не получение работником наличных через платежную карту, а напротив, получение заработной платы не в банкомате, а у кассира в день зарплаты. | | | Рис. 9. Динамика объемов денежных расходов населения и объемов безналичных платежей физических лиц | Можно с полным на то основанием утверждать, что платежные карты и банкоматы уже заменили собой традиционных кассиров на предприятиях и организациях.
Еще одну любопытную картинку мы увидим, если сопоставим объемы суммарных денежных расходов населения с данными о расходах населения на покупку товаров (работ, услуг) и объемами безналичных платежей физических лиц (включая как платежи с банковских счетов, так и переводы без открытия счета), представленные на графике рисунка 9.
Данный график вызывает много вопросов, далеко не на все из которых мы сейчас можем дать ответы. Ясно, что все налоги и иные обязательные платежи уплачиваются населением в безналичном порядке. Однако если сопоставить данные об объеме расходов на уплату налогов и иных обязательных платежей с данными об объемах безналичных платежей физических лиц, то мы увидим, что эти расходы составляют лишь порядка 30 % безналичных платежей; и это при том, что половину уплаченных физическими лицами налогов и иных обязательных платежей составляет подоходный налог, уплачиваемый не самими физическими лицами, а работодателями по месту выплаты заработной платы (цифра взята из отчета об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2008 г.).
Таким образом, мы видим, что более 2/3 безналичных платежей физических лиц осуществляется, во-первых, без применения платежных карт; а, во-вторых, на основании данных официальной отчетности невозможно сделать выводы, каково назначение платежа при осуществлении этих операций. Так или иначе, можно констатировать, что имеется огромный потенциал для уменьшения налично-денежного оборота и увеличения доли безналичных операций не только в области безналичной оплаты товаров (работ, услуг), но и в уменьшении объемов «транзитных» налично-денежных операций.
Что мы имеем в виду?
Дело в том, что если сопоставим объемы безналичных платежей физических лиц с объемами выдачи наличных денежных средств, то увидим, что происходит в значительных объемах, сопоставимых с операциями в торгово-сервисной сети, движение наличных по маршруту: | | | Возможно, именно в этой цепочке произойдет следующий «прорыв» в отношении увеличения доли безналичных операций в общем объеме карточных платежей.
Еще три года назад мы с большим оптимизмом смотрели на увеличение доли безналичных платежей в карточных операциях, связанное с инициированным администрацией города изменением формата розничной торговли в Санкт-Петербурге и развитием сети гипермаркетов (точнее, замещением гипермаркетами сети «ларечной» и рыночной торговли).
Однако потенциал данной тенденции оказался гораздо меньше того, который ожидался нами, и период ускоренного роста количества и объемов безналичных карточных платежей оказался ограничен примерно 1,5–2 годами, как это представлено на графиках рис. 10 и 11. | | | Рис. 10. Темпы роста объемов операций с платежными картами | | | Рис. 11. Темпы роста количества операций с платежными картами | На увеличении темпов роста безналичных операций не сказался и происшедший «бум» потребительского кредитования, пик которого пришелся как раз таки на 2008 г. | | | Рис. 12. Сопоставление денежных доходов и расходов населения | Новый «прорыв» в карточных платежах мог ожидаться именно на фронте потребительского кредитования, объемы которого выросли в 2008 году скачкообразно, превысив уровень в 20% всех денежных доходов населения.
На приведенных графиках рис. 12 рассмотрена разница между денежными доходами и расходами населения, которая, в принципе, может покрываться не только за счет кредитов, но также и за счет иных источников, таких, как продажа активов, уменьшение объемов сбережений и т.д. | | | Рис. 13. Сальдо денежных доходов и расходов населения | Однако следует отметить, что, во-первых, данные об объемах выданных потребительских кредитов с точностью до единиц процентов совпадают с данными о разнице денежных доходов и расходов населения; во-вторых, даже в 4 квартале 2008 года, несмотря на развитие кризисных явлений на финансовом рынке, в отношении банковских вкладов населения наблюдалось не уменьшение, а увеличение объемов средств на счетах по учету вкладов, как это показано на графике рисунка 13. В этом направлении, к сожалению, никакого «прорыва» не состоялось. Более того, в отношении кредитов дела обстоят еще хуже, чем в отношении безналичных операций по оплате товаров (работ, услуг). Доля «карточных» кредитов в общем объеме потребительского кредитования в Санкт-Петербурге не превышает 4,5%. Если верить данным как официальной отчетности, так и неофициальной информации, циркулирующей в сети Интернет, то можно сделать вывод, что прорыв намечается на ином, обладающем значительным инновационным потенциалом направлении — на рынке микроплатежей, связанном с функционированием систем электронных денег, мобильной и электронной коммерцией.
Что касается мобильной коммерции, то в Санкт-Петербурге, как и в России, растет количество банков, оказывающих услуги «мобильного банкинга». Однако у большинства банков услуги ограничены рассылкой SMS-сообщений об операциях по счету и не позволяют дистанционно управлять счетами.
Среди банков, предлагающих более сложные услуги на основе инновационных технологий, можно упомянуть Альфа-банк, ВТБ24, Райффайзенбанк, МБРР, Сбербанк и Ситибанк, которые разработали специальные приложения на языке Java, позволяющие клиенту через мобильный телефон или смартфон совершать конвертацию денег, переводы между своими счетами, оплачивать коммунальные услуги, кредиты и паи управляющей компании.
Одной из кредитных организаций, занимающих активную позицию на этом рынке, является Санкт-Петербургский банк «Таврический». В 2003 году он первым в России совместно с группой компаний «Алкор» подал документы в Банк России на право эмиссии и распространения предоплаченных финансовых продуктов, выпущенных в электронной форме, и создал Интернет-проект PayCash. Начиная с 2005 г. банк «Таврический» под этим же брэндом предлагает услугу «мобильный кошелек» совместно с оператором связи «Билайн».
С помощью данного сервиса клиент может совершить оплату товаров или услуг, находясь в любой точке города или страны, где есть мобильная связь, и имея достаточное для их совершения количество денежных средств на сим-карте мобильного телефона, номер которой используется в качестве идентификатора клиента.
Для совершения платежа, как это показано на схеме рисунка 14, клиенту необходимо предварительно ознакомиться с условиями публичного договора, опубликованного на веб-сайте Банка, и принять условия оферты, после чего сим-карта становится средством доступа к «мобильному кошельку». После выбора клиентом желаемого товара или услуги и подтверждения возможности его оплаты происходит внесение денежных средств на счет предоплаченных карт системы PayCash, как правило в форме возврата части аванса со счета мобильного телефона. Далее банк производит расчеты с поставщиком и выплату вознаграждения оператору за процессинг по видам операций.
Отношения между поставщиком и Банком базируются на договоре, содержащем условия приема платежей физических лиц и последующее осуществление расчетов с поставщиком на основании электронного журнала (реестра платежей), составленного процессинговым центром.
Динамика развития проекта «мобильный кошелек», по данным официальной отчетности по форме 250, представлена на приведенных графиках рис. 15–16.
Говоря о предоплаченных картах платежной системы PayCash, выпущенных в рамках проекта «мобильный кошелек», хотелось бы обратить внимание на принципиальные отличия от всех остальных платежных карт:
1. Карта платежной системы PayCash, выпущенная в рамках проекта «мобильный кошелек», считается эмитированной в момент открытия клиенту электронного кошелька. Но конкретного срока действия она не имеет, так как он равен сроку службы номера мобильного телефона, к которому «привязан» данный электронный кошелек. Соответственно, такой показатель, как количество выпущенных карт, не может корректно отражать динамику развития данной системы. На практике банк не включает в отчетность карты, по которым в течение квартала не было совершено ни одной операции по безналичной оплате товаров (работ, услуг). | | | Рис. 14. Система расчетов в рамках услуги «Мобильный кошелек» | | | Рис. 15. Динамика количества операций по оплате в системе Pay cash | | | Рис. 16. Динамика объемов платежей в системе Pay cash | 2. Если изучать распространение на территории России карт платежной системы PayCash, выпущенных в рамках проекта «мобильный кошелек», то картина также окажется недостоверной, так как в отчетности по территориальной принадлежности все эти карты относятся к региону Санкт-Петербург, являющемуся местом подписания оферты, в то время как реально операции осуществляются по месту использования мобильного телефона для осуществления соответствующей операции.
Вследствие вышеперечисленных отличий возникают вопросы, касающиеся корректного отражения данных о картах платежной системы PayCash, выпущенных в рамках проекта «мобильный кошелек», и в официальной отчетности (форма 0409250),наглядно представленные на графике рис. 17. И если для более реалистичной картины количество выпущенных карт может быть заменено на количество активных клиентов в расчете за квартал, то вопрос о территориальной принадлежности все еще остается открытым. | | | Рис. 17. Сравнение суммы среднего платежа по системе PayCash с суммой среднего платежа по «традиционным» карточным системам | Следует особо подчеркнуть, что PayCash представляет собой банковскую систему безналичной оплаты не просто розничных платежей, но платежей на крайне незначительные суммы, исчисляемые десятками, максимум сотнями рублей. Другие аналогичные конкурентоспособные системы в данное время в Российской Федерации нам неизвестны. Хотя в потенциале таковые существуют.
В этой связи хотелось бы упомянуть новый проект Санкт-Петербургского метрополитена. В последнее время все чаще в СМИ появляется информация о том, что в скором будущем оплата проезда в метрополитене будет производиться соответственно тарифным зонам с помощью специальных предоплаченных карт. Данная идея у Санкт-Петербургского метрополитена возникла еще в 2003 году, когда осуществлялась замена бумажных единых и льготных проездных билетов на единые именные проездные билеты на основе Бесконтактной смарт-карты (БСК). Планировалось, что через два года метрополитен будет вводить зонные тарифы и вводить Бесконтактные смарт-карты (БСК) на основе электронных кошельков.
К сожалению, финансовый кризис внес свои коррективы в инвестиционные программы метрополитена, увеличив сроки проекта, требующего для своей реализации значительных инвестиций: для внедрения системы зонной оплаты требуется установка турникетов с электронными считывающими устройствами как на входе, так и на выходе из каждой станции метро. Также при создании данной системы придется учесть усиленные требования по информационной безопасности, и уделить особое внимание синхронизации данных, получаемых с турникетов, для снятия денежных средств с карты пассажира.
Но, несмотря на все эти сложности, у метрополитена и Комитета по транспорту Санкт-Петербурга имеются далеко идущие планы относительно этого проекта. Планируется организовать многофункциональное использование БСК с нанесением на нее данных по оплате проезда во всех видах транспорта, а также возможностей оплаты других товаров, работ и услуг. Конечной целью данного проекта является создание самостоятельной платежной системы с высоким уровнем распространения карт среди населения. То есть глобальная суть проекта заключается в том, что создается платежная система с узкой специализацией, но способная привлечь значительную долю населения, а потом в данной системе расширяется спектр предлагаемых услуг. И в итоге получается крупная платежная система с большой долей рынка на крепкой социальной основе, предлагающая широкий спектр услуг. В идеальных условиях такая система даже может претендовать на роль монополиста на рынке «микроплатежей», ведь всегда удобнее иметь одну карту «на все случаи жизни».
В мире уже имеется положительный опыт развития систем такого рода. Например, в Гонконге существует платежная система Octopus Card, которая первоначально создавалась для выпуска проездных билетов на основе смарт-карт для Гонконгского метро. В процессе эволюции данная система превратилась в систему универсальных предоплаченных платежных карт.
Возникнув 10 лет назад, система Octopus смогла вытеснить таких конкурентов, как VisaCash и Mondex, и занять лидирующие позиции на рынке платежных карт в Гонконге (ее доля на рынке составляет более 50%). Владельцами карт системы Octopus являются 95% жителей Гонконга. Ежедневно на территории Гонконга совершается свыше 10 млн. операций с использованием карт данной платежной системы.
Если же вернуться к проекту Санкт-Петербургского метрополитена, то при его успешной реализации и развитии он претендует на роль инновационного прорыва в области развития платежных систем России. |
| |
|
|